Задачи к теме «СОКРАЩЕННЫЕ СИЛЛОГИЗМЫ, ИЛИ ЭНТИМЕМЫ»
1.1. Образуйте все возможные энтимемы из следующих силлогизмов.
а) Все люди, которые делают подобные вещи, порочны.
Этот человек делает подобные вещи.
Этот человек порочен.
б) Всякий порок заслуживает порицания.
Всякая скупость есть порок.
Всякая скупость заслуживает порицания.
в) Ни один невменяемый не наказуем.
Некоторые преступники невменяемы.
Некоторые преступники не наказуемы.
г) Ни один справедливый человек не завистлив.
Всякий честолюбивый завистлив.
Ни один честолюбивый человек не является справедливым.
д) Ни одна несправедливая война не может быть оправдана.
Некоторые несправедливые войны были успешны.
Некоторые успешные войны не могут быть оправданы.
2.1. Восстановите следующие энтимемы до полных силлогизмов, попытайтесь найти в получившихся силлогизмах формальные или материальные ошибки.
а) Каждый человек желает добродетели, потому что каждый человек желает счастья.
б) Некоторые оспариваемые положения заслуживают внимания, поскольку некоторые такие положения могут оказаться верными.
в) Раб — человек, поэтому его не следует держать в неволе.
г) Некоторые привычки заслуживают упрека, так как они превращаются во всепоглощающую страсть.
д) «...презрение и ненависть подданных — это то самое, чего государь должен более всего опасаться, щедрость же ведет к тому и другому» (Н. Макиавелли).
Е) «Поэтому государь, если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости»
(Н. Макиавелли).
Ж) «Новый государь не может избежать жестокости, ибо ему угрожает множество опасностей» (Н. Макиавелли).
З) « Но открывшись недовольному, ты тотчас даешь ему возможность стать одним из довольных, так как, выдав тебя, он может обеспечить себе всякие блага»
(Н. Макиавелли).
и) «Здесь уместно заметить, что добрыми делами можно навлечь на
себя ненависть... поэтому государь... нередко вынужден отступать от добра»
(Н. Макиавелли).
к) «Наказание как устрашающее возмездие... не может быть оправдано с нравственной точки зрения, поскольку оно... лишает преступника права на... нравственное возрождение» (В.С. Соловьев).
л) «Пушкинский пророк никакого определенного призвания не
имеет... следовательно, он — не настоящий пророк» (В.С. Соловьев).
м) «...Каждая мысль живет в историческом мире и, следовательно,
разделяет общую участь всего происходящего» (О. Шпенглер).
н) «Бог есть существо всемогущее, всеведующее и всеблагое. Отсюда следует, что Он творит мир с целью создать наивысшее возможное добро» (Н.О. Лосский}.
2.2. Установите вид следующих умозаключений. Выделите в них посылки и заключения:
А) Все студенты юридических вузов изучают логику. Значит, некоторые люди, изучающие логику, являются студентами юридических вузов.
Б) Все имена собственные пишутся с большой буквы. Слово «вуз» - не имя собственное. Следовательно, оно не пишется с большой буквы.
В) Хулиганство - наказуемое деяние, так как все преступления - наказуемые деяния, а хулиганство - преступление.
Г) Земля и Солнце сходны во многих признаках. На Солнце путём спектрального анализа был обнаружен гелий. Исследователи сделали предположительное заключение о том, что этот элемент имеется и на Земле. Вскоре гелий был найден и на Земле.
Д) По форме правления всякое государство либо монархическое, либо республиканское. Это государство не является республиканским. Следовательно, оно монархическое.
Е) Если вещество является натрием, то спектр его раскаленных паров дает яркую желтую линию. Спектр раскаленных паров этого вещества не дает яркой желтой линии. Следовательно, данное вещество не является натрием.
Ж) Заря ярко-красная, будет ветер.
З) Туристы, прибыв в незнакомый город, обратили внимание на то, что транспорт был перегружен, но не учли, что это были часы пик. Туристы сделали вывод, что транспорт в этом городе перегружен постоянно.
2.3.Произведите превращение следующих суждений:
А) Демократические страны не одобряют агрессивной политики.
Б) Многие вулканы являются потухшими.
В) Всякий приговор суда должен быть законным и обоснованным.
Г) Все наши решения были правильными.
Д) Не всякому слуху можно верить.
Е) Все гениальное просто.
3. Обратите, если возможно, следующие суждения:
А) Все преступления - правонарушения.
Б) Паук - не насекомое.
В) Некоторые произведения А. И. Куприна превосходны.
Г) Гелиоцентрическая система Коперника вытеснила учение Птолемея.
Д) Часть приговоров суда являются обвинительными.
Е) Один в поле не воин.
2.4.Сделайте выводы путем противопоставления предикату из
следующих суждений:
А) Некоторые философы древности были идеалисты.
Б) Некоторые преступления не являются умышленными.
В) Рентгеновские лучи являются невидимыми.
Г) Глупость никогда не должна торжествовать.
Д) Многие грибы не съедобны.
Е) Все сложное состоит из простого.
2.5. Является ли в следующих парах второе суждение следствием первого?
А) Всякое лекарство - яд. Некоторые сильнодействующие яды являются сильнодействующими лекарствами.
Б) Не все то золото, что блестит. Некоторые блестящие вещества -золотые.
В) Некоторые государства являются федеративными. Некоторые государства не являются нефедеративными.
Г) Кто спрятал вещь, знает, где ее найти, следовательно, тот, кто знает, где найти эту вещь, сам её спрятал.
Д) Вы не совсем правы. Вы совсем не правы.
Е) Некоторые молодые города не имеют ещё названия. Некоторые населённые пункты, не имеющие названия, - молодые города.
2.6. Сделайте выводы на основе логического квадрата из следующих суждений:
А) Истинно, что все мои соседи уехали на юг.
Б) Истинно, что ничто не остается неизменным.
В) Истинно, что многие страницы произведений Н. В. Гоголя полны
горечи.
Г) Истинно, что письменность некоторых народов не имеет алфавита.
Д) Ложно, что все бактерии вредны.
Е) Ложно, что иногда опаздывать можно.
Ж) Ложно, что никто из альпинистов не вернулся.
З) Ложно, что некоторые жильцы не уплатили квартплату.
2.7. Найдите термины, определите фигуру и модус, проверьте, правильно ли построены силлогизмы:
А) Истинное суждение правильно отражает объективную реальность. Данная мысль правильно отражает объективную реальность. Следовательно, она представляет из себя истинное суждение.
Б) Не может быть неряшливо одетого курсанта. Этот человек одет неряшливо. Следовательно, этот человек не курсант.
В) Некоторые люди обладают способностью к быстрому и точному счету. Некоторые люди - математики. Следовательно, некоторые математики обладают способностью к быстрому и точному счету.
Г) Доказательство, полученное с нарушением закона, не имеет юридической силы. Данное доказательство не имеет юридической силы, значит, оно получено с нарушением закона.
Д) Разве это друг? Друг никогда не покинет в беде, а он меня покинул в трудную минуту.
Е) Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, не- действительна. Данная доверенность недействительна, ибо в ней не указана дата ее совершения.
2.8. На основе данных терминов постройте правильные силлогизмы:
А) Преступление, кража, наказуемое деяние.
Б) Металл, твердый, ртуть.
В) Демократы, писатель, свободолюбие.
Г) Лихачество, героизм, гражданин.
Д) Отпечатки пальцев, место преступления, Иванов.
3.1. В каждом из приведенных ниже отрывков, принадлежащих Льюису
Кэрролу, попытайтесь выделить две посылки и вывести из них заключение, если таковое имеется; проверьте правильность получившихся
силлогизмов.
а) Всякий, кому довелось охотиться на львов столько, сколько мне
скажет, что львы — животные дикие и среди них попадаются отдельные экземпляры, которые не пьют кофе, хотя я не собираюсь утверждать, будто такие львы не являются исключением из общего правила.
б) — Да ведь это просто смешно — предлагать овсяную кашу, и кому?
Следовало бы знать, если вам вообще хоть что-нибудь известно, что ни один старый моряк не любит овсяную кашу!
— Простите, но мне казалось, что поскольку этот человек — Ваш дядя, то...
— Он-то мой дядя, ну и что из этого? Несете какой-то вздор, даже и слушать не хочется!
— Можете называть это вздором, если угодно. Я знаю одно: мои дяди — старые люди, и им овсяная каша нравится!
— Это означает всего лишь, что ваши дяди...
в) — Пойдем домой! Мне надоела эта давка. Ты же сама прекрасно знаешь, что в переполненном магазине не очень-то уютно.
— Кто же думает об уюте, отправляясь за покупками?!
— Как кто? Конечно, я. И я уверен, что если пройти немного дальше по улице, то можно найти несколько магазинов, в которых не так много народа. Следовательно...
г) — Почему вы решили, что это герань? С такого расстояния невозможно отличить один цветок от другого. Я могу лишь с уверенностью сказать, что все эти цветы красные: для этого мне не нужно телескопа!
— Но ведь некоторые герани красные, не так ли?
— Не отрицаю, ну и что? Уж не хотите ли вы сказать, что некоторые из этих цветов — герани?
— Именно это я и хотел бы сказать, если бы вы могли проследить за ходом моих рассуждений. Но стоит мне что-нибудь доказывать вам, это еще вопрос!
д) — Ребята! Вы выдержали трудный экзамен. На прощанье я хотел
бы дать вам один совет. Помните: все, кто всерьез жаждет обрести прочные знания, должен работать упорно.
— Благодарю вас, сэр, от имени моих школьников! Горд сообщить вам, что, по крайней мере, некоторые из них всерьез жаждут получить знания.
— Очень рад слышать это, но почему вы так думаете?
— Как же иначе, сэр? Уж мне-то известно, как упорно они работают ( я хочу сказать, некоторые из них). Кому и знать, как не мне.
3.2. Запишите в символической форме, установите вид, модус и правильность следующих силлогизмов:
А) Человек не мог бы успешно ориентироваться и действовать в той
среде, в которой он живет, если бы его ощущения не давали ему объективно-правильного представления об этой среде. Как известно, человек успешно ориентируется и действует. Следовательно, его ощущения дают ему объективно-правильное представление о среде, в которой он живет.
Б) Лев Толстой не обнаружил бы всю мощь своего обличающего таланта на царизм и господствующий строй, если бы он был выразителем интересов крепостников. Но Лев Толстой жестоко обличал царизм и весь господствующий строй. Следовательно, он не был выразителем интересов крепостников.
В) Если вокруг огнестрельной раны имеются следы внедрения пороха, значит выстрел был близкий. В данном случае выстрел был дальний, ибо вокруг раны на теле нет следов внедрения пороха.
Г) Либо люди всегда существовали, либо они произошли от других животных, либо их когда-то не было, но потом они возникли сразу, так сказать, из ничего. Данные науки и практики человечества доказывают, что из ничего ничто не возникает, что нет на свете ничего вечного. Отсюда следует с необходимостью, что люди произошли от животных.
Д) Растения бывают светолюбивыми или влаголюбивыми, или теплолюбивыми. Данное растение светолюбивое. Следовательно, оно не является влаголюбивым и теплолюбивым.
Е) Не было гвоздя - подкова пропала. Подкова пропала - лошадь захромала. Лошадь захромала - командир убит. Конница разбита, армия бежит. Враг вступает в город, пленных не щадя, потому что в кузнице не было гвоздя (Маршак).
Ж) Приговор суда может быть обвинительным или оправдательным. По данному делу не может быть вынесен оправдательный приговор.
З) Если философ признает первичность материи и вторичность сознания, то он материалист; если же он считает первичным сознание, дух, то он стоит на позициях идеализма. Но философ может признавать или первичность материи, или первичность духа.
И) Этот лед шумит; а то, что шумит, движется; что движется, то не замерзло; что не замерзло, то жидкое; а жидкое сгибается под тяжестью; значит, этот лед сгибается под тяжестью (Плутарх).
3.4. Восстановите следующие энтимемы, проверьте их правильность:
А) Географическое название надо писать с большой буквы, так как имена
собственные пишутся с большой буквы.
Б) «Чины людьми даются, а люди могут обмануться» (А. С. Грибоедов).
В) «Мы социалисты. Это значит, что мы враги частной собственности» (М. Горький).
Г) Мыслю, следовательно, существую (Р. Декарт).
Д) Религия основана на вере, значит, она - не наука.
Е) Он виновен, так как его привлекли к уголовной ответственности.
Ж) Все львы - хищники, следовательно, морские львы тоже хищники.
З) Данный договор - не реальный и не формальный, значит он - консенсуальный.
12. Укажите, какой вид индукции был использован для получения следующих выводов:
А) Ласточки низко летают, быть грозе.
Б) Все выдающиеся поэты умирают рано, и А. С. Пушкин умер рано, и
М. Ю. Лермонтов умер рано, и В. В. Маяковский умер рано.
В) Все фигуры простого категорического силлогизма имеют специальные правила, потому что фигур всего четыре и каждая из них имеет специальные правила.
Г) В 1581 году Ермак начал освоение Сибири. В 1639 году Иван Москвитин достиг Охотского моря и первым из европейцев увидел с востока Тихий океан. В 1648 году Семен Дежнев вместе с Поповым проплыл от устья Колымы в Тихий океан, обогнув Чукотский полуостров, открыл пролив между Азией и Америкой. Все это говорит о том, что наши соотечественники еще в ХУ1 - ХУ11 веках прокладывали морские пути, обследовали и осваивали далекие северные просторы.
Д) Вора помиловать - доброго погубить.
Е) Отец в этой семье - скрипач, мать - пианистка, старший сын - скрипач, младший - виолончелист, а дочь - арфистка. Значит, все члены этой семьи - музыканты.
3.5. Могут ли быть получены при помощи полной индукции следующие выводы:
А) Все войны приводят к гибели людей.
Б) Все курсанты нашего института занимаются физкультурой.
В) Перед дождем все воробьи сидят напыжившись.
Г) В этом округе Тюмени нет рецидивистов.
Д) Все следователи городской прокуратуры имеют специальное образование.