Действенность и доступность речи

Речь выступающего всегда содержит в себе внутренний мотив, конечную цель, тем самым она всегда развёртывается как некая деятельность, наполненная определённым смыслом. Реализация этого смысла происходит через понимание, поэтому в действенности, эффективности речи синтезируются все коммуникативные качества речи – и правильность, и чистота, и богатство, и точность, и логичность, и образность, и выразительность, и уместность, и доступность. Вместе с тем действенность речи не сводится к их простой сумме.

Эффективность речевой коммуникации связана не только с лингвистической, но и с психологической стороной общения. Кто, что и как говорит, кто, что и как слушает. Мы уже говорили об эффективности речевой коммуникации в связи с учётом её специфики как реализации определённого речевого события, требующего исполнения принципа гармонии. В основе действенности речи и соответственно речевой коммуникации лежат также объективные и субъективные факторы, вытекающие из природы речевого общения, законов языка и речи, свойств личности говорящих, психофизиологической основы речи.

Для достижения результата говорящий, особенно в условиях монолога, должен учитывать специфику восприятия речи на слух, поскольку слушание – весьма трудоёмкий процесс, связанный с восприятием информации, её переработкой и осмыслением. Восприятие как психофизиологический процесс обладает прежде всего такими свойствами, как синтез чувственного и логического, обобщённость, избирательность, дискретность, участие прежнего опыта, осмысленность в конечном итоге.

Избирательность обусловлена тем, что человек не может осмыслять всё, что видит и слышит: он выделяет определённую информацию из множества одновременно воздействующих на него информационных сигналов. Соответственно из речи оратора слушающий будет извлекать значимую для него информацию с точки зрения собственных интересов, профессиональных и личностных, с точки зрения интеллектуальной и эмоциональной готовности к восприятию определённой информации и т.п. Большое влияние на избирательность восприятия оказывает эмоциональное состояние слушающего. Если прежний опыт играет роль постоянного фактора в восприятии, то эмоциональное состояние - фактора временного. Следует учитывать интеллектуальную готовность человека к восприятию информации, знание определённых терминов. Так, врач, разговаривая с пациентом, обязан ориентироваться на понятность и доступность речи. Не стоит злоупотреблять специальной медицинской терминологией: «У вас серьёзное нарушение вегетативной системы!». Такие непонятные и не очень грамотные выражения ничего не объясняют, а только пугают человека. Могут осложнить или затянуть течение болезни, а то и вызвать ятрогению, которая является результатом психологической безграмотности врача.

Действенность и доступность речи связаны с учётом «человеческого фактора» в общении. Они предполагают учёт интересов слушающих, возраста, уровня образованности, социального статуса коммуникантов, их готовность к восприятию информации. Главная задача говорящего – обеспечить условия для понимания другому человеку, иначе невозможно говорить о реализации таких коммуникативных качеств речи, как действенность и доступность, а значит, об эффективности речи.

Подводя итог содержанию третьего раздела «Риторика и современное гуманитарное знание», отметим прежде всего важность главы 8 «Риторика и культура речи». Как мы отмечали ранее, анализ литературы показывает, что речевая культура врача сегодня рассматривается как необходимая составляющая его компетентности. Таким образом, оправдано включение материала о коммуникативных качествах речи в медицинскую риторику.


Наши рекомендации