Для проверки гипотез мыслитель использует методы фальсификации и верификации.
В построении объяснительных схем и в выборе между ними Гроссетест руководствовался ДВУМЯ общими формальными «метафизическими» принципами.
А) Один из них — ПРИНЦИП ЕДИНООБРАЗИЯ (uniformity) природы он использовал в качестве принципа самого физического объяснения.
Б)Второй — ПРИНЦИП ЭКОНОМИИ (lex parsimoniae), заимствованный у Аристотеля: если одна вещь более доказана из многих предпосылок, а другая вещь — из немногих предпосылок, одинаково ясных, то лучшая из них та, которая доказана из немногих, потому что она быстрее дает нам знание.
Гроссетест в ПОПЫТКЕ ВЫРАБОТАТЬ ОБЩУЮ МЕТОДОЛОГИЮ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, исходя из идей Аристотеля, изменяет понятие причины и механизм причинного действия.
Четыре аристотелевские причины он заменяет ДВУХПОЛЮСНОЙ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ ЦЕПОЧКОЙ.
Фундаментальность этой схемы (причина-следствие—Г.Б.) для всего последующего развития физического мышления непреходяща.
Необходимо напомнить, что ОБЫЧНОЙ ДЛЯ МНОЖЕСТВА СРЕДНЕВЕКОВЫХ ТРАКТАТОВ БЫЛА МЫСЛЬ О ТОМ, ЧТО ТОЛЬКО В МАТЕМАТИКЕ ВЕЩИ, ИЗВЕСТНЫЕ НАМ, И ВЕЩИ, СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПО ПРИРОДЕ, ТОЖДЕСТВЕННЫ.
Исходя из этого, МОДЕЛЬ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБЪЯСНЕНИЯ СТАНОВИТСЯ МОДЕЛЬЮ ИДЕАЛЬНОГО ЗНАНИЯ, и даже теологическую аргументацию мыслители этой поры пытаются сформулировать согласно математико-дедуктивному методу.
3. Научная деятельность членов Мертонского колледжа («калькуляторов»). Основные достижения Оксфордской школы связаны с научной деятельностью членов Мертонского колледжа при Оксфордском университете.
Важное место среди них занимает Фома Бродвардин, который пытался выработать МАТЕМАТИЧЕСКИЙ СПОСОБ ОПИСАНИЯ ДВИЖЕНИЙ ТЕЛ ПОСРЕДСТВОМ ПРИДАНИЯ ФИЗИЧЕСКИМ ПРОЦЕССАМ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.
А его ученики — Ричард Киллингтон, Ричард Суиссет (Суайнсхед), Уильям Хейтесбери и Джон Дамблтон, так называемые «калькуляторы», стремясь объединить ФИЗИКУ АРИСТОТЕЛЯ И УЧЕНИЕ О ПРОПОРЦИЯХ ЕВКЛИДА, пытались создать единую систему «математической физики», основанной на возможности арифметико-алгебраического выражения качества.
В работах калькуляторов формировались такие понятия математики, как ПЕРЕМЕННАЯ ВЕЛИЧИНА, ЛОГАРИФМ, ДРОБНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ, БЕСКОНЕЧНЫЙ РЯД.
РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ОПЫТНОЙ НАУКИ ЕЩЕ ОСТАВАЛАСЬ ВОПРОСОМ БУДУЩЕГО.
4. Развитие техники как условие утверждения опытной науки. В частности, проведение экспериментов предполагало создание соответствующей ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ, УСТРОЙСТВ, ПРИБОРОВ и т. д.
Огромные материальные ресурсы, которые требовались для развития техники и инженерного искусства, реально появились лишь в эпоху Возрождения.
5. Роль математики в создании новой техники. Создание новой техники, в свою очередь, предполагало гораздо более широкое ПРИМЕНЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ РАСЧЕТОВ, использование ПРИКЛАДНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ, которое стимулировало развитие математических исследований.
Но идея о том, что ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ МОГУТ БЫТЬ ОПИСАНЫ ЯЗЫКОМ МАТЕМАТИКИ И ПРОВЕРЕНЫ ЭКСПЕРИМЕНТОМ, исключительно медленно пробивала себе дорогу на протяжении всей эпохи Возрождения.
6. Новое понимание роли человека в мире. Изменяется роль человека в мире. Зарождается новый тип мышления.
Происходит ПОСТЕПЕННАЯ СМЕНА МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ:
· для человека значимым становится ПОСЮСТОРОННИЙ МИР,
· автономным, универсальным и самодостаточным становится индивид.
· Философия, наука, искусство приобретают самостоятельность, автономность по отношению к церкви и религии.
· В протестантизме происходит РАЗДЕЛЕНИЕ ЗНАНИЯ И ВЕРЫ, ограничение сферы применения человеческого разума МИРОМ «ЗЕМНЫХ ВЕЩЕЙ», под которыми понимается эмпирически ориентированное познание природы.
В ЭТИХ УСЛОВИЯХ СОЗДАЮТСЯ ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.
7. Пантеизм Н.Кузанского. Среди тех, кто подготавливал рождение науки, был Николай Кузанский (1401—1464).
В своих философских воззрениях на мир он вводит методологический принципСОВПАДЕНИЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ — единого и бесконечного, максимума и минимума, из которого следует тезис об относительности любой точки отсчета.
Кузанский делает заключение о ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНОМ характере всякого человеческого знания.
Поэтому он уравнивает в правах и НАУКУ, ОСНОВАННУЮ НА ОПЫТЕ, и НАУКУ, ОСНОВАННУЮ НА ДОКАЗАТЕЛЬСТВАХ.
Большое внимание философ придает измерительным процедурам.
Применяя принцип совпадения противоположностей к астрономии, Кузанский приходит к выводу, что Земля не является центром Вселенной, а такое же небесное тело, как и Солнце и Луна, что подготавливало переворот в астрономии, который в дальнейшем совершил Коперник.
8. Человек как творец. Человек становится творцом, поднимаясь почти на один уровень с Богом, ведь он наделен свободой воли и должен сам решать свою судьбу, способен творить, стать мастером, которому по силам любая задача.
Отсюда и характерное для эпохи Возрождения стремление познать принципы функционирования механизмов, приборов, устройств и самого человека.
9. Леонардо да Винчи. В этой связи особый интерес представляют попытки Леонардо да Винчи (1452—1519) ПРИМЕНИТЬ В АНАТОМИИ ЗНАНИЯ ИЗ ПРИКЛАДНОЙ МЕХАНИКИ И НАЙТИ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ ОРГАНОВ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ ИЗВЕСТНЫХ ЕМУ ТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ, МЕХАНИЗМОВ.
Леонардо да Винчи считал, что «опыт никогда не ошибается, ошибаются только суждения ваши», и что для получения в науках достоверных выводов следует применять математику, в которую он обычно включал и механику.
Механика же мыслилась им еще не как теоретическая наука, какой она станет во времена Галилея и Ньютона, а как чисто ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО конструирования различных машин и устройств.
Леонардо да Винчи подошел к НЕОБХОДИМОСТИ ОРГАНИЧЕСКОГО СОЕДИНЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА И ЕГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ, которое и составляет суть того, что в дальнейшем назовут современным естествознанием, наукой в собственном смысле слова.
10. Гуманизм как идейно-культурное движение. Как идейно-культурное движение сформировался гуманизм.
Возникают предпосылки для создания новых научных направлений в гуманитарной сфере, таких как:
· политология (на основании трудов Макиавелли),
· утопические концепции коммунизма, меркантилизм (первая экономическая школа).
29. КАКИЕ ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ В СВОЕМ РАЗВИТИИ ПРОШЛА НАУКА?
ПЛАН
1. Два вида периодизации истории предмета.
2. Периодизация истории науки по В.С. Степину.
3. Классическая наука (XVII—XIX вв.).
4. Неклассическая наука (первая половина XX в.).
5. Постнеклассическая наука (вторая половина XX — начало XXI в.).
6. Парадигмы, картины мира, фундаментальные идеи.
7. Синергетика и постнеклассическая наука.
8. Преемственность в истории науки.
9. Развитие науки и прогноз К.Маркса.
1. Два вида периодизации истории предмета. Если КЛАССИФИКАЦИЯ наук — это их расчленение «по вертикали», то ПЕРИОДИЗАЦИЯ — это их развертывание «по горизонтали», т. е. по оси времени в форме определенных, следующих друг за другом, исторических периодов (ступеней, фаз, этапов).
Прежде всего рассмотрим, что такое периодизация как таковая.
Существует два основных вида периодизации:
1) ФОРМАЛЬНЫЙ, когда в основу деления истории предмета на соответствующие ступени кладется тот или иной отдельный «признак» (или их группа);
2) ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ, когда основой (критерием) этого деления становится ОСНОВНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ исследуемого предмета, которое необходимо выделить из всех других противоречий последнего.
Формальная периодизация широко применяется особенно на начальных этапах исследования истории предмета, т. е. на эмпирическом уровне, на уровне «явления», и поэтому ее нельзя, разумеется, недооценивать или тем более полностью отвергать. Вместе с тем значение этого вида периодизации нельзя преувеличивать, абсолютизировать ее возможности.
Переход в научном исследовании на теоретический уровень, на ступень познания «сущности» предмета, вскрытие его противоречий и их развития означает, что периодизация истории предмета должна уже осуществляться с более высокой (?-Г.Б.) — диалектической точки зрения.
На этом уровне предмет необходимо изобразить как «совершающее процесс противоречие».