Раздел 8. социально-гуманитарные науки
РАЗДЕЛ 8. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
107.СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ
ПЛАН
1. Два аспекта понятия «социальное познание».
2. Виды научного социального познания в зависимости от основания (критерия) внутри научного социального познания.
3. Две основных — крайних, полярных позиций к постановке и решению проблемы соотношения социально-гуманитарного и естественнонаучного познания.
4. Культурцентристская исследовательская программа социального познания.
5. Что характерно для социального познания?
______________________________________________
1. Два аспекта понятия «социальное познание». Говоря о понятии «социальное познание», следует иметь в виду два его основных аспекта:
· любое познание социально, поскольку оно возникает и функционирует в обществе и детерминировано социально-культурными причинами.
В этом широком смысле всякое познание гуманитарно, т. е. связано с человеком;
· одна из форм познавательной деятельности — изучение социальных процессов и явлений (общества, культуры, человека), — в отличие от двух других форм: познания природы (естествознание) и самого познания, мышления (гносеология, эпистемология, когнитология, логика, философия).
Именно этот аспект далее и будет иметься в виду.
При этом понятия «социальное познание», «гуманитарное познание», «социально-гуманитарное познание» будут употребляться как синонимы.
2. Виды научного социального познания в зависимости от основания (критерия) внутри научного социального познания. В зависимости от основания (критерия) внутри научного социального познания различают познание:
· социально-философское,
· экономическое,
· историческое,
· социологическое,
· психологическое,
· культурологическое и т. д.
ИНОГДА СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ ОТЛИЧАЮТ ОТ ГУМАНИТАРНОГО, ПОНИМАЯ ПОСЛЕДНЕЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВЫХ, ЦЕННОСТНЫХ ФАКТОРОВ И ЦЕЛЕВЫХ ЗАВИСИМОСТЕЙ.
3. Две основных — крайних, полярных позиций к постановке и решению проблемы соотношения социально-гуманитарного и естественнонаучного познания. Существует две основных — крайних, полярных позиции к постановке и решению проблемы соотношения социально-гуманитарного и естественнонаучного познания — натурализм и антинатурализм.
· НАТУРАЛИЗМ заключается в следующем: никакого различия между социальной и естественнонаучной формами познания не существует.
Следствием указанного подхода явилось фактическое отождествление социально-гуманитарного познания с естественнонаучным, сведение (редукция) первого ко второму как эталону (образцу) всякого познания.
Подобный прием есть не что иное, как абсолютизация роли естественных наук: научным считается только то, что относится к области «точных» наук, все остальное не относится к научному познанию.
В зависимости от того, какая наука принималась за «образец», натурализм выступал в следующих основных формах:
ü Механицизм — односторонний концептуально-методологический подход, основанный на абсолютизации и универсализации механистической картины мира (построенной в XVII в. Ньютоном), признании законов классической механики как единственных законов мироздания, а механической формы движения материя как единственно возможной. В конце XIX в. механицизм потерпел крах.
ü Физикализм — был особенно характерен для неопозитивизма (логического позитивизма).
Здесь универсальным языком науки объявлялся язык физики, а поскольку в последний не «влазили» социально-гуманитарные понятия, то, стало быть, они «выносились за скобки» науки как таковой.
Однако уже в середине XX в. стала ясной полная несостоятельность этой попытки, что признали и ее сторонники, и ее критики.
ü Биологизм — совокупность концептуально-методологических представлений, общим признаком которых является применение понятий и законов биологии при анализе социальной жизни.
Точнее говоря — это простой механический перенос принципов биологических наук на социально-гуманитарные науки и стремление только ими объяснить жизнь общества, исторические явления, феномены культуры и т. п. (социал-дарвинизм).
ü Географический детерминизм — одно из направлений социального познания, представители которого существование общества и специфику социально-исторического развития ставили в прямую и непосредственную зависимость от географической среды (климат, почва, водные ресурсы, полезные ископаемые, флора, фауна и т.д.).
ü Демографический детерминизм придает абсолютное значение в функционировании и развитии общества народонаселению, т. е. совокупности людей, живущих в определенной стране, части света или на Земле в целом (человечество).
Наибольшую известность получил так называемый «естественный закон народонаселения» английского священника и экономиста Т. Мальтуса, «открытый» им в конце XVIII в.
ü Фрейдизм — общее обозначение различных школ и течений, стремящихся применить психологическое учение Фрейда для объяснения феноменов культуры, процессов научного, художественного и других видов творчества, а также общества в целом.
Однако фрейдизм как философско-антропологическую и социальную доктрину следует отличать от психоанализа как специфического метода изучения бессознательного.
Этот метод имеет определенное позитивное значение для социально-гуманитарного познания.
Но его недопустимо абсолютизировать, придавать ему универсальное значение (а именно это делает фрейдизм).
· АНТИНАТУРАЛИЗМ. Сторонники этой позиции противопоставляют социальное познание естественнонаучному, не видя между ними ничего общего.
ü Социологизм (социоцентризм) подчеркивал, что общество, реальная история, культура и личность могут и должны быть исследованы только и исключительно методами и средствами социально-гуманитарных наук.
При этом роль и значение естественнонаучных подходов и принципов в их применении к анализу социальной реальности либо принижались, либо отвергалась вовсе (так называемый «социологический империализм»).
ü Экономизм (экономический детерминизм, вульгарный социологизм) — примитивное, вульгарно упрощенное истолкование существования и развития общества.
Возник во второй половине XIX в. как «уродливое опошление» и «карикатура» на разработанное К. Марксом и Ф. Энгельсом материалистическое понимание истории.
Представители экономизма (Е. Дюринг, Э. Бернштейн и др.) все богатство общественных связей, все многообразие социальных явлении объясняли только и исключительно «экономическим фактором».
Иначе говоря, из этого фактора прямо и непосредственно выводятся все остальные явления общественной жизни (в том числе феномены искусства и литературы), которые к тому же лишаются своей активной роли н возможности какого бы то ни было обратного активного влияния на общественные отношения (в том числе и на экономические).
ü Психологизм — методологическая позиция, сторонники которой
полагают, что проблемы всех наук (в том числе логики и философии) не могут быть глубоко и всесторонне решены без использования понятий и методов психологии.
Особенно это касается социально-гуманитарных наук. Однако история этих наук показала, что социокультурные явления нельзя объяснить во всей их специфичности только и исключительно на основании психологии.
Но психологические методы имеют в этих науках определенное значение, — особенно при изучении личностей и «малых групп».
ü Антипсихологизм полагает, что философские и социально-гуманитарные дисциплины нельзя полностью свести к концептуально-методологическому содержанию психологии, ибо они автономны.
Особенно активно отстаивали антипсихологический методологический подход представители неокантианства.
4. Культурцентристская исследовательскаяпрограмма социального познания. «В пику» односторонним натуралистическим и антинатуралистическим программам (каждая из которых не лишена, однако, тех или иных позитивных моментов) все более укрепляется и получает широкое распространение культурцентристская исследовательская программа социального познания.
Ее основы были заложены в середине XIX — первой половине XX в. усилиями представителей философии жизни (В. Дильтей и др.), баденской школы неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля и др.
Общие контуры культурцентристской программы на современном ее этапе сводятся к следующим основным пунктам:
· Ее «фокусом» (как это видно из ее названия) является рукотворная, но вместе с тем объективная «вторая природа», т. е. культура.
· «Тесная связь с повседневностью и ясность теоретических конструктов для того, кого они описывают».
· Ее главным методом является понимание, которое тесно связано с объяснением.
· Она намеренно подчеркивает «присутствие субъекта в изучаемом науками о культуре, истории и духе объекте».
· Будучи изначально предназначена для адекватной узкой группы наук — культуры, истории и духа, данная программа в XX в. приобрела общенаучное значение (См.: Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2001. Т. III. С. 264—265).
5. Что характерно для социального познания? Несомненно, что для социального познания характерно все то, что свойственно познанию как таковому, однако — и это важно — в специфическом преломлении.
Это:
· описание и обобщение фактов (эмпирический этап),
· теоретический и логический анализ с выявлением законов и причин исследуемых явлений,
· построение идеализированных моделей («идеальных типов», по Веберу), адаптированных к фактам,
· объяснение и предсказание явлений и т. д.
КАК ЕСТЕСТВЕННЫЕ, ТАК И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ ФОРМУЛИРУЮТ ПРОБЛЕМЫ, ВЫДВИГАЮТ ГИПОТЕЗЫ, СТРОЯТ ТЕОРИИ, ПРИМЕНЯЮТ ФИЛОСОФСКИЕ И ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ И Т. Д.
Единство всех форм и видов познания предполагает и определенные внутренние различия между ними, выражающиеся в специфике каждой из них.
Обладает такой спецификой и познание социальных процессов.
ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ СПЕЦИФИКИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ И ЕГО МЕТОДОВ НЕОБХОДИМО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ОБРАТИТЬСЯ К ИСТОРИИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ.
_________________________________________________
108. РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ФОРМИРОВАНИИ НАУЧНЫХ
ЗНАНИЙ ОБ ОБЩЕСТВЕ
ПЛАН
1. Философия истории и социальное познание.
2. Как разрабатывалась философия истории?
3. Учение Сен-Симона.
4. Социально-историческая концепция Гегеля.
5. Важные идеи классической философии истории.
6. Материалистическое понимание истории.
7. Два основных направления разработки философии истории в конце XIX — начале XX в.
8. Как О. Шпенглер трактует жизнь человечества и культуру?
9. В чем состоит исходная методологическая идея Шпенглера?
10. Методологический арсенал О.Шпенглера.
11. Неогегельянская философия тождества исторического бытия и сознания.
12. Первый принцип Коллингвуда.
13. Второе основное положение философии истории Коллингвуда.
14. Третье положение философии истории Коллингвуда.
1. Философия истории и социальное познание. Социальное познание исторически первоначально развивалось в рамках философии истории — раздела философии, связанного с интерпретацией исторического процесса и исторического познания.
Термин «философия истории» используется в настоящее время в следующих основных значениях:
· учение об исторической реальности в ее целостности и развитии, общая теория исторического процесса как единства прошлого, настоящего и будущего;
· часть философии науки, исследующая историческое познание рациональными средствами и методами, т.е. историческая эпистемология, учение о познании исторической реальности;
· философская концепция об исторической реальности в ее всеобщих характеристиках, а также о ее познании, его средствах и методах. Это «философская версия истории» с такими ключевыми категориями, как «единство», «целое», «развитие», «деятельность», «ценности», «человек» и др.
2. Как разрабатывалась философия истории? Философия истории, как целостная система знаний, разрабатывалась начиная с XVII в. в трудах Вико, Гердера, Сен-Симона и других мыслителей.
3. Учение Сен-Симона. Французский философ А.К. Сен-Симон (1760—1825) утверждал взгляд на человеческое общество как на закономерно развивающийся целостный организм и стремился рассматривать всякую общественную организацию как исторически преходящую, занимающую определенное место в общем ходе исторического процесса.
Созданная им «наука о человеке» («социальная физиология») построена на принципе историзма, который Сен-Симон рассматривал как принцип и теоретической, и практической деятельности.
Реализуя принцип историзма, французский мыслитель основные черты разумного общества стремился раскрыть, рассматривая его не как нечто неизменное, а как процесс — реальный процесс деятельности людей: «...будущее слагается из последних членов ряда, в котором первые члены составляют прошлое».
Плодотворной идеей Сен-Симона было признание им поступательного хода развития человечества от низших форм к высшим.
ФИЛОСОФ ПОДЧЕРКИВАЛ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ И РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА «ИНДУСТРИИ», КОТОРАЯ ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАВНЫМ ФАКТОРОМ ОБЪЕДИНЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ОРГАНИЗМ. УСПЕШНОЕ РАЗВИТИЕ ИНДУСТРИИ ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ НАУЧНЫХ ПРИНЦИПОВ.
Вместе с тем Сен-Симон в своей социальной концепции не избежал механицизма, который был тогда господствующей методологической доктриной в естествознании, да и в философии и науке того времени.
ОН ИСХОДИЛ ИЗ ТОГО, ЧТО ПРОГРЕСС ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО УМА ДОШЕЛ ДО ТОГО, ЧТО НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ РАССУЖДЕНИЯ О ПОЛИТИКЕ МОГУТ И ДОЛЖНЫ БЫТЬ НЕПОСРЕДСТВЕННО ВЫВЕДЕНЫ ИЗ ПОЗНАНИЙ, ПРИОБРЕТЕННЫХ В «ВЫСШИХ НАУКАХ И В ОБЛАСТИ ФИЗИКИ».
4. Социально-историческая концепция Гегеля. Своеобразным итогом и вершиной классической философии истории была социально-историческая концепция Гегеля (1770—1831), которая опиралась на главное в его учении — диалектический метод.
Основой деятельности людей (т. е. всемирной истории) философ считал деятельность экономическую, т. е. труд, — преобразование природы с помощью орудий труда.
В этой связи он подчеркнул, что «в своих орудиях человек властвует над внешней природой, тогда как в своих целях он скорее подчинен ей».
Это положение есть не что иное, как «зародыш» материалистического понимания истории.
Понимая всемирную историю как «прогресс в сознании свободы», Гегель пытался представить ее как единый объективный закономерный поступательный процесс.
КАЖДАЯ ЭПОХА В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ, БУДУЧИ НЕПОВТОРИМО СВОЕОБРАЗНОЙ, ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ЗАКОНОМЕРНУЮ СТУПЕНЬ В ОБЩЕМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
Вместе с тем философско-историческая концепция Гегеля была исторически и содержательно ограниченной:
· идеализм (основа истории — «дух»),
· метафизичность («остановил» развитие и «замкнул» его на «германский мир»),
· примирение социальных противоречий, национализм, апологетика, «мнимый критицизм» и др.
5. Важные идеи классической философии истории. Классическая философия истории выдвинула и разработала ряд важных идей:
· идея развития,
· теория прогресса,
· проблема единства (целостности) исторического процесса и многообразие его форм,
· (проблема)исторической закономерности и причинности,
· (проблема)свободы и необходимости,
· «зачатки» исторического материализма,
· важная роль диалектики в социальном познании и др.
6. Материалистическое понимание истории. Открыв материалистическое понимание истории, Маркс и Энгельс впервые показали, что люди сами творят свою историю (прежде всего в сфере материального производства).
ПРОВОЗГЛАСИВ ПЕРВИЧНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО БЫТИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К СОЗНАНИЮ, ОНИ ТЕМ САМЫМ В МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОМ ПОНИМАНИИ ИСТОРИИ НАШЛИ ТУ ФУНДАМЕНТАЛЬНУЮ ОСНОВУ, КОТОРАЯ И ПОЗВОЛИЛА ОБЪЕДИНИТЬ, СЛИТЬ В ВЫСШЕМ СИНТЕЗЕ, ЦЕЛОСТНОМ ЕДИНСТВЕ МАТЕРИАЛИЗМ И ДИАЛЕКТИКУ И ОБЪЯСНИТЬ ИСТОЧНИКИ И МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.
7. Два основных направления разработки философии истории в конце XIX — начале XX в. Разработка философии истории в конце XIX — начале XX в. происходила в двух основных направлениях.
· Первое направление имело дело с самой исторической реальностью (онтологический аспект).
· Второе же сосредоточило свое внимание на постижении этой реальности с помощью различных методов и средств.
Иначе говоря, здесь главный интерес был направлен на саму историческую науку, на выявление специфики социально-гуманитарного познания по сравнению с естественнонаучным.
· Наиболее крупные представители первого направления — русский философ Н.Я. Данилевский, немецкий философ О. Шпенглер и британский философ А. Тойнби.
СТОРОННИКИ ПЕРВОГО НАПРАВЛЕНИЯ ИСХОДИЛИ ИЗ БИОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА, СОГЛАСНО КОТОРОЙ ЕДИНСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА — ЭТО ФИКЦИЯ, А ФАКТИЧЕСКИ МЫ ИМЕЕМ ДЕЛО С РАЗНООБРАЗИЕМ СПЕЦИФИЧЕСКИХ, КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ФОРМ КУЛЬТУРЫ, НАПОМИНАЮЩИМ БОГАТСТВО ФОРМ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА.
Это во-первых.
Во-вторых, СМЫСЛ ИСТОРИИ — НЕ В ПОСТЕПЕННОМ ЛИНЕЙНОМ ВОСХОЖДЕНИИ К СВОБОДЕ, А В ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКОЙ (МНОЖЕСТВЕННОЙ) МОДЕЛИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
В-третьих, НИКАКОГО ЕДИНСТВА МИРОВОЙ ИСТОРИИ НЕТ, А ЕСТЬ РАЗЛИЧНЫЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ (ТИПЫ).
8. Как О. Шпенглер трактует жизнь человечества и культуру? Так, согласно О. Шпенглеру (1880—1936), жизнь человечества — это бесконечный процесс самозарождения и столь же естественного умирания культур.
Культура трактуется им как «организм», который:
· во-первых, обладает жестким сквозным единством (структурно),
· во-вторых, обособлен от других подобных ему «организмов», т. е. совершенно уникален.
9. В чем состоит исходная методологическая идея Шпенглера? Исходная методологическая идея Шпенглера — идея круговорота (цикличности) исторического развития — приводит его к выводам о том, что:
· хотя «культурные миры» развиваются, но они разрознены в пространстве и во времени;
· даже при одновременном существовании эти миры не сообщаются между собой;
· в силу двух предыдущих обстоятельств нужно особое внимание уделять индивидуальности, исключительности «культурных миров», их внутреннему единству и эволюции.
10. Методологический арсенал О.Шпенглера. В методологическом арсенале немецкого мыслителя такие приемы и методы, как сравнение, аналогия, исторический подход — причем он различает историзм морфологический и эволюционный.
· Морфологический историзм нацелен на изучение структуры «организмов-культур», опирается на непосредственное усмотрение (интуицию), аналогию и художественное портретирование.
· Эволюционный историзм нацелен на рассмотрение их генезиса и этапов развития.
В противоположность догматическим, по мнению Шпенглера, принципам научного познания, он ОБОСНОВЫВАЕТ ПРИОРИТЕТ «ЛИРИЧЕСКОГО НАЧАЛА», «ЧУВСТВА ЖИЗНИ» в подходе к историческому целому как развивающемуся живому организму.
11. Неогегельянская философия тождества исторического бытия и сознания. Вторым направлением философии этого периода была неогегельянская философия тождества исторического бытия и сознания, крупными представителями которой были Б. Кроче (1866—1952) и Дж. Коллингвуд (1889-1943).
Согласно Коллингвуду, история должна:
· быть наукой, или ответом на вопросы;
· заниматься действиями людей в прошлом;
· основываться на интерпретации источников;
· служить самопознанию человека.
При этом мыслитель не согласен с предложением о том, чтобы создать некую «НАУКУ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ», принципы и методы которой мыслятся по аналогии с принципами и методами естественных наук.
РАБОТА ИСТОРИКА ПРЕДПОЛАГАЕТ, ЧТО ОН ДОЛЖЕН ЗАНИМАТЬСЯ ПОИСКАМИ ПРИЧИН И ЗАКОНОВ СОБЫТИЙ.
ИСТОРИК, СОГЛАСНО КОЛЛИНГВУДУ, ИЩЕТ ИМЕННО ПРОЦЕССЫ МЫСЛИ, И ВСЯ ИСТОРИЯ ТЕМ САМЫМ — ИСТОРИЯ МЫСЛИ.
При этом британский философ подчеркивает «историчность исторических мыслей» в том смысле, что все они без исключения развиваются, имеют свою историю.
Поэтому они становятся совершенно непонятными без знания последней.
ОТСЮДА — НЕОБХОДИМОСТЬ ИСТОРИЗМА КАК ВАЖНЕЙШЕГО МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Большое значение для гуманитарных наук британский философ придавал ЛОГИКЕ ВОПРОСА И ОТВЕТА.
Разъясняя значение этого принципа, Коллингвуд отмечал, что ИСТИННОСТЬ — ЭТО НЕ АТРИБУТ ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЛИ ИХ КОМПЛЕКСА, А ОНА — АТРИБУТ КОМПЛЕКСА, СОСТОЯЩЕГО ИЗ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ.
Ставя вопрос о сближении истории и философии, британский мыслитель тем самым ставил вопрос и о необходимости создания философии истории.
12. Первый принцип Коллингвуда. Первый принцип, который сформулировал Коллингвуд в своей философии истории, гласит:
«ТО ПРОШЛОЕ, КОТОРОЕ ИЗУЧАЕТ ИСТОРИК, ЯВЛЯЕТСЯ НЕ МЕРТВЫМ ПРОШЛЫМ, А ПРОШЛЫМ, В НЕКОТОРОМ СМЫСЛЕ ВСЕ ЕЩЕ ЖИВУЩИМ В НАСТОЯЩЕМ» (Коллингвуд Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980. С. 378.)
Методологически очень необходимо, считает Коллингвуд, правильно видеть ту конкретную реальную ситуацию, в которой оказался исследователь.
Он убежден, что история может и должна научить людей управлять человеческими ситуациями, как естественные науки научили их управлять силами природы.
13. Второе основное положение философии истории Коллингвуда. Второе основное положение своей философии истории Коллингвуд выразил так:
«ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ — ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ В УМЕ ИСТОРИКА МЫСЛИ, ИСТОРИЮ КОТОРОЙ ОН ИЗУЧАЕТ».
При этом мысль должна найти выражение либо в языке, либо в любой другой из многочисленных форм коммуникативной деятельности (например, в жестах).
14. Третье положение философии истории Коллингвуда. Согласно третьему положению философии истории Коллингвуда, «историческое знание — это воспроизведение прошлой мысли, окруженной оболочкой и данной в контексте мыслей настоящего. Они, противореча ей, удерживают ее в плоскости, отличной от их собственной» (Коллингвуд Дж. Идея истории. Автобиография. С. 388.
МЫ ИЗУЧАЕМ ИСТОРИЮ ДЛЯ ТОГО, РАЗЪЯСНЯЕТ АВТОР ЭТО СВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, ЧТОБЫ СТАЛА ЯСНОЙ СИТУАЦИЯ, В КОТОРОЙ НАМ ПРЕДСТОИТ ДЕЙСТВОВАТЬ.
109. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-
ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
ПЛАН
1. Цель, провозглашенная в начале формирования социально-гуманитарных наук.
2. Философско-методологические представления как опора для разработки методологических проблем социального познания.
3. Дедуктивно построенная математическая система как познавательный идеал научности для социально-гуманитарных наук в XVI—начале XVII в.
4. Классическая механика как эталон научности для социально-гуманитарных наук (до конца XIX в ).
5. Натурализм как господствующая тенденция в методологии гуманитарных наук до конца XIX в.
6. Баденская школа неокантианства и философия жизни: науки о культуре должны иметь свой собственный концептуально-методологический фундамент.
1. Цель, провозглашенная в начале формирования социально-гуманитарных наук. Уже с первой половины XIX в. начинается активный процесс формирования социально-гуманитарных наук.
Их целью провозглашается не только познание общества, но и участие в его регуляции и преобразовании.
Исследуются как общество в целом, так и отдельные его сферы с целью найти определенные технологии управления социальными процессами.
2. Философско-методологические представления как опора для разработки методологических проблем социального познания. Методологические проблемы социального познания стали активно разрабатываться в рамках самой системы «наук о культуре» с опорой на те или иные философско-методологические представления.
Однако давление на гуманитарные науки давало сильно о себе знать — прежде всего со стороны математического естествознания, особенно механики.
НО НАРАСТАЛО — И ЧЕМ ДАЛЬШЕ, ТЕМ БОЛЬШЕ — И СОПРОТИВЛЕНИЕ ЭТОМУ ДАВЛЕНИЮ ВНУТРИ САМИХ ЭТИХ НАУК.
3. Дедуктивно построенная математическая система как познавательный идеал научности для социально-гуманитарных наук в XVI—начале XVII в. Краткий ретроспективный взгляд на зарождение и формирование гуманитарных наук показывает следующие особенности этого процесса.
В XVI—начале XVII в. для данных наук познавательный идеал научности выступал как дедуктивно построенная математическая система, а реальным эталоном, образцом теории являлась геометрия Евклида. Этому образцу пытались подчинить и гуманитарное познание.
4. Классическая механика как эталон научности для социально-гуманитарных наук (до конца XIX в ). Позднее, вплоть до конца XIX в., эталоном научности стала классическая механика с присущим ей четким разделением всех знаний на два уровня:
· теоретический и
· эмпирический.
СИСТЕМА ОБЪЕКТОВ НАУКИ ВЫСТУПАЕТ КАК МЕХАНИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОПРЕДЕЛЕННЫМ ОБРАЗОМ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ ЧАСТИЦ.
Этот познавательный идеал и «метод принципов» Ньютона нередко распространялись и на общественные дисциплины.
ПОСКОЛЬКУ МЕХАНИКА И ТЕСНО СВЯЗАННАЯ С НЕЙ МАТЕМАТИКА БЫЛИ В XVI—XVII ВВ. НАИБОЛЕЕ ЗРЕЛЫМИ И УСПЕШНО РАЗВИВАЮЩИМИСЯ ОТРАСЛЯМИ ЗНАНИЯ, ТО ВОЗНИКЛО СТРЕМЛЕНИЕ НА ОСНОВЕ ЗАКОНОВ МЕХАНИКИ ПОЗНАТЬ ВСЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ СОЦИАЛЬНЫЕ, И ДАЖЕ ПОСТРОИТЬ ФИЛОСОФИЮ (ЭТИКА СПИНОЗЫ, «ДОКАЗАННАЯ В ГЕОМЕТРИЧЕСКОМ ПОРЯДКЕ»).
Выйдя за пределы естествознания, математические и механико-атомистические идеалы и методы познания постепенно проникали в социально-гуманитарные науки.
Функционирование механической картины мира в качестве общенаучной исследовательской программы проявилось не только при изучении различных процессов природы, но и по отношению к знаниям о человеке и обществе, которые пыталась сформировать наука XVII— XVIII вв.
КОНЕЧНО, РАССМОТРЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ В КАЧЕСТВЕ ПРОСТЫХ МЕХАНИЧЕСКИХ СИСТЕМ — ЭТО СИЛЬНОЕ УПРОЩЕНИЕ.
ЭТИ ОБЪЕКТЫ — СЛОЖНЫЕ РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СИСТЕМЫ (С ВКЛЮЧЕНИЕМ В НИХ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО СОЗНАНИЯ), КОТОРЫЕ ТРЕБУЮТ ОСОБЫХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Однако чтобы выработать такие методы, наука должна была пройти длительный путь развития.
В XVIII в. для этого не было необходимых предпосылок. Научный подход в эту эпоху отождествлялся с теми его образцами, которые реализовались в механике, а потому естественным казалось построение науки о человеке и обществе в качестве своего рода социальной механики на основе применения принципов механической картины мира.
5. Натурализм как господствующая тенденция в методологии гуманитарных наук до конца XIX в. Вплоть до конца XIX в. господствующей тенденцией в методологии гуманитарных наук был натурализм — универсализация принципов и методов естественных наук при решении проблем социального познания (об этом выше шла речь).
6. Баденская школа неокантианства и философия жизни: науки о культуре должны иметь свой собственный концептуально-методологический фундамент. К концу XIX—началу XX в. стало уже очевидным, что науки о культуре должны иметь свой собственный концептуально-методологический фундамент, отличный от фундамента естествознания.
Этот тезис особенно активно отстаивали два философских направления — баденская школа неокантианства и философия жизни.
«Философия жизни» — направление, сложившееся в последней трети XIX в., ее представителями были — Дильтей, Ницше, Зиммель, Бергсон, Шпенглер и др.
Возникла как оппозиция классическому рационализму и как реакция на кризис механистического естествознания.
ОБРАТИЛАСЬ К ЖИЗНИ, КАК ПЕРВИЧНОЙ РЕАЛЬНОСТИ, ЦЕЛОСТНОМУ ОРГАНИЧЕСКОМУ ПРОЦЕССУ.
Само понятие жизни многозначно и неопределенно, дает простор для различных трактовок.
ОДНАКО ВО ВСЕХ ТРАКТОВКАХ ЖИЗНЬ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЦЕЛОСТНЫЙ ПРОЦЕСС НЕПРЕРЫВНОГО ТВОРЧЕСКОГО СТАНОВЛЕНИЯ, РАЗВИТИЯ, ПРОТИВОСТОЯЩИЙ МЕХАНИЧЕСКИМ НЕОРГАНИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЯМ, ВСЕМУ ОПРЕДЕЛЕННОМУ, ЗАСТЫВШЕМУ И «СТАВШЕМУ».
Научному познанию и его приемам противопоставляются:
· внеинтеллектуальные,
· интуитивные,
· образно-символические способы постижения (иррациональные в своей основе) жизненной реальности — интуиция, понимание и др.
Наиболее адекватным способом выражения жизни считаются:
· произведения искусства,
· поэзия,
· музыка,
· вчувствование,
· вживание и другие внерациональные способы освоения мира.
110. Особенности описательной психологии и герменевтики В. Дильтея
ПЛАН
1. Вильгельм Дильтей как представитель «философии жизни» и основоположник понимающей психологии и школы «истории духа».
2. Два аспекта понятия «жизнь» у Дильтея.
3. Понимание жизни (по Дильтею) как основа деления наук на два класса.
4. Главная задача гуманитарного познания (по Дильтею).
5. Из каких принципов и методов должны исходить «науки о духе», чтобы постигнуть жизнь (по Дильтею)?
6. Описательная психология как основа наук о духе (по Дильтею).
7. Понимание по отношению к культуре прошлого как метод интерпретации (герменевтика).
8. Два вида понимания (по Дильтею).
9. Поэзия как наиболее «сильная форма» постижения жизни (по Дильтею).
10. Интуиция как один из способов постижения жизни.
11. Биография и автобиография как важные методы исторической науки.
12. Важная роль идеи (принципа) развития для постижения жизни, ее проявлений и исторических форм.
1. Вильгельм Дильтейкак представитель «философии жизни» иосновоположник понимающей психологии и школы «истории духа».Немецкий философ и историк культуры Вильгельм Дильтей (1833—1911)— представитель «философии жизни», основоположник понимающей психологии и школы «истории духа».
2. Два аспекта понятия «жизнь» у Дильтея. Мыслитель выделял два аспекта понятия «жизнь»:
· взаимодействие живых существ — это применительно к природе;
· взаимодействие, существующее между личностями в определенных внешних условиях, постигаемое независимо от изменений места и времени, — это применительно к человеческому миру.
3. Понимание жизни (по Дильтею) как основа деления наук на два класса. Понимание жизни (в единстве двух указанных аспектов) лежит в основе деления наук на два основных класса.
ОДНИ ИЗ НИХ ИЗУЧАЮТ ЖИЗНЬ ПРИРОДЫ, ДРУГИЕ («НАУКИ О ДУХЕ») — ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ.
Дильтей доказывал самостоятельность предмета и метода гуманитарных наук по отношению к естественным (наукам-Г.Б.).
Постижение жизни, исходя из нее самой, считал он, — основная цель философии и других «наук о духе», предметом исследования которых явл