В основе всех этих моделей лежит представление о том, что космос состоит из ряда находящихся в непрерывном движении сфер или оболочек, обладающих общим центром, совпадающим с центром земли.

5. Атомистика и элементаризм. Среди значимых натурфилософских идей античности представля­ют интерес атомистика и элементаризм.

Как считал Аристотель, атомистика возникла в процессе решения космогонической пробле­мы, поставленной Парменидом Элейским (около 540—450 гг. до н. э.).

Если проинтерпретировать мысль Парменида, то проблема будет зву­чать так: КАК НАЙТИ ЕДИНОЕ, НЕИЗМЕННОЕ И НЕУНИЧТОЖАЮЩЕЕСЯ В МНО­ГООБРАЗИИ ИЗМЕНЧИВОГО, ВОЗНИКАЮЩЕГО И УНИЧТОЖАЮЩЕГОСЯ.

В антич­ности известны ДВА ПУТИ решения этой проблемы:

ВСЕ СУЩЕЕ ПОСТРОЕНО ИЗ ДВУХ НАЧАЛ:

А)начала не­уничтожимого, неизменного, вещественного и оформленного и

Б)нача­ла разрушения, изменчивости, невещественности и бесформенного.

· Первое — атом («нерассекаемое»), второе — пустота, ничем не напол­ненная протяженность. Такое решение было предложено Левкиппом (V в. до н. э.) и Демокритом (около 460—370 гг. до н. э.).

БЫТИЕ ДЛЯ НИХ НЕ ЕДИНО, А ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ БЕСКОНЕЧНЫЕ ПО ЧИСЛУ НЕВИДИМЫЕ ВСЛЕДСТВИЕ МАЛОСТИ ОБЪЕМОВ ЧАСТИЦЫ, КОТОРЫЕ ДВИЖУТСЯ В ПУСТОТЕ; КОГДА ОНИ СОЕДИНЯЮТСЯ, ТО ЭТО ПРИВОДИТ К ВОЗНИКНОВЕНИЮ ВЕЩЕЙ, А КОГДА РАЗЪЕДИНЯЮТСЯ, ТО — К ИХ ГИБЕЛИ.

Основа качественного много­образия мира — это многообразие геометрических форм и простран­ственных положений атомов.

· Второй путь решения проблемы Парменида связывают с Эмпедоклом (около 490—430 гг. до н. э.). По его мнению, Космос образо­ван четырьмя элементами-стихиями: огнем, воздухом, водой, землей и двумя силами: ЛЮБОВЬЮ и ВРАЖДОЙ.

Элементы не подвержены каче­ственным изменениям, они вечны и непреходящи, однородны, спо­собны вступать друг с другом в различные комбинации в разных про­порциях. Все вещи состоят из элементов.

· Платон (427—347 гг. до н. э.) объединил учение об элементах и атомистическую концепцию строения вещества.

В «Тимее» философ утверждает, что четыре элемента — огонь, воздух, вода и земля — не являются простейшими составными частями вещей.

Он предлагает их называть началами и принимать за СТИХИИ ( — т.е. «бук­вы»).

Платон, а это вытекает из структурно-геометрического склада его мышления, приписывает частицам, из которых состоят элемен­ты, формы четырех правильных многогранников — куба, тетраэдра, октаэдра и икосаэдра.

Им соответствуют земля, огонь, воздух, вода.

23. РАЗВИТИЕ ЗНАНИЯ В ЭПОХУ ЭЛЛИНИЗМА

ПЛАН

1. Эпоха эллинизма как период становления науки.

2. Физика и этика стоиков.

3. Физика и этика у Эпикура.

4. «Начала» Евклида.

5. Эллинизм и развитие письменности.

1. Эпоха эллинизма как период становления науки. Эпоху эллинизма (IV в. до н. э. — I в. до н. э.) считают важным периодом становления научного знания.

Основной чертой эллинисти­ческой культуры стал ИНДИВИДУАЛИЗМ.

Это отразилось как на основ­ных философских системах эллинизма — стоицизме, скептицизме, эпикуреизме, неоплатонизме, так и на некоторых натурфилософских идеях.

Так, в физике стоиков Зенона Катионского (336—264 гг. до н. э.), Клеанфа из Ассоса (331—232 гг. до н. э.), Хрисиппа из Сол (281—205 гг. до н. э.) большое значение придавалось законам, по ко­торым существует Природа, т. е. мировому порядку, которому, осо­знав его, должны подчиняться люди.

2. Физика и этика стоиков. В физике стоиков использовались аристотелевские представления о первоэлементах, в которые ими вносились новые идеи:

А)соединение огня и воздуха образует субстанцию, названную «пневмой» ( — «теплое дыхание»), которой приписывали функции мировой души. Она сообщает индивидуальность вещи, обеспечивая ее единство и целост­ность, выражает ЛОГОС вещи, т.е. закон ее существования и развития.

Пневма является активным мировым агентом в отличие от физичес­кого тела, которое — пассивный участник природных процессов.

Согласно стоикам, МИР ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ЕДИНЫМ И ВЗАИМОСВЯЗАН­НЫМ ПОТОКОМ СОБЫТИЙ, ГДЕ ВСЕ ИМЕЕТ ПРИЧИНУ И СЛЕДСТВИЕ.

И эти все­общие и необходимые связи они называли роком или судьбой.

Наря­ду с ПРИЧИННОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬЮ явлений, существует их ОПРЕДЕ­ЛЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ к благой, прекрасной и РАЗУМНОЙ ЦЕЛИ.

Сле­довательно, кроме судьбы стоики признают и БЛАГОТВОРНОЕ ПРОВИДЕ­НИЕ, что свидетельствует о тесной связи стоической физики и этики.

3. Физика и этика у Эпикура. Также тесно связаны физика и этика у Эпикура (342—270 гг. до н. э.), который считал, что все вещи потенциально делимы до беско­нечности, но реально такое деление превращало бы вещь в ничто, по­этому надо мысленно где-то остановиться.

Поэтому атом Эпикура — это мысленная конструкция, результат остановки деления вещи на некотором пределе.

4. «Начала» Евклида. В эпоху эллинизма наибольшие успехи были зафиксированы в об­ласти математических знаний.

Так, Евклиду (конец IV — начало III в. до н. э.) принадлежит выдающаяся работа античности — «Stoicheia» (т.е. «Элементы», что в современной литературе получило название «Начала»). Этот 15-томный труд явился результатом систематизации имевшихся в то время знаний в области математики, часть из кото­рых, по утверждению исследователей, принадлежит предшественни­кам Евклида.

Но созданный им МЕТОД АКСИОМ позволил изложить гео­метрию как единое, логически связанное математическое учение, но­сящее имя «геометрия Евклида».

5. Архимед. Успехами в разработке методов вычисления площадей поверхнос­тей и объемов геометрических тел отмечена жизнь Архимеда (около 287—212 гг. до н. э.). Но в большей степени Архимед известен как гениальный механик и инженер.

Он вывел закон о рычаге, изобрел и построил винт для поднятия воды («архимедов червяк»), установил закон о плавучести тел и др. Многие его изобретения использовались в военных целях.

6. Эллинизм и развитие письменности. Наряду с тем вкладом, который эллинистический век внес в мате­матику и механику, необходимо отметить и развитие письменности.

Начинают использовать пергамент, который был более практичным, чем используемый ранее папирус.

Возникают библиотеки, наиболее крупной из которых была Александрийская.

К концу данного периода письменность входит в обыденную повседневную жизнь, вовлекается в процесс обучения.

II—I вв. до н.э. характеризуются упадком элли­нистических государств как под воздействием взаимных войн, так и под ударами римских легионеров, теряют свое значение культурные центры, приходят в упадок библиотеки, научная жизнь замирает.

24. СИСТЕМА ЗНАНИЙ, ФОРМИРУЮЩУЮСЯ В ЭПОХУ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

ПЛАН

1. Книжно-компиляторский характер римской учености.

2. Римские энциклопедии.

3. Труды «больших знатоков своего дела».

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1. Книжно-компиляторский характер римской учености. Расцвет Римской империи, связанный с захватом соседних терри­торий и РОСТОМ МОГУЩЕСТВА, сопровождался ФОРМИРОВАНИЕМ НОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ.

ВЕСЬ СТРОЙ ЖИЗНИ РИМЛЯН БЫЛ ПОДЧИНЕН ВОЕННЫМ ЗАДА­ЧАМ.

Хотя престиж заимствованной системы знаний эллинов был до­статочно высок, но дух своей избранности, предначертанной богами, приводил к мнению, что римлянину и без науки есть чем гордиться.

ТЕОРЕТИЗИРОВАНИЕ — ЭТО УДЕЛ ИНОЗЕМЦЕВ, и поэтому римляне изучали геометрию, чтобы «измерить свой надел», в то время как ГРЕКИ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПОЗНАТЬ МИР.

Это не могло не отразиться на КНИЖНО-КОМПИЛЯТОРСКОМ характере римской учености.

Рим не дал миру ни одного мыслителя, который по своему уровню мог быть приближен к Плато­ну, Аристотелю, Архимеду. Все это компенсировалось созданием ком­пилятивных работ, носивших характер популярных энциклопедий.

2. Римские энциклопедии. Большой славой пользовалась девятитомная энциклопедия Марка Терренция Варрона (116—27 гг. до н.э.), содержавшая знания из обла­сти грамматики, логики, риторики, геометрии, арифметики, астроно­мии, теории музыки, медицины и архитектуры.

Веком позже шести­томный компендиум, посвященный сельскому хозяйству, военному делу, медицине, ораторскому искусству, философии и праву, составляет Авл Корнелий Цельс.

Наиболее известное сочинение этой поры поэма Тита Лукреция Кара (ок. 99—95 гг. — ок. 55 г. до н.э.) «О при­роде вещей», в которой дано наиболее полное и систематическое из­ложение эпикурейской философии.

Энциклопедическими работами были труды Гая Плиния Секунда Старшего (23—79 гг. н.э.), Луция Аннея Сенеки (4 г. до н.э. — 65 г. н.э.).

3. Труды «больших знатоков своего дела». Кроме этих компиляций, были созданы труды больших знатоков своего дела: это сочинения Витрувия «Об архитектуре», Секста Юлия Фронтина «О римских водопроводах», Луция Юния Модерета Колемеллы «О сельском хозяйстве» (I в. н.э.).

Ко II в. н.э. относится дея­тельность величайшего врача, физиолога и анатома Клавдия Галена (129—199 гг.) и астронома Клавдия Птолемея (умер около 170 г. до н.э.), система которого объясняла движение небесных тел с позиций геоцентрического принципа и поэтому в течение столетий считалась наивысшей точкой развития теоретической астрономии.

В связи с завоевательными войнами и освоением новых террито­рий успешно развивается география.

В трудах римских юристов были заложены основы теории гражданского права — цивилистики.

В АН­ТИЧНОСТИ ПОЯВЛЯЮТСЯ ТАКИЕ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ, КОТОРЫЕ МОЖНО ПРЕДСТА­ВИТЬ КАК ПЕРВЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ, КОТОРЫЕ ПОРЫВАЛИ С НАТУРФИ­ЛОСОФСКИМИ СХЕМАМИ И ПРЕТЕНДОВАЛИ НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ЗНАЧИМОСТЬ.

25. СИСТЕМА ЗНАНИЙ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ

ПЛАН

1. «Мрачность» эпохи Средневековья.

2. Монастыри как центры научных знаний.

3. Особенность средневекового миросозерцания и знание.

4. Как должно осуществляться познание?

5. Области знания, дающие возможность зарождения науки.

6. Средневековая культура как специфический феномен.

1. «Мрачность» эпохи Средневековья. Эпоху Средневековья относят к началу II в. н.э., а ее завершение к XIV—XV вв.

В истории Европы этот период называют не иначе как «мрачный», имея при этом в виду:

А) общий упадок цивилизации,

Б)круше­ние Римской империи,

В)нашествие варваров,

Г)проникновение религии во все сферы духовной культуры.

Возникшее в I в. среди простолюди­нов христианство сравнительно быстро овладело умами образованных передовых государственных деятелей.

В 325 г. Римская империя была разделена на две части: западную и восточную со столицами Рим и Византия (позже переименованная в Константинополь).

Западная Рим­ская империя прекратила свое существование в 476 г. н.э., а Византия существовала еще около тысячи лет.

2. Монастыри как центры научных знаний. В середине IX в. под началом епископа Льва, прозванного Мате­матиком, была открыта высшая школа, где собирались хранившиеся в монастырях старинные книги.

Лев Математик в своих трудах по механике и математике впервые использовал БУКВЫ КАК МАТЕМАТИЧЕС­КИЕ СИМВОЛЫ, подойдя тем самым вплотную к основанию алгебры.

В центры научных знаний превращались монастыри.

При монас­тырях и церквях, начиная с VI в., существовали школы, обеспечиваю­щие необходимый для священнослужителей уровень образования.

Но школы давали и элементы светского образования. Но по сравнению с римской эпохой содержание преподаваемых знаний было значитель­но урезано, так как приспосабливалось к выполнению религиозно-цер­ковных и богословских функций.

Грамматика, например, сводилась к изучению правил латинского языка, языка Священного писания.

Ри­торика была сведена церковью к умению составления проповедей, а затем и к умению составления различных документов и т.д.

В первой половине XI в. из монастырских школ возникают университеты, но уже как светские учебные заведения.

3. Особенность средневекового миросозерцания и знание. Знания, которые формируются в эпоху Средних веков в Европе, вписаны в систему средневекового миросозерцания, для которого ха­рактерно стремление к ВСЕОХВАТЫВАЮЩЕМУ ЗНАНИЮ, что вытекает из представлений, заимствованных из античности: ПОДЛИННОЕ ЗНАНИЕ — ЭТО ЗНАНИЕ ВСЕОБЩЕЕ, АПОДИКТИЧЕСКОЕ (ДОКАЗАТЕЛЬНОЕ).

Но обладать им может только творец, только ему доступно знать, и это знание только универсальное.

В ЭТОЙ ПАРАДИГМЕ НЕТ МЕСТА ЗНАНИЮ НЕТОЧНО­МУ, ЧАСТНОМУ, ОТНОСИТЕЛЬНОМУ, НЕИСЧЕРПЫВАЮЩЕМУ.

Так как все на земле сотворено, то СУЩЕСТВОВАНИЕ ЛЮБОЙ ВЕЩИ ОПРЕДЕЛЕНО СВЫШЕ, следовательно, она не может быть несимволичес­кой.

Наши рекомендации