Слово выступает орудием творения, а переданное человеку, оно выступает универсальным орудием постижения мира.
ПОНЯТИЯ ОТОЖДЕСТВЛЯЮТСЯ С ИХ ОБЪЕКТИВНЫМИ АНАЛОГАМИ, ЧТО ВЫСТУПАЕТ УСЛОВИЕМ ВОЗМОЖНОСТИ ЗНАНИЯ.
Если человек овладевает понятиями, значит, он получает исчерпывающее знание о действительности, которая производна от понятий.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СВОДИТСЯ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПОСЛЕДНИХ, А НАИБОЛЕЕ РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ ТЕКСТЫ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ.
Все «вещи видимые» воспроизводят, но не в равной степени «вещи невидимые», т.е. являются их СИМВОЛАМИ.
И в зависимости от приближенности или отдаленности от Бога, МЕЖДУ СИМВОЛАМИ СУЩЕСТВУЕТ ОПРЕДЕЛЕННАЯ ИЕРАРХИЯ.
Характеризует систему знаний Средневековья и ТЕЛЕОЛОГИЗМ, выражающийся в том, что все явления действительности существуют по промыслу Бога и для предуготовленных им ролей.
4. Как должно осуществляться познание? Исходя из таких установок, познание может осуществляться только под контролем церкви.
Формируется жесткая цензура, все противоречащее религии подлежит запрету.
Так, в 1131 г. был наложен запрет на изучение медицинской и юридической литературы.
Средневековье отказалось от многих провидческих идей античности, не вписывающихся в религиозные представления.
Так как познавательная деятельность носит ТЕОЛОГИЧЕСКИ-ТЕКСТОВЫЙ характер, то исследуются и анализируются не вещи и явления, а ПОНЯТИЯ.
Поэтому универсальным методом становится дедукция (царствует дедуктивная логика Аристотеля).
В мире, сотворенным Богом и по его планам, НЕТ МЕСТА ОБЪЕКТИВНЫМ ЗАКОНАМ, без которых не могло бы формироваться естествознание.
5. Области знания, дающие возможность зарождения науки. Но в это время существуют уже области знаний, которые подготавливали возможность рождения науки.
К ним относят алхимию, астрологию, натуральную магию и др.
Многие исследователи расценивают существование этих дисциплин как промежуточное звено между натурфилософией и техническим ремеслом, так как они представляли сплав умозрительности и грубого наивного эмпиризма.
6. Средневековая культура как специфический феномен. Средневековая западная культура — специфический феномен.
С одной стороны, ПРОДОЛЖЕНИЕ ТРАДИЦИЙ АНТИЧНОСТИ, свидетельство тому — существование таких мыслительных комплексов, как созерцательность, склонность к абстрактному умозрительному теоретизированию, принципиальный отказ от опытного познания, признание превосходства универсального над уникальным.
С другой стороны, РАЗРЫВ С АНТИЧНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ: алхимия, астрология, имеющие «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ» ХАРАКТЕР.
26. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ АТМОСФЕРЫ
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. КТО ЯВЛЯЛСЯ ОСНОВНЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ НАУКИ?
ПЛАН
1. Теологические ценности и наука.
2. Природа творящая(natura naturans) и природа сотворенная (natura naturata).
3. Семь свободных искусств.
4. Влияние Востока. Схоластический метод.
5. Наука как натуральная магия.
6. Патристика.
7. Вера и разум.
8. Схоластика.
9. Номинализм и реализм.
10. Позиция Аверроэса (Ибн Рушд).
11. Альберт Великий: согласование богословия и науки.
12. Роджер Бэкон: три основных способа познания.
13. Учение Фомы Аквинского.
14. Представления Оккама о процессе познания.
15. Особенности средневековой науки.
1. Теологические ценности и наука. Эпоху Средневековья относят к началу II в. н.э., а ее завершение к XIV—XV вв. Средневековье опирается на теологические ценности. Церковь вмешивается во все сферы человеческой жизнедеятельности.
Философия, как и наука, выступают «СЛУЖАНКАМИ» БОГОСЛОВИЯ.
Положения, расходящиеся с христианскими догматами, осуждаются.
Поэтому наука в Средние века часто оценивается как СВОЕОБРАЗНОЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ УСТРЕМЛЕНИЕ, ЛИШЕННОЕ СВОБОДЫ ПОИСКА И СКОВАННОЕ ПРЕДРАССУДКАМИ И ЗАБЛУЖДЕНИЯМИ.
Задачи научного исследования также направляются на достижение благодати и спасения.
2. Природа творящая(natura naturans) и природа сотворенная (natura naturata). В Средние века постулаты о творении предполагали выделение природы творящей (natura naturans) и природы сотворенной (natura naturata).
3. Семь свободных искусств. Средневековье знало СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ:
А) ТРИУМВИУМ:
· грамматика,
· диалектика,
· риторика;
Б)КВАДРИУМ:
· арифметика,
· геометрия,
· астрономия,
· музыка.
Каждый ученый был обязан владеть всеми этими науками — искусствами.
4. Влияние Востока. Схоластический метод. В XII—XIII вв. были известны тексты арабоязычных ученых, посвященные естественнонаучным изысканиям, широко употреблялись арабские цифры.
Наиболее важные изобретения компас, порох, часы, хомут лошади, рулевая стойка пришли с Востока.
В науке господствовал СХОЛАСТИЧЕСКИЙ МЕТОД с его необходимым компонентом — цитированием авторитетов, что лишало значимости задачу по исследованию природных закономерностей.
5. Наука как натуральная магия. Средневековые ученые, как правило, выходцы из арабских университетов, свое знание называли натуральной магией, понимая под ней НАДЕЖНОЕ И ГЛУБОКОЕ ПОЗНАНИЕ ТАЙН ПРИРОДЫ.
МАГИЯ ПОНИМАЛАСЬ КАК ГЛУБОКОЕ ЗНАНИЕ СКРЫТЫХ СИЛ И ЗАКОНОВ ВСЕЛЕННОЙ БЕЗ ИХ НАРУШЕНИЯ, И, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, БЕЗ НАСИЛИЯ НАД ПРИРОДОЙ.
6. Патристика. Патристика (от лат. патер — отец) — учение ОТЦОВ ЦЕРКВИ — выступила первым этапом развития средневековой философии.
С I по VI в. проблематику философии в рамках патристики представляли: Василий Великий, Августин Блаженный, Григорий Нисский, Тертуллиан, Ориген и др.
Они обсуждали проблемы:
· сущности Бога,
· движение истории к определенной конечной цели («град божий»),
· соотношение свободы воли и спасения души.
7. Вера и разум. Большое значение имело то, что РАЗУМ МЫСЛИЛСЯ КАК СТРЕМЯЩИЙСЯ К РАСШИРЕНИЮ СВОИХ ГРАНИЦ, а УМОПОСТИГАЕМАЯ ПРИРОДА ВОЗЛАГАЛА СВОИ НАДЕЖДЫ НА ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗУМА.
Классик средневековой патристики Тертуллиан (160—220) обнажал пропасть между РЕАЛЬНОСТЬЮ ВЕРЫ и ИСТИНАМИ УМОЗРЕНИЯ, всякий раз показывая НЕСОРАЗМЕРНОСТЬ ВЕРЫ И РАЗУМА.
ВЕРА НЕ НУЖДАЕТСЯ В РАЦИОНАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ АРГУМЕНТАЦИИ, ИСТИНЫ ВЕРЫ ОТКРЫВАЮТСЯ В АКТЕ ОТКРОВЕНИЯ.
Его кредо — «Верую, ибо абсурдно» показывает, что когнитивно-рациональные структуры не имеют силы в сфере притяжения веры.
Представитель ранней патристики Оригена (около 185—253/254) обращал внимание на то, что ПРИРОДА ПРЕВОСХОДИТ САМЫЙ ЯСНЫЙ И ЧИСТЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ УМ.
Мироздание является СОВЕЧНЫМ БОГУ, до нашего мира и после него были и будут другие миры.
Процесс изменения мира в его ХРИСТОЛОГИЧЕСКОМ учении связывался с глубиной падения духов, их возвращением (спасением) в первоначальное благостное состояние, что не являлось окончательным, поскольку духи и в силу свободной воли могли испытать новое падение.
8. Схоластика. Схоластика (от лат. — школьный), оформившаяся в IX—XII вв., стремится к ОБНОВЛЕНИЮ РЕЛИГИОЗНЫХ ДОГМАТОВ, приспосабливая их к УДОБСТВАМ ПРЕПОДАВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТАХ И ШКОЛАХ.
Большое значение придается ЛОГИКЕ РАССУЖДЕНИЙ, в которой они видят путь постижения Бога.
С расцветом схоластической учености связано ОТТАЧИВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО АППАРАТА, рассудочных СПОСОБОВ ОБОСНОВАНИЯ ЗНАНИЯ, при которых сталкиваются тезис и антитезис, аргументы и контраргументы.
Схоластом величает себя всякий, кто занимается преподавательской деятельностью: Эриугена, Альбер Великий, Фома Аквинс-кий, Абеляр, Ансельм Кентерберийский.
Важными остаются вопросы о соотношении разума и веры, науки и религии.
Соотношение философии и теологии истолковывается неоднозначно. Ансельм Кентерберийский (1033—1109) считает, что ИСТИНЫ, ДОБЫТЫЕ РАЗУМОМ, НО ПРОТИВОРЕЧАЩИЕ АВТОРИТЕТУ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ, ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЗАБЫТЫ ИЛИ ОТВЕРГНУТЫ.
Абеляр (1079— 1142) стремится к ЧЕТКОМУ РАЗГРАНИЧЕНИЮ между верой и знанием и предлагает СНАЧАЛА С ПОМОЩЬЮ РАЗУМА ИССЛЕДОВАТЬ РЕЛИГИОЗНЫЕ ИСТИНЫ, а затем СУДИТЬ, ЗАСЛУЖИВАЮТ ОНИ ВЕРЫ ИЛИ НЕТ.
Ему принадлежит ставший знаменитым принцип: «Понимать, чтобы верить».
В отличие от веры философия, как и знание, опирается на доказательства разума.
9. Номинализм и реализм. Для Средневековья была характерна борьба между номинализмом и реализмом, которая касалась существа общих понятий — «УНИВЕРСАЛИЙ».