ОБЪЯСНИТЬ СТРУКТУРУ ВЕЩИ ИЛИ СУТЬ ЯВЛЕНИЯ — ЗНАЧИТ, ОПИСАТЬ СОЗДАНИЕ ЭТОЙ ВЕЩИ ТВОРЦОМ.
ПЛАН
1. Возникновение науки как особого типа духовного производства и социального института.
2. Познание мира в античности и в средние века.
3. Древневосточные цивилизации и предпосылки науки.
4. Роль науки в конце XVI—XVII вв.
5. Три основных направлений дифференциации знания в Новое время.
6. Экстернализм и интернализм как два противоположных подходов к генезису науки.
7. Главный источник процессов возникновения и развития науки.
1. Возникновение науки как особого типа духовного производства и социального института. Как своеобразная форма познаний — специфический тип духовного производства и социальный институт — наука возникла в Европе, в Новое время, в XVI—XVII вв. в эпоху становления КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО СПОСОБА производства и ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ (разделения) единого ранее знания на философию и науку. Она (сначала в ФОРМЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ) начинает развиваться относительно самостоятельно.
2. Познание мира в античности и в средние века. В античности и средние века в основном имело место ФИЛОСОФСКОЕ ПОЗНАНИЕ мира.
Здесь понятия «философия», «знание», «наука» фактически совпадали: это было по существу «ТРИЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ», не разделенное еще на свои части. Все эти знания существовали в пределах единого целого (традиционно называемого философией) в виде ее отдельных аспектов, сторон.
Иными словами, ЭЛЕМЕНТЫ, ПРЕДПОСЫЛКИ, «РОСТКИ» БУДУЩЕЙ НАУКИ ФОРМИРОВАЛИСЬ В НЕДРАХ ДРУГОЙ ДУХОВНОЙ СИСТЕМЫ, но они еще не выделялись из них как автономное, самостоятельное целое.
3. Древневосточные цивилизации и предпосылки науки. Действительно, предпосылки науки создавались в древневосточных цивилизациях — Египте, Вавилоне, Индии, Китае, Древней Греции в форме ЭМПИРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ о природе и обществе, в виде отдельных элементов, «зачатков» астрономии, этики, логики, математики и др.
ВОТ ПОЧЕМУ ГЕОМЕТРИЯ ЕВКЛИДА — ЭТО НЕ НАУКА В ЦЕЛОМ, А ТОЛЬКО ОДНА ИЗ ВЕТВЕЙ МАТЕМАТИКИ, КОТОРАЯ (МАТЕМАТИКА) ТАКЖЕ ЛИШЬ ОДНА ИЗ НАУК, НО НЕ НАУКА КАК ТАКОВАЯ.
4. Роль науки в конце XVI—XVII вв. В конце XVI—XVII вв. происходят буржуазные революции в Нидерландах и в Англии, сыгравшие важную роль в развитии новых, а именно капиталистических, отношений (которые шли на смену феодальным) в ряде стран Европы.
Возникновение нового — буржуазного — общества порождает большие изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно СИЛЬНО МЕНЯЕТ И СОЗНАНИЕ ЛЮДЕЙ.
Важнейшим фактором всех этих изменений оказывается наука, и прежде всего экспериментально-математическое естествознание, которое как раз в XVII в. переживает период своего становления.
Постепенно складываются в самостоятельные отрасли знания астрономия, механика, физика, химия и другие частные науки.
Следует в связи с этим сказать о том, что понятия «наука» и «естествознание» в этот период (и даже позднее) практически отождествлялись, так как формирование обществознания (социальных, гуманитарных наук) по своим темпам происходило несколько медленнее.
Таким образом, для возникновения науки в XVI—XVII вв., кроме общественно-экономических (утверждение капитализма и острая потребность в росте его производительных сил), социальных (перелом в духовной культуре, подрыв господства религии и схоластически-умозрительного способа мышления) условий, необходим был ОПРЕДЕЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ САМОГО ЗНАНИЯ, «запас» необходимого и достаточного количества ФАКТОВ, которые бы подлежали описанию, систематизации и теоретическому обобщению.
ПОЭТОМУ-ТО ПЕРВЫМИ ВОЗНИКАЮТ МЕХАНИКА, АСТРОНОМИЯ И МАТЕМАТИКА, ГДЕ ТАКИХ ФАКТОВ БЫЛО НАКОПЛЕНО БОЛЬШЕ.
Они-то в своей совокупности и образуют «первоначальное целое» единой науки как таковой, «науки вообще» в отличие от философии.
Отныне основной задачей познания стало не «опутывание противника аргументацией» (как у схоластов), а изучение — на основе реальных фактов — самой природы, объективной действительности.
5. Три основных направлений дифференциации знания в Новое время. В Новое время ускоренными темпами развивается процесс размежевания между философией и частными науками.
Процесс дифференциации нерасчлененного ранее знания идет по трем основным направлениям:
1. ОТДЕЛЕНИЕ НАУКИ ОТ ФИЛОСОФИИ.
2. ВЫДЕЛЕНИЕ В РАМКАХ НАУКИ КАК ЦЕЛОГО ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТНЫХ НАУК — МЕХАНИКИ, АСТРОНОМИИ, ФИЗИКИ, ХИМИИ, БИОЛОГИИ И ДР.
3. ВЫЧЛЕНЕНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ФИЛОСОФСКОМ ЗНАНИИ ТАКИХ ФИЛОСОФСКИХ ДИСЦИПЛИН, КАК ОНТОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ, ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ, ГНОСЕОЛОГИЯ, ДИАЛЕКТИКА, ЛОГИКА И ДР.
Итак, наука как таковая, как «целостное триединство» особой системы знаний, СВОЕОБРАЗНОГО ДУХОВНОГО ФЕНОМЕНА и СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА, возникает в конце XVI — начале XVII в. в виде математического естествознания.
6. Экстернализм и интернализм как два противоположных подходов к генезису науки. В понимании генезиса, возникновения науки в истории и философии науки сложились два противоположных подхода.
А)ЭКСТЕРНАЛИЗМ: появление науки обусловлено целиком и полностью ВНЕШНИМИ для нее обстоятельствами — социальными, экономическими и др.
Б) ИНТЕРНАЛИЗМ, напротив, основной движущей силой развития науки считает ФАКТОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ВНУТРЕННЕЙ ПРИРОДОЙ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: логика решения его проблем, соотношение традиций и новаций и т. п.
7. Главный источник процессов возникновения и развития науки. Обусловленность процессов возникновения и развития науки потребностями общественно-исторической практики — главный источник, основная движущая сила этих процессов.
НЕ ТОЛЬКО РАЗВИТИЕ НАУКИ СООТВЕТСТВУЕТ УРОВНЮ РАЗВИТИЯ ПРАКТИКИ, НО И РАЗДЕЛЕНИЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ, ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК ТАКЖЕ ОТРАЖАЕТ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРАКТИКИ, РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА, ВНУТРЕННЕЙ РАСЧЛЕНЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕЛОМ.
21. ЗАРОЖДЕНИЕ ПЕРВЫХ ФОРМ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ И
АНТИЧНОСТЬ
ПЛАН
1. Специфический характер знаний на Древнем Востоке.
2. Миф как предпосылка научных знаний.
3. Состав космогонического мифа.
4. Операция отождествления и операция выделения.
5. Культурный переворот в VIII—VI вв. до н.э. в Древней Греции как еще одна предпосылка формирования теоретического знания.
6. Особенности общественной психологи древних греков.
1. Специфический характер знаний на Древнем Востоке. Зарождение первых форм теоретического знания традиционно связывают с античностью.
Хотя Древний Восток, Индия, Китай и удивляют нас чудесными изобретениями, но знания здесь носят специфический характер.
Так, в древнеегипетской цивилизации носителями знаний были жрецы, в зависимости от уровня посвящения, обладавшие той или иной суммой знаний.
Знания существовали в РЕЛИГИОЗНО-МИСТИЧЕСКОЙ форме, и только жрецы могли читать СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ и как носители практических знаний имели власть над людьми.
Они накапливали знания в области физики, химии, медицины, фармакологии, психологии и др.
Так как любая хозяйственная деятельность была связана с вычислениями, то был накоплен большой массив знаний в области математики.
НО ДРЕВНИЕ ЕГИПТЯНЕ ЗАНИМАЛИСЬ ТОЛЬКО ТЕМИ МАТЕМАТИЧЕСКИМИ ОПЕРАЦИЯМИ, КОТОРЫЕ БЫЛИ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ ИХ НЕПОСРЕДСТВЕННЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ НУЖД, НО НИКОГДА ОНИ НЕ ЗАНИМАЛИСЬ СОЗДАНИЕМ ТЕОРИЙ.
Для объяснения явлений чаще всего использовались аналогии из жизни людей.
2. Миф как предпосылка научных знаний. Предпосылкой возникновения научных знаний многие исследователи истории науки считают миф.
Миф — не только сказание, предание или легенда, он еще и СПОСОБ ОРИЕНТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ, это ОСОБЫЙ ТИП МЫШЛЕНИЯ.
В результате его «строятся» МИФОПОЭТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ мира, в которых четко прослеживается, что ЧЕЛОВЕК ЕЩЕ НЕ ВЫДЕЛИЛ СЕБЯ ИЗ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ — ПРИРОДНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ, А ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ НЕ БЫЛО ЕЩЕ ОТДЕЛЕНО ОТ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ.
3. Состав космогонического мифа. Все космогонические мифы состоят из двух частей:
А)в первой дается ОПИСАНИЕ ТОГО, ЧТО БЫЛО ДО «НАЧАЛА» (до акта творения),
Б)во второй излагается ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ СТАДИАЛЬНОЕ СОТВОРЕНИЕ МИРОЗДАНИЯ, процесс, имеющий строгую направленность от общего (небо, земля, солнце) к частному.
Каждый объект в мире определен ОПЕРАЦИОНАЛЬНО, т.е. через действие, породившее этот объект.
ПЛАН
1. Что есть натурфилософия?
2. Особенности греческого мышления.
3. Пифагореизм и математика.
4. Атомистика и элементаризм.
1. Что есть натурфилософия? Представления древних греков о мире, его возникновении, развитии и строении получили название натурфилософских.
Натурфилософией (философией природы) называют преимущественно философски-умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в целостности, и опирающееся на некоторые естественнонаучные понятия.
Необходимо отметить, что некоторые из этих идей востребованы и сегодняшним естествознанием.
2. Особенности греческого мышления. Особенности греческого мышления, которое было рациональным, теоретическим, что в данном случае равносильно созерцательному (theoria— рассматриваю, созерцаю), наложили отпечаток на формирование знаний в этот период.
ОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЫСЛИТЕЛЯ СОСТОЯЛА В СОЗЕРЦАНИИ И ОСМЫСЛЕНИИ СОЗЕРЦАЕМОГО.
3. Пифагореизм и математика. Для создания моделей Космоса нужен был достаточно развитый математический аппарат. Важнейшей вехой на пути создания математики, как теоретической науки была пифагорейская школа.
Ею была создана картина мира, которая хотя и включала мифологические элементы, но по основным своим компонентам была уже ФИЛОСОФСКО-РАЦИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОМ МИРОЗДАНИЯ.
В ОСНОВЕ ЭТОЙ КАРТИНЫ ЛЕЖАЛ ПРИНЦИП: НАЧАЛОМ ВСЕГО ЯВЛЯЕТСЯ ЧИСЛО.
Числовые отношения — ключ к пониманию мироустройства.
Задачей становилось изучение чисел и их отношений не просто как моделей тех или иных практических ситуаций, а самих по себе, безотносительно к практическому применению, что создавало особые предпосылки для возникновения ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ МАТЕМАТИКИ.
Ведь познание свойств и отношений чисел теперь мыслилось как познание начал и гармонии Космоса.
Числа представали как особые объекты, которые нужно постигать разумом, изучать их свойства и связи, а затем уже, исходя из знаний об этих свойствах и связях, объяснять наблюдаемые явления.
Именно эта установка характеризует ПЕРЕХОД ОТ ЧИСТО ЭМПИРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ К ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ, которое, оперируя абстракциями и создавая на основе ранее полученных абстракций новые, осуществляет прорыв к новым формам опыта, открывая неизвестные ранее вещи, их свойства и отношения.
4. Античные модели Космоса (Гиппократ Хиосский, Эвдокс, Аристотель). К началу IV в. до н. э. Гиппократом Хиосским было представлено первое в истории человечества изложение основ геометрии, базирующейся на методе математической индукции.
Первая геометрическая модель Космоса была разработана Эвдоксом (IV в. до н.э.) и получила название модели гомоцентрических сфер.
Последним этапом в создании гомоцентрических моделей была модель, предложенная Аристотелем.
БЫТИЕ ДЛЯ НИХ НЕ ЕДИНО, А ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ БЕСКОНЕЧНЫЕ ПО ЧИСЛУ НЕВИДИМЫЕ ВСЛЕДСТВИЕ МАЛОСТИ ОБЪЕМОВ ЧАСТИЦЫ, КОТОРЫЕ ДВИЖУТСЯ В ПУСТОТЕ; КОГДА ОНИ СОЕДИНЯЮТСЯ, ТО ЭТО ПРИВОДИТ К ВОЗНИКНОВЕНИЮ ВЕЩЕЙ, А КОГДА РАЗЪЕДИНЯЮТСЯ, ТО — К ИХ ГИБЕЛИ.
Основа качественного многообразия мира — это многообразие геометрических форм и пространственных положений атомов.
· Второй путь решения проблемы Парменида связывают с Эмпедоклом (около 490—430 гг. до н. э.). По его мнению, Космос образован четырьмя элементами-стихиями: огнем, воздухом, водой, землей и двумя силами: ЛЮБОВЬЮ и ВРАЖДОЙ.
Элементы не подвержены качественным изменениям, они вечны и непреходящи, однородны, способны вступать друг с другом в различные комбинации в разных пропорциях. Все вещи состоят из элементов.
· Платон (427—347 гг. до н. э.) объединил учение об элементах и атомистическую концепцию строения вещества.
В «Тимее» философ утверждает, что четыре элемента — огонь, воздух, вода и земля — не являются простейшими составными частями вещей.
Он предлагает их называть началами и принимать за СТИХИИ ( — т.е. «буквы»).
Платон, а это вытекает из структурно-геометрического склада его мышления, приписывает частицам, из которых состоят элементы, формы четырех правильных многогранников — куба, тетраэдра, октаэдра и икосаэдра.
Им соответствуют земля, огонь, воздух, вода.
23. РАЗВИТИЕ ЗНАНИЯ В ЭПОХУ ЭЛЛИНИЗМА
ПЛАН
1. Эпоха эллинизма как период становления науки.
2. Физика и этика стоиков.
3. Физика и этика у Эпикура.
4. «Начала» Евклида.
5. Эллинизм и развитие письменности.
1. Эпоха эллинизма как период становления науки. Эпоху эллинизма (IV в. до н. э. — I в. до н. э.) считают важным периодом становления научного знания.
Основной чертой эллинистической культуры стал ИНДИВИДУАЛИЗМ.
Это отразилось как на основных философских системах эллинизма — стоицизме, скептицизме, эпикуреизме, неоплатонизме, так и на некоторых натурфилософских идеях.
Так, в физике стоиков Зенона Катионского (336—264 гг. до н. э.), Клеанфа из Ассоса (331—232 гг. до н. э.), Хрисиппа из Сол (281—205 гг. до н. э.) большое значение придавалось законам, по которым существует Природа, т. е. мировому порядку, которому, осознав его, должны подчиняться люди.
2. Физика и этика стоиков. В физике стоиков использовались аристотелевские представления о первоэлементах, в которые ими вносились новые идеи:
А)соединение огня и воздуха образует субстанцию, названную «пневмой» ( — «теплое дыхание»), которой приписывали функции мировой души. Она сообщает индивидуальность вещи, обеспечивая ее единство и целостность, выражает ЛОГОС вещи, т.е. закон ее существования и развития.
Пневма является активным мировым агентом в отличие от физического тела, которое — пассивный участник природных процессов.
Согласно стоикам, МИР ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ЕДИНЫМ И ВЗАИМОСВЯЗАННЫМ ПОТОКОМ СОБЫТИЙ, ГДЕ ВСЕ ИМЕЕТ ПРИЧИНУ И СЛЕДСТВИЕ.
И эти всеобщие и необходимые связи они называли роком или судьбой.
Наряду с ПРИЧИННОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬЮ явлений, существует их ОПРЕДЕЛЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ к благой, прекрасной и РАЗУМНОЙ ЦЕЛИ.
Следовательно, кроме судьбы стоики признают и БЛАГОТВОРНОЕ ПРОВИДЕНИЕ, что свидетельствует о тесной связи стоической физики и этики.
3. Физика и этика у Эпикура. Также тесно связаны физика и этика у Эпикура (342—270 гг. до н. э.), который считал, что все вещи потенциально делимы до бесконечности, но реально такое деление превращало бы вещь в ничто, поэтому надо мысленно где-то остановиться.
Поэтому атом Эпикура — это мысленная конструкция, результат остановки деления вещи на некотором пределе.
4. «Начала» Евклида. В эпоху эллинизма наибольшие успехи были зафиксированы в области математических знаний.
Так, Евклиду (конец IV — начало III в. до н. э.) принадлежит выдающаяся работа античности — «Stoicheia» (т.е. «Элементы», что в современной литературе получило название «Начала»). Этот 15-томный труд явился результатом систематизации имевшихся в то время знаний в области математики, часть из которых, по утверждению исследователей, принадлежит предшественникам Евклида.
Но созданный им МЕТОД АКСИОМ позволил изложить геометрию как единое, логически связанное математическое учение, носящее имя «геометрия Евклида».
5. Архимед. Успехами в разработке методов вычисления площадей поверхностей и объемов геометрических тел отмечена жизнь Архимеда (около 287—212 гг. до н. э.). Но в большей степени Архимед известен как гениальный механик и инженер.
Он вывел закон о рычаге, изобрел и построил винт для поднятия воды («архимедов червяк»), установил закон о плавучести тел и др. Многие его изобретения использовались в военных целях.
6. Эллинизм и развитие письменности. Наряду с тем вкладом, который эллинистический век внес в математику и механику, необходимо отметить и развитие письменности.
Начинают использовать пергамент, который был более практичным, чем используемый ранее папирус.
Возникают библиотеки, наиболее крупной из которых была Александрийская.
К концу данного периода письменность входит в обыденную повседневную жизнь, вовлекается в процесс обучения.
II—I вв. до н.э. характеризуются упадком эллинистических государств как под воздействием взаимных войн, так и под ударами римских легионеров, теряют свое значение культурные центры, приходят в упадок библиотеки, научная жизнь замирает.
24. СИСТЕМА ЗНАНИЙ, ФОРМИРУЮЩУЮСЯ В ЭПОХУ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ
ПЛАН
1. Книжно-компиляторский характер римской учености.
2. Римские энциклопедии.
3. Труды «больших знатоков своего дела».
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. Книжно-компиляторский характер римской учености. Расцвет Римской империи, связанный с захватом соседних территорий и РОСТОМ МОГУЩЕСТВА, сопровождался ФОРМИРОВАНИЕМ НОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ.
ВЕСЬ СТРОЙ ЖИЗНИ РИМЛЯН БЫЛ ПОДЧИНЕН ВОЕННЫМ ЗАДАЧАМ.
Хотя престиж заимствованной системы знаний эллинов был достаточно высок, но дух своей избранности, предначертанной богами, приводил к мнению, что римлянину и без науки есть чем гордиться.
ТЕОРЕТИЗИРОВАНИЕ — ЭТО УДЕЛ ИНОЗЕМЦЕВ, и поэтому римляне изучали геометрию, чтобы «измерить свой надел», в то время как ГРЕКИ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПОЗНАТЬ МИР.
Это не могло не отразиться на КНИЖНО-КОМПИЛЯТОРСКОМ характере римской учености.
Рим не дал миру ни одного мыслителя, который по своему уровню мог быть приближен к Платону, Аристотелю, Архимеду. Все это компенсировалось созданием компилятивных работ, носивших характер популярных энциклопедий.
2. Римские энциклопедии. Большой славой пользовалась девятитомная энциклопедия Марка Терренция Варрона (116—27 гг. до н.э.), содержавшая знания из области грамматики, логики, риторики, геометрии, арифметики, астрономии, теории музыки, медицины и архитектуры.
Веком позже шеститомный компендиум, посвященный сельскому хозяйству, военному делу, медицине, ораторскому искусству, философии и праву, составляет Авл Корнелий Цельс.
Наиболее известное сочинение этой поры поэма Тита Лукреция Кара (ок. 99—95 гг. — ок. 55 г. до н.э.) «О природе вещей», в которой дано наиболее полное и систематическое изложение эпикурейской философии.
Энциклопедическими работами были труды Гая Плиния Секунда Старшего (23—79 гг. н.э.), Луция Аннея Сенеки (4 г. до н.э. — 65 г. н.э.).
3. Труды «больших знатоков своего дела». Кроме этих компиляций, были созданы труды больших знатоков своего дела: это сочинения Витрувия «Об архитектуре», Секста Юлия Фронтина «О римских водопроводах», Луция Юния Модерета Колемеллы «О сельском хозяйстве» (I в. н.э.).
Ко II в. н.э. относится деятельность величайшего врача, физиолога и анатома Клавдия Галена (129—199 гг.) и астронома Клавдия Птолемея (умер около 170 г. до н.э.), система которого объясняла движение небесных тел с позиций геоцентрического принципа и поэтому в течение столетий считалась наивысшей точкой развития теоретической астрономии.
В связи с завоевательными войнами и освоением новых территорий успешно развивается география.
В трудах римских юристов были заложены основы теории гражданского права — цивилистики.
В АНТИЧНОСТИ ПОЯВЛЯЮТСЯ ТАКИЕ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ, КОТОРЫЕ МОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ КАК ПЕРВЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ, КОТОРЫЕ ПОРЫВАЛИ С НАТУРФИЛОСОФСКИМИ СХЕМАМИ И ПРЕТЕНДОВАЛИ НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ЗНАЧИМОСТЬ.
25. СИСТЕМА ЗНАНИЙ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ
ПЛАН
1. «Мрачность» эпохи Средневековья.
2. Монастыри как центры научных знаний.
3. Особенность средневекового миросозерцания и знание.
4. Как должно осуществляться познание?
5. Области знания, дающие возможность зарождения науки.
6. Средневековая культура как специфический феномен.
1. «Мрачность» эпохи Средневековья. Эпоху Средневековья относят к началу II в. н.э., а ее завершение к XIV—XV вв.
В истории Европы этот период называют не иначе как «мрачный», имея при этом в виду:
А) общий упадок цивилизации,
Б)крушение Римской империи,
В)нашествие варваров,
Г)проникновение религии во все сферы духовной культуры.
Возникшее в I в. среди простолюдинов христианство сравнительно быстро овладело умами образованных передовых государственных деятелей.
В 325 г. Римская империя была разделена на две части: западную и восточную со столицами Рим и Византия (позже переименованная в Константинополь).
Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 г. н.э., а Византия существовала еще около тысячи лет.
2. Монастыри как центры научных знаний. В середине IX в. под началом епископа Льва, прозванного Математиком, была открыта высшая школа, где собирались хранившиеся в монастырях старинные книги.
Лев Математик в своих трудах по механике и математике впервые использовал БУКВЫ КАК МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ, подойдя тем самым вплотную к основанию алгебры.
В центры научных знаний превращались монастыри.
При монастырях и церквях, начиная с VI в., существовали школы, обеспечивающие необходимый для священнослужителей уровень образования.
Но школы давали и элементы светского образования. Но по сравнению с римской эпохой содержание преподаваемых знаний было значительно урезано, так как приспосабливалось к выполнению религиозно-церковных и богословских функций.
Грамматика, например, сводилась к изучению правил латинского языка, языка Священного писания.
Риторика была сведена церковью к умению составления проповедей, а затем и к умению составления различных документов и т.д.
В первой половине XI в. из монастырских школ возникают университеты, но уже как светские учебные заведения.
3. Особенность средневекового миросозерцания и знание. Знания, которые формируются в эпоху Средних веков в Европе, вписаны в систему средневекового миросозерцания, для которого характерно стремление к ВСЕОХВАТЫВАЮЩЕМУ ЗНАНИЮ, что вытекает из представлений, заимствованных из античности: ПОДЛИННОЕ ЗНАНИЕ — ЭТО ЗНАНИЕ ВСЕОБЩЕЕ, АПОДИКТИЧЕСКОЕ (ДОКАЗАТЕЛЬНОЕ).
Но обладать им может только творец, только ему доступно знать, и это знание только универсальное.
В ЭТОЙ ПАРАДИГМЕ НЕТ МЕСТА ЗНАНИЮ НЕТОЧНОМУ, ЧАСТНОМУ, ОТНОСИТЕЛЬНОМУ, НЕИСЧЕРПЫВАЮЩЕМУ.
Так как все на земле сотворено, то СУЩЕСТВОВАНИЕ ЛЮБОЙ ВЕЩИ ОПРЕДЕЛЕНО СВЫШЕ, следовательно, она не может быть несимволической.
ОБРАЗОВАНИЕ ПОНЯТИЙ У ОККАМА ОБУСЛОВЛЕНО ПОТЕНЦИЕЙ — УСТРЕМЛЕНИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ НА ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ.
Его учение о понятиях называется терминизм.
Естественные понятия, относящиеся к самим вещам, Оккам называет «ТЕРМИНАМИ ПЕРВОЙ ИНТЕНЦИИ», а ИСКУССТВЕННЫЕ ПОНЯТИЯ, относящиеся ко многим вещам и отношениям между ними, называются «ТЕРМИНАМИ ВТОРОЙ ИНТЕНЦИИ».
Именно они становятся объектом анализа в логике.
Оккам ограничивал применение понятия причинности сферой эмпирической констатации.
Идеи Оккама были широко распространены в средневековых университетах.
15. Особенности средневековой науки. К особенностям средневековой науки ученые причисляют:
· ее ориентацию на совокупность правил в форме комментариев,
· тенденцию к систематизации и классификации знаний,
· компиляция, столь чуждая и неприемлемая для науки Нового времени, составляет характерную черту средневековой науки, связанную с общей мировоззренческой и культурной атмосферой этой эпохи.
Промышленный переворот, который осуществился в Новое время, был во многом подготовлен техническими новациями Средневековья.
27.РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ НА АРАБСКОМ
ВОСТОКЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА
ПЛАН
1. Прогресс научных знаний на Арабском Востоке.
2. «Альмагест» Птолемея, «Начала» Евклида, труды Аристотеля-переводы на арабский язык.
3. Греческое влияние и практицизм Востока.
4. Основы тригонометрии и астрономия.
5. Аль-Фараби и логика Аристотеля.
6. Десятичная система ал-Хорезми.
7. Оптика аль-Хайсам аль-Газена.
8. Ученый-энциклопедист аль-Бируни.
9. Алхимия Востока.
10. Омар Хайям как ученый.
11. Авиценна (Абу Али ибн Сина) как ученый.
12. Аверроэс (Ибн Рушд) как ученый.
13. Оптика Ибн-ал-Хайтана(Альхазена).
14. Астрономия Улугбека.
1. Прогресс научных знаний на Арабском Востоке. На Арабском Востоке в Средние века наметился прогресс в области математических, физических, астрономических, медицинских знаний.
Начиная с VII в. в политической жизни стран Ближнего и Среднего Востока произошли важные изменения.
Ослабление военной мощи Византийской империи, Сасанидского Ирана привело к тому, что арабы в очень короткий срок захватили обширные территории, на которых был создан АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ.
В городах халифата строились обсерватории, создавались библиотеки при дворцах, мечетях, медресе.
Внутренняя и внешняя торговля также способствовала распространению и передаче знаний.
Первый научный центр халифата — БАГДАД (конец VIII — начало IX вв.), где были сосредоточены ученые, переводчики и переписчики из разных стран, располагалась большая библиотека, постоянно пополняемая, функционировала своеобразная академия «Дом мудрости», на базе которого была создана обсерватория.
2. «Альмагест» Птолемея, «Начала» Евклида, труды Аристотеля-переводы на арабский язык. Труды ученых разных стран, которые в силу сложившихся обстоятельств оказываются на территории халифата, переводятся на арабский язык.
В IX в. была переведена книга «Великая математическая система астрономии» Птолемея под названием «Альмагест» (великое), которая потом вернулась в Европу как «Альмагест».
Переводы и комментарии «Альмагеста» служили образцом для составления таблиц и правил расчета положения небесных светил.
Также были переведены и «Начала» Евклида и сочинения Аристотеля, труды Архимеда, которые способствовали развитию математики, астрономии, физики.
3. Греческое влияние и практицизм Востока. Греческое влияние отразилось на стиле сочинений арабских авторов, которые характеризует:
А) систематичностьизложения материала,
Б)полнота, строгость формулировок и доказательств,
В)теоретичность.
Вместе с тем в этих трудах присутствует характерное для восточной традиции обилие примеров и задач чисто практического содержания.
В таких областях, как арифметика, алгебра, приближенные вычисления, был достигнут уровень, который значительно превзошел уровень, достигнутый александрийскими учеными.
И если деятельность арабских ученых началась с комментариев к произведениям античных ученых, то в дальнейшем она вышла за эти пределы.
Тому способствовали не только знание арабскими учеными идей и многовековых достижений индийской науки, но в основном потребности современной им жизни и значительное обогащение многообразного опыта по сравнению с античностью.
После АЛЕКСАНДРИЙСКОГО ПЕРИОДА в развитии положительной науки именно у арабов она делает дальнейший шаг в своем развитии.
Это относится к различным отраслям знания и прежде всего к математике и астрономии. Важнейшее достижение арабоязычной науки состоит здесь в заимствовании у индийских ученых ПОЗИЦИОННОЙ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ и в совершенствовании ее.
4. Основы тригонометрии и астрономия. Были заложены основы тригонометрии, которая была связана с достижениями астрономии. Так, астроном аль-Баттани (858—927), автор комментария к птолемеевскому Альмагесту, с помощью впервые введенных им тригонометрических функций производил более точные по сравнению с Птолемеем астрономические наблюдения.
Им составлены таблицы тригонометрических функций, введено понятие «синус» («sinus»).
5. Аль-Фараби и логика Аристотеля. Аль-Фараби (870—950) первым среди арабоязычных философов осмыслил и в известной мере развил логическое наследие Аристотеля.
Он собрал и упорядочил весь комплекс аристотелевского «Органона» (присоединив к нему «Риторику», написал комментарии ко всем его книгам и несколько собственных работ по вопросам логики.
6. Десятичная система ал-Хорезми. Через Мухаммеда ибн Муса ал-Хорезми (780—850 гг.), автора нескольких сочинений по математике, которые в XII в. были переведены на латынь и четыре столетия служили в Европе учебными пособиями, европейцы познакомились с десятичной системой счисления и правилами (алгоритмами — от имени ал-Хорезми) выполнения четырех действий над числами, записанными по этой системе.
ОТ АЛГЕБРАИЧЕСКОГО ПРИЕМА «АЛ-ДЖЕБР» ИДЕТ НАЗВАНИЕ ТАКОГО РАЗДЕЛА МАТЕМАТИКИ, КАК АЛГЕБРА.
7. Оптика аль-Хайсам аль-Газена.Наиболее замечательное в области физики имя аль-Хайсам аль-Газен (965—1039) из Басры.
Труд его по оптике, изданный на латинском языке в конце XVI в. и оказавший влияние на Кеплера, не только трактовал законы отражения и преломления света, но и давал поразительно точное для того времени описание строения глаза.
8. Ученый-энциклопедист аль-Бируни. Немало было и ученых-энциклопедистов, сделавших значительный вклад в различные науки.
Среди них — среднеазиатский ученый аль-Бируни (973—1048), в произведениях которого трактовались вопросы математики, астрономии, физики, географии, общей геологии, минералогии, ботаники, этнографии, истории и др.
Так, Бируни установил МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ДОЛГОТ, близкий к современному, а также определил длину окружности Земли.
Впервые на средневековом Востоке великий ученый сделал ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ О ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЩЕНИЯ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СОЛНЦА.
Он конструировал экспериментальные приборы, призывал прибегать к опыту и проверять результаты исследований опытным путем.
9. Алхимия Востока. Широко известна деятельность арабских ученых в области алхимии, которая хотя и преследовала недостижимые цели (ПРЕВРАЩЕНИЕ НЕБЛАГОРОДНЫХ МЕТАЛЛОВ В БЛАГОРОДНЫЕ), но в процессе этих многовековых поисков открыла новые элементы (ртуть, сера).
Хотя деятельность алхимиков (затем получившая широкое распространение и в Европе) не могла стать экспериментальным естествознанием, но в какой-то степени она способствовала его будущему возникновению.
Труды арабских алхимиков содержали, наряду с фантастическими гипотезами, рациональные выводы и рецепты.
10. Омар Хайям как ученый. К наиболее ярким представителям ближневосточного средневековья можно отнести Омара Хайяма (1048—1131), великого иранского ученого и философа, великолепного поэта, автора всемирно известных четверостиший (рубай).
В качестве ученого Хайям больше всего сделал в математике.
В алгебре он СИСТЕМАТИЧЕСКИ ИЗЛОЖИЛ РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ ДО ТРЕТЬЕЙ СТЕПЕНИ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО, им РАСШИРЕНО ПОНЯТИЕ ЧИСЛА (введены положительные иррациональные числа).
Значительны достижения Хайяма в области астрономии: взамен лунного календаря, он предложил солнечный календарь, и усовершенствовал его.
11. Авиценна (Абу Али ибн Сина) как ученый. Абу Али ибн Сина (Авиценна) (980—1037) — философ, математик, астроном, врач, чей «Канон врачебной науки» снискал мировую славу и представляет определенный познавательный интерес сегодня.
На основе идей Аристотеля он создал своеобразную классификацию наук.
12. Аверроэс (Ибн Р