Тема 2. Философия Древнего Востока.
Лекция.
Время: 2 часа.
Вопросы лекции
1. Исторические типы философии.
2. Философия Древней Индии.
3. Философия Древнего Китая.
Конспект лекции
Вопрос 1. Исторические типы философии.
Середина I тысячелетия до н.э. – тот рубеж в истории развития человечества, на котором в 3-х очагах древней цивилизации (Индии, Китая, Греции) практически одновременно возникает философия.
Ее рождение – длительный процесс перехода от мифологического мировоззрения, опирающегося, в основном, на традицию и веру, к мировоззрению, опирающемуся на объективные знания, разум.
Почему именно VII – VI в до н. э. время взрыва интеллектуальной энергии ?
Ученые предполагают, что это обусловлено:
1) развитием производительных сил (переход от бронзы к железу);
2) появлением товарно-денежных отношений;
3) возникновением первых государств;
4) ростом научных знаний;
5) ростом оппозиции традиционной религии.
Философия с момента своего зарождения носит конкретно – исторический характер, потому что является духовной составляющей общества.
Изменения в общественной жизни меняли ее предмет, расставляли другие акценты. Этим обусловлен тот факт, что философия, как и любая форма общественного сознания (политика, право, мораль, религия, искусство, наука) имеет свою историю.
Принято различать следующие исторические типы философии: (тип – гр. typos – отпечаток, т.е. основная форма, объединяющая в себе признаки всей группы предметов).
1. Философия Древнего Востока (Индия, Китай) – (возникла вVII,VI в. до н.э.; просуществовала в различных модифекациях вплоть до Нового времени).
2. Философия Древней Греции и Древнего Рима (Античная) – (VII в. до н. э. - VI в. н. э.)
3. Философия Средневековья – (II, III вв. - ХIV в.)
4. Философия эпохи Возрождения – (ХV – ХVI вв.)
5. Философия Нового времени – ( ХVII – начало ХVIII вв.)
6. Философия эпохи Просвещения – (ХVIII в.)
7. Классическая немецкая философия – (конец ХVIII –ХIХ вв.)
8. Философия марксизма – (ХIХ – ХХ вв.)
9. Западноевропейская философия конца ХIХ – ХХ вв.
10. Русская философия – (ХI –ХVII вв.; ХVIII - XIX вв; конец ХIХ – ХХ вв).
Вопрос 2.Философия Древней Индии.
Вторая половина II-го тысячелетия до н.э. Племена ариев с северо-востока двинулись в долину Инда и Ганга. Они не смешались с коренным населением, а сохранили свою духовную культуру. Суть ее (обычаи, нравы, история и т. д.) зафиксирована в «Ведах» («веда» – знание) XI –IX вв. до н. э., которые включают:
· священные тексты гимнов;
· описание ритуальных действий;
· откровения, пророчества и т. д..
Каждая веда позднее «обросла» брахманами т.е. жреческими комментариями, а затем упанишадами – толкованиями наиболее известных мудрецов, включавшими в себя значительные мировоззренческие фрагменты.
Таким образом, в последствии ведическая литература представляла из себя:
1. Ригведы – (знание гимнов);
2. Брахманы (руководство ведическим ритуалом);
3. Упанишады (ведическая идеология мировоззрения) – своеобразное толкование мироустройства.
Согласно мировоззрению упанишад, первоосновой всего существующего выступает безличное сущее – Брахман.
Брахман– субстанция мира, это то из чего все возникает и куда все возвращается. Наряду с Брахманом существует Атман – духовная сущность каждого человека.
Мироустройство рассматривается как взаимосвязь Брахмана и Атмана, что создает круговорот жизни (сансару) и закон воздаяния (карму).
Круговорот жизни вечен, все в мире ему подчинено.
Человек не может избавиться от перевоплощения. Причем, душа (Атман) входит в такую телесную оболочку, которую человек заслужил своими поступками в прошлой жизни.
Его ждет карма (воздаяние). Чтобы избежать кармы, надо вознестись над радостью и скорбью, жизнью и смертью.
В середине 1-го тысячелетия до н. э. углубляется имущественное различие, приходит в упадок институт племенной власти, ведические знания ставятся под сомнение.
Возникают новые доктрины, которые пересматривают отношение человека к миру, его место в обществе, выражают сомнение в идеологии «Упанишады».
Среди множества мировоззренческих школ получили распространение джайнизм и буддизм.
Джайнизм – религиозные течение (3 мил. последователей), основанное Вардхаменом (именуемый Джиной) в 6 в. до н.э.. Он отвергает авторитет Вед и открывает доступ в общину мужчин и женщинам. Сохранил ведическое учение о перерождении душ и воздаянии за поступки.
Целью человека является освобождение от перерождений, достижение нирваны(угасание), путем соблюдения строгих правил – непричинения вреда живым существам.
Джайнизм уделяет большое внимание этике, опираясь на 3 принципа:
1) правильное понимание мира, и своего места в мире;
2) правильная вера;
3) правильная жизнь во имя личного спасения.
Отсюда – индивидуалистический характер этики джайнизма.
Буддизм– одна из 3 мировых религий (наряду с христианством и исламом). Возник в VI – V вв. до н.э. Основатель – Сиддхартха Гаутама. Буддизм распространен в Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти Ср. Азии и Сибири.
Гаутама родился в семье царя маленькой страны племени шакьев на северо – востоке Индии, поэтому его называют еще шакьямуни (мудрец из племени шакья). На 7-й день мать умерла. Его воспитывала ее сестра, в последствии ставшая мачехой.
Отец намеренно оберегал сына, изолировав от мира роскошью и благодушием. Однако, юный принц встретился с жизнью: увидел больного, старика, покойника, аскета. Узнал, что жизнь бренна и его впереди ждут: болезнь, старость, смерть.
Он стал искать путь спасения. В двадцать девять лет убежал из искусственного рая, ушел из родины в безродность. Стал на путь аскетического отрешения от удовольствий.
Толчком к бегству – послужило осознание эфемерности, обманчивости и недолговечности красоты и сладости жизни. 6 – 7 лет провел в суровой аскезе. Он познакомился с философскими традициями, овладел йогой, техникой созерцания (медитацией), управления собственным телом. Понял, что через самоистязание не дойти до высшей истины.
Одна из ночных медитаций под смоковницей – открыла ему истину.