Тема № 8 Общество как объект философского анализа
Понятие общества. Природа и общество. Многообразие подходов к изучению общества (социологический, культурологический, исторический и др.)
Материально-производственная сфера: понятие, место в социуме, структура. Труд как центральная «человеческая слагаемая» материально-производственной сферы.
Социальная жизнь общества в широком и узком смысле слова. Многообразие подходов к изучению социальной сферы в современной философии и социологии.
Политическая сфера жизни общества. Политика и ее элементы: политический субъект, политическое сознание, политическая деятельность, политические отношения. Демократические и тоталитарные режимы в ХХ в. и их влияние на развитие человека.
Сущность и особенности духовной жизни общества. Общественное сознание и его структура. Общественная психология и идеология. Формы общественного сознания, их соотношение и историческая динамика. Духовное производство, духовные потребности, духовное общение, духовное потребление. Духовная культура. Актуальные проблемы духовной жизни российского общества.
Исторический процесс как способ функционирования общества.
Смысл и направленность истории
Эсхатологическая идея и концепция естественного порядка в философской мысли.
Просветительский подход к пониманию смысла и направленности истории.
Современные концепции о смысле и направленности истории. Сущность исторического процесса. Понятие социального прогресса и проблема его критериев. Актуальные проблемы философии истории на исходе ХХ века.
Тема № 9. Философская антропология.
Антропологический поворот в философии ХХ в. Человек как центральная проблема современной философской мысли. Соотношение биологического и социального в человеке: односторонность биологизаторских и социологизаторских концепций. Человек и среда его обитания: от Земли до Космоса. Философские споры о природе человека, смысле и назначении его существования. Конечность индивидуального бытия человека. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.
Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность» и «личность». Личность как объект и субъект истории. Личность, коллектив, общество. Взаимосвязь индивидуального и общественного в формировании ценностных установок человека. Свобода и ответственность личности, ее права и обязанности: теория и реальность.
Тема №10. Человек в информационно-техническом мире
Содержание понятия «техника». Техника в исторической ретроспективе. Взаимодействие человека и техники: история и современность. Основные проблемы философии техники. Вопрос о различении естественного и искусственного, физико-химического и биологического в технике. Техника как выражение символического бытия человека.
Философская глобалистика. Взаимовлияние природы и общества. Философская характеристика техногенной цивилизации. Современная экологическая ситуация. Демографические проблемы современного общества. Война и мир как кардинальная проблема современности.
Человек в информационном обществе. Проблема идентификации современного общества. Социальные последствия информационной революции. Информационные технологии и их влияние на характер массовой культуры. «Виртуальная реальность» и ее влияние на психику человека. Будущее научно-технического прогресса.
Воздействие научно-технической революции на условия существования человека как биологического вида.
IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАБОТЕ НА ЛЕКЦИЯХ, ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРАМ, САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ, ЭКЗАМЕНУ
Приступая к освоению вузовской программы по любой учебной дисциплине, обучаемые рано или поздно задаются вопросом – как оптимизировать свои усилия, каким образом качественно и надолго усвоить материал, преподносимый наставниками и изложенный в учебниках?
Хотя однозначного ответа на такой вопрос быть не может по причине индивидуальных особенностей мышления и психики каждого обучаемого, некоторые обобщенные рекомендации известны.
Существует точка зрения, состоящая в том, что философию нужно изучать по оригинальным классическим философским текстам. Отчасти такой подход справедлив, однако он предполагает наличие уже сложившегося, зрелого и систематического мышления и навыков самостоятельной работы с книгой и, главное, базовых знаний общенаучных принципов и категорий.
Опыт преподавательской работы показывает, что большинство курсантов и студентов АГЗ (а это по преимуществу недавние школьники) такими качествами не обладают. В связи с этим нередко имеют место попытки обучаемых в ходе семинарских (и других) занятий подменить изложение конкретного учебного материала так называемым «философствованием», по большей части беспредметным.
К сожалению, существует еще одно достаточно распространенное заблуждение, состоящее в том, что философия и связанные с нею дисциплины, на изучение которых в техническом вузе отводится сравнительно мало времени, не являясь профилирующими, не дают конкретных и актуальных для будущей профессиональной деятельности знаний и, следовательно, не должны отнимать много сил и энергии. Так ли это?
Вопрос, по мнению авторов, риторический. Философия – обязательная вузовская учебная дисциплина, как в нашей стране, так и за рубежом. В последние десятилетия в мире отмечается тенденция к гуманитаризации образования, в том числе некоторые позитивные сдвиги намечаются и в отечественной образовательной сфере.
Любой специалист, стремящийся к дальнейшему росту профессиональной квалификации, и скажем, поступающий в адъюнктуру (аспирантуру), помимо предметов специализации экзаменуется также и по философии, что является испытанием на зрелость мышления и потенциальную способность к занятиям научной деятельностью. Известно также, что претенденты на первичную ученую степень кандидата наук (независимо от области исследований) допускаются к защите диссертации только после сдачи экзамена кандидатского минимума по философии. Случайно ли это?
Изучение философии составляет фундамент общекультурной и общетеоретической гуманитарной подготовки специалиста любого профиля. Оно способствует выработке цельного, сознательно избранного и творчески развиваемого мировоззрения, столь необходимого в наше непростое время каждому мыслящему и образованному человеку.
Изучение философии требует значительных интеллектуальных усилий, однако труд окупается расширением кругозора, приобретением навыков критического и самостоятельного анализа разноплановых проблем, глубокого осмысления современных социальных процессов, адекватным пониманием сущности кризисных явлений в различных сферах жизни, постижением эффективных путей рационального и гуманного решения стоящих перед человечеством глобальных проблем.
Отметим некоторые из специфических трудностей, возникающих перед впервые приступающими к изучению философии.
Выбор литературы
Проблема не в отсутствии качественных учебников – их сегодня как никогда много. Однако, парадокс в том, что универсального учебника, который в полном мере отвечал бы требованиям сегодняшнего дня и специфике учебного процесса в нашей академии, пока нет. Из существующих новейших учебников наиболее полно отвечают нашим программам следующий:
Лавриненко В.Н, Ратников В П. Философия. Учебник. - Москва, 2010 (2008).
Эта книга в достаточном количестве имеются в учебной библиотеке.
Мы рекомендуем взять за основу данный учебник и периодически обращаться к другим аналогичным изданиям.
Обращаем внимание на то, что перечень литературы к разделам (темам) курса и семинарским занятиям взаимодополняемы. Они не ограничивают самостоятельного поиска источников знания обучаемыми. Целесообразно использование периодических философских изданий, к примеру, журнала «Вопросы философии».
2. Ведение конспектов лекций и подготовка к семинарским и другим контрольным занятиям
Курс философии предполагает последовательное проведение лекционных занятий, семинаров, индивидуальных собеседований и самостоятельной работы под руководством преподавателя.
Лекционные занятия предназначены для обобщенного и систематизированного изложения учебного материала по изучаемым темам. Лекции читаются самыми опытными педагогами с использованием современных технических средств, при этом не только излагается основное содержание темы, но и даются необходимые пояснения и рекомендации для прочного его усвоения. В ходе лекции от обучающихся требуется не механически - бездумное записывание, но и сотворчество с лектором, предполагающее глубокое осмысление воспринимаемого.
Следует учитывать, что лекция не может быть превращена в подобие диктанта, ведь в таком случае даже хорошо записанный материал будет иметь сомнительную ценность для качества знаний обучающихся. Поэтому важно уметь осмыслить и кратко записать главное, существенное, то, чего не зафиксировать по данной теме нельзя. Некоторые курсанты и студенты стремятся записывать дословно то, что излагает преподаватель в ходе лекции. Это не верно. Опытный педагог интонацией или иным способом обращает внимание обучаемых на наиболее принципиальные, фундаментальные положения лекции, подсказывает что, а иногда и в какой форме, записать в конспект. Дословно могут быть и должны быть записаны лишь определения и иногда краткие цитаты. Остальные же положения лекции желательно фиксировать сокращенно в собственных формулировках. Выигрывают в конечном счете те из обучаемых, кто, используя собственную систему аббревиатур и иных символических сокращений, полно и без ущерба для понимания фиксируют максимум из услышанного.
Однако известно, что даже хорошо записанная лекция требует последующей доработки в часы самоподготовки. При этом неверно поступают те, кто пытаются это сделать через несколько дней (или когда, по их мнению, для этого есть возможность), т.к. из памяти «стираются» смысловые акценты и эмоционально-образные конструкции. Поэтому наиболее эффективно продолжить работу с конспектом в тот же день, по свежим ощущениям, расшифровывая свои сокращения, еще раз осмысливая логическую последовательность и смысловое наполнение материалов лекции, дополняя свои записи из учебной литературы, источников и словарей.
Ценным подспорьем для обучающихся при доработке лекции послужит и настоящее пособие, в третьем разделе которого конспективно-структурированно изложено основное содержание (узловые вопросы) всех лекционных тем. Нужно учесть, что в ряде случаев содержание лекционного материала в пособии шире, нежели в самих лекциях, что является своеобразной подсказкой курсантам и студентам, в каком направлении и каким содержанием обогатить свой конспект.
При всей дидактической ценности лекционных занятий, важной составляющей которых является эмоциональный «живой» контакт преподавателя с аудиторией, лекции не могут заменить других форм учебной работы.
Наиболее широко распространенной контрольно-обучающей формой занятий является семинар. Он проводится по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы и имеет целью углубленное изучение учебной дисциплины, привитие обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации, формирование и развитие у них научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументированно излагать и отстаивать свое мнение.
Что нужно учитывать при подготовке к семинару?
Во-первых, подготовка к семинарскому занятию осуществляется на основе методических заданий (планов семинаров), представленных в третьем разделе данного пособия. Очень важно еще до лекции ознакомиться с планом предстоящего семинара, т.к. это нацелит на акцентированное внимание к тем проблемам, которые будут предметом семинарского обсуждения.
Во-вторых, подготовку к семинару не следует оставлять на день, предшествующий этому занятию. В большинстве случаев между последней лекцией по семинарской теме и семинаром предусмотрен временной интервал в 3-6 дней, поэтому подготовку к семинару целесообразно спланировать на каждый из имеющихся в распоряжении дней. Возможен вариант с подготовкой одного вопроса семинара в один из часов ежедневной самостоятельной подготовки.
В-третьих, кафедра требует, чтобы работа по подготовке к семинару была отдельно письменно отражена в тетрадях для конспектов (или в отдельных тетрадях). При этом некоторые из обучающихся бездумно и, в общем, бесполезно переносят без творческой переработки материал законспектированной лекции из одних листов тетради на другие. Смысл записи подготовки к семинару в еще одном творческом осмыслении материала, но уже с учетом потенциального устного изложения проблемы перед товарищами с внесением в него элементов дискуссионности и положений из первоисточников.
В-четвертых, особо следует сказать о подготовке докладов и фиксированных выступлений, предусмотренных планами семинарских занятий. Данные виды учебной работы должны стимулировать творческий поиск, способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с литературой, публичного выступления перед аудиторией, систематизации и отбора наиболее важного материала и, в конечном итоге, углублению знаний по теме.
Для качественной подготовки доклада (фиксированного выступления) необходим дополнительный инструктаж, который осуществляется преподавателями в один из дней самоподготовки накануне семинара[1].
Фактором, способствующим стимулированию интереса обучающихся к теме семинарского занятия, может служить такая форма, как реферирование литературы и источников. По заданию педагога один из курсантов (студентов) анализирует и представляет в начале семинара краткую информацию о содержании учебной и монографической литературы, статей в философских журналах, относящихся к изучаемой теме.
Важное место в процессе изучения дисциплины курсантами отводится такому виду занятий, как самостоятельная работа под руководством преподавателя.
В некоторых темах, например, по онтологии, философии техники и др. предусмотрена самостоятельная работа обучающихся по углублению их представлений по существу изучаемых философских проблем с использованием основной и дополнительной учебной, справочной литературы, а также других источников.
Поскольку данный вид занятий предусматривает использование широкого спектра литературы, от каждой учебной группы накануне в учебную библиотеку подается заявка (в соответствии со списком рекомендованной литературы) с тем, чтобы каждый курсант был обеспечен одним учебником и одним-двумя дополнительными изданиями.
В ходе занятия преподаватель оказывает помощь в отборе материала, его конспективном оформлении, контролирует работу обучающихся, нацеливает на расширение смыслового и содержательного поля информации по изучаемым проблемам, разъясняет и, при необходимости, комментирует узловые моменты темы, которые должны быть отражены в конспектах. В конце занятия или после его завершения качество самостоятельной работы проверяется с выставлением оценки каждому обучающемуся.
Подготовка к итоговому контролю (экзамену)
Руководящими документами по организации учебного процесса в вузе на подготовку к экзамену с оценкой предусмотрен всего лишь один день, и в этом основная трудность для обучающихся.
Соответственно, - и это подтверждено опытом, - усвоить и, как говорят в студенческой среде, «выучить» за день содержание 60-70 вопросов попросту невозможно. А отсюда основная рекомендация – готовиться к экзамену нужно с самого первого занятия по дисциплине. Подготовка к экзамену начинается с внимательного восприятия и качественного конспектирования учебного материала в ходе лекций и последующей самостоятельной работы, продолжается интенсивной подготовкой по всем вопросам каждого семинарского занятия (и других форм контрольных занятий) в ходе учебного семестра и лишь структурно оформляется на завершающем этапе – в день, отведенный собственно для подготовки к испытанию.
При этом особый акцент хотелось бы поставить на следующем обстоятельстве – нужно не только готовиться (письменно, как рекомендует кафедра) по всем вопросам семинарских занятий, но и стараться максимально активно работать на самом семинаре – выступать, включаться в дискуссию, дополнять другие выступления, задавать вопросы и т.д. Только «озвученный», «проговоренный», обсужденный учебный материал остается в памяти. В идеале, только осмысленные, в некотором значении «пережитые», «задевшие за живое» теоретические положения, ставшие результатом компромисса в ходе творческой дискуссии, преобразуются в твердые знания, в элементы мировоззрения. Вот почему столь большое и пристальное внимание следует уделить семинарским занятиям и индивидуальным собеседованиям по ходу изучения курса.
Саму же подготовку в последний перед экзаменом день рекомендуется организовать следующим образом:
Первый этап: работа с конспектом лекций и записями подготовки к семинарам и собеседованиям. На этом этапе нужно сверить свои записи с перечнем вопросов, вынесенных на экзамен, определить вопросы, наиболее полно и удачно раскрытые в конспектах. Кроме этого, желательно «рассортировать» имеющиеся сведения по двум направлениям – историческому (согласно историческим типам философии) и содержательному (по разделам учебной программы: 1. История философии. 2. Онтология и гносеология. 3. Социальная философия и антропология. 4. Философские проблемы профессиональной деятельности). Итогом этой работы должно стать формирование цельного представления о содержании курса философии.
Второй этап: работа с учебниками и справочной литературой.
На этом этапе обучающийся обогащает структурно-логические представления по темам конкретным и более полным содержанием. Нужно учитывать, что отдельные разделы с различной степенью полноты и качества изложены в разных учебниках и пособиях. Поэтому в группе должно быть максимально возможное количество учебной и справочной литературы.
При подготовке обязательно нужно обращаться к словарям и справочникам, однако следует помнить, что сущностные категории, термины, представляющие своеобразную квинтэссенцию изучаемых проблем, требуют «обрамления» другими содержательными и методологическими положениями, изложенными в учебниках и учебных пособиях. То есть подготовиться качественно и соответственно получить высокую оценку на экзамене без использования базовой учебной литературы весьма затруднительно.
Третий этап: работа с альбомами схем, сборниками вопросов и ответов по философии и другой дополнительной литературой.
Этот этап должен логически завершить подготовку, образно говоря, «разложить по полочкам» учебный материал, придать знаниям системность и структурно-практическую завершенность. Хотелось бы предостеречь от еще одного неоправданного приема, на который рискуют отваживаться некоторые обучающиеся. Начинать подготовку и осуществлять ее необходимо именно в изложенном выше порядке, т.е. от конспекта к учебнику и от него – к схеме. Если начать со схем, например, то результат может быть плачевным. Схемы логически и содержательно могут структурировать и помочь в мнемоническом запоминании уже имеющегося знания, а его необходимо черпать из конспектов лекции (хотя их тоже недостаточно) и учебников.
И несколько рекомендаций по методике ответа на экзамене. Принципиально ответ, претендующий на высокую оценку, должен содержать ряд обязательных элементов, которые необходимо иметь в виду при подготовке и составлении его плана.
План ответа должен включать:
1. Небольшое введение с раскрытием актуальности проблемы.
2. Историко-философский показ генезиса и развития проблемы.
3. Содержательную часть, т.е. теоретическое изложение сущности проблемы.
4. Мировоззренческое и методологическое значение проблемы, в том числе для профессиональной деятельности специалистов МЧС России.
Такой примерный план позволит полно и последовательно изложить учебный материал и не упустить существенные моменты, дисциплинировать мысль и речь, максимально сосредоточиться на проблеме, требующей раскрытия. Более того, ответ по плану позволит избегать еще одной весьма распространенной ошибки – освещение несущественных, второстепенных и не принципиально важных при рассмотрении конкретной проблемы моментов. Часто курсанты и студенты пытаются говорить много в ущерб содержательно-конкретному изложению проблемы, что неизбежно влечет дополнительные вопросы и снижение оценки.
Таковы основные рекомендации по изучению курса философии в нашей академии. Выражаем надежду, что их учет и использование помогут желающим оптимизировать познавательную деятельность в освоении содержания учебной программы.
И последнее. Изучение вузовской программы курса философии сегодня не преследует цели установления мировоззренческого или идеологического единомыслия. Плюрализм - естественная и нормальная форма функционирования философского знания вообще и философского образования в частности. Это обстоятельство повышает требования к общей культуре личности, к культуре мышления, к уровню и качеству знаний, умению эффективно использовать их в профессиональной деятельности. Изучение философии есть лучшая школа формирования самостоятельного, творческого и критического мышления.
При этом нужно помнить, что научить человека чему-либо возможно только тогда, когда он сам этого желает, когда он «заряжен» на учебу, жаждет новых знаний. Такая жажда должна порождаться личной мотивацией, а не одной лишь высокой требовательностью командиров, воспитателей, научно-педагогического состава. Все трудности на этом нелегком пути преодолимы. Была бы добрая воля, упорство и настойчивость в учебе. Не нами сказано: дорогу осилит идущий.
V. СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ
Занятие 2/3 – семинар
Тема: «Философия как тип мировоззрения. Особенности философии стран Древнего Востока»
Время - 2 часа
Учебные вопросы:
1. Особенности философии как типа мировоззрения.
· Что такое мировоззрение?
· Какова структура мировоззрения?
· Чем философское мировоззрение отличается от других типов мировоззрения?
· Каково соотношение философии и науки, философии и религии?
2. Основной вопрос философии.
· Что такое основной вопрос философии (ОВФ), и какова его структура?
· Является ли энгельсовская формулировка основного вопроса философии исчерпывающей? Обоснуйте свой ответ.
· Какие существуют походы к решению основного вопроса философии? Чем материалистический подход к решению онтологических проблем отличается от идеалистического?
· Как в философии решается теоретико-познавательная (гносеологическая) сторона ОВФ?
· Чем объективный идеализм отличается от субъективного?
3. Структура и функции философии
· Какова структура философского знания?
· Назовите основные функции философии и дайте им характеристику.
4. Древнекитайская и древнеиндийская философия
· Каковы особенности древнекитайского стиля мышления?
· Какие основные школы древнекитайской философии вам известны? Дайте характеристику их основных идей.
· Каковы особенности и основные идеи древнеиндийской философии?
РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. При подготовке к семинару рекомендуется составить словарь ключевых терминов:
«мировоззрение», «мифология», «философия», «материализм», «идеализм», «объективный идеализм», «субъективный идеализм», «онтология», «гносеология», «логика», «философская антропология», «социальная философия», «этика», «эстетика», «агностицизм», «гносеологический оптимизм», «аксиология».
2. Подготовить сообщение на тему:
«Что такое философия и зачем она нужна?»
Занятие 3/4 – семинар
Тема: «Особенности Античной философии»
Время - 2 часа
Учебные вопросы:
1. Античная философия как тип мышления
· Каковы типологические характеристики античного способа философствования? Чем он отличается от древнеиндийского и древнекитайского способов мышления?
· Когда возникла и какие этапы в своём развитии она прошла?
· Чем характеризуются классический период античной мысли? Чем классическая философия отличается от эллинистической?
2. Натурфилософия раннеклассического периода.
· Чем характеризуется ранняя классика? Каковы ее основные проблемы?
· Как философы решают проблему мирового единства?
· Каковы решения проблемы мирового процесса?
3. Антропологический поворот в античной философии: софисты и Сократ.
· Каковы особенности философской мысли в этот период?
· Кто такие софисты, и каковы их главные идеи?
· Что послужило основанием для софистического скептицизма? Почему они отрицали познаваемость мира?
· К чему может привести отрицание объективной истины?
· Правомерно ли утверждать, что Сократ – это альтернатива софистики? Обоснуйте свой ответ.
4. Философия Платона.
· Почему Платона называют основателем объективного идеализма?
· Каковы содержание и смысл платоновской теории идей?
· Каково соотношение мира идей и мира вещей?
· Каков образ человека создан Платоном?
· В чем суть платоновского учения о познании?
· Как теория идей Платона согласуется с его учением о государстве?
5. Проблемы государства, общества и человека в философии Аристотеля.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. При подготовке к семинару рекомендуется составить словарь ключевых терминов:
«пантеизм», «апейрон», «бытие», «логос», «субстанция», «субъективизм», «релятивизм», «скептицизм», «сенсуализм», «майевтика», «диалектика», «софистика», «эйдос».
2. Подготовить сообщения на тему:
· «Что такое «эйдос» у Платона». (В качестве основного источника рекомендуется книга А. Ф. Лосева «Очерки античного символизма и мифологии», III глава, часть 2, и особенно стр. 229-238
· «Идеальное государство Платона». (По учебнику, Интернет – ресурсы)
Занятие 4/2 – семинар
Тема: «Основные проблемы философии Средневековья»
Время - 4 часа
Учебные вопросы:
1. Средневековая философия как тип мышления
· Дайте общую характеристику средневековой философии;
· Каковы принципиальные особенности средневекового стиля мышления? Чем он отличается от античного?
· Когда возникла и какие этапы в своём развитии прошла средневековая философия?
2. Патристика. Основные положения догматического богословия
· Почему первый период средневековой философии принято называть «патристикой»?
· Чем патристика как первый период развития средневековой философии отличается от ее второго периода – схоластики?
· Когда возникла и какие этапы в своём развитии она прошла?
· Как решались проблемы мира и человека «Отцами Церкви»?
· В чем заключается искупительная миссия Христа?
3. Рационализация догматического богословия в период Схоластики.
· В чем суть проблемы «теодицеи»? Каковы способы оправдания Бога перед лицом мирового зла?
· Каковы рациональные способы доказательства бытия Бога в средневековой философии? Кем и в каких работах они предложены?
· В чем суть проблемы «универсалий» и как она решалась в этот период?
· Правомерна ли оценка средневековой философии как «служанки богословия»? Обоснуйте свой ответ.
· Каков круг проблем средневековой схоластики?
· Как решалась проблема соотношения веры и разума в познании?
РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. При подготовке к семинару рекомендуется составить словарь ключевых терминов: «патристика», «схоластика», «креационизм», «провиденциализм», «экзегетика», «монотеизм», «откровение», «вера», «номинализм», «реализм».
2. Подготовить сообщения на тему:
· «Способы доказательства бытия Бога в работе Ф. Аквинского «Сумма теологии».
· «Проблема человека в средневековой философии» (В качестве основного источника рекомендуется работа Августина «О Граде Божьем».
Занятие 5/5 – индивидуальное собеседование
Тема: «Историко-философский процесс: этапы, направления, перспективы»
Время - 4 часа
Основные проблемы, предлагаемые для обсуждения в ходе собеседования:
1. предмет и функции философии
2. философия Древнего Китая и Древней Индии
3. философские школы Античности
4. особенности философии Средних веков
5. философские взгляды Г. Гегеля и И. Канта
6. многообразие философии XX в.
В ходе подготовки к индивидуальному собеседованию по данным проблемам особое внимание обратить:
1-я проблема:
· генезис философского знания
· качественный сдвиг в размышлениях о мире и человеке («от мира к логосу»)
· поливариантность в определении философии
· философия и мировоззрение
· предмет философии
· функции философии
2-я проблема:
· временные рамки и особенности философии Древнего Востока (Китай, Индия)
· философия Древнего Китая: конфуцианство, даосизм, моизм
· философия Древней Индии: классические и неклассические школы
· общее и особенное в философии Индии и Китая
3-я проблема:
· возникновение и этапы развития философии Античности
· первые школы: милетская и элеатская, пифагорейцы
· философия Гераклита, Сократа, Платона и Аристотеля
· общая характеристика и значение философии Античности
4-я проблема:
· хронологические рамки и основная проблематика философии европейского средневековья
· патристика и схоластика
·философские взгляды А. Августина и Ф. Аквинского
·гносеология и социальная философия Средних веков
·общая характеристика и значение средневековой философии
5-я проблема:
·немецкая философия ХVIII-ХIХ вв. как венец классической европейской философии
·сущность философской системы Г.В.Ф. Гегеля
·философское творчество И. Канта, проблема этического идеала
·гносеология немецких классиков
6-я проблема:
·особенности философии на рубеже ХIХ-ХХ вв.
·современная философия: аналитические школы, антропология, экзистенциализм, прагматизм, фрейдизм, герменевтика
·перспективы развития философского знания
РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. В тетрадях для конспектов отразить письменную подготовку по каждой из проблем собеседования
2. Изучить рекомендованную литературу
3. Доработать словари терминов
Занятие 6/2 – семинар
Тема: ««Русская идея»: проблема историко-культурной самобытности России»
Время - 2 часа
Учебные вопросы:
1. Характерные особенности отечественной философии.
· В чём заключается онтологизм русской мысли? И какие следствия вытекают из него?
· Почему русская философия тяготеет к интуитивизму и художественно-эстетическому освоению мира?
· Какое место в русской философии занимает антропологическая и социально-этическая проблематика?
· Как русские мыслители решают проблему соотношения личного и общественного? В чём суть персоналистической установки? Чем персонализм отличается от индивидуализма?
2. Проблема самобытности русского пути: западники и славянофилы
· Каковы социально-исторические и идейно-теоретические предпосылки возникновения «западничества» и «славянофильства»?
· В чём суть духовного раскола на «западничество» и «славянофильство»?
· Какую роль в этом процессе сыграли «Философические письма» П.Я. Чаадаева? В чём суть поставленных в них проблем?
· Охарактеризуйте основные идеи славянофилов.
· Каковы исторические судьбы западничества и славянофильства?
3. Социальная и антропологическая проблематика в русской религиозной философии
· Идея богочеловечества Владимира Соловьева
· Философия «общего дела» Николая Федорова
4. Материалистическое, революционно-демократическое направление в отечественной философии
· Герцен, Писарев, Добролюбов, Белинский, Бакунин, Лавров, Бухарин, Плеханов, Ленин.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. При подготовке к семинару рекомендуется изучить и законспектировать Сагатовского В.Н. «Русская идея: продолжим ли прерванный путь?» (См.: Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. – М., 1997 // Инв. 167-У. –С. 540–570)
2. Составить словарь ключевых терминов:
«онтологизм», «интуитивизм», «символизм», «персонализм», «панморализм», «соборность», «славянофильство», «западничество», «всеединство», «философия общего дела», «комизм», «народничество», «почвенничество», «Москва – Третий Рим», «русская идея».
3. Подготовить сообщения на тему:
· «А.Ф. Лосев об особенностях русской философии»(См.: Лосев. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М.: Политиздат, 1991. – С. 509-512.
· «Философические письма» П.Я. Чаадаева: основные идеи». (См.: Чаадаев П.Я. Статьи и письма. – М., 1989)
Занятие 7/2 – семинар
Тема: «Философия как единство онтологии, гносеологии и методологии познания»
Время - 2 часа
Учебные вопросы:
1. Бытие как философская категория. Материя и сознание.
· Сущность философской категории «бытие». Проблема бытия в истории философии.
· Дайте определение философской категории «материя». Без каких атрибутов нельзя мыслить материю? Каковы свойства материи, пространства и времени?
· В чем заключается сущность сознания? Какие точки зрения на происхождение и сущность сознания вам известны?
· Как в истории философии решалась проблема соотношения материи и сознания?
2. Философское учение о познании.
· В чем сущность познавательного процесса? Как эта проблема решалась в истории философии?
· Какие философские решения познавательных возможностей человека вам известны? Наполните содержанием и дайте толкование позиции агностицизма и гносеологического оптимизма.
· Что такое истина? Каковы ее критерии? В чем заключается гносеологическая роль практики?
3. Философия как всеобщая методология познания мира.
· Какие методы познания мира предложены философией? В чем суть метафизического и диалектического методов?
· Раскройте содержание диалектических принципов, философских законов и категорий.
· Почему на ваш взгляд философия одновременно выступает в качестве онтологии, гносеологии и методологии познания.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. Составить словарь ключевых терминов:
«бытие», «материя», «сознание», «синергетика», «отражение», «гностицизм», «агностицизм», «истина», «практика», «метафизика», «диалектика», «закон», «принцип», «категория», «количество», «качество», «мера», «скачок», «противоречие», «отрицание».
2. Подготовить сообщения на тему:
· «Познание, как предмет философского анализа».
· «Картина мира с позиций философии»
· «Соотношение чувственного и рационального познания»
Занятие 8/3 –семинар
Тема: «Общество как целостная саморазвивающаяся система»
Время - 2 часа
Учебные вопросы:
1. Методология анализа общественной системы
· Какие методы анализа общественной системы вам известны? Дайте их характеристику.
· В чем суть теории общественно – экономической формации, разработанной К. Марксом?
· Каково содержание цивилизационного подхода к анализу