Вопрос и ответ как формы мышления
Не менее важным исследовательским навыком, чем умение грамотно делить объемы понятий, является навык грамотно задавать вопросы, поиски ответов на которые открывали бы широкие возможности для направления научной мысли.
В общем виде вопрос – это предложение, выражающее недостаток информации о каком-либо объекте, наделенное особой формой и интонацией и требующее специального ответа, объяснения.
В вопросе обозначается некоторая область неизвестного, требующая дополнительного освещения. При этом всегда существует определенная совокупность уже имеющейся информации, относящейся к изучаемой проблеме, на основе которой собственно и формируется вопрос. Таким образом, можно говорить о наличии у любого вопроса двух предпосылок: негативной, обозначающей область неизвестного, и позитивной, обозначающей сферу уже установленного, подразумеваемого в вопросе как известное.
Логическая правильность вопроса зависит, в основном, от его позитивной предпосылки. Так, вопрос будет неправильно поставлен, если его позитивная предпосылка содержит ложные сведения (например, «ты уже перестал бить своего отца?»; непроверенные сведения (например, «каков средний рост снежного человека?»); лишние, не относящиеся к вопросу сведения (например, «кем работает Иван Сергеевич, имеющий брата и сестру?»).
В зависимости от соотношения и характера предпосылок выделяются различные виды вопросов.
По характеру позитивной предпосылки вопросы делятся на закрытые и открытые (вопросы к дополнению). В закрытых вопросах позитивная предпосылка включает в себя варианты ответа, между которыми необходимо сделать выбор (например, «этот фильм отечественный или зарубежный?»). К этой же разновидности относятся дихотомические вопросы, на которые можно отвечать «да» или «нет» (например, «была ли у вас вчера контрольная работа по математике?»). В вопросах к дополнению позитивная предпосылка не содержит готового варианта ответа, ответ дополняет вопрос (например, «кто режиссер этого фильма?»).
По характеру негативной предпосылки вопросы делятся на информационные, т. е. вопросы, ответы на которые в принципе доступны, хотя и неизвестны спрашивающему (например, «с какой периодичностью появляется комета Галлея?»), и исследовательские, т. е. вопросы, ответы на которые в данное время в принципе не установлены.
По объему негативной предпосылки вопросы делятся на простые и сложные. Простой вопрос содержит одну область неизвестного (например, «на каком курсе вы учитесь?»), сложный – две и более (например, «существовала ли Атлантида, и по каким источникам мы можем об этом судить?»).
По соотношению негативной и позитивной предпосылок вопросы делятся на неопределенные, определенные и риторические. В неопределенных вопросах преобладает негативная предпосылка, область известного мала, что, собственно, и приводит к расплывчатости вопроса (например, «как вообще твои дела?»). В определенных вопросах негативная и позитивная предпосылка уравновешены, логически это наиболее правильные вопросы. В риторических вопросах преобладает позитивная предпосылка, ответ на этот вопрос очевиден, ясен, требуется лишь его подтверждение, обычно такие вопросы дополняются оборотом «не так ли?».
Неопределенные и риторические вопросы могут быть рассмотрены в качестве примера не вполне правильной с логической точки зрения постановки вопроса, поскольку в этом смысле цель вопроса – информационный обмен. Риторические же и неопределенные вопросы не позволяют осуществить такой обмен, хотя, конечно, имеют свои функции в общении.
Если вопрос неверно поставлен неумышленно, он называется некорректным.
Если вопрос неверно поставлен умышленно, он называется провокационным.
Однако здесь существуют исключения:
1) логически неопределенный вопрос может быть в определенной ситуации понятным и корректным, если он прагматически определен;
2) логически правильный вопрос может быть в определенной ситуации некорректным (слишком сложным, слишком откровенным, таким, на который человек заведомо не захочет или не сможет ответить), если он прагматически некорректен.
Многое из сказанного о вопросах определяет логические требования к ответам.
Ответ – это суждение или совокупность суждений, которые снимают или уменьшают область неизвестного, обозначенную в вопросе. Вопрос как бы предвосхищает ответ, задавая образец высказывания, которое должно быть получено. Ответ должен соответствовать этому образцу, т. е. с возможно большей точностью заполнять именно указанный пробел в информации.
Ответ, который соответствует вопросу по содержанию и структуре, называется релевантным.
Условиями релевантности ответа служат следующие обстоятельства.
1) Не является релевантным ответом сообщение даже истинной, но не запрошенной в вопросе информации.
2) Не является релевантным тавтологический ответ, который воспроизводит информацию, заложенную в вопросе, но не изменяет область неизвестного.
3) Не является релевантным краткий положительный или отрицательный ответ на сложный вопрос.
4) На логически неправильный вопрос нельзя дать правильный и при этом релевантный ответ.
5) Релевантный ответ учитывает все условия, включенные в вопрос.
6) Область поиска релевантного ответа не должна явно или неявно ограничиваться по сравнению с условиями, определенными в вопросе.
Можно выделить разные виды ответов.
Так, ответ может быть прямым или косвенным. Прямой ответ непосредственно направлен на область неизвестного, косвенный содержит более широкую информацию, позволяющую сделать вывод относительно всей этой области.
Ответ может быть полным или частичным, т. е. он может устранять область неизвестного целиком или только сокращать ее. Ответ может быть кратким или развернутым. С точки зрения логики они равнозначны, однако предпочтительнее все-таки развернутые ответы.
По своей логической природе сложными вопросами являются также такие важные формы научного мышления, как задача и проблема. Если наличных сведений достаточно для получения однозначного ответа, говорят о задаче как о некоем аналоге информационного вопроса. Если их не хватает, говорят о проблеме как о разновидности исследовательского вопроса. Аналогом некорректного вопроса является псевдопроблема, которая не решается, а снимается на определенном этапе развития науки.
Таким образом, вопрос и ответ являются важнейшими интеллектуальными формами, и овладение ими выступает необходимым шагом на пути становления мысли исследователя.
Тема 7. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДА