Понятие творчества. Структура творческого акта
Творчество – это, во-первых, наивысшая форма универсально интерпретированной креативности, а во-вторых, целенаправленная созидательная деятельность, ориентированная на получение принципиально новых для общества, социально значимых и целесообразно оформленных результатов. Творчество является компонентом всех видов социокультурной деятельности, оно присутствует в науке, в искусстве, в социально-политической практике и т. д. Это многообразие творческих проявлений позволяет говорить о существовании различных видов творчества. Выделяют, например, научное, религиозное, мифологическое, техническое, философское, художественное, повседневно-бытовое и другие виды творчества.
Для разных видов творчества характерны разные цели и финальные результаты. Так, например, художественное творчество ориентируется на культивирование в субъекте новых эмоциональных переживаний через его приобщение к создаваемым произведениям искусства. Целью научного творчества является формулирование принципиально новых знаний о мире посредством конструирования различных теоретических и инструментальных концептов. Политическое творчество нацелено на реформирование правил общественной жизни через актуализацию новых законодательных решений и т. д.
Р. Докинс, занимаясь исследованием феномена творческой активности и самой его физической возможности, обозначил единицы информации, используемой мозгом в процессе реализации собственно творческого акта как «мемы». По его мнению, отбор мемов происходит на трех уровнях: сначала в подсознании, где отметаются самые нелепые и нежизнеспособные новации, затем на уровне сознания, где наиболее правдоподобный вариант отбирается логикой с учетом информации, хранящейся в памяти, и, наконец, на уровне коммуникации, где данный вариант получает вербальное воплощение и проверяется непосредственно жизненной практикой.
Необходимо также учитывать, что феномен творчества осуществляется в сложном синтезе продуктивной и репродуктивной деятельности. Ведь, с одной стороны, творчество – это продуктивная деятельность в чистом виде, т. е. деятельность, по определению направленная на созидание нового. Однако, с другой стороны, творчество содержит элементы репродуктивной активности, в которой воспроизводится, воссоздается нечто, имевшее место раньше, поскольку, вырабатывая новое, человек все равно использует накопленные культурой и социумом знания, технологии, традиции, ценностные ориентиры и пр. Следовательно, полное и строгое разграничение продуктивного и репродуктивного начал в творческом акте невозможно в принципе. В соответствии с этим современные исследователи выделяют три уровня проявлений творчества: 1) продуктивно-репродуктивный, для которого характерно производство новых объектов из уже имеющихся элементов на основе неизменных, однозначно заданных правил (примером такого рода творчества может служить повседневная разговорная речь человека, которая осуществляется согласно строго определенным грамматическим принципам на основании исторически сложившегося словарного запаса, но в которой при этом постоянно конструируются некоторые новые повествования); 2) генеративный, для которого свойственно создание новых объектов на основе заранее заданных правил, но с использованием неоднозначно детерминированного набора элементов (к этому уровню творчества относятся, например, шедевры ремесленного труда, произведения фольклора, канонизированное искусство (вроде иконописи), технические решения вида рационализаторских предложений); 3) конструктивно-инновационный, на котором выражение некоторого нового содержания всегда сопряжено с обновлением и используемых элементов, и применяемых правил (в качестве примера подобного творчества можно назвать фундаментальные научные открытия, технические решения вида изобретений, новаторские произведения искусства, новые философские доктрины).
В целом следует признать, что любая творческая деятельность сопряжена с реализацией трех условий. Во-первых, речь идет об осознании субъектом этой деятельности наличия некоего информационного пространства, предлагающего определенный ракурс зрения на действительность (ведь никакое творчество невозможно без предварительной подготовки в виде соответствующего образования, напряженной духовной работы, долгих тренировок либо чего-то иного). Во-вторых, здесь подразумевается необходимость осмысления субъектом неэффективности или неактуальности существующих в данном информационном пространстве подходов и решений (основным посылом к творчеству является именно недовольство наличным положением вещей). В-третьих, должен сработать фактор случайности, помещающий субъекта творческой деятельности в какую-то более или менее экстремальную ситуацию, запускающую собственно механизмы творчества (творчество не является гарантированным процессом).
Можно сформулировать несколько простых технических приемов, способствующих усилению творческой активности и увеличению ее результативности:
1) следует попробовать взглянуть на ту или иную ситуацию с точки зрения, которая диаметрально противоположна общепринятой (ничто так не стимулирует творческую активность, как неожиданные предположения);
2) нельзя сразу отказываться от идей, которые на первый взгляд кажутся безумными или глупыми (многие научные открытия были совершены на основе идей, которые до этого считались абсурдными);
3) человек, всерьез нацеленный на развитие в себе определенного рода творческих способностей, должен сознательно сужать круг своих интересов и все более узко специализироваться (в современных условиях неограниченного увеличения количества информации специализация – единственный способ достичь серьезных результатов в какой-либо сфере);
4) необходимо чаще бывать в новых местах, путешествовать, посещать выставки, библиотеки и т. д. (творческое мышление проводит отбор материала постоянно и во многом случайно, поэтому нужно предоставлять ему больше возможностей для такого отбора).
Таким образом, творчество следует рассматривать как многоаспектный феномен со сложной структурой.