Ключ к исследованию развития
Я познакомился с П.Г. Кузнецовым в марте 1968 года, когда я учился на первом курсе МИФИ, а он выступал на семинаре кафедры кибернетики Льва Тимофеевича Кузина.
На этих семинарах мы переводили "Тензорный анализ сетей" и "Диокоптику" Габриэля Крона (на эти книги Кузнецову указал Гелий Николаевич Поваров, переводчик Норберта Винера), книги Н. Бурбаки и много других достойных книг.
Книга Г. Крона сразу привлекла внимание Кузнецова, потому, что Крон, как инженер, показал, как можно рассчитывать разные машины, если мы умеем рассчитывать одну из них. Все машины одинаковы. У них один процесс. Различаются они конструкцией, способом соединения элементов, структурой. Сегодня проблема понимания процессов и структур мало звучала. А тензор соединения процессов, который описывает их структуру, для Кузнецова был чрезвычайно важен. При разработке и применении систем "Спутник" и "Скалар" он столкнулся с задачей проектирования структуры организационного управления. В тот же период он занимался и системами жизнеобеспечения.
Мы в течение нескольких лет собирались у Кузнецова по субботам в 11 утра и переводили книгу Габриэля Крона, в которой содержался огромный материал. П.Г. Кузнецов стремился установить, чем же Крон отличается от всех остальных. Именно тогда и возникло его представление об инвариантности мощности. Без этого у Крона не получились бы его формулы расчетов сетей. А потом Кузнецов применял эту идею диакоптики для решения задач транспорта, ядерного реактора, построения моделей для уравнений Максвелла, Шредингера, проектирования строительных конструкций, лопаток турбин, то есть к самым разным предметным областям.
Когда я исследовал кроновские преобразования с инвариантом мощности, выяснилось, что мощность сохраняется, если к данной сети есть сеть с двойственной структурой. То есть оказалось, что двойственность и закон сохранения потока энергии связаны. Из этого следует, что если в мозге у каждого есть электромагнитная система, то где-то, в каком-то параллельном пространстве, должна существовать двойственная ей система. Из этого следует новая постановка вопросов о душе. Я об этом написал в своей книге. Валентин Андреевич Веников, на кафедре которого в Московском энергетическом институте работал Кузнецов, мне сказал: "Я вам дам добрый совет. Вы это выкиньте из книжки. Вы молодой автор, Вас за это убьют". Я и выкинул.
Теперь можно об этом начать говорить. На основе методов Крона я
построил электрическую модель для задачи межотраслевого баланса, в
которой были связаны потоки продуктов и потоки денежных средств. При
расчете вариантов развития необходимо связывать процессы и структуру.
Современная математика не позволяет этого делать. Все, что связано со
структурой, рассматривается в рамках комбинаторной топологии. А описание процессов воздействия, сопротивления, отклика — в рамках теории множеств. Мне представляется, что математическое направление, разработанное Г. Кроном, в трудах Побиска Георгиевича является одним из важнейших.
М.Б. Ветцо
Начинать надо с детей
Я познакомилась с Побиском Георгиевичем в 1962 году на химическом факультете Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина. Поэтому у нас сначала были общие интересы в области химии. Я наблюдала, как он занимался диссертацией. Было очень много разных дискуссий, которые, в конце концов, вылились в образование Ла-
СУРс. В ЛаСУРс мы как раз занимались проблемами организационного управления. Все, кто попадал в ЛаСУРс, в конце концов начинали заниматься этими проблемами, хотя приходили из разных отраслей. Они при обретали главное, что можно было взять у Побиска, это — его системное мышление, его точку зрения на разные проблемы. Это самое главное, что было у Побиска. Он мог общаться с любым человеком. .
Побиск в последнее время очень много внимания уделял проблеме свободного времени. Он считал, что свободное время нужно для творчества людей. Люди должны трудиться так производительно, чтобы они могли в свое свободное время заниматься как раз теми вещами, о которых мы сейчас говорим. В основном двигают науку те, кто занимается ей на своем энтузиазме. Мы говорили с ним и о том, что делать в мире, в котором потеряна идеология, нет общей картины мира. Он мне сказал: "Самое главное, надо начинать с детьми заниматься". Я спрашиваю: "С какого возраста"? Он говорит: "Еще до зачатия". Сначала я посмеялась, а потом у меня возникла идея, и я начала заниматься с родителями, которые только собираются завести детей. Я возлагаю большие надежды на эту новую популяцию детей. Они уже совсем другие, потому что родителей мы учим не так, как их традиционно учат. Спасет мир, в конце концов, новое поколение детей.
Мы с Побиском занимались теорией личности. Цели человечества рассматривались с уровня целей личности, целей организации, страны, партии. Это позволяло составить портрет интересов личности, страны, видеть, как возникают конфликты между людьми, между организациями, между странами. Глобальные проблемы будут решены, если мы начнем с родителей, а потом уж будут появляться дети, которые нужны обществу.
В. В. Рогульский