Тема 10. Европейская философия второй половины XIX – XX вв.
Лекция.
Время:2 часа
Вопросы лекции
1. Основные факторы, определившие развитие философии в этот период.
2. Особенности развития философской мысли.
3. Неопозитивизм.
4. Неотомизм.
5. Психоанализ.
6. Экзистенциализм.
7. Герменевтика.
Конспект лекции
Вопрос 1. Основные факторы, определившие развитие
Философии в этот период.
Небывалый прогресс науки и техники во многом определил неповторимое своеобразие конца XIX – XX вв. Наука, из формы познания законов мироздания, превратилась в главное средство преобразования мира.
Классическая наука XVII в., с позиции сегодняшнего дня, создала упрощённую карту мира.
Во-первых, утверждалось, что в природе господствуют динамические законы и практически не уделялось внимания статическим.
Во-вторых, мир изучался с позиции возможности полного исключения человека из объекта познания, так как будто бы человека не было.
В-третьих, человек понимался как рациональное существо. Роль иррационального, тёмного начала в человеке в полной мере не была известна и не учитывалась.
Таким образом, картина мира классической науки создавала почву для веры в абсолютное торжество научного разума, с помощью которого будет развита наука, способная решить общественные и человеческие проблемы.
Однако, открытия второй половины XIX в., и особенно XX в., значительно усложнили научную картину мира.
К важнейшим открытиям относятся:
1. Создание Джеймсон Максвеллом (1831-1897), английским физиком, теории электромагнитного поля.
2. Обнаружение радиоактивности (А. Беккерель, М. Складовская – Кюри и др.), приведшее в дальнейшем к созданию немецким физиком Максом Планком (1858 – 1947 ) квантовой теории.
3. Создание Альбертом Эйнштейном (1879 – 1955) теории относительности, в соответствии с которой в зависимости от скорости, возникает возможность ускорения и замедления течения времени.
4. Создание в 40-е годы первой ЭВМ; в связи с этим стало возможным применение радиолокации, телемеханики.
Создание ядерного оружия, разработка проектов мирного использования энергии атома, реактивных самолётов, в т. числе со сверхзвуковой скоростью. Наметились первые шаги телевидения и многое другое.
5. Технологическая революция проявилась в автоматизации, а затем в информатизации. Мировое внедрение получили компьютеры, были созданы компьютерные сети, которые в целом привели к осознанию роли информации как мощнейшего средства воздействия на общественные процессы и человека. Внедрение спутниковой связи и др. способов распространения информации не даёт возможности отгородиться от процессов, происходящих за пределами страны.
Всё это усложнило духовную ситуацию, которая в настоящее время становится значительно более многообразной и запутанной.
Вопрос 2. Особенности развития философской мысли.
Философия конца XIX – XX вв. – сложное духовное образование. На её становление оказали существенное влияние особенности развития:
а) политических систем;
б) науки и техники;
в) искусства и культуры;
г) взаимопереплетение культурных традиций и взаимообогащение духовного опыта народов и т.д.
Философия XX. в. предстаёт в различных направлениях:
· идеализм и материализм;
· антропологизм и натурализм;
· рационализм и иррационализм;
· сциентизм и антисциентизм и др.
Иррационализм( от лат. – неразумный, бессознательный ) противопоставляет рациональному познанию созерцание, интуицию, инстинкт, веру. Он обращается к иррациональным силам, таящимся якобы в самом человеке. Иррационализм пытается доказать, что в человеческом сознании под тонким слоем логического мышления дремлют иррациональные, тёмные силы, определяющие это мышление.
Сциентизм( от лат. scientia – наука ) – философско-мировоззренческая ориентация, связанная с обоснованием способности науки решить все социальные проблемы.
Антисциентизм –течение, которое не отрицая силы воздействия науки на общественную жизнь и человека, но это влияние истолковывает, как негативное, разрушительное.
Основные направления современных философских течений:
1. Неопозитивизм 6. Философия жизни
2. Неотомизм 7. Философия воли
3. Экзистенционизм 8. Неокантианство
4. Герменевтика 9. Неомарксизм
5. Феноменология 10. Психоаналитическая философия и др.
Почему философские течения, возникшие ещё в XIX в. оказались столь жизнестойкими?
Во-первых, дело в том, что они исследуют (изучают) проблемы, которые имеют общечеловеческую ценность:
а) роль философского и научного познания;
б) человека и его жизнедеятельность;
в) взаимодействие духовного и материального;
г) взаимодействие объективного и субъективного и т.д.
Во-вторых, философские течения (практически все) выступают как некие матрицы, из которых произрастают философские теории, идеи, концепции, образуются школы, которые в той или иной мере отвечают требованиям сегодняшнего дня.
Вопрос 3.Неопозитивизм.
Неопозитивизм является третьим этапом в развитии позитивизма– течения, сутью которого является стремление поставить философию на твёрдую научную основу. Оно зародилось в 30 – 40-е годы XIX столетия. Основателем является французский философ Огюст Конт – (1798 – 1857), ученик Сен-Симона.
Большой вклад в развитие позитивизма внесли также английские учёные Джон Милль (1806 – 1873) и Герберт Спенсер (1820 – 1903).
Суть позитивизма.
1. Позитивисты утверждают, что спор между материализмом и идеализмом бессмысленный. Философия должна отказаться как от материализма, так и от идеализма и основываться на позитивном (научном) знании.
2. Истинные знания о мире могут дать исключительно физика, химия, и др. позитивные науки, причём всякая наука сама себе философия. Таким образом, традиционная философия, как мировоззренческая наука, отрицается.
3. Философское (научное) знание должно быть абсолютно точным, достоверным и основываться на научном методе – эмпирическом наблюдении.
4. Философия должна исследовать лишь факты, а не их причины.
5. Философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера при исследовании. Она отвечать на вопрос «как», а не «почему».
6. Конт сформулировал закон двойственно эволюциичеловечества – интеллектуальной и технической.
Интеллектуальнаяэволюция (развитие) прошла через три последовательных стадии:
а) теологическая (мировоззрение основано на религии);
б) метафизическая (мировоззрение основано на несистематическом, вероятностном знании);
в) позитивная (мировоззрение основано на науке).
Техническая- отражает стадии технического развития общества:
а) традиционное общество;
б) доиндустриальное общество;
в) индустриальное общество.
Стадии интеллектуального и технического развития общества в целом соответствуют друг другу и налицо тесная взаимосвязь.
Философия Конта заложила основы позитивизма.
Второй этап в развитии позитивизма – эмпириокритицизм(критика опыта) или махизм, возник в конце XIX – начале XX вв.
Его создателями являются австрийский физик и философ Эрнст Мах (1836 – 1916) и швейцарский философ Рихард Авенариус (1843– 1896). Причиной появления эмпириокритицизма явился прогресс естественнонаучного знания, связанный с развитием квантовой физики. Это поставило под сомнение эмпирическую методологию научного познания, поскольку была вскрыта зависимость результатов научных опытов от приборов и органов чувств человека. А поскольку все предметы и явления окружающего мира представляются человеку в виде «комплекса ощущений», то, следовательно, изучение окружающего мира возможно только как опытное исследование человеческих ощущений.
В связи с этим, философия должна стать:
во-первых, интегративной, «всеобщей» наукой;
во-вторых, наукой об ощущениях человека, т.е. перевести абстрактные научные понятия на язык ощущений (например, масса не существует сама по себе, а существует то, что человек ощущает массой).
Таким образом, принципиальное различиемежду позитивизмом и махизмом заключается в том, что:
во-первых, махизм поставил в центр своего исследования вопросы, которые Конт считал совершенно абсурдными:
· о природе познания;
· об отношении субъекта к объекту;
· о взаимоотношении психического и физического;
· о характере и истоках «опыта» и др.;
во-вторых, в этой философии преобладают субъективно-идеалистические идеи, переходящие в субъективный идеализм.
В силу этого эмпириокритицизм не получил широкого распространения.
Третий этап – неопозитивизм.Его представляют учёные, входившие в так называемый “Венский кружок”, возникший в Венском университете ( 1922 ) австрийский физик М. Шлик ( 1882 – 1936 ), немецкий философ Р. Карнап( 1891 – 1970 ), английский философ К. Поппер ( 1902 ) и др.
Неопозитивизм неоднороден, он состоит из 2-ух направлений:
а) логического анализа философии;
б) лингвистической философии.
1. Философия – это не теория, а деятельность.
2. Эта деятельность состоит в исследовании логического анализа языка науки,поскольку язык – главное средство через которое человек позитивно (достоверно) воспринимает окружающий мир.
3. Поскольку все знания выражаются с помощью языка, в виде каких-то высказываний, то центральной задачей философииявляется разработка принципов проверки этих высказываний на соответствие их опыту человека – принципы верификации(от лат. verus – истинный и facio – делаю) - можно перевести как подтверждение.
4. Положение, понятие имеет смысл и представляет интерес для науки лишь тогда, когда его можно верифицировать – подвергнуть опытной проверки фактами.
5. Поскольку большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, материя и др.) верифицировать невозможно, следовательно, они не имеют достоверного научного разрешения и поэтому из философии должны быть исключены.
В конце XX века оформился новейший вариант позитивизма – постпозитивизм.Его представителями являются К. Поппер(1902 - 1994) и Т. Кун(род. 1922).
Постпозитивизм отходит от проблем логического исследования научного знания (языка, понятий), а сосредотачивается на исследовании развития научного знания.Основными вопросами постпозитивизма являются:
а) как возникает новая теория?
б) как она добивается признания?
в) каковы критерии сравнения научных теорий (родственных и конкурирующих)?
г) возможно ли понимание между сторонниками альтернативных теорий?
1. Американский философ Томас Кун сформулировал представление о науке, как едином стиле мышления, назвав его парадигмой т.е. единая модель постановки проблем и их решения.
2. Парадигмы носят исторический характер, а их смена происходит в ходе научных революций. Таким образом, формирование и развитие знаний осуществляется в определённом пространстве предпосылок, характерных для данного общества на данном этапе его развития.
3. Развитие науки – это смена парадигм, периодические скачкообразные изменения в стиле мышления, методологии и методике научного исследования.
Подводя итог следует сказать, что неопозитивизм поставил важнейшие проблемы методологии науки, связанные с получением истинного знания.
Но суть в том, что философский анализ с точки зрения неопозитивистов не распространяется на объективную реальность, он должен ограничиваться лишь непосредственным опытом или языком.
Вопрос 4.Неотомизм.
Неотомизм –официальнаяфилософия Римско-католической церкви, которая обосновывает существование и всемогущество христианского триединого Бога. Его возникновение датируется 70-ми гг. ХIX в., когда в связи с энцикликой (обращением ) папы Льва XIII, принятой в 1879 г., томистское видение мира получило второе рождение. Теоретическим источником неотомизма является учение Фомы Аквинского ( латинское написание имени – Thomas – отсюда томизм; приставка нео – новейший томизм, неотомизм ). Его представители – Ж. Маритен ( 1882 – 1973 ), Э. Жильсон ( 1884 – 1978 ), Тейяр де Шарден ( 1881 – 1955 ), К. Ранер (1904 - 1984), Ф. Стенберг (р. 1904), К. Войтика (р. 1920-2005 ).
Цель неотомистов:
во-первых, доказать истинность католицизма и католической философии;
во-вторых, приспособить католицизм к современным условиям.
Основные положения неотомизма.
1. Мир един. Однако, единство мира состоит не в его материальности, а в бытии, т.е. существовании.
2. Под “бытием вообще” они понимают бытие Бога, который является первичной и универсальной реальностью. Бытие Бога доказывается путём аналогии с бытием мира, причём, бытие Бога - бесконечное.
3. Отрицая свою принадлежность к лагерю идеализма, неотомисты уверяют, что разрабатывают “реализм”, утверждая наличие объективной реальности, независимой от нашего сознания, подразумевают под этой объективной реальностью Бога и Душу человека, которая бессмертна.
4. Защищая принцип “гармонии” веры и разума, религии и науки, неотомизм на деле исходит из вторичности науки. Утверждает, что наука способна познать только заранее заложенное Богом в природу. Отсюда любое достижения науки доказывает силу и помощь божественного духа, подтверждает абсолютную истинность догматов веры, которые сами по себе недоступны человеческому разуму.
5. Неотомисты различают три ступени знания, образующие иерархию. Её основу составляют частные науки, центр – философия, а ее вершину – религия.
6. Ступеням знания соответствуют три этапа познания:
а) чувственное;
б) разумное;
в) божественное откровение, доступное вере, а не разуму.
7. Центральной проблемой является не теоцентризм, а проблема человека, отстаивание общечеловеческих ценностей, исследование смысла человеческого бытия и миссии человека в истории, смысл скорби. Стремление показать человеку и понять вечные ценности и ценности сегодняшние:
а) утверждается, что человек всегда личность – персона, сутью которой является Душа;
б) Душа фокусирует в себе космическую энергию, отличается самосознательностью и самонаправленностью;
в) история и общество развиваются через личность человека.
Отсюда, основная проблема – это вопросы свободы и нравственного воспитания человека.
Неотомизм создал новый образ человека, который творит свой культурно-исторический мир, побуждаемый к этому Творцом. Поскольку человек есть основной элемент бытия и через него проходит история, ведущая к “Граду Божьему”, то история имеет гуманный смысл и назначение построение общества на высших религиозно – нравственных ценностях.
Вопрос 5.Психоанализ.
Психоанализ-направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного и других психических процессов в жизни человека и общества.
Основателем является австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). В ходе практической деятельности, анализируя психику, Фрейд сделал два главных открытия:
во-первых, бессознательного - особой психической реальности, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и, в значительной степени, контролирует его;
во-вторых, реакции вытеснения (из сознания в бессознательное) отрицательных эмоций и всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики. Отрицательные эмоции, нереализованные желания вытесненные в бессознательное рано или поздно проявляют себя в виде «случайных» спонтанных действий, поступков, оговорок, ошибок и иных «странностей».
Фрейд утверждает, что сны являются проявлением жизни бессознательного. В снах реализуются скрытые стремления человека (то, что не реализовалось в реальной действительности, и тем самым, наступает психическое равновесие.
Он схематично представляет психику как совокупность трех слоев:
Оно; Я; сверх-Я.
1. «Оно» -мир бессознательного, где содержатся мысли и желания человека.
2. «Я»- сознание человека, посредник между всеми компонентами психики.
3. «Сверх-Я» -давящая и влияющая на человека внешняя реальность (цензура общества): законы, запреты, мораль, культурные традиции и др.
«Я» пытается подчинить себе «Оно». Это ему практически никогда не удается, а как правило, случается наоборот.
Фрейд образно иллюстрирует это, сравнивая всадника и лошадь, где всадник это «Я», а лошадь-«Оно». С первого взгляда кажется, что всадник «Я» контролирует лошадь, дает ей команды, но лошадь «Оно» в действительности сильнее всадника, так как несет его на себе. В некоторых случаях она вообще не подчиняется всаднику и везет его куда заблагорассудится.
«Сверх-Я» (нормы и запреты действующие в обществе) так же подчиняют себе «Я». Таким образом, утверждает Фрейд, «несчастное человеческое «Я»» испытывает мощное давление с трех сторон:
во-первых, бессознательного «Оно»;
во-вторых, внешнего мира;
в-третьих, норм и запретов «сверх-Я».
Быть здоровым в этой ситуации «Я» просто не может.
Главными факторами, которые управляют психикой являются:
а) удовольствие(психика всегда стремиться к удовольствию);
б)вытеснение(психика всегда вытесняет в бессознательное те желания и идеи, которые невозможно реализовать).
Вытесненные в бессознательное мысли и желания сублимируются - преобразуются в разрешенные виды деятельности (искусство, творчество и т.п.).
Отвечая на вопрос, что является «ядром», двигательной силой бессознательного Фрейд сформулировал две точки знания:
первая - господствовала до 1920г.;
вторая - после 1920г..
Согласно первой - в основе бессознательного находится «либидо»-сексуальный инстинкт, который ищет выхода в трех возможных проявлениях:
во-первых, он может реализоваться в сексуальных действиях любого проявления;
во-вторых,он может быть вытеснен из бессознательного через сублимацию, т.е. преобразован в несексуальную энергию;
в-третьих, он может быть подавлен, лишен энергии через реактивные образования (стыд, мораль).
Следовательно, психическая деятельность человека есть процесс превращения его сексуального инстинкта.
Согласно второй - в основе бессознательного находятся Эрос и Танатос.
Эрос (инстинкт жизни) обеспечивает конструктивное поведение человека, направленное на созидание. Благодаря ему человек удовлетворяет свои потребности и продолжает род.
Танатос (инстинкт смерти) подталкивает человека к деструктивной деятельности, разрушении всего того, что кажется ему чужим и опасным.
Жизнь человека есть постоянная борьба Эроса и Танатоса.
На основе учения Фрейда возникло философское течение-неофрейдизм.Видными представителями являются Альфред Адлер, Густав Юнг, Эрих Фромм, Герберт Маркузе.
Альфред Адлер (1870-1937) австрийский врач психиатр и психолог, ученик Фрейда считал, что главным источником мотивации человеческой деятельности является стремление к самоутверждению. Оно же выступает как компенсация возникающая в раннем детстве чувство неполноценности. Именно вытесненный комплекс неполноценности вызывает к жизни гиперактивность человека, сверхстремление, которые позволяют добиться успеха в бизнесе, политики, науках, искусстве, личной жизни.
Карл Густав Юнг (1875-196) швейцарский психолог и философ, развил учение о коллективном бессознательном, которое выступает в виде архетипов. Юнг утверждает, что у человека жизненная энергия (включая и сексуальную) наталкиваясь на непреодолимые препятствия окружающей среды, сублимируется не в индивидуальное бессознательное, а в коллективное (всеобщее) бессознательное в виде архетипов.
Архетипы - универсальные образы «код» вытесненной общечеловеческой жизненной энергии. Ими могут быть мифы, грезы, галлюцинации, парапсихологические эффекты, содержание снов. Архетипы являются как бы зашифрованной историей человечества (Родина-мать, богатырь, змей-Горыныч и т.д.).
Цель философии, по мнению Юнга, помочь человеку расшифровать архетипы, понять их мысли, а через них - себя и окружающую действительность.
Эрих Фромм(1900-1980) немецкий-американский (с1933 г. в США) психолог и социолог, поставил проблему противоречивости человеческого существования.
Он выделил следующие основные противоречия:
а) патриархат и матриархат;
б) гуманистическое и авторитарное сознание;
в) власть и подчинение;
г) стремление к обладанию и просто жизнь;
д) личное открытие и историческое бытие (история);
е) «свобода от» и «свобода для».
Цель философии - помочь человеку решить эти противоречия. Главный способ их решения - культивирование всеобщей любви, стремление сделать мир добрее, добиться того, чтобы «желание жизни» повсеместно вытесняло «желание смерти», т.е. разрушительные инстинкты.
Герберт Маркузе (1898-1979) немецко-американский философ и социолог, в своем главным произведении «Одномерный человек» утверждает, что современное «одномерное общество» формирует нормального, но «одномерного человека». Его основные желания, интересы, увлечения направлены на потребление. Человек-потребитель постепенно становиться «винтиком», зависит от общества, мельчает как личность, подавляет свои естественные желания, подавляет самого себя.
Выход из данного положения - «прорыв» одномерного общества, который возможен, как утверждает Маркузе, в полной сексуальной свободе и раскрепощенности.
Вопрос 6. Экзистенциализм.
Экзистенциализм(лат. еxsistentia – существование ) – философия существования. Он представляет собой одну из современных разновидностей иррационализма. Экзистенциализм сформировался в Западной Европе в период между двумя мировыми войнами, как ответная реакция на хрупкость человеческого существования в критических и кризисных ситуациях.
Родоначальниками экзистенциализма являются немецкие философы Мартин Хайдеггер ( 1888 – 1976 ) и Карл Ясперс ( 1883 – 1969 ); французские философы и писатели Жан Поль Сартр ( 1905 – 1980 ), Гобриэль Марсель (1889 – 1973 ), Альберт Камю (1913 – 1960 ).
Главными темамиисследований, размышлений являются:
а) человеческое существование;
б) судьба личности в современном мире;
в) проблема веры и неверия;
г) утраты и поиска смысла жизни.
Эти вопросы всегда привлекали писателей, поэтов, художников, поэтому экзистенциализм приобрел популярность в среде творческой интеллигенции. Мыслители стремятся “вглядеться” в человеческую жизнь, дать предельно искренний “самоотчёт” мыслящего индивида, оказавшегося в эпицентре кризисных процессов.
Экзистенциалисты обращают внимание на то, что:
1) катастрофические события новейшей истории обнаружили неустойчивость, хрупкостьне только индивидуального, но и всякого человеческого бытия;
2) чтобы выстоять, необходимо прежде всего разобраться со своим собственным внутренним миром, оценить свои возможности и способности;
3) важную роль в проблеме выживаемости играет духовная выдержка человека;
4) человека нельзя превращать в инструмент, которым можно манипулировать ( инструмент познания или производства ). Человекэто не объект, а субъект, свободное, самодеятельное, ответственное бытие.
Отсюда призыв: “Человек, пробудись!”, т.е. займи активную жизненную позицию, действуй в этом мире и научись противостоять ему всеми своими силами;
5) человекне только полномочный представитель человеческого рода и суверенная личность, но это качественная специфичность и индивидуальная неповторимость. Отсюда объектом философского осмысления выступает бытие индивидуальности, его смысл, знания, ценности, которые образуют “жизненный мир” личности, т.е. мир духовности, субъективности, а не материальный;
6) важной проблемой является соотношение социального и индивидуального бытия. Подчёркивая разорванность этих двух сфер человеческого бытия, экзистенциалисты исследуют вопросы: сущности и существования, бытия и обладания, познания и понимания и др. Они утверждают, что главное не сущность, а существование, т.к. человек сначала существует, появляется в мире, действует в нём, а уж потом определяется как личность, т.е. сущность;
7) человек – это временное, конечное существо, предназначенное к смерти. Зная это, он должен высоко ценить всё то, что напоминает ему о сущности. Понять это можно, находясь в “пограничных ситуациях” т.е. перед лицом смерти;
8) пограничные ситуации ставят человека перед необходимостью выбора той или иной формы поведения, ориентируясь на те или иные ценности и идеалы;
9) выбирая идеалы и действуя сообразуясь с ними, индивид формирует себя как личность;
10) способность человека творить самого себя и мир других людей, выбирать образ будущего мира – это есть фундаментальная характеристика человеческого существования – его свобода. Она сохраняется в любой обстановке и выражается в возможности делать свой выбор любой формы поведения, духовно-нравственной позиции.
Подытоживая, можно сказать: в экзистенциализме подчеркивается что деятельность людей направляется прежде всего не внешними обстоятельствами, а внутренними побуждениями, что каждый человек в одинаковых обстоятельствах реагирует не одинаково.
В экзистенциализме содержится трагизм современной эпохи, её противоречия, опасность угрозы сохранения жизни на Земле, а также ярко выраженный нравственно-этический компонент, который мобилизует людей на формирование активной жизненной позиции.
Вопрос 7.Герменевтика.
Герменевтика(от греч. germeneutikos – разъясняю, истолковываю) – искусство и теория истолкования текста.
К сути, заложенной в этом понятии, обращались уже философы древности: истолковывали мифы, философские тексты, афоризмы, символы и иносказания. ( Эзоп, разъяснение произведений Гомера и др. )
С возникновением христианства, интерпретация текста Библии рассматривалась как искусство, инструмент правильного её понимания. Ещё Отцы церкви обнаружили в Cвященном тексте несколько смысловых уровней: за первым, буквальным смыслом был обнаружен более глубокий, духовный смысл Евангелия.
Как философская проблема, герменевтика была поставлена и разработана немецким протестантским теологом Фридрихом Шлейермахером ( 1768 – 1834 ). Для него герменевтикастала способом понимания характера и психологии автора текста.
Следующий этап в развитии герменевтики связан с именем немецкого философа Вильгельма Дильтея ( 1833 – 1911 ). Он утверждает, что для правильного толкования текста обязательно необходимо понять психологию автора, его мотивы, менталитет, образ жизни и мысли. Исследователь не в состоянии адекватно воспроизвести прошлые события, факты, если не сможет принять во внимание психологию создателя документа. Необходимо отыскать и понять индивидуальные особенности, главные жизненные моменты автора.
Следующий шаг в развитии герменевтики был сделан в XX веке.
Видными представителями являются немецкий философ Х.– Г. Гадамер (1900), французский философ Поль Рикер (1913 ), американский философ Томас Кун (1922 ) и др.