Закон обратного отношения между объемами и

Содержаниями понятий

Содержание понятия – это система признаков, на основе которой осуществлено обобщение и выделение предметов в понятии.

Пример. Содержанием понятия «число, которое делится на 2 или на 3» является «делится на 2 или на 3».

Содержание понятия выражается предикатом. Если понятие, приведенное в примере, представить с использованием языка логики предикатов выражением x(R(x, 2)^R (x, 3)), то содержанию этого понятия соответствует формула (R(x, 2)^R(x, 3)). В общем виде: если x1, …., xn A (x1, … xn) – понятие, то A (x1, …. x n) – его содержание.

Различают логическое и фактическое содержание понятия.

Логическое содержание – это та информация, которую несет логическая форма понятия. Чтобы выявить логическое содержание понятия xA (x), надо отвлечься от смыслов и значений дескриптивных терминов, входящих в выражение A (x).

Что дает знание логического содержания понятия?

Во-первых, по логическому содержанию можно установить, является ли понятие универсальным, т. е. Выделен ли в нем весь универсум рассуждения (род). Понятие, содержание которого выражено общезначимой формулой является универсальным. Во-вторых, по логическому содержанию можно установить, является ли понятие пустым в том смысле, что в нем не выделяется ни один предмет из универсума. Если содержание понятия выражается противоречивой формулой, то понятие является пустым. В-третьих, логические содержания могут использоваться при установлении отношений между понятиями.

Фактическое содержание понятия делится на основное и полное. Основное фактическое содержание – это система признаков, на основе которой осуществлено обобщение и выделение предметов в понятии, рассматриваемая сама по себе, т.е. без учета всего имеющегося знания об обобщаемых предметах, о связях признаков, входящих в эту систему, с другими признаками и т.д.

Полное фактическое содержание – это содержание понятия с учетом всего имеющегося знания о предметах, обобщаемых в понятии, о признаках, по которым происходит обобщение, и т.д.

Очевидно, что основное и полное содержание одного и того же понятия могут не совпадать.

Пример. Основное содержание понятия «химические вещества, имеющие одинаковый состав атомов в молекулах, но различающиеся структурой» (понятие изомеров), выражается предикатом «иметь одинаковый состав атомов в молекулах, но различаться структурой». Из химии известно, что вещества, имеющие различную структуру молекул, обладают различными (по крайней мере, некоторыми) химическими свойствами. Учитывая это знание, следует включить в полное содержание понятия признак «обладать различными химическими свойствами». В основе содержания рассматриваемого понятия этот признак не включается.

Объем понятия – это множество предметов, обобщаемых и выделяемых в понятии, т.е. множество предметов, которые характеризуются системой признаков, составляющей содержание понятия.

Объем понятия xA(x) может быть обозначен так: WxA(x) – класс x,таких, что x есть A. В общем случае Wx1, …, xnA(x1, …, xn) – множество n-ок предметов, находящихся в отношении A.

Естественно различать логический и фактический объемы понятия.

Логический объем – это класс предметов, обладающих системой признаков, составляющей логическое содержание понятия.

Фактический объем – это класс предметов, обладающих системой признаков, составляющей фактическое содержание понятия.

Отдельные предметы, относящиеся к классу предметов, представляющему собой объем понятия. Так, элементами объема понятия о человеке являются отдельные люди. Подклассы объема понятия, не совпадающие с ним и не являющиеся пустым множеством, называются частями объема.

Закон обратного отношения между объемами и - student2.ru

А

Объем понятия можно представить графически в виде круга, заполненного точками. Каждая точка этого круга представляеткакой-то элемент объема понятия.

Например, объем понятия о человеке можно представить

 
 
в виде круга А.

Связьмежду содержанием и объемом понятиявыражается в логическом законе обратного отношения между ними, который можно сформулировать так: пусть имеются два понятия, содержание одного из которых меньше содержания второго, тогда объем первого больше объема второго.

Пример. Сравнивая содержание понятий «преступление» и «хозяйственное преступление», мы можем утверждать, что содержание первого меньше, чем содержание второго. Объемы же этих понятий находятся в обратном отношении, поскольку хозяйственных преступлений меньше, чем всех преступлений.

В традиционной логике отсутствовали точные критерии сравнения понятий по содержаниям. Считалось, что содержание одного понятия больше содержания другого, если содержание первого включает в себя больше признаков, чем содержание второго. В тех случаях, когда признаки объединены союзом «и», такое понимание может быть приемлемо, но не всегда.

Пример. Содержание понятия «число, которое делится на 2 и на 3» больше содержания понятия «число, которое делится на 2». Если же сравнить понятия «число, которое делится на 2 или на 3» и «число, которое делится на 2», то окажется, что сравнение содержаний по числу признаков не позволяет установить, какое понятие больше по содержанию.

Кроме того, в традиционной логике не различались логические и фактические содержания, а также логический и фактический объемы. Все это ставило под сомнение правильность закона обратного отношения. В качестве примеров приводились случаи отношений между объемами и содержаниями понятий, противоречащих закону.

Пример, известный как пример Больцано Б.: содержание понятия (1) «человек, знающий все живые европейские языки», по его мнению, больше содержания понятия (2) «человек, знающий все европейские языки», но и объем первого понятия больше объема второго.

Наряду с определением содержания понятия как совокупности признаков, возможна характеристика его как некоторого предиката. Поскольку предикат представляет собой высказывательную форму, он выражает некоторую информацию о предметах, мыслимых в понятии. В силу этого представление содержания как предиката позволяет истолковать его как характеристику информативности понятия. Различение понятий по информативности существенно для выяснения многих аспектов при анализе этой формы мышления. Оно приводит, в частности, к устранению многих недоразумений, которые возникали в прошлом, в частности, в связи с известным в логике законом обратного отношения между объемами и содержаниями понятий. В распространенной формулировке он гласит: объем и содержание понятия находятся в обратном отношении: чем шире объем, тем уже содержание понятия, и наоборот. Более точно, имеется в виду отношение между объемами и содержаниями двух понятий xA(x) и xB(x) с одним и тем же родом (область значений x – D). Согласно закону, если объем одного из этих понятий шире объема другого, то содержания их находятся в обратном отношении.

Может быть принята и более общая формулировка:

Если объем одного понятия составляет часть объема другого (с тем же родом), то содержание второго составляет часть содержания первого.

Кроме того, поскольку понятия имеют один и тот же род, отношение «часть – целое» между содержаниями понятий сводится к отношению между видовыми отличиями этих понятий, то есть между предикатами A(x) и B(x).

Таким образом, приходим к формулировке:

Объем одного понятия составляет часть другого (с тем же родом), если и только если содержание второго составляет часть содержания первого.

Закон обратного отношения играет важную роль в известных операциях обобщения и ограничения понятий, в анализе отношений между понятиями.

Виды понятий

Понятия делятся на виды по:

1) количественным характеристикам объемов понятий;

2) типу обобщаемых предметов;

3) характеру признаков, на основе которых обобщаются и выделяются предметы.

Эта классификация преимущественно относится к простым понятиям (понятиям, содержание которых выражается простым предикатом) формы xA(x).

По количеству обобщаемых предметов понятия делятся на понятия с пустым (нулевым) объемом и понятия с непустым (ненулевым) объемом.

Пустым по объему называется понятие, в объеме которого нет ни одного предмета из универсума рассуждения. Содержаниями таких понятий являются системы признаков, не принадлежащие ни одному предмету из универсума.

Примеры. 10. «Вечный двигатель». 20. «Вещество, являющееся металлом и не являющееся электропроводным». 30. «Человек, знающий все европейские языки, но не знающий болгарского языка, являющегося европейским».

Пустота приведенных понятий обусловлена разными обстоятельствами. Понятия 10 и 20 пусты из-за противоречивости их фактических содержаний, т.е. противоречивости содержаний в рамках имеющегося знания. При этом содержание понятия 10 противоречиво в силу закона сохранения энергии, а содержания понятия 20 – в контексте со знанием «все металлы электропроводны».

Возникновение понятий, логическое содержание которых противоречиво, связано с ошибками в познании. Такие ошибки иногда совершаются при образовании сложных понятий, например, в математике.

Понятия, логические содержания которых непротиворечивы, возникают в следующих случаях:

1) в науке образуются понятия не только о тех предметах, существование которых установлено, но и о тех, существование которых лишь предполагается. При образовании понятий последнего типа проявляется активный характер познания. В результате дальнейших исследований может оказаться, что этим понятиям ничто не соответствует в действительности, т.е. их фактическое содержание противоречиво. Такими понятиями являются понятия теплорода, мирового эфира, живых существ, обитающих на Марсе. В момент образования понятий данного типа их фактическое содержание противоречивым не является. Оно становится таковым с развитием знания;

2) в науке образуются понятия, содержание которых с самого момента их образования противоречиво в контексте всего имеющегося знания. Предметы, обобщаемые в этих понятиях, не существуют в действительности. Примеры таких понятий: «идеальный газ», «абсолютно черное тело». Понятие этого вида необходимы при построении теорий. В рамках этих теорий (в рамках универсума рассуждений) их содержания не являются противоречивыми.

Среди понятий с непустым объемом выделяют единичные и общие. В объеме единичного понятия содержится один элемент, а в объеме общего понятия – более одного элемента. Общие понятия делятся на универсальные и неуниверсальные. Объемом универсального понятия является весь универсум, а объемом неуниверсального – не весь.

По типу обобщаемых предметов понятия делятся на собирательные и несобирательные, а также на конкретные и абстрактные.

Элементами объемов собирательных понятий являются совокупности однородных предметов, мыслимые как целое, т.е. как некие агрегаты. Такие собирательные понятия: «народ», «студенческая группа» соответственно обобщают народы и группы. Эти понятия являются общими. Собирательные понятия могут быть единичными, например «российский народ».

Элементами несобирательных понятий являются отдельные предметы, например «планета Солнечной системы», «Московский государственный университет».

Конкретными называются понятия, в которых обобщены сами предметы, существующие в универсуме рассуждения. Абстрактными – те, в которых обобщены отдельные стороны, свойства, отношения предметов, существующих в универсуме рассуждения. Если универсумом рассуждения является множество тел, то «твердость» - пример абстрактного понятия.

По характеру признаков, на основе которых обобщаются и выделяются предметы, понятия делятся на положительные и отрицательные, а также на относительныеи безотносительные.

Содержанием положительного понятия является положительный признак, например «живущий по средствам», «говорящий по-английски», а отрицательного – отрицательный, например «живущий не по средствам», «не говорящий по-английски».

Относительным называется понятие, содержанием которого является наличие или отсутствие отношения выделяемых предметов к некоторым другим предметам, например «мать», «отец».

Понятия, в одном из которых предметы выделены на основе их отношения к другим предметам, а в другом – на основе отношения к первым, называются соотносительными, например: «причина», «следствие».

В безотносительных понятиях предметы выделяются на основе наличия или отсутствия у них характеристик самих предметов, не указывающих на отношения предметов к другим предметам.

Сложное понятие является относительным, если среди конъюнкции признаков, составляющих его содержание, есть простые признаки, представляющие собой наличие или отсутствие отношений, например «человек, имеющий высшее образование и не знающий русского языка».

Важно отметить тот момент, что нельзя принимать данную классификацию видов понятий как некие «карманы», в которые мы можем разложить различные понятия. Каждое понятие можно проанализировать с разных позиций по тем трем основным выделенным выше основаниям.

Примеры: «Значимая часть слова (морфема)» – непустое, общее, несобирательное, положительное, безотносительное, абстрактное.

«Человек, не знающий страха» - непустое, общее, несобирательное, отрицательное, относительное, абстрактное.

Отношения между понятиями

В педагогическом процессе, при изложении или построении какой-либо концепции и во многих других случаях важно не только указать вид вновь вводимого понятия, но и выяснить, в каком отношении находится это понятие к другим понятиям. Высказывания типа: «это понятие близко такому-то понятию»- не позволяют понять суть дела. Точно указать вид отношения данного понятия к другим понятиям помогает логика.

ПОНЯТИЯ

 
  Закон обратного отношения между объемами и - student2.ru

Закон обратного отношения между объемами и - student2.ru Закон обратного отношения между объемами и - student2.ru СРАВНИМЫЕ НЕСРАВНИМЫЕ

 
  Закон обратного отношения между объемами и - student2.ru

Закон обратного отношения между объемами и - student2.ru Закон обратного отношения между объемами и - student2.ru

СОВМЕСТИМЫЕ НЕСОВМЕСТИМЫЕ

                       
  Закон обратного отношения между объемами и - student2.ru   Закон обратного отношения между объемами и - student2.ru   Закон обратного отношения между объемами и - student2.ru   Закон обратного отношения между объемами и - student2.ru   Закон обратного отношения между объемами и - student2.ru   Закон обратного отношения между объемами и - student2.ru
 
 
 

Логическое подчинение противоречие

Равнозначность противоположность

Перекрещивание соподчинение

Между понятиями, имеющими общий род, можно устанавливать отношения по содержаниям. Последним соответствуют определенные отношения по объемам, кроме случая, когда понятия находятся в отношении независимости по содержаниям. Отношениям между понятиями по объемам не всегда соответствуют определенные отношения по содержаниям.

Пусть даны два понятия:

(1) xA(x);

(2) xB(x).

Закон обратного отношения между объемами и - student2.ru Закон обратного отношения между объемами и - student2.ru Закон обратного отношения между объемами и - student2.ru Закон обратного отношения между объемами и - student2.ru Закон обратного отношения между объемами и - student2.ru Понятие (1) шире понятия (2) по содержанию (содержание (1) больше содержания понятия (2)), если и только если A(x) B(x), и неверно, что B(x) A(x).

Закон обратного отношения между объемами и - student2.ru Если понятие (1) шире понятия (2) по содержанию, то в силу закона обратного отношения объем понятия (1) меньше объема понятия (2). Это соответствует логическому подчинению. В кругах Леонарда Эйлера это можно показать следующим образом:

Закон обратного отношения между объемами и - student2.ru (2) (1)

Пример: Министерство высшего образования (1) – Министерство (2).

Закон обратного отношения между объемами и - student2.ru Закон обратного отношения между объемами и - student2.ru Закон обратного отношения между объемами и - student2.ru Закон обратного отношения между объемами и - student2.ru Закон обратного отношения между объемами и - student2.ru Понятие (1) и (2) эквивалентны по содержаниям, если и только если A(x) B(x); B(x) A(x). Объемы таких понятий равны. Например, «свободомыслие» и «вольнодумство».

V1=V2

Перекрещивающимися называют такие понятия, в объемах которых имеются общие элементы, однако в составе каждого из них содержатся такие предметы, которые не являются элементами другого. Например, «студент» и «шахматист», «горожанин» и «собаковод» и т.д. В кругах Л.Эйлера это отношение будет выглядеть следующим образом:

Закон обратного отношения между объемами и - student2.ru

Закон обратного отношения между объемами и - student2.ru Закон обратного отношения между объемами и - student2.ru Понятия (1) и (2) находятся в отношении противоречия (контрадикторности) по содержаниям, если и только если формулы A(x) и B(x) несовместимы по истинности и несовместимы по ложности. Например, «студент, который сдал все экзамены», «студент, который не сдал некоторых экзаменов». Объемы этих понятий не имеют общих элементов и исчерпывают весь универсум.

Закон обратного отношения между объемами и - student2.ru Закон обратного отношения между объемами и - student2.ru Закон обратного отношения между объемами и - student2.ru Закон обратного отношения между объемами и - student2.ru Понятия (1) и (2) находятся в отношении контрарности по содержаниям, если и только если формулы A(x) и B(x) не совместимы по истинности, но совместимы по ложности. Например, «студент, который сдал все экзамены на отлично», «студент, который не сдал ни одного экзамена на отлично».

«Молодой» - «Старый»,

(1) (2) «Щедрый» - «Скупой»,

«Мудрый» - «Глупый» и т.д.

В отношении соподчинения к некоторому понятию находятся два несовместимых понятия, каждое из которых является подчиненным по отношению к этому третьему понятию.

Закон обратного отношения между объемами и - student2.ru Например: (1) «Преступление»,

Закон обратного отношения между объемами и - student2.ru Закон обратного отношения между объемами и - student2.ru (1) (2) «Получение взятки»,

(3) «Незаконное изготовление спиртных напитков»

 
  Закон обратного отношения между объемами и - student2.ru

Закон обратного отношения между объемами и - student2.ru Закон обратного отношения между объемами и - student2.ru Задание. Изобразить посредством круговых схем отношения между объемами понятий:

Закон обратного отношения между объемами и - student2.ru Закон обратного отношения между объемами и - student2.ru А) Число,

Закон обратного отношения между объемами и - student2.ru Закон обратного отношения между объемами и - student2.ru Б) Четное число,

Закон обратного отношения между объемами и - student2.ru Закон обратного отношения между объемами и - student2.ru Закон обратного отношения между объемами и - student2.ru В) Нечетное число,

Закон обратного отношения между объемами и - student2.ru Г) 2, 2

Закон обратного отношения между объемами и - student2.ru Закон обратного отношения между объемами и - student2.ru Д) Число, делящееся на 4,

Е) Число, делящееся на 8,

Ж) Простое число

Наши рекомендации