Тема 10. Проблемы правопонимания
(для ДО 4 час., для ЗО 2 час.)
1. Основные типы правопонимания. Юснатурализм.
2. Юридический позитивизм.
3. Нормативизм Г. Кельзена.
4. Либертарное правопонимание В.С. Нерсесянца.
5. Теория правового диалога.
6. Коммуникативное правопонимание.
Задание к семинару:
Подготовить доклады-презентации по темам:
· Юридический позитивизм. Нормативизм Г. Кельзена.
· Либертарное правопонимание В.С. Нерсесянца.
Подготовить эссе по теме:
· Теория правового диалога (И.Л. Честнов).
Подготовить реферат по теме:
· Коммуникативное правопонимание.
Рекомендуемая литература:
1. Марк ванн Хук. Право как коммуникация / Пер. с англ. М.В. Антонова и А.В. Полякова. СПб., 2012.
2. Нерсесянц В.С. Теория государства и права. М., 2014.
3. Поляков А.В. Коммуникативное правопонимание: Избранные труды. - СПб., 2014.
4. Честнов И.Л. Постклассическая теория права. СПб., 2012.
Перечень вопросов для экзамена:
1. Понятие, сущность и задачи философии права.
2. Право и мировоззрение как регулятивные системы.
3. Правосознание и правовое мировоззрение.
4. Мораль, право и мировоззрение.
5. И.Кант о морали и праве.
6. Мораль и право с позиций ситуационной этики.
7. Вл.Соловьев о праве и морали.
8. Человек как субъект права.
9. Субъект как юридическая фикция или конструкция.
10. Нравственный и юридический субъект.
11. Юридическая норма и юридический факт.
12. Государство как исторический факт.
13. Первичные и вторичные источники права.
14. Динамичность и статичность права.
15. Смысл принуждения в праве.
16. Общественный, политический и правовой идеал.
17. Аксиологический подход к праву.
18. Личность как основная правовая ценность.
19. Государство как основная правовая ценность.
20. Справедливость и правопорядок.
21. Ответственность народа за свое жизнеустройство.
22. Четыре вида вины (по К.Ясперсу).
23. Государственно-организованный народ как субъект международного права.
24. Государство как «взаимно-страховой союз».
25. Государство как воплощенный правопорядок.
26. Актуальность проблемы ответственности народа.
27. Гражданская активность: взаимоотношения индивида и общества.
28. Формы справедливости по Аристотелю.
29. Демократизация советского общества периода «перестройки».
30. Демократизация постсоветского общества.
31. Законность «сильной власти» и сила «власти закона».
32. Экономическая обусловленность роста активности граждан России.
33. Проблемы восстановления постсоветской государственности.
34. Авторитарность регионально-локальной власти субъектов федерации.
35. Проблема ответственности представителей власти перед народом.
36. Пути развития института демократии в современной России.
37. Диалектика права и свободы.
38. Цивилизм как русская идея в контексте всемирной истории.
39. Права человека, правовой закон, правовое государство.
40. Перспективы развития российского права и государства: конституционные положения и реальность.
Критерии и шкала оценки
Критерии оценки:
1. правильность ответа, знание студентом основных теоретических вопросов учебной дисциплины;
2. полнота ответа, в том числе умение представить различные точки зрения по проблеме;
3. логическая последовательность в изложении материала;
4. корректность использования понятийно-категориального аппарата;
5. знание основной и дополнительной литературы по учебной дисциплине.
Шкала оценки.
Положительная оценка ставится студенту, если он:
дал правильные, полные, логически последовательные ответы на все вопросы билета,продемонстрировал знание не только учебной, но и дополнительной литературы – «Отлично»;
или дал правильные, но неполные ответы либо в ответе имеются небольшие неточности, присутствует знание основной литературы, но отсутствует знание дополнительной литературы – «Хорошо»;
или студент продемонстрировал слабое знание вопросов билета, имеются изъяны в логической последовательности изложения материала, в использовании понятийно-категориального аппарата, поверхностное знание основной литературы и незнание дополнительной литературы – «Удовлетворительно».
Оценка «Неудовлетворительно» ставится студенту, если он не усвоил теоретическое содержание учебной дисциплины, показывает незнание вопросов билета или плохое знание, наличие грубых ошибок, в том числе в понятийно-категориальном аппарате, и дает неправильные ответы на дополнительные вопросы.