Умственный труд в любой его форме всегда связан с поиском и обработкой информации. В современном мире сама система этого поиска чрезвычайно усложнена и постепенно превращается в специальную отрасль знаний. Грамотный, подготовленный исследователь в наши дни должен обладать четырьмя основными навыками в области поиска информации. Во-первых, необходимо иметь четкое представление об общей системе информационных ресурсов и о тех возможностях, которые открываются перед ученым благодаря использованию информационных источников, относящихся к той или иной изучаемой области.Во-вторых, нужно обладать знаниями обо всех возможных источниках информации по своей специальности в целом.В-третьих, надо стремиться к выбору наиболее рациональной схемы поиска информации, соответствующей целям и задачам исследования.В-четвертых, необходимо развивать навыки по использованию вспомогательных библиографических материалов.Следует помнить о том, что характерной чертой развития современной науки является бурный поток новых научных данных, получаемых в результате непрерывно проводимых исследований. Ежегодно в мире издается более 500 тысяч книг по различным вопросам. Еще больше издается журналов. При этом огромное количество научной информации остается неопубликованным. Информация имеет свойство устаревать. Это устаревание может объясняться как появлением новой информации, так и снижением потребности в информации определенного вида. По зарубежным данным интенсивность падения ценности информации ориентировочно составляет 10 % в день для газет, 10 % в месяц для журналов и 10 % в год для книг.Таким образом, отыскать новое, передовое, научное в решении некоторого вопроса – сложная задача не только для одного научного работника, но и для большого коллектива.Недостаточное использование мировой информации приводит к дублированию исследований. Количество повторно получаемых данных достигает в различных областях научно-технического творчества 60 – 80 %. В общем виде под «источником научной информации» понимается документ, содержащий какое-то научное сообщение. Все документальные источники научной информации могут быть разделены на первичные и вторичные. Первичные документы содержат исходную информацию, представляющую непосредственные результаты научных исследований (монографии, сборники научных трудов, авторефераты диссертаций и т. д.), а вторичные документы являются результатом аналитической и логической переработки первичных документов (справочные, информационные, библиографические и другие издания).Конкретизируем далее представления об источниках научной информации. Монография – это научное или научно-популярное книжное издание, содержащее полное и всестороннее исследование какой-либо одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам.Автореферат диссертации – научное издание в виде брошюры, содержащее составленный автором реферат (краткое изложение) проведенного им исследования, представляемого на соискание ученой степени.Сборник научных трудов – это сборник, содержащий исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений или обществ.Тезисы докладов научной конференции – это научный непериодический сборник, содержащий опубликованные до начала той или иной конференции материалы предварительного характера: аннотации, рефераты докладов и сообщений.Материалы научной конференции – это научный непериодический сборник, содержащий итоги научной конференции (программы, доклады, рекомендации, решения).Справочным называют издание, содержащее краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, и не предназначенное для сплошного чтения.Информационное издание – это издание, содержащее систематизированные сведения об опубликованных, непубликуемых или неопубликованных документах или результат анализа и обобщения сведений, представленных в первоисточниках.Информационные издания выпускаются различными организациями, осуществляющими научно-информационную деятельность. Такие издания могут быть библиографическими, реферативными и обзорными.
Таким образом, одним из важнейших условий грамотно проведенного исследования является адекватное использование соответствующих источников научной информации.
Библиографический список
1. Андреев Г. И. Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности: В помощь написания диссертации и рефератов / Г. И. Андреев, С. А. Смирнов, В. А. Тихомиров. М.: Финансы и статистика, 2006. 269 с.
2. Ануфриев А. Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы / А. Ф. Ануфриев. М.: Ось-89, 2007. 112 с.
3. Гришунин С. И. Философия науки: Основные концепции и проблемы / С. И. Гришунин. М.: ЛИБРОКОМ, 2009. 224 с.
4. Грязнов В. М. Методология научного творчества: Учебное пособие / В. М. Грязнов/Российский ун-т дружбы народов. М., 2004. 122 с.
5. Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках / Р. Декарт // Соч. М.: Мысль, 1989. Т. 1. С. 250 – 296.
6. Коэн М. Введение в логику и научный метод / М. Коэн, Э. На- гель. Челябинск: Социум, 2010. 655 с.
7. Кожевников Д. А. Технология науки / Д. А. Кожевников. Тверь: ГЕРС, 2007. 328 с.
8. Кузин Ф. А. Кандидатская диссертация: Методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практическое пособие для соискателей / Ф. А. Кузин. М.: Ось-89, 2005. 224 с.
9. Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. М.: АСТ, 2002. 608 с.
10. Мареева Е. В. Философия науки / Е. В. Мареева, С. Н. Мареев, А. Д. Майданский. М.: Инфра-М, 2010. 333 с.
11. Микешина Л. А. Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования / Л. А. Микешина. М.: Флинта, 2005. 464 с.
12. Основы научных исследований: теория и практика / В. А. Тихонов, Н. В. Корнев и др. М.: Владос, 2006. 352 с.
13. Рузавин Г. И. Методология научного исследования / Г. И. Рузавин. М.: Юнити, 2000. 317 с.
14. Сабитов Р. А. Основы научных исследований / Р. А. Сабитов / Челябинский гос. ун-т. Челябинск, 2004. 176 с.
15. Сабитова Р. Г. Основы научных исследований: Учебное пособие / Р. Г. Сабитова / Дальневосточный гос. ун-т. Владивосток, 2005. 58 с.
16. Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки / Е. В. Ушаков. М.: Экзамен, 2005. 528 с.
17. Фейерабенд П. Против метода. Очерк анархистской теории познания / П. Фейерабенд. М.: АСТ, 2007. 413 с.
18. Фуко М. Археология знания / М.Фуко. Киев: Ника-Центр, 1996. 208 с.
19. Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки / У. Эко. М.: Симпозиум, 2004. 304 с.
Учебное издание
ХЛЕБНИКОВА Ольга Владимировна
ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
Учебное пособие
Редактор Н. А. Майорова
***
Подписано в печать .12.2012. Формат 60 × 84 1/16.
Плоская печать. Бумага офсетная. Усл. печ. л. . Уч.-изд. л. .
Тираж 100 экз. Заказ .
**
Редакционно-издательский отдел ОмГУПСа
Типография ОмГУПСа
*
644046, г. Омск, пр. Маркса, 3