Сознание обусловлено обществом, является его продуктом и помимо общества развиваться не может.

Человек в борьбе за существование не ограничивался приспособлением к окружающей среде. С помощью созданных им орудий, он воздействовал на природу. Совершенствование орудий, их использование человеком, способствовало преобразованию не только окружающей действительности, но его собственной психической и физической природы.

Вопрос 3. Структура сознания.

Схематично структуру сознания можно представить следующим образом.

 
  Сознание обусловлено обществом, является его продуктом и помимо общества развиваться не может. - student2.ru

Бессознательное (надсознание – сверхсознание)

Сознание в узком смысле

Бессознательное (подсознание)

Подсознание -неосознанная деятельность человека, выполняет ряд функций:

1) фиксирует сложную систему условно-рефлекторных действий, выработанных при формировании навыков, например, навыков чтения, письма, ходьбы;

2) обеспечивает регуляцию деятельности внутренних органов и систем органов человека;

3) воспринимает, перерабатывает в процессе сновидений и удаляет излишнюю информацию, воздействующую на человека.

Надсознательные способностиобеспечивают приобщение к информационно-смысловой реальности. В актах надсознательного озарения открывается высшее знание, когда человек «сливается» с божественным или космическим Разумом, приобщается к надындивидуальной истине, благу и красоте.

Сознание в узком смыслепредставляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях.

Проблема сознания тесно связана с вопросом о самосознании.Сознание включает в себя самосознание. Объектом анализа при самосознании субъект делает самого себя: собственные представления, мысли, чувства, переживания, волевые импульсы, интересы, цели, поведение, действия, положение в коллективе, семье, обществе и т.д.

Самосознание –это не только познание себя, но и самооценка – отношение к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам.

Значение самооценки.

1. Обеспечивает самоопределение в жизни.

2. Позволяет соотнести свои возможности с требованиями жизни.

3. Вырабатывает умения: самостоятельно ставить перед собой цели, оценивать течение своих мыслей и их результаты, подвергать проверке догадки, отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий.

4. Поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение.

Формирование самосознанияневозможно без социального фактора, без коммуникации, без отграничения себя от других людей и в тоже время без соотнесения себя с ними, их жизненными познаниями, без оценки себя с позиции других людей и общества. Сознание позволяет человеку контролировать свою практическую деятельность, а самосознание держит под контролем деятельность сознания.В процессе самоосознания себя человек становится личностью и осознает себя, как личность, и, как субъекта практической и духовной деятельности.

Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии.

Рефлексия -(лат. reflexio – обращение назад). Термин, обозначающий отражение, а также исследование самого познавательного акта. Рефлексияозначает обращение сознания на самого себя, размышление над своим психическим состоянием. Уровни рефлексии различны – от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Рефлексия также обеспечивает коррекцию деятельности человека.

Вопрос 4. Источники сознания.

Сложились разные подходы к пониманию этого вопроса. О некоторых уже говорилось. Сейчас остановимся на материалистическом понимании.

Материалистическое направление выделяет следующие источники сознания:

1)внешний предметный и духовный мир.

Природные, социальные и духовные явления отражаются в виде конкретно-чувственных понятий и образов. Такие образы несут в себе информацию о внешней стороне и сущности явлений. Такая информация есть результат взаимодействия человека с наличной ситуацией, обеспечивает контакт человека с нею;

2)социокультурная среда –общие понятия, этические, эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания. Часть норм и запретов транслируется в индивидуальное сознание. Справедливо, что индивид обладает способностью смотреть на мир глазами общества;

3) духовный мир индивида,его уникальный опыт жизни. В отсутствии непосредственных внешних воздействий, человек способен переосмыслить свое прошлое, конструировать свое будущее;

4) мозг, как макроструктурная природная система, которая состоит из множества взаимосвязанных нейронов, обеспечивая на клеточно-тканевом уровне общие функции сознания;

5) космическое информационно-смысловое поле. Некоторые исследователи считают, что «мозг представляет собой космическую систему, которая берет энергию непосредственно из Вселенной»; « мозг связан с биосферой планеты и всей Вселенной двумя каналами – энергетическим и информационным». Отсюда могут и проистекать следствия, касающиеся не только участия информации индивида в общем мировом информационном процессе, но и воздействие информации умерших предков на сознание живущих (через сферу бессознательного).

Все источники сознания взаимосвязаны. Внешние источники преломляются через внутренний мир человека и далеко не все, идущее извне (от общества, например), включаются в сознание.

Таким образом, источник индивидуального сознания это не идеи сами по себе, (как у объективных идеалистов), и не мозг, (как у вульгарных материалистов); источник индивидуального сознания это объективная и субъективная реальность, отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата – головного мозга в системе надличностных форм общественного сознания.

Вопрос 5.Функции сознания.

Сознание многофункционально:

1) обеспечивает жизнедеятельность человека и общества;

2) позволяет предвидеть результаты материальных действий, выбирать наилучшую форму поведения для достижения поставленных целей;

3) способно увести человека в вымышленный мир и воспринимать его как реальный.

Таким образом, сознание– это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью, функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Наши рекомендации