Важнейшими вненаучными способами раскрытия истины являются искусство, философия и история.
· Важной особенностью гуманитарных наук является то, что их предмет — нечто такое, к чему принадлежит с необходимостью и сам познающий. А это означает, что эти науки не могут и не должны механически копировать методологию естествознания.
Хотя в социальном познании можно и нужно применять методы естественных наук (например, индуктивный метод), но делать это надо очень осторожно, а главное — учитывать особенности предмета гуманитарного знания (в частности, включенность туда «самого познающего»).
СУТЬ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВЕРНО ПОНЯТА, ЕСЛИ ИЗМЕРЯТЬ ИХ ПО МАСШТАБУ ПРОГРЕССИРУЮЩЕГО ПОЗНАНИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ.
«Напротив, идеалом здесь должно быть понимание самого явления в его однократной и исторической конкретности» (Х.-Г. Гадамер. Истина и метод. М.,1988.С.45 ) — а именно, понимание того, каковы этот человек, этот народ, это государство и т. д.
3. «Историчность» как фундаментальная характеристика человеческого бытия и мышления (по Гадамеру). Вот почему фундаментальной характеристикой человеческого бытия и мышления немецкий философ считает «историчность»: определенность местом, временем, конкретной ситуацией, в которой человек себя застает.
4. Герменевтика — это не только и не столько деятельность по осмыслению некоторого текста, но это своеобразная философия понимания опыта мира.
ПОСЛЕДНИЙ НЕ СВОДИТСЯ ТОЛЬКО К ОПЫТУ НАУКИ, НО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ТАКЖЕ ОПЫТ ИСТОРИИ, ОПЫТ ИСКУССТВА, ОПЫТ ФИЛОСОФИИ.
Три названных вненаучных формы опыта — это три главных измерения, в которых развертывается бытие человека в мире — за рамками науки и ее методов.
5. Истина, по Гадамеру, не есть характеристика только познания, но прежде всего — характеристика самого бытия. Она не может быть целиком «схвачена» с помощью метода, а может лишь приоткрыть себя понимающему осмыслению.
ИСТИНА «СВЕРШАЕТСЯ», И ПРЕИМУЩЕСТВЕННЫЙ СПОСОБ ЕЕ «СВЕРШЕНИЯ» — ИСКУССТВО.
Задача герменевтических исследований состоит в том, чтобы раскрыть опыт постижения истины, превышающий область, контролируемую научной методикой.
6. Важнейшая заслуга Гадамера — всесторонняя и глубокая разработка ключевой для герменевтики категории понимания.
ПОНИМАНИЕ ДЛЯ НЕГО — СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ПОЗНАЮЩЕГО, ДЕЙСТВУЮЩЕГО И ОЦЕНИВАЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА.
ПОНИМАНИЕ — ЭТО НЕ СТОЛЬКО ПОЗНАНИЕ, СКОЛЬКО УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ОСВОЕНИЯ МИРА, ОНО НЕОТДЕЛИМО ОТ САМОПОНИМАНИЯ ИНТЕРПРЕТАТОРА, ЕСТЬ ПРОЦЕСС ПОИСКА СМЫСЛА («СУТИ ДЕЛА») И НЕВОЗМОЖНО БЕЗ ПРЕД ПОНИМАНИЯ.
Тем самым предметом понимания является не только смысл, вложенный в текст автором, а то предметное содержание («суть дела»), с осмыслением которого связан данный текст.
Гадамер утверждает, что:
· во-первых, понимание всегда является истолковывающим, а истолкование — понимающим;
· во-вторых, понимание возможно лишь в качестве «применения» — соотнесения содержания текста с культурным мыслительным опытом современности.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕКСТА, ТАКИМ ОБРАЗОМ, СОСТОИТ НЕ В ВОССОЗДАНИИПЕРВИЧНОГО (АВТОРСКОГО) СМЫСЛА ТЕКСТА, А В СОЗДАНИИ СМЫСЛА ЗАНОВО.
Тем самым понимание может выходить за пределы субъективного замысла автора, более того, оно всегда и неизбежно выходит за эти рамки.
7. Гадамер в своей философской герменевтике хочет связать в новом синтезе «речь» и «логос», герменевтику и рационалистическую диалектику.
Вместе с тем Гадамер указывает, что хотя герменевтика признает «диалектическое превосходство рефлексивной философии», но видит границы последней — при всех ее несомненных достижениях.
«Придерживаясь» Гегеля, опираясь на его диалектические идеи, Гадамер стремится «сделать шаг дальше гегелевского понимания» тех проблем, которые он находит важными для разработки своей концепции.
Наиболее ценным у Гегеля он считает то, что в рамках мыслительной последовательности вещи сами собой переходят в свою противоположность и «опыт перехода в противоположное» — это и есть подлинный опыт диалектики.
8. Для Гадамера характерно всемерное подчеркивание диалогического характера философской герменевтики как логики вопроса и ответа. Диалог (беседу) Гадамер считает — вслед за Сократом и Платоном — основным способом достижения истины в гуманитарных науках.