Тема 2. Философия Древнего Востока.

Лекция.

Время: 2 часа.

Вопросы лекции

1. Исторические типы философии.

2. Философия Древней Индии.

3. Философия Древнего Китая.

Конспект лекции

Вопрос 1. Исторические типы философии.

Середина I тысячелетия до н.э. – тот рубеж в истории развития человечества, на котором в 3-х очагах древней цивилизации (Индии, Китая, Греции) практически одновременно возникает философия.

Ее рождение – длительный процесс перехода от мифологического мировоззрения, опирающегося, в основном, на традицию и веру, к мировоззрению, опирающемуся на объективные знания, разум.

Почему именно VII – VI в до н. э. время взрыва интеллектуальной энергии ?

Ученые предполагают, что это обусловлено:

1) развитием производительных сил (переход от бронзы к железу);

2) появлением товарно-денежных отношений;

3) возникновением первых государств;

4) ростом научных знаний;

5) ростом оппозиции традиционной религии.

Философия с момента своего зарождения носит конкретно – исторический характер, потому что является духовной составляющей общества.

Изменения в общественной жизни меняли ее предмет, расставляли другие акценты. Этим обусловлен тот факт, что философия, как и любая форма общественного сознания (политика, право, мораль, религия, искусство, наука) имеет свою историю.

Принято различать следующие исторические типы философии: (тип – гр. typos – отпечаток, т.е. основная форма, объединяющая в себе признаки всей группы предметов).

1. Философия Древнего Востока (Индия, Китай) – (возникла вVII,VI в. до н.э.; просуществовала в различных модифекациях вплоть до Нового времени).

2. Философия Древней Греции и Древнего Рима (Античная) – (VII в. до н. э. - VI в. н. э.)

3. Философия Средневековья – (II, III вв. - ХIV в.)

4. Философия эпохи Возрождения – (ХV – ХVI вв.)

5. Философия Нового времени – ( ХVII – начало ХVIII вв.)

6. Философия эпохи Просвещения – (ХVIII в.)

7. Классическая немецкая философия – (конец ХVIII –ХIХ вв.)

8. Философия марксизма – (ХIХ – ХХ вв.)

9. Западноевропейская философия конца ХIХ – ХХ вв.

10. Русская философия – (ХI –ХVII вв.; ХVIII - XIX вв; конец ХIХ – ХХ вв).

Вопрос 2.Философия Древней Индии.

Вторая половина II-го тысячелетия до н.э. Племена ариев с северо-востока двинулись в долину Инда и Ганга. Они не смешались с коренным населением, а сохранили свою духовную культуру. Суть ее (обычаи, нравы, история и т. д.) зафиксирована в «Ведах» («веда» – знание) XI –IX вв. до н. э., которые включают:

· священные тексты гимнов;

· описание ритуальных действий;

· откровения, пророчества и т. д..

Каждая веда позднее «обросла» брахманами т.е. жреческими комментариями, а затем упанишадами – толкованиями наиболее известных мудрецов, включавшими в себя значительные мировоззренческие фрагменты.

Таким образом, в последствии ведическая литература представляла из себя:

1. Ригведы – (знание гимнов);

2. Брахманы (руководство ведическим ритуалом);

3. Упанишады (ведическая идеология мировоззрения) – своеобразное толкование мироустройства.

Согласно мировоззрению упанишад, первоосновой всего существующего выступает безличное сущее – Брахман.

Брахман– субстанция мира, это то из чего все возникает и куда все возвращается. Наряду с Брахманом существует Атман – духовная сущность каждого человека.

Мироустройство рассматривается как взаимосвязь Брахмана и Атмана, что создает круговорот жизни (сансару) и закон воздаяния (карму).

Круговорот жизни вечен, все в мире ему подчинено.

Человек не может избавиться от перевоплощения. Причем, душа (Атман) входит в такую телесную оболочку, которую человек заслужил своими поступками в прошлой жизни.

Его ждет карма (воздаяние). Чтобы избежать кармы, надо вознестись над радостью и скорбью, жизнью и смертью.

В середине 1-го тысячелетия до н. э. углубляется имущественное различие, приходит в упадок институт племенной власти, ведические знания ставятся под сомнение.

Возникают новые доктрины, которые пересматривают отношение человека к миру, его место в обществе, выражают сомнение в идеологии «Упанишады».

Среди множества мировоззренческих школ получили распространение джайнизм и буддизм.

Джайнизм – религиозные течение (3 мил. последователей), основанное Вардхаменом (именуемый Джиной) в 6 в. до н.э.. Он отвергает авторитет Вед и открывает доступ в общину мужчин и женщинам. Сохранил ведическое учение о перерождении душ и воздаянии за поступки.

Целью человека является освобождение от перерождений, достижение нирваны(угасание), путем соблюдения строгих правил – непричинения вреда живым существам.

Джайнизм уделяет большое внимание этике, опираясь на 3 принципа:

1) правильное понимание мира, и своего места в мире;

2) правильная вера;

3) правильная жизнь во имя личного спасения.

Отсюда – индивидуалистический характер этики джайнизма.

Буддизм– одна из 3 мировых религий (наряду с христианством и исламом). Возник в VI – V вв. до н.э. Основатель – Сиддхартха Гаутама. Буддизм распространен в Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти Ср. Азии и Сибири.

Гаутама родился в семье царя маленькой страны племени шакьев на северо – востоке Индии, поэтому его называют еще шакьямуни (мудрец из племени шакья). На 7-й день мать умерла. Его воспитывала ее сестра, в последствии ставшая мачехой.

Отец намеренно оберегал сына, изолировав от мира роскошью и благодушием. Однако, юный принц встретился с жизнью: увидел больного, старика, покойника, аскета. Узнал, что жизнь бренна и его впереди ждут: болезнь, старость, смерть.

Он стал искать путь спасения. В двадцать девять лет убежал из искусственного рая, ушел из родины в безродность. Стал на путь аскетического отрешения от удовольствий.

Толчком к бегству – послужило осознание эфемерности, обманчивости и недолговечности красоты и сладости жизни. 6 – 7 лет провел в суровой аскезе. Он познакомился с философскими традициями, овладел йогой, техникой созерцания (медитацией), управления собственным телом. Понял, что через самоистязание не дойти до высшей истины.

Одна из ночных медитаций под смоковницей – открыла ему истину.

Наши рекомендации