Основные формы духовного бытия
а) индивидуализированное – неотделимое от конкретной жизнедеятельности индивида (его духовный мир);
б) объективированное – может существовать и часто существует вне индивида.
Вопрос 3. Материя.
Из понятия «бытие», как совокупной реальности, следует, что существуетдва вида реальности:
а) объективная реальность, т.е. то, что не зависит в своем существовании от воли, желания, сознания индивидов и общества, т.е. материя;
б) субъективная реальность, т.е. то, что зависит от воли и желания индивидов - сознание.
Такое разделение условно, так как объективная и субъективная реальность являют собой единый многообразный и пространственный мир, но оно необходимо в целях познания.
Материя (ввел в философский оборот данное понятие Лукреций Тит Кар (99-55 гг. до н.э.) от латинского слова mater – «мать») как объективная реальность включает в себя бесконечное множество всех существующих в мире предметов, систем и процессов, их свойств, связей отношений, а также форм движения. Материя есть абстракция, как скажем, плод вообще. Ее нельзя видеть, осязать. Весь окружающий нас мир и мы сами представляем собой движущуюся материю.
В философии существует несколько подходов к пониманию материи.
1.Материалистический подход– материя есть основа бытия, объективная реальность, существующая независимо от человека. Материя первична и представляет собой наличное бытие. Дух, сознание – порождение материи.
2.Объективно-идеалистическийподход– материя существует объективно, но есть порождение первичного идеального (абсолютного) духа.
3.Субъективно-идеалистический подход– материи, как самостоятельной реальности, не существует вообще, она лишь продукт субъективного духа.
4.Позитивистский– понятие «материя» ложно, так как ее существование нельзя полностью изучить при помощи опытного научного исследования.
В современной российской науке, философии утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи.
Материя рассматривается, как основа единства мира.В этом смысле она есть субстанция(лот. substantia – сущность) – первооснова; то, что не зависит от другого, первопричина сущего, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.
Понятие «материя» употребляется в двух значениях:
во-первых, материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания, и, отображаемая им.
во-вторых, материяестьфилософская категориядля обозначения объективной реальности, существующей независимо от человеческого сознания, и отображаемой им.
Материя всегда структурирована (лат. structura – расположения, строение). Все материальные объекты имеют структуру и их существование возможно, только благодаря взаимодействию образующих ее элементов. Элементами структурыматерии являются:
а) неживая природа;
б) живая природа;
в) общество.
Каждый элемент материи имеет свои уровни.
Уровнями неживой природыявляются (по восходящей):
- субмикроэлементарный (мельчайшие единицы материи, меньше, чем атомы);
- микроэлементарный (электроны, кварки);
- ядерный (ядро атома);
- атомарный (атомы);
- молекулярный (молекулы);
- единичные вещи;
- макротела;
- планеты;
- системы планет;
- галактики;
- системы галактик;
- метагалактики;
- Вселенная, мир в целом.
К уровням живой природы относятся (по восходящей):
- доклеточный (ДНК, РНК, белки);
- клеточный (клетки);
- многоклеточные организмы;
- популяции;
- виды;
- биоценозы (сообщество живых организмов, населяющее однородный участок природы и имеющие определенный видовой состав);
- биосфера в целом.
К уровням общества относится (по восходящей):
- отдельный индивид;
- семья;
- группа;
- коллективы разных уровней;
- социальные группы (классы, страты);
- этносы;
- нации;
- расы;
- государства;
- союзы государств;
- человечество в целом.
Характерными свойствами (атрибутами) материи являются:
1) движение;
2) размещенность в пространстве (пространство);
3) существование во времени (время);
4) способность к отражению (отражение);
5) самоорганизация и др..
Вопрос 4. Движение и развитие. Концепция развития.
Под движением в философии понимаются любые (все) изменения, которые происходят в мире, природе, телах, явлениях. Движение рассматривается в самом общем смысле слова, т.е. как способ существования материи. Другими словами, под движениемпонимается все изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением. Это внутренне присущий материи атрибут - неотъемлемый признак предмета, без которого предмет не может ни быть, ни мыслиться.Движение несотворимо и неуничтожимо. Поэтому движение абсолютно, покой относителениявляетсямоментом движения.
Существует два основных типа движения:
а) движение, связанное с сохранением устойчивости предмета, его качества. Любая вещь есть ни что иное, как процесс;
б) движение, связанное с переходом от одного качества в другое, с изменением качественного состояния предмета.
Движение существует в различных формах, которые связаны с уровнем организации и развития материи. Более простому уровню организации материи соответствуют более простые формы движения и наоборот. Между формами движения существует генетическая связь, т.е. в высших формах присутствуют все более низшие формы движения. Высшие формы движения не есть сумма более низших, они не сводимы к ним, т.к. это качественно специфичны формы движения. Генетическая связь всех форм движения между собой и с уровнями развития материи также свидетельствует о материальном единстве мира.
Можно выделить три основных группы форм движения:
1) в неорганической природе;
2) в живой природе;
3) в обществе.
В каждой из групп имеется множество форм движения, что связано с неисчерпаемостью материи.
Основными формами являются:
а) механическая;
б) физическая;
в) химическая;
г) биологическая;
д) социальная и др.
Движение материине привносится извне, а возникает из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы. Поэтому оно характеризуется:
а) всеобщностью;
б) постоянством.
Движение, связанное с переходом из одного качества в другое, с изменением качественного состояния предмета принято называть развитием. Развитие всегда показывает наличие преемственности между качественными изменениями.
Основные признаки развития:
1) качественный характер изменений;
2) их необратимость;
3) четкая направленность (прогресс, регресс).
Таким образом, развитие –это направленное, необратимое, качественное изменение системы.
Движение и развитие материи представляет собой процессы, проходящие по определенным этапам. Одни стадии сменяют другие, но какие-то моменты могут повторяться. Все это имеет свою длительность, скорость, ритм и темп, т.е. время.
Вопрос 5. Пространство и время.
Материя расположена во времени и в пространстве. Обсуждение вопроса о сущности пространства и времени ведется с древности. Принципиально важным во всех спорах стоял вопрос: в каком отношении находятся пространство и время к материи?
По этому вопросу в истории философии сформировалось два подхода:
а) субстанциальный;
б) реляционный.
Сторонники субстанциального(от субстанция) подхода считали, что время и пространство являются отдельной реальностью, наряду с материей. Пространство – здесь чистая протяженность, пустое вместилище вещей и событий, а время – чистая длительностью. Оно одинаково во всей Вселенной, и его течение ни от чего не зависит.
Сторонники реляционного (лат. relatio – отношения) подхода утверждают наоборот, что пространство и время образуются в результате взаимодействия материальных объектов, т.е. это система отношений.
В настоящее время, исходя из достижений науки, более достоверно выглядит реляционная теория.
Согласно ей, пространство – это форма бытия материи, характеризующая ее:
во-первых, протяженность;
во-вторых, структурность;
в-третьих, сосуществование;
в-четвертых, взаимодействие элементов во всех материальных системах. Пространство характеризуется такими свойствами:
а) протяженность;
б) однородность (отсутствие в нем каких-либо выделенных точек);
в) изотропность (равноправность всех возможных направлений);
г) трехмерность.
Понятие пространства (протяженность) имеет смысл потому, что сама материя дифференцирована и структурирована. Если бы мир не имел сложной структуры, если бы он не расчленялся на предметы, а эти предметы на элементы, связанные между собой, то понятие пространства не имело бы смысла.
Но материальный мир не просто состоит из структурно-произвольных объектов. Эти объекты находятся в движении, они представляют собой процессы. В них можно выделить особо качественные состояния, сменяющие одно другое. Сравнение между собой качественно различных изменений дает нам представление о времени.
Время – форма бытия материи, выражающая:
во-первых, длительность существования материальных систем, тел, процессов;
во-вторых, последовательность смены состояний и изменений этих систем.
Оно также характеризуется:
а) одномерностью;
б) необратимостью.
Из такого понимания следует, что пространство и время являются объективными свойствами материи. Они тесно переплетены. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.
Теория относительности, сформулированная Альбертом Эйнштейном в 1916 г., подтвердила правильность реляционной теории – т.е. понимание времени и пространства, как отношений внутри материи, а также перевернула прежние взгляды на пространство и время, как вечные и неизменные величины.
С помощью сложных физико-математических расчетов Эйнштейн доказал, что если какой-либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменится – пространство (материальные объекты) уменьшится, а время замедлит свой бег. Таким образом, пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.
Следовательно, пространство и время – это формы существования материи. В мире нет ничего, кроме движущейся в пространстве и во времени материи. Неразрывность материи, движения, пространства и времени находит свое подтверждение в науке и практике.