Врачи-философы европы xvii и xviii веков
Галилео Галилей (1564—1642) внес значительный вклад в развитие научных знаний и материалистического мировоззрения. Он родился в г. Пизе в семье обедневшего дворянина. Его
отец мечтал, чтобы сын стал врачом, и настойчиво готовил к этой выгодной в то время карьере. Г. Галилей поступил на медицинский факультет Пизанского университета, но огромная тяга к математике привела к тому, что он не окончил медицинский факультет и перешел в университет Флоренции, где с упоением изучал математику. Окончив университет, Г. Галилей вернулся в Пизу, где начал обучаться медицине, а в Пизанском университете стал преподавать математику в качестве профессора; через непродолжительное время был приглашен в Паду-анский университет, где проработал 18 лет профессором математики (1592—1610). В этот период он активно занимался изучением механики и астрономии. Его вклад в развитие механики был одновременно вкладом в развитие естествознания и философии. Г. Галилей первым построил телескоп и с его помощью открыл для человечества ранее неизвестный, невидимый звездный мир со своими сложными закономерностями. Он открыл на Луне кратеры и хребты (по его терминологии моря и горы. — С. Ч.), выделил из Млечного Пути ряд звезд, на который до этого человек смотрел как на белую звезд^ ную полосу, обнаружил спутники Юпитера. Его сообщение об этом в «Звездном вестнике» принесло ему славу крупнейшего ученого во всех странах Европы. Неофициально ему даже при-, своили имя «Колумба Вселенной».
Галилей вместе с врачами-физиологами и прежде всего с Сантарио участвовал в изобретении и использовании микроскопа, пульсометра и других приборов, что имело важное значение и для медицины.
После Падуи Галилей переехал во Флоренцию. Здесь он продолжал делать одно открытие за другим. Им были открыты пятна на Солнце, обнаружены фазы Венеры. Все его открытия были убедительным доказательством гелиоцентрической теории Коперника. Они наносили сильнейший удар по выдумкам схоластов, которые, например, считали, что Млечный Путь является ничем иным, как спайкой двух небесных полушарий. Из его же теории вытекали выводы, что мир бесконечен и во Вселенной имеется бесчисленное число миров. Эти взгляды привели Галилея к неразрешимым противоречиям со схоластами.
Своей механикой Галилей опроверг взгляды схоластов, опиравшихся на Аристотеля, в том, что движение тел происходит под действием постоянных сил с постоянной скоростью. Он доказал, что оно происходит равномерно-ускоренно. Скорость все время возрастает, в равный промежуток времени возрастает на одну и ту же величину. Им было также доказано, что если предмет получил от другого предмета, тела силу, сообщившую ему движение, то приобретенное движение само по себе никогда не угаснет, пока какая-либо внешняя сила не отнимет ее. Так был создан закон инерции, который до сих пор сохраняется как элементарный закон физики. Им был также открыт микон падения тел: в безвоздушном пространстве все тела
независимо от своей массы падают вниз с одинаковой скоростью. Схоласты же придерживались мнения Аристотеля, что тела падают со скоростью, пропорциональной их массе. Галилей разрабатывал не только теоретические вопросы, но и много делал для практических запросов жизни, изобретая различные машины, предлагая трактаты о строительстве крепостей, устройстве каналов, пособия для мореплавателей.
В отличие от всех предшествующих итальянских ученых Г. Галилей свои труды писал не на латинском, а на итальянском языке. Это позволяло знакомиться с его трудами более широкому кругу людей.
Уже с первых своих опубликованных работ Г. Галилей начал преследоваться церковниками за свои идеи. Особенно яростно на него нападали, когда он ушел из университета. Инквизиторы возбудили против него судебный процесс, но Г. Галилей, сменив тактику, продолжал вести борьбу против упрямых схоластов и представителей культа. В 1632 г. он написал книгу «Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевой и коперниковой», в которой один из героев вроде и защищает теорию Аристотеля — Птолемея о том, что центром мироздания является Земля, но фактически в убедительной форме излагает взгляды Н. Коперника. Каждый читающий понимает, что правда находится на его стороне.
Работы Галилея имели большое значение для дальнейшего развития философии, хотя его философия носила механистический характер. Но и эта философия сыграла значительную роль в борьбе с теологией и схоластикой. Как мыслитель он признавал объективно существующий мир. Для него, больше чем для кого-либо, он был необъятным и бесконечным. Ему было понятно, что в природе ничто бесследно не исчезает и из ничего не создается. Происходит лишь изменение материи за счет изменения расположения частей материи. Материя у него состоит из неизменных атомов. Он признавал движение материи, но это движение у него носит механистический характер.
Материя для него была выражением реально существующего бытия, которое можно учесть количественным анализом. На природу он также смотрел с механистических позиций. «Думая о материи, или телесной субстанции, — писал Г. Галилей,— я пэдразумеваю, что она ограничена или обладает той или иной формой, что она находится в том или другом месте, в то или другое время, что она или движется, или находится в покое, что она касается или не касается другого тела, что она единственная, что ее мало или много, и никакое воображение не в состоянии отделить ее от этих условий»1. Этой фразой Галилей по существу изложил свой механистический материализм.
Галилей считал, что окружающий мир можно познать только путем опыта. Поэтому он отвергал мнение схоластов, что
^ ОаШе1 ОаШео. Ье ореге, Т. №. Ртэтго.— 1844. — Р. 333.
истину можно получить путем сравнения двух мнений авторитетных ученых. Для них, конечно, не имело значения, что это за ученые и на каких позициях они стоят, кроме тех, которые выражали материалистические тенденции. Галилей же считал, что все истинные знания должны черпаться из самой природы, ее лишь нужно научиться понимать. И дело не в том, что сказали о том или ином явлении ученые мужи, а дело в том, что свидетельствует опыт при изучении окружающего мира.
Галилей считал, что религия не должна быть причастной к науке. Одновременно он стоял и на той позиции, что наука не должна вмешиваться в религию, так как в сферу ее деятельности входят моральные проблемы и разум некомпетентен в религиозных делах.
Галилей считал, что первый толчок природа получила от бога, а далее она развивалась по своим собственным законам, в результате чего сложился «естественный порядок вещей».
Открытия Галилея способствовали развитию экспериментов в медицине. До него эксперименты на животных делались от случая к случаю и им не придавалось столь существенного значения. Новое пробуждение философии в его время, всплеск в развитии многих естественных наук толкали Галилея на новые методы исследования в различных областях науки. Все это не могло не 'отразиться и на медицинской науке. Мышление в медицине вступало как бы в новый этап. Можно сказать, что Галилей дал мощный толчок развитию многих направлений в медицине. Механика и математика были использованы в изучении различных биохимических процессов в организме человека, в изучении кровообращения, процесса дыхания, пищеварения.
Когда инквизиция составила обвинение против Галилея, то один из пунктов гласил, что его работы в области медицины ниспровергают учение церкви о душе и человеческом теле как вместилище души. Это был один из пунктов, гласящий об отрицании им бога. Инквизиция заставила его формально отказаться от своего главного астрономического открытия и он провел конец своей жизни в качестве «гостя» на квартире прокурора, находясь под неусыпным наблюдением.
Английский врач Уильям Гарвей (1578—1657) прославил свое имя одним из величайших открытий в медицине. Им была открыта система кровообращения в организме животных и человека. Оценивая важность этого открытия, академик И. П. Павлов писал: «...среди глубокого мрака и трудно вообразимой сейчас путаницы, царивших в представлениях о деятельности животного и человеческого организма, но освященных неприкосновенным авторитетом научного классического наследия, врач Вильям Гарвей подсмотрел одну из важнейших функций орга-юизма — кровообращение и тем заложил фундамент новому от-
делу точного человеческого знания — физиологии животных»2. Будучи врачом-хирургом, У. Гарвей вместе с тем постоянно занимался экспериментальной работой, изучая на животных путь движения крови от сердца ко всем органам. До него уже был открыт малый круг кровообращения испанским врачом
М. Серветом.
Опыт в области анатомии, накопленный Герофилом, Эрази-стратом, Галеном, Везалием, позволил У. Гарвею сделать великое открытие XVII в. — учение о кровообращении (1628). При этом им были применены также для физиологических исследований количественные измерения и законы гидравлики, открытые к тому времени. Учение о кровообращении явилось результатом накопленных знаний в различных разделах науки за всю предысторию. Им было предсказано существование капилляров,, которые позже открыл Мальпиги.
У. Гарвей вошел в историю медицины не только открытием, системы кровообращения, но и разработкой вопросов эмбриологии. Им создан значительный труд «Исследования о зарождении животных» (1651). В своих воззрениях он стоял на позициях эпигенеза и одним из первых стал бороться против преформизма. Этот термин введен им.
У. Гарвей впервые изложил суть своего открытия в одной из лекций в 1615 г. в Лондоне. Однако и после этого еще 13 лет вместе со своими учениками он продолжал тщательно изучать пути движения крови от сердца ко всем органам и тка» ням и обратно к сердцу и лишь после, в 1628 г., он опубликовал научный труд, имеющий поистине историческое значение: «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных». Этот труд полностью разрушал ставшее уже традиционным понимание кровообращения, описанное Галеном, которому суждено было владеть умами людей, прежде всего всех врачей, на протяжении 1500 лет.
С помощью своих экспериментов У. Гарвей установил ошибочность взглядов Галена о том, что в артериях находится особая «жизненная сила» (у1з риЫса), которая и обеспечивает пульсацию сосудов. Материалистическое открытие У. Гарве» наносило значительный удар по идеализму, религии, влияншо сверхъестественных сил на человека.
Опубликованный труд У. Гарвея вызвал ожесточенную атаку на него со стороны церковников, а также ученых-схоластов. Атакующие увидели в прогрессивном ученом своего врага, который своим открытием явно разрушал прочно устоявшееся религиозно-идеалистическое мировоззрение в естествознании. Открытие У. Гарвея обострило идеологическую борьбу в естествознании, так как наряду со злобными нападками людей, стоявших на идеалистических позициях, появились и такие, которые выступили в защиту передовых взглядов У. Гарвея. И первым
Павлов И. Я.//Полн. собр. соч. —Т. 5.—С. ЗШ
П'О
* среди них был выдающийся французский философ и физиолог Р. Декарт. Как настоящий рыцарь свое открытие отстаивал и сам У. Гарвей, смело идя наперекор врагам.
Заслуга У. Гарвея как врача-мыслителя заключается не только в открытии феномена кровообращения. Им были сделаны и другие важные открытия.
При примитивной технике того времени он изучал эмбриональное развитие отдельных животных. Не зная еще о микроскопе, У. Гарвей первым сформулировал теорию эпигенеза. Еще в середине XVII в. (1651) ему удалось постигнуть, как в процессе зародышевого развития происходит постепенное и последовательное образование органов и отдельных частей зародыша из бесструктурной субстанции оплодотворенного яйца. Эти первые понятия были и последующем развиты и легли в основу научной теории эпигенеза в противоположность идеалистическому представлению — преформизму (Ое ^епега1юпе— «х оуо).
Изучая развитие зародыша цыпленка, У. Гарвей опроверг представление Аристотеля, что будущий цыпленок начинает развиваться из желтка, и мнение Фабриция, что он развивается из белка. Им было установлено, что зародыш цыпленка развивается из зародышевого кружка. Изучая эмбриологию, он пришел к выводу, что в процессе своего эмбрионального развития зародыш животного проходит все ступени развития животного мира, или, иначе говоря, в период онтогенеза, т.е. в период индивидуального развития, организм повторяет филогенез — процесс исторического развития животного мира. Таким образом, он предвосхитил биогенетический закон, позднее сформулированный Э. Геккелем, смысл которого заключался в том, что индивидуальное развитие особи (т.е. онтогенез) является кратковременным повторением основных этапов эволюции (филогенез) той группы животных, к которому она относится. Этим Гарвей впервые по существу показал отличие живой природы от неживой. Продолжателями его в этом направлении явились Ф. Реди и М. Мальпиги. Следует отметить, что два этих важнейших открытия он изложил всего на 4 страницах, тогда как менее значимые работы его имеют значительно больший объем.
У. Гарвей вошел в историю как родоначальник научной физиологии. Несмотря на свой значительный вклад в развитие «етественно-биологических и медицинских наук, сыгравший важную роль и в развитии диалектического материализма. У. Гарвей в своих концепциях допускал и неправильные толкования. В частности, он неправильно понимал причины зародышевого развития, объясняя этот процесс с точки зрения витализма.
В целом же положения из его учения в области эмбриологии •имеют большое значение в медицинской практике. Многие из «их были поддержаны передовыми учеными, которые внесли «вой вклад в дальнейшее развитие физиологии с позиций материалистического ее понимания.
Открытие У. Гарвеем принципа кроовообращения у человека сразу же было принято выдающимся философом и физиологом Р. Декартом. Большую роль теория кровообращения У. Гарвея сыграла и в формировании английского философа-материалиста Т. Гоббса. Высоко ценил открытие У. Гарвея долгие годы работавший в России врач-философ Д. К. Кантемир.
Гендрик Леруа (де Руа) (1598—1679)—голландский врач и философ — жил в эпоху нидерландской буржуазной революции. Был физиологом и педагогом. Долгие годы работал профессором Утрехтского университета. Леруа является основателем школы материалистических последователей Р. Декарта. Иначе эта школа называлась картезианской, так как латинизированное имя Р. Декарта было Картезий. К- Маркс высоко ценил взгляды Леруа. В «Святом семействе», написанном К. Марксом и Ф. Энгельсом, мы читаем: «Механистический французский материализм примкнул к физике Декарта в противоположность его метафизике. Его ученики были по профессии антиметафизики, а именно — физики... Врач Леруа кладет начало этой школе...»3. Леруа, став на позиции материализма, порвал с дуализмом картезианской философии. Это объясняется тем, что, будучи сторонником физики и физиологии Декарта, он взял из них только материалистические начала, отвергнув дуалистическую метафизику, в частности существование особо мыслящей субстанции. В своих произведениях «Основания физики» и «Разъяснение о человеческом уме» он объявил материю единственной субстанцией. Душа им определялась как модус (свойство) тела, т. е. вторичной производной по отношению к телу. С точки зрения теории познания окружающего мира он отрицал рационалистическую теорию познания и стоял на позициях материалистического сенсуализма, считая, что ощущения отражают реальный объективный мир. Леруа отрицал врожденные идеи, т. е. понятия, которые, согласно положениям идеалистической гносеологии, присущи человеческому мышлению изначально, врожденно. Вместе с врожденными идеями он отвергал и бога. Леруа смело боролся против подчинения философии религии и утверждения религиозной веры с помощью философии.
Из всех наук на первое место он ставил физику, за что преследовался церковниками и теологами. Несмотря на нападки духовной власти и теологов, Г. Леруа смело отстаивал свои прогрессивные взгляды.
К. Маркс относил его к зачинателям той философской школы, которая достигла своего высшего развития во французском материализме XVIII в. Однако в своих трудах он не избежал
8 Маркс К., Энгельс Ф.//Соч. —2-е изд. — Т. 2. — С. 1401.
недостатков. Для его в целом прогрессивной философии был характерен метафизический подход к изучению явлений.
Ян Йонстон (1603—1675), хотя и являлся польским врачом и философом, родился в семье английского эмигранта в польском городе. Университет окончил в Англии. В Сент-Андрусе Я. Йонстон установил деловой контакт с известным чешским педагогом Я. А. Коменским. Это содружество вылилось в единство взглядов по вопросу социально-религиозного движения Моравских братьев, в котором оба они принимали активное-участие. Окончательно как философ он сформировался под, влиянием Ф. Бэкона и Я. А. Коменского.
Я- Йонстон был выразителем эмпирической философии, В принципе им правильно понималась роль науки, которая в его представлении слагалась из сведений, полученных в результате опыта и обработанных разумом.
Главное его произведение «Постоянство природы», изданное в 1632 г., посвящено изучению прогресса, характеризующего' развитие науки и искусства. Он выступал также против хириаз-ма, т. е. против антинаучной концепции ортодоксальной религии,, утверждавшей, что мир постоянно неизбежно ухудшается.
Касаясь проблемы науки и познаваемости, Я. Йонстон считал, что наука должна утверждаться на опыте и умозаключении.
Его взгляды на окружающий мир, природу были пантеистическими. По представлению Я. Ионстона, все мироздание обладает жизнью. Человеку же в этом мироздании отводится место-в виде малого космоса, и в этом микрокосмосе отражается весь мир, все его устройство.
В целом Я. Йонстон для своего времени стоял на прогрессивных позициях.
Французский врач Франсуа Бернье (1625—1688) был путешественником и писателем. О своих странствиях по Среднему и Ближнему Востоку он написал 2-томную книгу «Путешествия,, содержащие описание государства Великого Могола, Индостана, Кашмирского царства и т.д.», вышедшую в свет в Париже спустя более 140 лет после его смерти. В этой книге не толька описаны виденные им картины быта и нравов людей тех стран, где он побывал, но и раскрыта социальная сущность их бытия, тех общественных отношений, которые складывались в феодальных обществах Востока. На это произведение обратили свое внимание К- Маркс и Ф. Энгельс, увидев в нем яркую картину общественных отношений в условиях феодальной общественно-экономической формации и зарождения в ее недрах первых очагов капитализма в виде роста новых городов. В письме к Ф. Энгельсу от 2 июня 1853 г. К. Маркс писал: «По вопросу об образовании восточных городов нет ничего более блестящего, наглядного и яркого, чем книга старого- Франсуа Бернье
8—129
девять лет был врачом у Аурангзеба4)... Он также очень жорошо описывает состояние военного дела, организацию снабжения продовольствием этих громадных армий и т.д.»5.
В своей книге Бернье дает объяснение, как удается властителю прокормить такую огромную армию. Он обращал внимание на выносливость и неприхотливость в еде индусов, на активность торговцев, которые во время военных походов государя оставляли свои города и следовали со своими лавками вместе с армией. Он дал социальное объяснение этому фактору, подчеркивая, что такая мобилизация огромного количества людей возможна была в связи с тем, что все они были лишены права на землю.
Высоко ценил труды Ф. Бернье и Ф. Энгельс. В своем письме К- Марксу от 6 июня 1853 г. он писал: «Отрывки из старого Бернье действительно прекрасны. Как приятно снова прочесть что-нибудь, написанное старым, трезвым, здравомыслящим французом, который всегда попадает в самую точку, не подавая и вида, что он это замечает»6.
Шефлер Иоганн (1624—1677) имел псевдоним Ангелус Си-лезиус. В историю немецкой философии вошел как мыслитель, •стоящий на мистических позициях. Свои философские труды он •выражал в поэтической форме в виде афоризмов. Увлечение «философией успешно сочетал с врачебной деятельностью, удостаиваясь чести приглашения работать придворным врачом « -различным высокопоставленным лицам. Но в душе лейб-медика с детских лет было заложено мистическое настроение. •С ранних лет он ознакомился с трудами Беме. Кроме того, он •выл знаком с другими немецкими авторами, традиционно освещавшими мистическое понимание окружающего мира.
Он сблизился с А. фон Франкенбергом и Д. Чепко, которые 'Параллельно с теологией пытались создать философию, синтезировавшую в себе пантеистическую идею понятия бога и натурфилософское понятие мира. Мистический настрой И. Шеф-лера не мог слиться с широко распространенной в то время « Германии лютеранской верой. В этой вере он не находит простора для своей мистики, и, еще не достигнув 30 лет (в 1653г.), он переходит в католицизм. В 1657 г. издает книгу «Херувимский странник». В ней он в виде поэтических афоризмов, глубоких по смыслу, отразил мистические идеи, пропагандировавшиеся в Германии в период от Экхарта (1260—1327) до Беме '(1575—1624). Главная идея книги заключается в том, что суть -философии должна сводиться к признанию человека в центре мироздания. Человеческое «Я» является неисчерпаемым и по
4 Правитель Могольской империи в Индии с 1658 г. В войне за престол
уничтожил своих братьев-соперников, арестовал отца. Завершил завоевание
Южной Индии. Преследовал индусов.
5 Маркс К, Энгельс Ф.//Соч. — 2-е изд. — Т. 28 — С 214
6 Там же. — С. 222.
сути дела «философским камнем». В представлении И. Шефле-ра, от «Я» зависит реальность времени и пространства. Он считал, выражаясь своими афоризмами, что «не ты —в пространстве, но пространство — в тебе». Человеческое «Я» им прочно связывалось с космическим «Я», т.е. с богом, которого он считал значительно превосходящим человека. По воле бога происходит все на земле. И когда человек умирает и попадает в царство «вечного молчания», он остается в его власти, лишаясь своей воли. Однако следует отметить взаимосвязь человека с богом, которая на разных этапах творчества представлялась ему различной. В ранний период своей философской деятельности бог и человек у пего связывались неразрывной нитью. Эта сущностная связь так выражена в одном из его афориа-мов: «Я знаю, что без меня бог не может прожить мгновения; если я обращусь в ничто, он должен по необходимости испустить дух». Любовь к богу и бога к человеку, по философии И. Шефлера, является смыслом всего сущего. Однако эти его взгляды не были постоянными. Так он думал лишь в начале своей философской деятельности. Позже И. Шефлер перешел к обычным религиозным трактовкам.
Философия И. Шефлера нашла своих последователей, в том числе в лице русского философа Н. А. Бердяева.
Томас Сиденгам (1624—1689) жил в эпоху, когда в науке и обучении еще господствовала схоластика. Он был одним из тех, кто выступал против схоластики. Т. Сиденгам был учителем выдающегося английского врача-философа Д. Локка, стоявшего на материалистических позициях. Его заслуга заключается не только в том, что он сделал попытку освободить клиническую медицину от ненаучного вздора, но и в научном материалистическом осмысливании борьбы с болезнями. Для него болезнь была как процесс борьбы организма («природы») с болезнетворными началами, попавшими в организм. Это в корне отличало его от множества предшественников, которые рассматривали болезнь как мистическое явление. Он поддерживал мнение Гиппократа о том, что врач должен содействовать борьбе организма с болезнью. Т. Сиденгам внес значительный вклад в описание отдельных болезней как нозологических единиц, имеющих свою характерную специфику. Не во всем, конечно, он был последователен и не мог полностью преодолеть давление религии. Так, по его представлению, острые болезни ниспосланы богом, и лишь хронические болезни им связывались с окружающей средой и поведением человека. За свои глубокие труды в медицине и широкое мышление о здоровье он был наречен английским Гиппократом.
Своей научной и философской деятельностью в XVII в. обращает на себя внимание РобертБойль (1627—1691), английский химик, физик, философ. Будучи известным химиком, имея
8* 115
свои лаборатории и заводы, в 1665 г. он получил степень доктора физики (Нопопз саиза) в Оксфордском университете. У него мало времени оставалось на медицину, но тем не менее он занимался ею как любитель.
Как химик, он поставил перед собой задачу: исследовать состав тел путем химических анализов. В результате проведения множества анализов Р. Бойль вплотную подошел к открытию химических элементов, т. е. таких веществ, которые не поддаются разложению под действием каких бы то ни было веществ. Однако, будучи механистом, он старался объяснить различие между веществами, имея в виду и их качественные различия, механическим движением и сцеплением, присущим первичным бескачественным корпускулам. Естественно, что он к веществам отнес и химические элементы и тем самым впал в ошибку, считая, что никаких элементов не существует. Качественные же различия веществ, в том числе элементов, определяются лишь различным соотношением корпускул, или, иначе говоря, первичной материи, за основу которой он брал воду. В своей теории Р. Бойль впал в противоречие. С одной стороны, он открыл химические элементы и определил основное назначение предмета химии, с другой стороны, он лишил мельчайшие вещества — корпускулы всяких качеств, т. е. характерных свойств вещества.
Виной этому был метафизический метод мышления, который ие только приводил к подобным ошибкам, но и нередко толкал ученых на путь признания бога. Это в равной мере касалось я Р. Бойля, который как химик, физик и врач стоял в основном на позициях материализма, а как философ впадал в прямой идеализм, пытаясь примирить религию и науку. Это было отражением политики английской буржуазии XVII—XVIII вв.
Его корпускулы — это те же атомы Демокрита и Эпикура. •Однако взгляды этих философов Древней Греции были для «его «дурной атомистикой», так как они не признавали божественного происхождения природы.
Между тем он одним из первых всецело отказался от старо-то учения Аристотеля и других древних философов, считавших, что все тела состоят из 4 «элементов» — огня, воды, земли, воздуха, возродил учение об атоме !и поставил химию на материалистическую основу. Его экспериментальные работы способствовали открытию важной закономерности, свидетельствующей •о том, что объем воздуха (газов) под давлением уменьшается обратно пропорционально давлению и наоборот.
Им открыт закон, носящий имя Бойля — Мариотта. Два ученых независимо друг от друга установили (Бойль — в 1662 г., а Мариотт — в 1672 г.), что произведение объема данной массы идеального газа на его давление постоянно при постоянной температуре.
Большое значение для дальнейшего развития науки имела «го корпускулярная теория. Великий русский ученый М. В. Ло-
моносов писал по этому поводу: «С тех пор как я прочитал Бойля, овладело страстное желание исследовать мельчайшие частицы. О них я размышлял 18 лет»7.
Из всех научных трудов Р. Бойля менее известными являются работы «О совместимости специфических лекарств с корпускулярной философией» и «Трактат о преимуществах применения простых лекарств». Важным его выводом является, что «ели корпускулярная теория верна т уМго, то она должна подтвердиться и т у^уо. Р. Бойль подробно анализировал фармацевтические действия лекарств, изучая их специфические свойства. Основываясь на корпускулярной теории, он рекомендовал пользоваться простыми рецептами, приводя ряд доводов в доказательство их большей пользы перед сложными. Этим Р. Бойль хотел доказать, что дсйстние лекарств вполне совместимо с принципами корпускулярной теории.
Хотя в целом Р. Бойль стоял на метафизических позициях, тем не менее в его учении о корпускулах были элементы диалектики.
Заслуживает внимания научное открытие итальянского врача Марчелло Мальпиги (1628—1694). В описании системы кровообращения, сделанном У. Гарвеем, был один существенный недостаток. Артериальные и венозные сосуды кровеносной системы должны иметь непосредственный контакт, который в силу низкого еще технического вооружения не мог быть обнаружен. Капиллярную сеть кровеносной системы обнаружить невооруженным глазом или с помощью линзы с небольшой разрешающей силой было невозможно. М. Мальпиги свои исследования проводил, когда уже был изобретен микроскоп. С его помощью он открыл капиллярную сеть кровеносных сосудов и тем самым замкнул цепь кровообращения в организме, вставив ту недостающую деталь, которая превратила кровообращение в стройную систему, обеспечивающую жизнедеятельность живого организма. Им были изучены микроскопические структуры легочных альвеол, печени, селезенки, кожи и почек.
М. Мальпиги не только изучил мельчайшую капиллярную сеть кровеносной системы, но и многое сделал по более глубокому изучению строения кожи, желез, почек, легких, селезенки, кровяных телец. Своими работами по изучению развития шелковичного червя, мозга и позвоночного столба у цыпленка М. Мальпиги наносил существенные удары по преформизму.
Ф. Энгельс высоко ценил труды М. Мальпиги. Он писал: «Какой длинный ряд промежуточных ступеней от Галена до Мальпиги был необходим для того, чтобы правильно установить такую простую вещь, как кровообращение у млекопитающих! Как мало знаем мы о происхождении кровяных телец и как много не хватает нам еще и теперь промежуточных
1 Ломоносов М. б.//Полн. собр. соч.— Т. 3.—1952.— С. 241.
звеньев, чтобы привести, например, в рациональную связь явления какой-либо болезни с ее причинами!»8
Кайбара Эккен (1630—1714), японец по национальности,, был врачом по профессии и крупным философом. Он был представителем философии просвещения, колеблясь между буддизмом и конфуцианством. Вначале он отдавал предпочтение буддизму, под влиянием которого воспитывался, обучаясь в университете. После того как Кайбара Эккен ознакомился с учением* Конфуция, он начал проповедовать эту философию. Это был. период, когда в Японии отмечался процесс упадка господствующей философии, а господствовала тогда и определяла идеологию властвующих людей чжусианская философия. Происшедшие изменения во взглядах в философии Кайбара Эккен отражали упадок философии в стране.
О философских взглядах К. Эккена мы можем судить по* его философским сочинениям, среди которых особое место занимает трактат «Великие сомнения». В нем автор выразил свое сомнение в состоятельности и научной достоверности господствовавшей до него философии — чжусианской. Он усомнился* в том, что данная философия правильно утверждает первичность духа «(ри», или «ли» в японской транскрипции) и вторич-ность материи («ки», или «ци»). Кайбара Эккен правильно», усомнился в идеалистической сущности чжусианской философии, однако он остановился на этом и не стал активным борцом за материализм. Известно, что китайский философ Чжу Си, положивший начало этой философии, был представителем неоконфуцианства. В его учении систематизированы все 6 основных идей неоконфуцианства. Но они к тому же были и развиты.
Чжу Си усилил дуалистическую позицию о двух началах — идеальном, которое у него было первичным («ли»), и материальном, или вторичном («ци»). Его философия сводилась к тому, что «ли» нуждается в какой-то причастности к определенной «ци», «ци» в свою очередь нуждается в «ли» как в законе, своего существования, поэтому их разделить нельзя.
Кайбара Эккен сумел преодолеть дуализм. Кайбара Эккен стоял на материалистических позициях и по вопросу познания окружающего мира. Он утверждал, что истинна только та наука, выводы которой проверены и подтверждены практикой.
Научно-философская и просветительная деятельность Кай-бары Эккена сыграла значительную роль в развитии материалистических мировоззрений в Японии.
Бернардино Рамаццини (1633—1714), итальянский врач, после окончания в 1659 г. Пармского университета изучал условия работы рабочих в ряде отраслей промышленности. С 1671 г. начал работать в Моденском университете, где трудился почти
30 лет. С 1700 г. работал в Падуанском университете. Главный его труд «О болезнях ремесленников». Он впервые осветил •вопросы влияния производственных факторов на здоровье рабочих, показав, как профессиональные заболевания разрушают здоровье трудящихся, как неблагоприятные условия на производстве порождают болезни, как продолжительный труд с удлиненным рабочим днем порождает необратимую патологию в отдельных органах и системах организма. Серьезные выводы о состоянии здоровья рабочих были сделаны им на основании .личного обследования рабочих 52 профессий. Среди них были самые различные специалисты — горняки, каменщики, рыбаки, печатники, ткачи и др. Помимо личных наблюдений Б. Рамаццини использовал труды зарубежных ученых. В его книге отражены условия труда и их нлпяипе. па здоровье человека не только в Италии, но и в других странах, где капитализм уже становился реальной силой, определяющей развитие общества.
Его труд явился свидетельством того, что зародившееся капиталистическое производство разрушающе действует на здоровье пролетариата.
В произведениях Б. Рамаццини отражено влияние окружающей среды на человека, прежде всего географической среды и водных источников. Изучение им этих «опросов позволило •сделать важный вывод о широкой профилактике заболеваний и о профилактическом направлении в медицине. «Гораздо лучше предупредить болезни, чем лечить их, — писал он,—подобно тому, как лучше заранее предупредить бурю и спастись от нее, чем быть унесенным ею».
Б. Рамаццини не только констатировал факты о разрушающем действии условий труда на здоровье человека, но и делал предложения, направленные на улучшение этих условий. Его наблюдения, метод исследования положили начало развитию новой науки — гигиены труда, выводами и наблюдениями которой широко пользовались авторы социологических исследований, в том числе К- Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин.
Немецкий врач Иоганн Иоахим Бехер (1635—1682) был разносторонне подготовленным человеком, хорошо разбирающимся во многих науках. Помимо знания медицины, он был крупным химиком, одним из первых разработавших теорию флогистона, согласно которой вещество, способное к горению, при горении и обжиге теряет часть вещества. Теория флогистона была опровергнута трудами выдающегося французского химика А. Лавуазье, который объяснил горение как явление сильного окисления. Однако, несмотря на неправильное понимание процесса горения, И. И. Бехер и другие химики его времени, по словам •Ф. Энгельса, способствовали тому, что «химия... освободилась от алхимии.. .»9. Дальнейшее развитие науки показало, какие
8 Маркс К., Энгельс Ф.//Соч. — Т. 20. — С. 89.
9 Маркс К., Энгельс Ф.//Соч. — Т. 20. — С. 348.
элементы могут в результате радиоактивного распада превращаться в другие.
И. И. Бехер был выразителем идей утопического коммунизма, а также экономистов-меркантилистов.
В 1669 г. им был написан «Моральный трактат». В нем изложен проект общества будущего, основным принципом которого является общность имущества при равенстве в труде. Воображаемое им общество не должно было иметь денег.
Спустя пять лет, в 1674 г., он издает новый труд «Мудрость души». В нем автор защищал веротерпимость, свободу и равенство всех людей.
Одновременно И. И. Бехер занимался проблемами химии. В 1669 г. он издал книгу «Подземная физика». Его мысли близки взглядам Парацельса. По мнению И. И. Бехера, все минеральные тела, в том числе и металлы, состоят из трех «земель». Различие между ними определяется ка<