Нужно ясно понимать, что не скатиться к животному миру человеку помогла религия.

Кто-то очень умный в то время ясно осознал, что человек не погибнет до тех пор, пока живо то, что лежит в начале человеческом: слово. Именно разумная речь отличает его от всех остальных живых существ и определяет образ его жизни. Следовательно, уважение к слову надо возвести в ранг сверхзадачи: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог!» Слово = Бог! Сильный ход!

Религия не дала умереть человеческой мысли и заставила человека стать на путь познания нового для него мира (до сих пор иудеи преклоняются перед любыми проявлениями интеллектуальной деятельности). А с законами Моисеевыми человечество обрело и Мораль. Как оно соблюдало эти законы – отдельный разговор, но ориентир был дан, и не звериные законы, а человеческие все-таки берут верх, все больше утверждаясь на Земле. Роль религии в посткатастрофное время можно выразить простыми словами: создание человеческой цивилизации современного типа. Или человеческой культуры в широком понимании этого термина.

Не сразу люди восприняли идею высшей силы. Современные ученые считают, что в ранних церковных текстах православного вероисповедания под Израилем понимается Византийская империя, а под Иудеей – земли вокруг Константинополя-Иерусалима. Но, согласитесь, это весьма малопонятное территориальное образование.

Ф.Т. Фоменко тоже признается, что нелегко понять, идет ли речь об одном государстве или о двух:

Хорошо известные библейские названия Израиль и Иудея имеют осмысленный перевод. Слово «израильтяне» переводится как «богоборцы», а слово «иудеи» – как «богославцы». Обычно считается, что здесь речь идет о жителях двух разных государств – Израиля и Иудеи. Согласно Библии, некогда единое государство разделилось когда-то на два: Израиль и Иудею. Хотя их история все время тесно переплетена. Причем, читая библейский текст, трудно понять, где и как проходит граница между израильтянами и иудеями.

Ученый даже сделал предположение, что «это два сословия внутри одного и того же народа». Просто потрясающий вывод! Давайте вслушаемся еще раз и обратим внимание на вторую часть высказывания: «Это два сословия внутри одного и того же народа». Но как же, в таком случае, объяснить различие?

Я толкую слова Иудея и Израиль несколько иначе. Дело в том, что слово «йуд» переводится как «Бог» (более подробно о букве «йуд» я расскажу ниже), а древнееврейское слово «дея» означает «воззрение», то есть мировоззрение, в основу которого положено существование высшей силы – Бога. Следовательно, под Иудеей понималась территория, а затем территории Ромейской империи, где люди приняли новое по тем временам понятие – «Бог», где это понятие вошло в сознание людей и стало частью их мировосприятия. А слово «Исраил», хотя и переводится дословно как «борец с Богом», но означает, вероятно, земли, где понятие «Бог» люди не принимали, отвергали, отторгали. Недаром история знает богоборческие войны и даже попытки создать богоборческие империи. Победили же верующие, то есть иудеи, и скоро верить в Бога стало во всем мире так же естественно, как говорить и дышать. Знаменитая переписка Ивана Грозного с Курбским, как известно, начинается с фразы:

Курбский: «Почто, царю, силных во Израили побил еси и воевод, от Бога данных ти на враги твоя, различными смертьми расторгл еси…»

Грозный: «А сильных есми во Израили не побили, и не вем, кто есть сильнейший во Израили, понеже бо Русская земля правится Божиим милосердием».

Совершенно понятно, о чем идет речь.

НЕБОЛЬШОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

Существует популярное мнение, что Иисус Христос, как прилежный иудей, должен был ходить в синагогу. Не совсем так. Синагога – слово древнегреческое и получило распространение значительно позже, чем древнееврейское название «бейт-кнесет» – дом собраний. Но у синагоги есть также названия «дом молитвы» и «дом учебы».

Археологи находят древние церкви (вплоть до XII века, от Британии до Китая), которые по всем признакам классифицируются как синагоги, но привычных иудейских атрибутов там не обнаруживается.

По совершенно замечательному выражению Иосифа Кременецкого, по всему видно, что люди «не испытали влияния Талмуда». Обычно это объясняют тем, что это были молельные дома раннего иудаизма еще до принятия религиозных классических иудейских символов и современных религиозных доктрин. Я с этой точкой зрения в основном согласен и поэтому называю раннеиудейские молельные дома церквами синагогального типа.

Замечу, что многие религии в начале своего пути называли строения не церквами, а домами: в латыни – «domus » (в немецком языке католический собор до сих пор называется der Dom), в России молельными домами называются религиозные строения многих сект, например, баптистов, хлыстов, скопцов… В раннем христианстве церковь тоже называлась домом молитвы. Выгоняя торговцев из храма, Иисус сказал: «Дом мой домом молитвы наречется».

Название синагоги в оригинале – бейт-кнесет – запечатлело начало верования в Бога и свидетельствует о том, что это начало памятно, а следовательно, было не так уж и давно.

АРТЕФАКТЫ

А теперь, чтобы читателю было совершенно ясно, что до распада Моногеи мы – все или почти все земляне – имели общие представления о Боге и мире, приведу с небольшими сокращениями сведения из исследования знаменитого ученого и публициста по вопросам иудаики Иосифа Кременецкого.

…Большую известность получили легенды о принадлежности перуанских индейцев к исчезнувшим коленам Израиля. Эту версию выдвинули чиновник испанской администрации Фернандо Монтизенос и раввин Амстердама Менаше бен-Израэль.

Монтизенос написал «Историю перуанских индейцев». А бен-Израэль с энтузиазмом поддержал его точку зрения. В 1649 году британский миссионер Эдвард Уинслоу, прибывший в не так давно «открытую» Америку, заявил, что обнаружил там еще одно потерянное колено Израилево. К такому выводу Уинслоу пришел, проанализировав «антропологические и культурологические особенности некоторых индейских племен и обобщив свои наблюдения в виде научного трактата «Jewish Indian Theory».

Эту теорию поддержал в 1656 г. английский историк Томас Торогуд. Она также получила поддержку и у известного исследователя североамериканского континента Чарльза Бити.

Даже в трудах известного историка Америки Джеймса Адейра в книге «История американских индейцев» (1775 г.) утверждается аналогичная версия. Продолжала развиваться эта концепция и в XIX в. Потомками исчезнувших колен в исследовании англичанина Кингсборо (1837 г.) были названы также мексиканские индейцы. Уже в наше время в Перу возникла группа под названием «бней Моше», стремящаяся сменить католичество на свою старую религию – иудаизм. В России тоже есть подобная группа, называется «бней Hoax» – сыновья Ноя.

Предположения о находках начали поступать и из других частей света. Так, ученый теолог Норман Маклеод, христианский миссионер на Дальнем Востоке, в капитальном труде «Взгляд на Дальний Восток» (1871 г.) развил теорию о том, что на южно-японском архипелаге Рюкю проживают потомки одного из исчезнувших колен израилевых.

Немецкий ученый Пауль Маркер (1881–1945) во время исследований в Кении и Танганьике выдвинул гипотезу о происхождении племени масаи от одного из утерянных колен.

В начале XX века американец Джорж Мур в изданной им многотомной «Истории религий» описал обитающую в Бирме народность (белых карен), в религиозных воззрениях которой имелись мессианские чаяния, подобные иудаизму.

В XX веке в Америке тоже были обнаружены курганы, в которых содержалось множество табличек с римскими и арабскими цифрами. На некоторых обнаружены знаки, напоминающие древнегреческий, финикийский и древнееврейский алфавиты. Это ставит под сомнение теорию заселения Америки монголоидной расой из Азии.

С возникновением Израиля поиски пропавших колен интенсифицировались.

Иерусалимский раввин Элиягу Авихиль уже в течение нескольких десятилетий проводит по всему миру розыски пропавших колен. В прошлом году он издал в Израиле книгу «Колена Израиля», в которой изложил результаты своих исследований. Оказалось, что изгнанные колена[100] поначалу обосновались в восточной Азии на границах современного Пакистана и Афганистана. Со временем они перемещались на восток и на север. Было обнаружено, что похожие на религиозные иудейские ритуалы сохранились в их древнем виде. Влияния Талмуда они не испытали.

Исследователь обнаружил ряд общин, порвавших с иудаизмом. Самая большая из потерянных общин, обнаруженных ребе Авихилем в этом районе, составляет около 20 миллионов человек. Это племя придерживается мусульманской религии, но ранее оно называлось «Бней Исраэль». Некоторые законы этого племени сходны с иудейскими. Среди сохраненных обычаев: использование одеяний, сходных с талесом, при молитвах, обычай женитьбы брата на бездетной вдове умершего, зажигание субботних свечей, и воздержание от приготовления пищи в субботу. Их внешность признана антропологами семитской. Семьи этого племени напоминают названия иудейских древних колен: Ревени (Реувен), Шинори (Шимон), Дафтани (Нафтали), Эфриди (Эфраим), Ашури (Ашер).

Некоторые носят иудейские имена – Эсраэль, Шмуэль. Семитским обликом отличаются и кашмирцы (численность от 5 до 7 миллионов человек). При в целом мусульманском образе жизни у них существуют иудейские обычаи: зажигание субботних свечей, отращивание пейсов и бород, и использование в качестве эмблемы Щита Давида. В числе открытий рабе Авихиля племена каренов, обитающих в северо-восточной Бирме (5–7 миллионов человек). В их традиции история сотворения мира совпадает с библейской, они признают сказания о Всемирном потопе и Вавилонском столпотворении, обычаи жертвоприношения для искупления грехов. По их словам, они утратили древние источники, в которых записаны основы их веры, но признали сходство их с Библией, привезенной миссионером.

Согласно исследованиям ребе Авихиля, в Индии тоже есть племя шинлонг (около 1,2 миллиона человек). Его обычаи напоминают каренские. Члены этого племени сами причисляют себя к коленам Менаше и Эфраима. Они исповедуют христианство, но в начале 70-х годов окрепло их движение возвращения к вере отцов. Члены этого движения соблюдают субботу, иудейские праздники, обучают детей в еврейской школе. Из сохранившихся древних обычаев некоторые похожи на иудейские: ношение талеса, семидневное поминовение покойника и др. Некоторые члены племени проходят официальный гиюр и переселяются в Израиль.

Известный индийский специалист по вопросам религии Зайтен Чунги провел исследования обычаев племени мизос, проживающего в индийском штате Мизорам на северо-востоке страны. Он пришел к выводу, что это племя может являться родственниками иудеев колена Менаше. Численность племени около 750000 человек.

Недавно значительное число этих людей обратилось с просьбой к израильским властям признать их происхождение из колена Менаше и разрешить эмиграцию в Израиль.

По мнению ребе Авихиля, в китайской провинции Сы-чуань проживает племя чианг.

История племени насчитывает 2300 лет. Члены этого племени называют себя «сынами Авраама». Авихиль считает, что шелонги, карены и чанг составляли в древности одно племя, придерживавшееся иудейских традиций. Эти традиции включали обряды жертвоприношения, покрытие женщинами головы, обмазывание жертвенной кровью притолок домов.

Следуя мысленно далее на восток, Авихиль утверждает, что среди японцев растворились все десять колен Израиля. Доказательства этого он находит в особенностях построения храмов. В синтоистских храмах выделяются три уровня святости: для всех, для священнослужителей и для первосвященника, раковина для омовения рук, шкаф для книги, аналогичный Ковчегу Завета. В одеяниях священнослужителей находятся нити, напоминающие цицит.

Иудеи появились в Крыму в I веке. Самое древнее свидетельство датируется 81-м годом.

Существовала иудейская община в Керчи, и при ней синагога. Предполагают, что они пришли сюда из Малой Азии. В те времена территория полуострова привлекала многих завоевателей. Известно свидетельство создателя славянской азбуки Кирилла о иудейской общине в Херсонесе, кроме иудеев включавшей и хазаров. Есть свидетельства о существовании общин и в других городах. В период господства хазар (VII–X века) часть полуострова служила убежищем преследуемых иудеев Византии. Но и после разгрома Хазарии (965 г.) иудеи продолжали жить в Крыму. На Кавказе живут две группы иудеев: грузинские и горские. Первые поселились в этих краях, когда Навуходоносор захватил Иудейское царство и разрушил Первый Храм.

Таким образом, можно предположить, что грузинские иудеи относятся к одному из двух колен древней Иудеи. После разрушения Второго Храма в Грузии поселились еще некоторое число иудеев. Впоследствии в страну прибывали беженцы из других мест. В мусульманских районах Кавказа жили горские иудеи. Они считали себя потомками колен, живших в Израильском царстве. Теперь они живут в Дагестане и Азербайджане. В настоящее время большинство грузинских и горских иудеев переехало в Израиль.

В конце XIX – начале XX века на Кавказе появилась еще одна этническая группа иудеев – лахлухи. Они переселились из Иранского Азербайджана и Курдистана. В 30-50-х годах многие из них покинули страну или были высланы в Сибирь. Некоторое количество их возвратилось и проживает в Тбилиси. Они говорят на ново-арамейском диалекте.

Существует гипотеза, что часть еврейских общин Средней Азии происходит от одного, может быть, от нескольких из 10 колен Израиля, угнанных ассирийцами. О другой части иудеев говорится, что они были переселены туда в эпоху Навуходоносора после захвата Иудейского царства. Некоторые исследователи склоняются к тому, что часть иудеев попала в эти места уже в I веке после падения Иерусалима.

Итак, мы видим, что существует некий «порог», за которым мы наблюдаем «предельную общность культур». Следовательно, либо нам надо признать, что до этого «порога» вся Земля – от Японии до Америк – была заселена евреями, «не испытавшими влияния Талмуда», либо – что это была общечеловеческая культура. И только после катастрофы с расхождением материков разошлись и пути человеческие – их языки, религии, мораль, быт и все остальное.

Наши общие предки были когда-то единым народом. Пусть читателя не смущает то, что, зная об определенных различиях, автор говорит о едином народе. Мы в Советском Союзе тоже были «единой общностью – Советским народом». То же самое было и в Римской империи. Народов было много, а этноним один. Как иллюстрацию привожу мнение Л. Н. Гумилева, авторитетного специалиста в области этнологии:

При изучении общих закономерностей этнологии прежде всего надлежит усвоить, что реальный этнос, с одной стороны, и этническое наименование (этноним), принятое его членами – с другой, не адекватны друг другу. Часто мы встречаем несколько разных этносов, носящих одно и то же имя, или, наоборот, один этнос может называться по-разному. Так, слово «римляне» (romani) первоначально означало граждан полиса Рима, но отнюдь не их соседей – италиков, и даже не латинов, обитавших в других городах Лациума.

В эпоху Римской империи (I–II век) количество римлян возросло за счет включения в их число всех италиков: этрусков, самнитов, лигуров, цизальпинских галлов и многих жителей провинций, отнюдь не латинского происхождения. После эдикта Каракаллы года «римлянами» были названы все свободные жители муниципий на территории Римской империи, в том числе греки, каппадокийцы, евреи, берберы, галлы, иллирийцы, германцы и др. Понятие «римлянин» как бы потеряло этническое значение, но этого на самом деле не было: оно просто его изменило. Общим моментом вместо единства происхождения и языка стало единство даже не культуры, а исторической судьбы. В таком виде этнос просуществовал три века – срок изрядный – и не распался. Напротив, он трансформировался в IV–V веке вследствие принятия христианства как государственной религии, которая стала после первых трех Соборов определяющим признаком.

Наши рекомендации