Важнейшими вненаучными способами раскрытия истины являются искусство, философия и история.

· Важной особенностью гуманитарных наук является то, что их пред­мет — нечто такое, к чему принадлежит с необходимостью и сам познающий. А это означает, что эти науки не могут и не должны механически копировать методологию естествознания.

Хотя в со­циальном познании можно и нужно применять методы естествен­ных наук (например, индуктивный метод), но делать это надо очень осторожно, а главное — учитывать особенности предмета гумани­тарного знания (в частности, включенность туда «самого познаю­щего»).

СУТЬ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВЕРНО ПОНЯТА, ЕСЛИ ИЗМЕ­РЯТЬ ИХ ПО МАСШТАБУ ПРОГРЕССИРУЮЩЕГО ПОЗНАНИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ.

«На­против, идеалом здесь должно быть понимание самого явления в его однократной и исторической конкретности» (Х.-Г. Гадамер. Истина и метод. М.,1988.С.45 ) — а именно, понимание того, каковы этот человек, этот народ, это государство и т. д.

3. «Историчность» как фундаментальная характеристика человеческого бытия и мышления (по Гадамеру). Вот поче­му фундаментальной характеристикой человеческого бытия и мышле­ния немецкий философ считает «историчность»: определенность мес­том, временем, конкретной ситуацией, в которой человек себя застает.

4. Герменевтика — это не только и не столько деятельность по ос­мыслению некоторого текста, но это своеобразная философия по­нимания опыта мира.

ПОСЛЕДНИЙ НЕ СВОДИТСЯ ТОЛЬКО К ОПЫТУ НА­УКИ, НО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ТАКЖЕ ОПЫТ ИСТОРИИ, ОПЫТ ИСКУССТВА, ОПЫТ ФИЛОСОФИИ.

Три названных вненаучных формы опыта — это три главных измерения, в которых развертывается бытие человека в мире — за рамками науки и ее методов.

5. Истина, по Гадамеру, не есть характеристика только позна­ния, но прежде всего — характеристика самого бытия. Она не мо­жет быть целиком «схвачена» с помощью метода, а может лишь приоткрыть себя понимающему осмыслению.

ИСТИНА «СВЕРШАЕТ­СЯ», И ПРЕИМУЩЕСТВЕННЫЙ СПОСОБ ЕЕ «СВЕРШЕНИЯ» — ИСКУССТВО.

За­дача герменевтических исследований состоит в том, чтобы рас­крыть опыт постижения истины, превышающий область, контро­лируемую научной методикой.

6. Важнейшая заслуга Гадамера — всесторонняя и глубокая разра­ботка ключевой для герменевтики категории понимания.

ПОНИМА­НИЕ ДЛЯ НЕГО — СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ПОЗНАЮЩЕГО, ДЕЙСТВУЮЩЕГО И ОЦЕНИВАЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА.

ПОНИМАНИЕ — ЭТО НЕ СТОЛЬКО ПОЗНАНИЕ, СКОЛЬКО УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ОСВОЕНИЯ МИРА, ОНО НЕОТДЕЛИМО ОТ САМОПОНИМАНИЯ ИНТЕРПРЕТАТОРА, ЕСТЬ ПРОЦЕСС ПОИСКА СМЫСЛА («СУТИ ДЕЛА») И НЕВОЗМОЖНО БЕЗ ПРЕД ПОНИМАНИЯ.

Тем самым предметом понимания является не только смысл, вложенный в текст авто­ром, а то предметное содержание («суть дела»), с осмыслением которого связан данный текст.

Гадамер утверждает, что:

· во-первых, понимание всегда является истолковывающим, а истолкование — понимающим;

· во-вторых, по­нимание возможно лишь в качестве «применения» — соотнесения со­держания текста с культурным мыслительным опытом современнос­ти.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕКСТА, ТАКИМ ОБРАЗОМ, СОСТОИТ НЕ В ВОССОЗДАНИИПЕРВИЧНОГО (АВТОРСКОГО) СМЫСЛА ТЕКСТА, А В СОЗДАНИИ СМЫСЛА ЗАНОВО.

Тем самым понимание может выходить за пределы субъективного замысла автора, более того, оно всегда и неизбежно выходит за эти рамки.

7. Гадамер в своей философской герменевтике хочет связать в новом синтезе «речь» и «логос», герменевтику и рационалистическую ди­алектику.

Вместе с тем Гадамер указывает, что хотя герменевтика признает «диалектическое превосходство рефлексивной философии», но видит границы последней — при всех ее несомненных достижениях.

«Придерживаясь» Гегеля, опираясь на его диалектические идеи, Гадамер стремится «сделать шаг дальше гегелевского понимания» тех проблем, которые он находит важными для разработки своей концеп­ции.

Наиболее ценным у Гегеля он считает то, что в рамках мысли­тельной последовательности вещи сами собой переходят в свою про­тивоположность и «опыт перехода в противоположное» — это и есть подлинный опыт диалектики.

8. Для Гадамера характерно всемерное подчеркивание диалогическо­го характера философской герменевтики как логики вопроса и от­вета. Диалог (беседу) Гадамер считает — вслед за Сократом и Пла­тоном — основным способом достижения истины в гуманитарных науках.

Наши рекомендации