Истоки и основные черты философии К. Маркса
Марксизм как философско-экономическое и политическое учение возникает в первой половине ХIХ в. и связан в первую очередь с творчеством К. Маркса и Ф. Энгельса.
Главная философская идея марксизма – материалистическое понимание истории. Ее обоснование Маркс дал в Предисловии к «Критике политической экономии» (1859), впервые введя в научный обиход такие философско-социологические понятия, как «производительные силы», «производственные отношения», «базис», «надстройка», «социальная революция» и др. Главная цель Маркса – создание научной теории социально-исторического процесса или, иными словами, разработка науки об обществе, максимально соответствующей идеальному образцу, каковым в то время считалось математическое естествознание. Для создания такой науки об обществе было необходимо, прежде всего, найти область действительности, которая могла бы служить для неё эмпирической базой, то есть поставлять «факты», причем именно такие, которые допускали бы их математическую обработку и индуктивное обобщение. Такой всеобщей и в то же время объективной характеристикой человеческого существа Маркс предлагает считать не мышление, а труд.
Наиболее фундаментальным философским трудом Маркса считается «Капитал», в котором разработка собственно философских идей осуществляется «на материале» анализа экономических отношений буржуазного общества. При этом экономические отношения, поскольку они, как полагает Маркс, выступают фундаментальной основой всех иных общественных отношений, не только определяют, но буквально «производят» все жизненные проявления человеческого бытия, включая, в том числе, и сознание. К. Маркс приходит к заключению, что последовательность событий, составляющих «ткань» человеческой истории, подчиняется не субъективной воле исторических персонажей, а объективной логике развития «материального производства», то есть производства предметной среды, составляющей необходимое условие бытия человека. Эта логика, которую марксисты, вслед за Гегелем, называют диалектической, должна выражать наиболее общие принципы осуществления без исключения всех: и природных, и социальных, и ментальных процессов, которые, по мысли Маркса, необходимо осуществляются по единой универсальной схеме, независимо от того, в какой из указанных областей они происходят.
Исторический материализм распространяет принципы материализма на всю область общественных явлений, выступая марксистской философией истории, исходящей из признания того, что развитие общества определяется материальными условиями жизни людей, которые, прежде чем заниматься наукой, политикой, философией или религией, должны есть, пить, одеваться и иметь жилище. Согласно историческому материализму, совокупность производственных отношений образует экономическую структуру – реальный базис общества, на котором вырастает и на который опирается вся политическая и идеологическая надстройка. Базисные отношения, возникающие в сфере производства материального обеспечения жизни, в конечном итоге, обусловливает всю совокупность социального, политического и духовного ее содержания, последнее же, поскольку оно относится к надстройке, является производным от базиса и зависимым от него.
Исторический материализм выделяет пять основных форм базисных отношений или, как говорят марксисты, пять основных способов производства. Они составляют фундаментальную основу пяти, последовательно сменяющих друг друга, общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической, которая, представляется как вершина и цель социально-экономического прогресса. Движущей силой прогресса выступает противоречие между новыми производительными силами и существующими в обществе производственными отношениями. Для всех формаций, исключая первобытнообщинную и коммунистическую, это противоречие проявляется в форме ожесточенной классовой борьбы и разрешается социальной революцией, возводящей общество на новую ступень. Социальная революция рассматривается Марксом как необходимый компонент общественного развития, поскольку, согласно его философии, невозможно изменить человеческое сознание путем просвещения и воспитания.
В ХХ в. получили достаточно широкое распространение неканонические учения, условно объединяемые под общим именем неомарксизма. Главными направлениями можно назвать «гуманистическое», основы которого были заложены в 30-е годы ХХ в. работами Д. Лукача и А. Грамши, и «сциентистское» (научное), сформировавшееся в 60-х гг. под влиянием работ Л. Альтюссера.
«Гуманисты» стремились сконцентрировать свои исследования вокруг проблемы человека, которого понимали как действительного субъекта истории, и не ограничивали себя слишком жесткой привязанностью к основоположениям Маркса, включая в свои рассуждения идеи, сложившиеся в рамках иных философских направлений.
«Сциентисты» акцентировали внимание именно на элементах объективизма, присущих материалистическому пониманию истории, и, апеллируя к поздним работам Маркса, стремились придать своим социальным исследованиям строгую форму естественнонаучных теорий. Если «гуманисты» считали традиционный марксизм недостаточно человечным, то «сциентисты», напротив, считали его недостаточно научным.
Темы рефератов
1 Философия марксизма. Учение К.Маркса о человеке и обществе.
2 Эволюция марксисткой философии.
3 Истоки марксизма.