Человек в обществе: особенности взаимодействия.
Понятие личности является главной характеристикой человеческого индивида. Понятие личность выражается мера присвоения человеку, соц. сущности конкретных исторических условиях. Родившейся человек в течение всей своей жизни социализируется, присваивая социальное – это возможно только в общении, в процессе усвоения культуры. Социализация избирательна , она зависит от среды обитания, влияния эпохи, психофизиологических особенностей человека, поэтому нет 2-х одинаковых личностей. Личность является как бы индивидуальной формой бытия, общественного сознания. Степень присвоения социального у всех различна. Процесс присвоения быстрее идёт в детстве, но продолжается всю жизнь. Личность – это единство общего (т.е. того, что присуще обществу, классу, нации), особенного (т.е. того что характеризует особенности соц-ой среды), единичного (т.е. того, что хар-ет индивидуальность) .Личность формируется под влиянием материальной, социальной, политической, духовной жизни общ-ва. Каждому этапу присущ свой тип личности, с переходом от индустриального к информационному обществу типологизация усложняется.В зависимости от внутренней и внешней активности выделяют след. типы личности: активная и пассивная; личность ориентированная на интенсивное и экстенсивное развитие; творческий тип личности; эгоцентрический тип личности; западный или деловой; восточный (рефлексирующий). На формирование личности оказывают влияние материальные условия жизни и процесс формирования происходит под влиянием окружающей среды. К объективным условиям формиров-ия личности также относятся материальные факторы соц-ой среды - это условия труда, быта, предметы обихода, определенные инстинкты, каналы и средства передачи информации, транспорт, клубы. Вещественной стороной соц-ой среды они становятся тогда, когда включаются в практику общ-ва. Большое значение имеет личностный фактор соц-ой среды - та соц-ная общность (друзья, семья, коллектив), в которую включена личность и её духовная атмосфера . Человек практически не бывает включенным в одну среду. Множественность сред говорит о том, что чел-к может выполнять различные функции, в зависимости от того, в которой к-ой соц-ой среде он находится. Личность может обладать относительной самостоятельностью, т.е. судить о ней можем с учётом всего спектра действий, находясь в макро и микро средах. Однако нельзя абсолютизировать роль соц-ой среды, потому что чел-к активен, способен выйти за пределы соц-ой среды, подняться над ней и изменить её. В процессе формирования личности объективные условия и субъективный фактор зачастую неразрывны. В реальной действительности чел-к приобретает свои личностные хар-ки и качества, тогда, когда он включается в жизнедеятельность определённой соц-ой общности. Индивид только тогда заслуживает право называться личностью, когда он яснее осознаёт мотивы своего поведения.
Проблема бытия в философии.
Проблема Бытия обсуждается философами всегда. Многие мыслители считали ее исходной для систематического освоения действительности.Б. – это существование во всех его многообразных формах. Учение о Б. называется онтологией. Категория Б. объединяет по признаку существования самые различные явления, предметы, процессы.Для выражения единства бытия имеется особая категория – субстанция.Субстанция означает внутренне единство многообразия вещей, существующее через них и посредством их. Субст. признавли то материальное, то – идеальное.Плюрализм в фил. смысле означает признание множества субстанций. Дуализм – исходит из 2-х основ, 2-х субстанций, одна из ктр. материальная, другая – идеальная.Содержание категории Бытие. Данное понятие связано с целым рядом других ктегорий(небытие, существование, пространство, качество, количество, мера, время, материя). Категория Б. объединяет основные идеи, выделенные в ходе последовательного осмысления вопроса о существовании мира:1)мир есть, сущ как беспредельная и непереходящая целостность 2)природное и духовное, индивиды и общество равно существуют, хотя и в разных формах 3) их различное по форме существование – предпосылка единства мира 4) мир развивается по своей объективной логике, он создает реальность, ктр. существует прежде сознания, его людей. Основные формы БытияФормы Б. различны: 1 Б. вещей, процессов, которое в свою очередь делится на Б. вещей, процессов, состояние природы, Б.природы как целого и Б.вещей и процессов, сотворенных человеком 2. Б. чел-ка (Б.чел-ка в мире вещей и собственноспецифическое Б) 3.Б. духовного, ктр. длится на индивидуализированное духовное и объективированное духовное 4. Бытие социального, ктр. делится на индивидуальное б и Б общества. Реальное Б. само по себе независимо от субъективного отражения, обозначается еще как ноуменальное бытие, вещь сама по себе «действительное» Кажущееся Б, такое Б каким оно нам представляется в плане существования, выражается термином феноменальное бытие. Специфика человеческого бытия состоит в том, что оно в своей сущности есть не что иное, как человеческая жизнедеятельность во всех ее проявлениях и опросредованиях, что наполняет мир значением и составляет основу осознания человеком его социальной природы.