Южный узел в четвертом доме — Северный узел в десятом доме

Зная, на чем стоишь, хорошо еще понять, куда идешь.

Этот человек привязан к традиционным взглядам на роль семьи и родины в жизни человека, а также устоявшимся методам обработки земли, которые вызывают у него глубокое доверие. Именно здесь, а также в устоявшемся отношении к отцу-кормильцу, видит человек нравственные устои общества, которые являются неколебимым фундаментом его развития. Наоборот, политическую систему общества бюрократическую и церковную иерархии он видит глазами наиболее модных и современных социальных течений и здесь склонен примыкать к «левым». Чувство ответственности, в особенности при жизненных выборах, он склонен толковать достаточно произвольно, ориентируясь на социальную моду, а идея свободы воли дорога ему чрезвычайно, хотя он может не очень хорошо понимать, что это такое. Представления о роли работы и карьеры в жизни человека также меняются в соответствии с социальной модой и нуждаются в более глубоком анализе.

Во внутренней жизни наиболее устойчивыми и оформленными будут программы подсознания, отвечающие за глубинную религиозность и жизненные позиции, что на низком уровне дает чрезвычайную косность и твердолобость. Проработка дает истинную и глубокую религиозность, а также мудрость жизненных позиций, которые будут служить образцами многим будущим поколениям, но это дается лишь на высоком уровне философской и духовной культуры человека, и при условии освоения новых программ подсознания, ориентированных на восприятие внешней кармы и практических духовных авторитетов. Другими словами, человек должен научиться видеть своих практических духовных учителей в самых разных обстоятельствах и следовать их указаниям; а кроме того, искать и вырабатывать новые типы отношений с начальниками и подчиненными, учиться внутренне по-иному относиться к постановке практических целей и задач и практическим выборам.

Глава 11
ОДИННАДЦАТЫЙ ДОМ

Символические управители Водолей, Уран, Сатурн, кульминирует Меркурий, в заточении Солнце, в падении Плутон

Одиннадцатый дом представляет жизнь и роли человека в коллективах и группах, его участие в групповой работе и отношение к ней. Под группой в этой главе понимается коллектив, собравшийся для выполнения деятельности, имеющей достаточно абстрактную цель, и лишенный иерархической структуры. Таким образом, можно выделить два отличительных признака одиннадцатого дома: нецеленаправленная групповая деятельность и отсутствие жесткого подчинения.

Слишком четкая и конкретная задача обычно задает в коллективе ее выполняющем, четкую иерархическую структуру: начальник, заместители, подчиненные и т. д., что соответствует десятому дому. Одиннадцатый дом тоже предполагает групповую деятельность, но ее цель, по крайней мере, в той мере, в которой она касается человека, должна быть несколько неопределенной или недостижимой, например, восстановление здоровья и отдых (скажем, во время туристического похода), познание мира (научные коллективы без сильного акцента на практические приложения), защита окружающей среды, гуманистические цели и т. д.

Вторым признаком одиннадцатого дома является чувство включения человека в коллектив как необходимой его части, а в идеале, восприятие коллектива как живого организма, а себя в качестве одного из его органов или частей, необходимым условием существования и успешного функционирования группы. В отличие от десятого дома, где человек связан лишь с непосредственно вышестоящими и нижестоящими членами иерархии и ответственен только перед ними, в случаях одиннадцатого дома человек связан со многими, если не всеми, членами группы, и отвечает не только лично перед ними, но и перед группой в целом, или, другими словами, ее эгрегором.

Как всегда, фоном для дома служит противоположный, в частности, фоном одиннадцатого дома будет ощущение пятого; в отличие от ситуаций десятого дома, где первична цель, задание, указание начальника (или практического духовного учителя); при включении одиннадцатого дома человек чувствует свою личную важность и незаменимость для группы: функцию, возложенную на него, может выполнить только он сам, с помощью лишь ему одному присущего набора внешних образов и ролей.

С группами связан также и восьмой дом; его отличие от одиннадцатого заключается в том, что под одиннадцатым домом идет рутинная групповая работа, когда человек уже нашел свое место в коллективе, а коллектив функционирует в нормальном режиме, в отличие от маргинальных ситуаций восьмого дома, когда человек только входит в коллектив или выходит из него, или происходят экстремальные события в жизни самого коллектива, резко усиливающие воздействие его эгрегора на всех участников.

Под одиннадцатым домом идут всевозможные праздники, начиная от дней рождения (которые, с астрологической точки зрения, гораздо правильнее отмечать в день солнечного транзита по натальному асценденту, когда человек выходит из заточения двенадцатого дома поумневший, посерьезневший и готовый к оформлению новых черт своей личности) и кончая национальными, когда президенты и министры улыбаются телевизионным камерам, стараясь произвести впечатление, что они такие же люди, как и все остальные. Идея праздника заключается в ослаблении напряжения, связанного с необходимостью достижения трудных конкретных целей и временной замене жесткого управления десятого дома свободным ощущением живого группового организма, который рад самовыражению любого своего члена (баланс одиннадцатого и пятого домов). По одиннадцатому дому идет массовая культура, хоровое пение, кружки самодеятельности, народное образование и массовое искусство, которое производит и потребляет национальный эгрегор, с незначительным участием личностей как его создателей, так и потребителей. Вообще все массовые, «народные» движения идут в основном под одиннадцатым домом (исключая крайние ситуации, например, войну, которая управляется восьмым домом). Для них характерна нивелировка роли отдельных личностей и акцент на коллективизме, или, как говорили раньше, соборности. Вообще нарушение баланса между одиннадцатым и пятым домами в сторону одиннадцатого, в частности, фетишизация группового разума, этики и эстетики, характерна для многих социальных течений; противоположные взгляды — акцент на пятом доме в противовес одиннадцатому, нашли свое отражение в концепции «искусства для искусства» и утверждении абсолютной независимости творческой личности от окружающего мира и общества.

На первом уровне проработки одиннадцатого дома человек относится к группе, членом которой является, как паразит. Все время, не связанное с непосредственным потреблением достающихся на его долю групповых благ, он посвящает выяснению того, кто в группе работает недостаточно, и злобствованиям по его поводу, что, впрочем, вовсе не означает, что он будет незаменимым членом ревизионной комиссии, поскольку делать он не станет ничего и на этом посту. Для этого уровня характерно то, что группе не удается заставить человека работать, поскольку он заваливает любое порученное ему дело, иногда нарочно, чтобы больше не поручали. Коллектив, как правило, знает цену подобным своим членам, но далеко не всегда стремится их перевоспитать или от них избавиться, в частности, потому, что при попытке давления со стороны коллектива этот человек или моментально признает все свои грехи и обещает исправиться, а ведь лежачего не бьют (способ поведения, характерный для одиннадцатого дома в женском знаке), или же начинает поднимать такие волны низшего астрала (устраивать склоки, скандалы, жаловаться наверх и т. д.), что кажется гораздо проще его не трогать вовсе (типично для одиннадцатого дома в мужском знаке).

Глубоко внутри этот человек не ощущает себя членом никакого коллектива, хотя паразитировать может на многих. Иначе говоря, он никогда не чувствует ответственности за судьбу группы, в которую попадает, и ему непонятно, что это такое. Вообще по одиннадцатому дому идет личная ответственность за судьбу группы и ее деятельность, в то время как по десятому дому идет ответственность за свои личные обязательства.

Друзей, как таковых, у этого человека нет; могут быть краткие альянсы с другими людьми, имеющие в виду совместное проведение времени, но общность, которую дают нецеленаправленные коллективы, человеку неясна и вызывает раздражение. Соответственно, общение в клубах, кружках, секциях и любых лишенных четкой и достижимой цели группах у него не идет, либо он ходит туда с личными целями, резко отличающимися от групповых, что вызывает неприязнь и неприятие группы. Самовыражение в рамках группы у него не получается, и он старается не обращать на себя внимания или пытается переключить внимание группы полностью на свою личность, нисколько не заботясь о том, интересно ли группе его выступление.

На втором уровне проработки одиннадцатого дома у человека появляются элементы группового сознания; он осознает свою зависимость от группы и ощущает в некоторой мере свое непосредственное влияние на нее. Он по-прежнему внимательно следит за процессом распределения групповых благ, но в то же время испытывает и желание делать что-то для других, поддерживая ее существование в среде. Этот человек ощущает определенную ответственность перед группой за свои действия, а также (обычно в меньшей степени) ответственность за действия группы во внешнем мире. В частности, ему становятся небезразличными внешние действия группы, которые он начинает воспринимать как момент личной самореализации (на первом уровне проработки этот эффект отсутствует). Теперь момент взаимозависимости членов коллектива воспринимается человеком в определенной степени положительно: ему приятно работать рядом с другими, ощущая единство — это часто одна из лучших его медитаций (на первом уровне проработки зависимость от членов группы воспринимается исключительно отрицательно). На этом уровне человек понимает необходимость своего приспособления к группе, но не всегда может это сделать.

К дружеским связям этот человек относится серьезно, порой ставит дружбу выше любви, считая первую более чистой и возвышенной, и находит предосудительным самоутверждаться за счет друзей; ценит верную дружбу и старается, по мере возможности, друзей не предавать. Дружба представляется ему самодовлеющей ценностью, независимо от рода совместной деятельности и характера личных отношений; в частности, ответственности за поступки друга и вообще его эволюционный уровень человек не чувствует или ее вытесняет.

Общение в клубах, кружках по интересам, спортивных секциях и т. п. может занимать в его внутренней жизни большое место, наравне или даже больше, чем профессиональная деятельность; во всяком случае, человек видит эти и подобные чужие коллективные занятия как очень существенные в жизни и потенциально дающие большие возможности самореализации. Здесь самовыражение в коллективе уже предполагает определенный уровень проработки пятого дома, то есть личных выразительных средств, за что человека любят и ценят. Все же он может ощутить себя истинным членом лишь небольшого коллектива, со всеми участниками которого он достаточно хорошо знаком.

На третьем уровне проработки одиннадцатого дома человек обычно играет в группе существенную роль и хорошо чувствует групповой эгрегор, причем не только общее настроение группы, но и наиболее актуальные ее проблемы и пути их решения. Он ощущает большую ответственность перед группой не только за свое поведение в ее рамках, но и за свое видение групповой ситуации и передачу необходимой информации группе для обсуждения и выработки дальнейшей тактики поведения; не меньшую ответственность человек ощущает в отношении воздействия группы на внешний мир и обратного его влияния на группу, его живо трогает внешнее поведение любого члена группы, даже если в группе они непосредственно не взаимодействуют. На этом уровне человек довольно точно видит свое место в группе и старается его занять; и хотя соответствующая адаптация может потребовать от него значительных усилий, внешних и внутренних, он чувствует, что они ему необходимы и в конечном счете полезны. Его волнует внешняя деятельность группы, но в то же время он понимает, что значительная часть групповых трудностей связана с процессом обучения ее членов групповой работе как таковой, и не жалеет усилий в этом направлении, в просторечии именуемым сплочением коллектива, стараясь, чтобы оно происходило на максимально возможном эволюционном уровне.

К своим друзьям и дружбе этот человек относится очень ответственно; причем внутренне (для себя) отвечает не только за личные отношения с друзьями, но и за всю их жизнь в целом, ощущая ее как часть своей. Соответственно, он предъявляет к ним определенные (возможно, каждому свои) моральные требования, часть из которых является непреложной, так что нарушение может вести к полному разрыву отношений. С другой стороны, по ходу общения с этим человеком друзья духовно растут и развиваются, в чем он видит свою прямую обязанность и самореализацию. Вообще для него самовыражение в рамках группы идет все время, как во внутренней, так и при внешней работе группы, неважно, принимает он в этом личное участие или нет.

На четвертом уровне проработки одиннадцатого дома человек хорошо видит эгрегоры групп, в которых он участвует (и некоторые другие тоже) и воспринимает групповую работу как часть эволюции тонкого и, конечно, плотного миров. Его ответственность распространяется не только на группы, в которых он непосредственно участвует, но и на все видимые ему эгрегоры, в пределах, разумеется, его реализационной власти и доступных кармических программ. Однако он рассматривает свои обязательства не с точки зрения прямого смысла деятельности его группы, а, главным образом, с позиции значения ее действий в тонком мире, что дано среднему члену группы лишь в интуитивном и смутном ощущении. Обычно главным в любой групповой деятельности является не ее внешний результат, а качество, то есть эволюционный уровень, коллектива, рост которого помогает духовному росту и решению кармических проблем отдельных его членов. Когда коллектив решает внутренние проблемы своего развития, его внешние проблемы решаются легко, почти сами по себе, и в этот момент человек может его покинуть, чтобы пойти на очередной участок своей кармической программы; впрочем, его влияние эгрегор (и коллектив) будет ощущать еще долго, в чем, собственно, и будет состоять его личное самовыражение в этом коллективе.

Отношения этого человека с друзьями будут непростыми, его требования и энергетику выдерживать непросто; стиль дружбы покажет знак на вершине одиннадцатого дома, но в любом случае она потребует больших внутренних усилий и постоянного расширения сознания, не говоря об эволюционной работе, какие бы формы она ни принимала.

Ситуация одиннадцатого доманизшей октавы это национальные или религиозные распри и войны, когда общность группы людей (этноса или религиозного направления) устанавливается на основе ненависти ко всем остальным. К низшей октаве одиннадцатого дома относится также дружное и хищническое истребление природы: фауны, флоры, почвы, полезных ископаемых и т. д. К числу неопределенных или недостижимых целей, характерных для коллективов одиннадцатого дома, можно отнести выживание, в частности, помощь нуждающимся и бедствующим, поэтому под одиннадцатым домом находятся коллективы, занимающиеся различной благотворительностью, сбором средств и пожертвований неимущим и тяжело больным, пропагандирующие здоровый образ жизни, всевозможные группы здоровья, физкультуры и т. д. (Следует, впрочем, отличать коллективы одиннадцатого дома, занимающиеся благотворительностью вдалеке от своих подопечных, от людей, которые под двенадцатым домом участвуют в ней непосредственно, см. гл. 12).

Для выраженных ситуаций одиннадцатого дома характерно острое ощущение своего участия в работе группы; человек чувствует, как он ей необходим, и что все остальные члены группы тоже это ощущают и не променяют его ни на кого другого, и аналогичные ощущения испытывает он сам по поводу остальных членов группы. Под одиннадцатым домом идет специфический дружеский разговор, когда человеку могут от лица коллектива быть высказаны такие оценки и претензии, которые он никогда не примет ни от какого отдельного человека, и переход психологов от работы парой (врач — пациент) к групповой имеет принципиальное значение, поскольку работа под одиннадцатым домом во многих отношениях гораздо эффективнее, чем под седьмым: во втором случае лечит один человек, а в первом — целый групповой эгрегор.

При правильном включении одиннадцатого дома у человека возникает чувство личного самовыражения в группе, что бы она ни делала; так, на хорошей ярмарке или праздничном концерте самодеятельности у человека возникает ощущение, что он — везде, и каждый — он: и продавец, и покупатель, и скоморох, и кукольник, и музыкант, и поэт. Первая школа одиннадцатого дома — это семья, в которой проработка одиннадцатого дома заключается в правильном распределении обязанностей и ответственности, в результате чего не только затыкаются дыры в семейном эгрегоре (и, следовательно, бюджете), но и вырастают гораздо лучше воспитанные и эволюционно развитые дети.

Сильный одиннадцатый домдает человека, который буквально не может жить без коллектива, и всюду, где он оказывается, вокруг него начинается общественная жизнь, в которой он принимает непосредственное участие. Этот человек общественный деятель по своей природе, но, особенно при слабом десятом доме, не любит заниматься достижением конкретных целей, его больше интересует внутренняя жизнь группы, именно она его задевает, радует, печалит и тревожит. На низком уровне этот человек будет метаться от одного члена группы к другому, активно потребляя все доступные групповые блага и следя лишь за тем, чтобы остальные его в этом не превзошли, но даже и в такой, казалось бы, чисто негативной роли, он может косвенно послужить сплочению группы или, по крайней мере, осознанию ею своих недостатков. При проработке этот человек может стать душой группы; он будет помогать в решении самых сложных и интимных проблем жизни группы (и ее членов), но лишь по мере их естественного поступления к нему. В этом заключается отличие человека одиннадцатого дома от человека десятого дома: второй командует, а к первому приходят с проблемами, и любые его действия (по крайней мере, при проработке) тщательно согласованы со всей жизнью группы, которая для него первична по отношению к его волеизъявлениям. Даже если (на низком уровне) этот человек начинает злоупотреблять своими возможностями в группе, он становится не узурпатором власти, а паразитом, который может буквально съесть группу изнутри, но жестким лидером и начальником при этом не станет.

При слабом пятом доме его будет трудно отделить от группы и заставить сыграть свою роль, он всегда предпочтет срежиссировать других и посмотреть на их игру и работу, но в душе ему будет хотеться выделиться перед своим коллективом, чтобы тот увидел и оценил его личную роль в групповых делах, и здесь, если не прорабатывать пятый дом, то есть не выходить иногда на сцену любительского театра самому, возможны сильные комплексы и чувство неудовлетворенности собой, недостаточности личного самовыражения, обиды на коллектив, и соответствующий мазохистический настрой (позиция: «Я для вас в лепешку разбиваюсь, а вы все сплошь неблагодарные лентяи и паразиты»).

Слабый одиннадцатый домдает человека без сильного чувства коллектива; его не смутит отсутствие друзей в деле, которым он занимается, хотя если у него появятся единомышленники, он возражать не станет. Идея сильной зависимости человека от коллектива ему не нравится, по крайней мере, для себя лично, а представление о поддержке, которую коллектив может оказать человеку, в основном, ментальное (то есть он умом понимает, что бывает такое) или материальное. Так же понимает он и ответственность за коллектив и перед ним: чисто практически и ограниченно, ровно столько, сколько сказали; впрочем, большую ответственность коллектив на него, скорее всего, и не возложит. С другой стороны, в тех редких случаях, когда человеку существенно необходима помощь коллектива, он обычно может путем некоторых усилий ее получить, но особых эмоций по отношению к коллективу не ощутит, как и группа к нему. Трудовой порыв и энтузиазм группы коснутся его слабо, исключая маргинальные ситуации (группы и его), когда включается восьмой дом (и, следовательно, нужно смотреть его аспекты).

Здесь самовыражение в рамках групповой работы и дружбы затруднено, и для проработки одиннадцатого дома необходимо воспитывать в себе чувство личной ответственности за внутренние и внешние обстоятельства и дела групп, членом которых оказывается человек, иначе во второй половине жизни у него могут начаться постоянные конфликты с коллективами, и он будет совершенно не понимать, в чем их причина. При сильном пятом доме возможно внутреннее неуважение к любой группе, позиция: «Единственное, на что они годятся — с восхищением смотреть на то, какой я замечательный и многосторонний и восторгаться моими ролями и образами», то есть человек мыслит себя на сцене, а весь остальной коллектив в партере, что чревато падением в оркестровую яму.

Гармоничный одиннадцатый домдает естественное и непринужденное существование человека в коллективе; его там любят и работой не перегружают, зато никогда не забудут при распределении благ. Ему достается гораздо больше групповой любви, чем среднему члену группы, а недоброжелателей в ней, как правило, мало, и они не слишком активны. Само по себе появление этого человека в коллективе сглаживает многие противоречия и поднимает общее настроение, не говоря о производительности труда, насколько это понятие применимо к одиннадцатому дому с его недостижимыми целями. На низком уровне человек всем этим пользуется, не прилагая практически никаких усилий для общего блага, так что со временем становится откровенным лентяем и паразитом группы; проработка дает конструктивную нагрузку гармоничным аспектам, и они начинают работать на группу, повышая ее эволюционный уровень. Рядом с этим человеком хорошо работать, и с ним замечательно (хотя порой скучновато) дружить, если он склонен тратить на это хотя бы немного усилий; если же он этого не делает, то через некоторое время начинает вызывать в группе двойственные чувства, как красивая пустая шоколадная коробка. Этого человека тянет в гармоничные коллективы, настроенные на групповое потребление (клуб любителей сыра или мультфильмов), группы с напряженной программой (тяжелые туристские походы) его, скорее всего, не привлекут. Если он все же окажется в тяжелой группе, он порой при желании может вытянуть наверх ее всю, обнаружив истинную силу своих аспектов, о которой никогда не подозревал. В дружбе на поверхностном уровне человек будет вести себя почти идеально (и друзей будет всегда больше, чем ему нужно); немного глубже он окажется чуть-чуть ленивым и склонным слегка (но очень обаятельно) попаразитировать на товарище, подменяя усилия обаянием; что касается тяжелых испытаний, здесь многое зависит не от карты, а от эволюционного уровня и выбора самого человека, но все же при групповых трудностях ему легче, чем товарищам (здесь, впрочем, нужно смотреть и карту в целом). К групповым сложностям этот человек в принципе относится очень спокойно, будучи твердо уверенным, что в результате все само собой образуется, а его самовыражение в группе идет легко и естественно.

Пораженный одиннадцатый домдает большие трудности в групповой работе и в отношениях с друзьями. В групповой работе, хочет этого человек или нет, он постоянно оказывается самым слабым или самым конфликтным звеном, создавая коллективу максимальное количество неудобств и плохо решаемых проблем (каких именно, покажут напряженные аспекты одиннадцатого дома; например, оппозиция к пятому дому актуализирует проблему «личность — коллектив» и соответствующих отношений, причем это не обязательно именно его личность). Таким образом, этот человек объективно является центром притяжения групповых проблем, которые на нем материализуются, поэтому его правильное поведение и проработка своих групповых ситуаций (а также соответствующих внутренних проблем) облегчает многие групповые сложности. Наоборот, нежелание конструктивно отнестись к своим трудностям в коллективе ведет к резкому обострению как ситуации самого человека, так и некоторых общих групповых проблем, и часто, при нежелании сторон найти приемлемый для обеих выход, ситуация заходит в тупик и не может решиться годами, или же человек добровольно (или принудительно) уходит из коллектива, причем оба вскорости получают актуализацию той же нерешенной проблемы, но на другом материале, часто еще более жестком: человек в новом коллективе, коллектив с очередным своим членом. Субъективно этого человека всегда тянет в напряженные группы и групповые ситуации, иначе (то есть одному или в спокойном месте группы) ему скучно. Однако проработка пораженного одиннадцатого дома непроста, поскольку требует высокого уровня самоотверженности и умения не позариться на жирный кусок ленивого, но гармоничного товарища, получив самому черствую корку за гораздо более тяжелую, неприятную и ответственную работу, срыв которой повлек бы чрезвычайно тяжелые последствия и для человека, и для группы. Здесь, в одиннадцатом доме, Солнце в символическом заточении, что при проработке требует отказа от эгоцентрической позиции; зато проработка дает выход непосредственно в групповой эгрегор и возможность прямой работы с ним, так что человек становится, говоря устаревшим языком, добрым гением группы, в противоположность роли ее черного учителя, которую он естественно имеет в отсутствие проработки. Отношения с друзьями напряженные, часто плохое взаимопонимание, обиды, длительные периоды отчуждения, что, впрочем, дает обеим сторонам импульс к работе над собой и со временем дружба, если выживет, становится настоящей, испытанной и надежной.

Одиннадцатый дом в знаках

Одиннадцатый дом в знаках покажет стиль работы нецеленаправленных коллективов, в которых примет участие человек, а также стиль его взаимоотношений с этими коллективами, естественную роль, которую он будет в них играть. Знак на вершине одиннадцатого дома покажет также стиль отношений человека с друзьями и его самовыражения в их обществе и в рамках групп с абстрактными и недостижимыми целями.

Названия аспектов представляют собой роли, которые человек может играть в группе.

Одиннадцатый дом в Овне

Зачинщик.

Группа должна обращать постоянное внимание на этого своего члена и контролировать, корректировать, а иногда и направлять его энтузиазм; в противном случае она рискует потерять свою целостность. Этот человек непримирим к групповым недостаткам и недоработкам, а также ее лентяям, лжецам, подхалимам, транжирам, скупердяям; в то же время он решительно не понимает ее инертности и нежелания прямо сегодня полностью переключить свою деятельность в том самом направлении, которое уже вчера стало очевидно самым интересным, актуальным и обещающим, и какая разница, что для этого придется полностью перестроить и переориентировать всю ее работу! При поражении Овна человеку в группе, да и самой группе придется нелегко, и потребуется долгая проработка, в ходе которой как человек, так и группа будут временами приходить в полное отчаяние, но потом, странным образом, выходить из него обратно. При сильном поражении Овна человек может стать абсолютно непримиримым, поссориться с группой навечно, впасть в депрессивное состояние или получить сильнейший социальный комплекс неполноценности: «Меня изгонят из любого человеческого общества».

В гармоничном варианте от человека в группу (и обратно) будут идти вспышки энтузиазма и энергии, хорошо согласованные с деятельностью группы, и его идеи будут, как правило, практичны; такого человека хорошо поставить на работу во внешнем (по отношению к группе) мире, Овен будет его привлекать своей энергией, энтузиазмом и характерным обаянием гармоничной силы, облегчая экспансию группы вовне и приток новых людей. Проработка аспекта дает чрезвычайную работоспособность в группе, но когда человек вдруг начинает громко и возбужденно говорить: «Это я сделал, это моя заслуга», с ним лучше сразу согласиться, если, конечно, он не слишком перегибает палку. Отношения с друзьями очень теплые, в них человек ценит мужество, верность, благородство и искренность, а также терпение к своим энергичным, порой грубым, выходкам, но зато согласен терпеть аналогичное обращение или, во всяком случае, его собственные обиды кратковременны.

Одиннадцатый дом в Тельце

Пахарь.

Этому человеку трудно найти свое место в группе, особенно если его не пускают сразу на самый мягкий диван, что гарантируется лишь совершенно гармоничными аспектами Тельца. В коллективе он ищет себе постоянного, определенного положения, на которое не мог бы покуситься никто другой, и когда он такое положение займет, сдвинуть его со своих позиций будет очень сложно. Работу на себя человек любит брать постоянную, конкретную и по возможности связанную с формами, материальными или почти; при поражении Тельца его очень трудно заставить хотя бы немного изменить свои позиции и вид работы, хотя они часто неудобны для группы; гармоничные аспекты дают, наоборот, хорошее приспособление к ней, по крайней мере, через некоторое время, необходимое для преодоления инерции, но в любом случае человек может работать очень много, и группа, чувствуя это, склонна садиться быку на спину, чего он сначала (иногда долго) не замечает, но в некоторый момент может взбеситься и сбросить с себя все обязанности, устроив короткий, но грандиозный скандал, о котором потом будет с удовольствием вспоминать. Если Телец совершенно гармоничен, то нагрузить человека может только он сам: спина быка оказывается настолько гладкой, что на нем против его воли не держатся ни поводья, ни груз. Тогда его обаяние в группе настолько неотразимо мягко и уютно, что просто рука не поднимется дать ему серьезную задачу, в чем он на самом деле очень нуждается, но лень чаще всего оказывается сильнее совести и долга перед группой, которые он отлично чувствует и так же вытесняет. Пораженный Телец (кармически) должен работать на группу много, гораздо больше остальных, с чем очень трудно смириться, и возможны неуклюжие скачки с одного места в группе на другое, взрывы протеста и бешенства крайне деструктивные и для человека, и для коллектива.

Проработка дает надежного, постоянного друга, который всегда поможет в трудной ситуации, особенно если нужно сделать что-то практическое; на низком уровне у него настолько толстая кожа, что достучаться очень сложно.

Наши рекомендации