Учёт адресата обеспечивает такие качества речи, как доступность и действенность.
Доступность речи – построение высказывания с учётом степени подготовленности адресата речи к восприятию и с точки зрения формы речи, и с точки зрения ее содержания.
Доступность – следствие умения говорить просто не только о простом, но и о сложном. То есть доступной речь бывает тогда, когда автор умеет передать информацию, не усложняя структуры речи.
Вот пример. Сразу ли однозначно воспринимается информация, которую пытался передать говорящий?
В итоговом документе совещания было предложено перенять опыт работы по расследованию серийных убийств работников прокуратуры Зеленодольского района прокуратурам других районов области.
А вот еще пример:
Большинство документов не должно загромождать архивной пылью легкие нашего присутствия.
На степень доступности влияет не только построение фраз, но и то, учитывает ли автор высказывания объём фонового знания адресата.
Поясню, что такое фоновое знание, представив оппозицию «базовое знание – фоновое знание».
Базовое знание – сумма сведений, непосредственно касающаяся предмета речи. Фоновое знание – информация, которая позволяет скорректировать, уточнить, углубить представление о предмете речи за счет разнообразных отсылок к другим областям знания, к общекультурной информации, ко множеству прецедентных феноменов.
Вот пример, извлеченный из рассказа А.П. Чехова «Новая дача»:
Как-то мужики, и Родион в их числе, ходили в свой лес делить покос, и, когда возвращались домой, им встретился инженер. Он был в красной кумачовой рубахе и в высоких сапогах; за ним следом, высунув длинный язык, шла легавая собака.
– Здравствуйте, братцы! – сказал он.
Мужики остановились и поснимали шапки.
– Я давно уже хочу поговорить с вами, братцы, – продолжал он. – Дело вот в чем. С самой ранней весны каждый день у меня в саду и в лесу бывает ваше стадо. Всё вытоптано, свиньи изрыли луг, портят в огороде, а в лесу пропал весь молодняк. Сладу нет с вашими пастухами; их просишь, а они грубят. Каждый день у меня потрава, и я ничего, я не штрафую вас, не жалуюсь, между тем вы загнали моих лошадей и бычка, взяли пять рублей. Хорошо ли это? Разве это по-соседски? – продолжал он, и голос у него был такой мягкий, убедительный и взгляд не суровый. – Разве так поступают порядочные люди? Неделю назад кто-то из ваших срубил у меня в лесу два дубка. Вы перекопали дорогу в Ереснево, и теперь мне приходится делать три версты кругу. За что же вы вредите мне на каждом шагу? Что я сделал вам дурного, скажите бога ради? Я и жена изо всех сил стараемся жить с вами в мире и согласии, мы помогаем крестьянам, как можем. Жена моя добрая, сердечная женщина, она не отказывает в помощи, это ее мечта быть полезной вам и вашим детям. Вы же за добро платите нам злом. Вы несправедливы, братцы. Подумайте об этом. Убедительно прошу вас, подумайте. Мы относимся к вам по-человечески, платите и вы нам тою же монетою.
Повернулся и ушел. Мужики постояли еще немного, надели шапки и пошли. Родион, который понимал то, что ему говорили, не так, как нужно, а всегда как-то по-своему, вздохнул и сказал:
– Платить надо. Платите, говорит, братцы, монетой...
До деревни дошли молча. Придя домой, Родион помолился, разулся и сел на лавку рядом с женой. Он и Степанида, когда были дома, всегда сидели рядом и по улице всегда ходили рядом, ели, пили и спали всегда вместе, и чем старше становились, тем сильнее любили друг друга. В избе у них было тесно, жарко, и везде были дети – на полу, на окнах, на печке... Степанида, несмотря на пожилые годы, еще рожала, и теперь, глядя на кучу детей, трудно было разобрать, где Родионовы и где Володькины. Жена Володьки – Лукерья, молодая некрасивая баба, с глазами навыкате и с птичьим носом, месила в кадке тесто; сам Володька сидел на печи, свесив ноги.
– По дороге около Никитовой гречи того... инженер с собачкой... – начал Родион, отдохнув, почесывая себе бока и локти. – Платить, говорит, надо... Монетой, говорит... Монетой не монетой, а уж по гривеннику со двора надо бы. Уж очень обижаем барина. Жалко мне...»
Еще пример:
Случай во время фольклорной практики: Студентка спрашивает у бабушки, спевшей песню про лебеду: «Скажите, а с чем у Вас ассоциируется лебеда?»
Вот как сформулировал мысль о значимости доступности речи А.И. Герцен: «Трудных наук нет, есть только трудные изложения ... доктринёры до того привыкают к уродливому языку, что другого не употребляют, им он кажется понятен, в старые годы им этот язык был даже дорог как трудовая копейка, как отличие от языка вульгарного. По мере того как мы из учеников переходим к действительно научному знанию, стропила и подмостки становятся противны, – мы ищем простоты» (Былое и думы. Ч. 5. Гл. 40).
Именно от того, доступно ли говорящий/пишущий излагает мысль, во многом зависит степень успешности в общении. Бруно Максимович Понтекорво (известный физик-ядерщик, родившийся в Италии, в 1950 г. иммигрировавший в СССР, впоследствии академик АН СССР) рассказывал о своем учителе Энрике Ферми: «Однажды после семинара, на котором выступали теоретики, ученики Оппенгеймера, Ферми сказал Сегре, что был совершенно подавлен своей неспособностью понять, о чем идет речь, и только последняя фраза – «Вот в этом и состоит фермиевская теория бета-распада» – несколько утешила его» (цит. по Б.Н. Головину. Основы культуры речи. М., 1980. С. 138).
Действенность речи – качество, обеспечивающее требуемый автору речи коммуникативный эффект.