Отвращение к жизни, самоубийство
В о п р о с: Откуда происходит отвращение к жизни, казалось бы, без определённых мотивов завладевающее некоторыми людьми?
О т в е т: «Последствие праздности, недостатка веры, а зачастую и пресыщенности. Для того, кто использует свои способности ради полезной цели и в согласии со своими природными склонностями, труд не бывает обременителен и жизнь протекает быстрее; жизненные невзгоды он переносит с тем большим терпением и смиреньем, что он действует ради счастья более прочного и длительного, коие его ожидает».
В о п р о с: Имеет ли человек право распоряжаться своей собственной жизнью?
О т в е т: «Нет, один только Бог имеет это право. Добровольное самоубийство есть нарушение этого закона».
В о п р о с: Но разве самоубийство не всегда добровольно?
О т в е т: «Безумец, убивающий себя, не знает, что он делает».
В о п р о с: Что думать о самоубийстве, имеющем своей причиной отвращение к жизни?
О т в е т: «Безрассудные! Зачем они не трудились? Жизнь не была бы им в тягость!»
В о п р о с: Что думать о самоубийстве, имеющем целью избежать несчастий и разочарований этого мира?
О т в е т: «Это нищие духом, не имеющие смелости выдержать несчастья существования! Господь помогает страждущим, а не тем, у кого нет ни силы, ни смелости. Жизненные невзгоды суть испытания или искупления. Блаженны переносящие их без ропота, ибо вознаграждены будут! И напротив, горе тем, кто ожидают своего спасенья от того, что они в своём безбожии называют «случаем» или «удачей»! Случай или удача, если говорить их языком, действительно могут благоприятствовать им какое-то мгновение, но лишь за тем, чтобы позднее с ещё большей безжалостностью дать им почувствовать всю пустоту этих слов».
В о п р о с: Те, кто довели несчастного до этого акта отчаянья, испытают ли на себе последствия его?
О т в е т: «О, горе им! Ибо они ответят за это как за убийство».
В о п р о с: Человек, борющийся с нуждой и дающий себе умереть от отчаянья, может ли считаться самоубийцей?
О т в е т: «Да, это самоубийство, но те, кто являются его причиной или кто могли бы помешать ему, виновнее его, и его ждёт снисхождение. Но всё же не думайте, что ему полностью прощено, если у него не хватило твёрдости и настойчивости и если он не употребил весь свой ум на то, чтоб вытащить себя из трясины.
Особенно горе ему, если его отчаянье рождается из гордыни; я хочу сказать, если он принадлежит к тем людям, в ком гордыня парализует силы ума, кто устыдились бы, что должны жизнью труду рук своих; и кто предпочитают умереть с голоду, нежели поступиться тем, что они называют своим «общественным положением»! Не в сотни ли раз больше величия и достоинства будет в том, чтоб бороться с превратностями судьбы, чтоб пренебрегать критикой пустого и эгоистичного света, коий обращён с доброй волей лишь к тем, у кого всё есть, и поворачивается к вам спиной, как только у вас появится в нём нужда?
Пожертвовать свою жизнь ради уважения света – есть дело глупое, ибо свет не придаст тому никакого значенья».
В о п р о с: Самоубийство, имеющее целью избежать стыда, вызванного дурным поступком, так же ли предосудительно, как и то, которое обусловлено отчаянием?
О т в е т: «Самоубийство не исправляет ошибки, наоборот, вместо одной их оказывается две. Когда имели смелость сделать зло, то нужно иметь и смелость подвергнуться последствиям этого зла. Судит Бог и, исходя из причины, может иногда уменьшить строгость наказания».
В о п р о с: Простительно ли самоубийство, когда оно имеет целью спасти от позора детей или семью?
О т в е т: «Тот, кто поступает так, заблуждается, но он верит, что поступает правильно, и Бог это ему зачитывает, ибо такой поступок выступает у него в качестве искупления, которое он сам себе назначает. Намереньем своим он уменьшает совершённую им ошибку, но его ошибка не перестаёт от того быть ошибкой. В общем же, устраняйте ваши общественные заблуждения и предрассудки – и у вас больше не будет таких самоубийств».
Комментарий. Тот, кто лишает себя жизни, чтоб избежать позора и стыда за свои скверные поступки, тем показывает, что он больше дорожит уваженьем людским, нежели Божьим, ибо он возвращается к духовной жизни обременённым своими несправедливостями, сам лишив себя средств к тому, чтоб исправить их при жизни. Господь зачастую менее непреклонен, нежели люди; Он прощает, когда раскаянье искренно и принимает в расчёт наше исправленье своим ошибкам; но самоубийство не исправляет ничего.
В о п р о с: Что думать о человеке, лишающем себя жизни в надежде, что так он раньше достигнет лучшей жизни?
О т в е т: «Другое безумие. Пусть он творит добро – и у него будет больше уверенности достичь её, самоубийством же он только задерживает своё вступление в мир лучший; в результате он после сам попросит возможности вернуться на землю докончить жизнь, которую он прервал, движимый ложной мыслью. Ошибка, какого бы рода она ни была, никогда не откроет святилища, где пребывают избранные».
В о п р о с: Разве не похвально пожертвовать жизнью, когда делаешь это с целью спасти чужую жизнь или быть полезным своим ближним?
О т в е т: «Это может быть прекрасным только в зависимости от намеренья, и пожертвовать своей жизнью – это не самоубийство; но Бог противится бесполезному самопожертвованию, и самопожертвование не угодно Ему, если замутнено гордынею. Самопожертвование исполнено достоинства лишь в том случае, если оно бескорыстно; и если совершающий его имеет порой какую-то заднюю мысль, то это уменьшает ценность его во взгляде Божьем».
Комментарий. Всякая жертва, совершающаяся за счёт своего собственного счастья, есть действие, исполненное во взгляде Божьем высочайшего достоинства, ибо это есть осуществление закона милосердия. И поэтому, поскольку жизнь является земным благом, которое человек ценит превыше всего, тот, кто отказывается от неё ради блага ближних, никак не преступает закона Божьего, но совершает акт самопожертвования. Но прежде чем совершить его, он должен размыслить толком, не может ли его жизнь оказаться людям полезнее, чем его смерть.
В о п р о с: Человек, погибающий как жертва необузданности собственных страстей, необузданности, которая, как он знает, должна ускорить его конец, но которой он более не имеет силы противиться, потому что привычка сделала эти страсти настоящими физическими потребностями, совершает ли он самоубийство?
О т в е т: «Это нравственное самоубийство. Неужели же вы не понимаете, что в этом случае человек вдвойне виновен? В нём есть недостаток мужества и скотство, а также забвение Бога».
В о п р о с: В большей или меньшей степени он виновен, нежели тот, который лишает себя жизни из отчаянья?
О т в е т: «Он более виновен, потому что у него есть время продумать своё самоубийство; у того же, кто совершает его внезапно и вдруг, происходит как бы мгновенное умственное затмение, схожее с безумием; первый будет наказан гораздо строже, ибо наказания всегда соразмерны степени сознания совершённых ошибок».
В о п р о с: Когда человека ожидает неизбежная и ужасная смерть, то может ли ему быть поставлено в вину, если он на несколько мгновений сократит свои страдания добровольным уходом?
О т в е т: «Всегда есть вина в том, чтоб не дождаться срока, означенного Богом. И всегда ли можно быть уверенным, что срок этот и в самом деле наступил, и разве нельзя получить неожиданную помощь в самый, казалось бы, последний миг?»
В о п р о с: Можно понять, что в обычных обстоятельствах самоубийство заслуживает осуждения, но мы говорим сейчас о таком случае, когда смерть неизбежна и когда жизнь сокращается лишь на несколько мгновений?
О т в е т: «Это всегда оказывается недостатком смирения и повиновения воле Создателя».
В о п р о с: Каковы в таком случае последствия этого действия?
О т в е т: «Искупление соразмерно серьёзности ошибки, смотря по обстоятельствам, как всегда».
В о п р о с: Предосудительна ли неосторожность, если она без пользы подвергает жизнь опасности?
О т в е т: «Не бывает вины, когда нет намеренья и действительного сознания того, чтоб творить зло».
В о п р о с: Женщины, которые в некоторых странах добровольно сжигают себя на костре с телом своего мужа, могут ли считаться самоубийцами и испытывают ли оне на себе последствия этого?
О т в е т: «Оне повинуются предрассудку и зачастую более силе, нежели своей собственной воле. Оне верят, что исполняют тем свой долг, а ведь не в этом заключается природа самоубийства. Их извиненье в нравственном ничтожестве большинства из них и в их невежестве. Эти варварские и глупые обычаи исчезнут по мере утверждения цивилизации».
В о п р о с: Те, кто, оказавшись не в состоянии перенести потерю дорогих им людей, убивают себя в надежде соединиться с ними, достигают ли они тем своей цели?
О т в е т: «Результат оказывается для них совершенно иного свойства, чем тот, которого они ожидали, и вместо того, чтобы соединиться с объектом своей привязанности, они удаляются от него на ещё более длительный срок, ибо Бог не может поощрить акт малодушия и то оскорбление, какое Ему наносят неверием в Его провидение. За этот миг безумия они заплатят печалями большими, чем те, сократить которые они собирались, и у них не будет возмещением удовлетворения, на которое они надеялись».
В о п р о с: Каковы в общих чертах последствия самоубийства на состояние духа?
О т в е т: «Последствия самоубийства весьма разнообразны; не существует определённых наказаний, и во всех случаях они всегда соотносятся с причинами, к ним приведшими; но есть одно последствие, коего самоубийца не может избежать: это – разочарование; всё выйдет так, что надежды его окажутся обмануты. Впрочем, участь у каждого своя: она зависит от обстоятельств. Некоторые искупают свою вину незамедлительно, другие в новой своей жизни, которая окажется хуже той, ход которой они прервали».
Комментарий. Действительно, наблюдение показывает, что последствия самоубийства не всегда одинаковы; но некоторые среди них общи всем случаям насильственной смерти и суть последствия внезапного прерывания жизни. Прежде всего это более длительное и прочное сохранение связи духа и тела, поскольку связь эта была в полной своей силе в миг, когда она была разорвана, тогда как при естественной смерти она ослабляется постепенно и прекращается зачастую прежде, чем жизнь полностью угаснет.
Последствием этого состояния вещей является продление поры смятения, затем – сохранение иллюзии в течение более или менее длительного времени, заставляющей духа считать, что он ещё не умер.
Сродство, продолжающееся между духом и телом, производит у некоторых самоубийц своеобразный отголосок [резонанс] состояния тела на дух, каковой таким образом невольно ощущает в себе все муки и ужас процесса разложения, переживаемого телом, и состояние это может продолжаться столько времени, сколько должна была продолжаться жизнь, которую он прервал. Последствие это не является общим правилом, но нет случая, когда бы самоубийца был освобождён от последствий своего недостатка храбрости, и рано или поздно он тем или иным образом искупает свою ошибку.
Так, некоторые духи, бывшие на земле очень несчастными, сказали, что в предыдущей жизни они наложили на себя руки и поэтому добровольно подчинились новым испытаниям, чтобы попытаться перенести их с большей покорностью. У некоторых из них это своего рода привязанность к материи, от которой они тщатся освободиться, чтобы воспарить к лучшим мирам, вход в кои для них закрыт; у большинства из них это – сожаленье о том, что они сделали столь бесполезную вещь, как самоубийство, поскольку от неё они испытывают только разочарование.
Религия, мораль, все философии* осуждают самоубийство как действие, противоречащее закону природы; все оне говорят нам, что в принципе человек не имеет права добровольно сокращать свою жизнь; но почему у него нет этого права? Почему мы не свободны положить конец нашим страданиям? Спиритизму на примере поддавшихся этому соблазну было уготовано показать, что это не только ошибка, нарушающая нравственный закон – соображение, для некоторых лиц лишённое веса, – но и глупость, поскольку, поступая так, ничего не выигрывают, но лишь теряют; и не теория этому нас учит, а сами факты, кои Спиритизм полагает перед нашими глазами.
* кроме стоицизма (Й.Р.)
БЕСЕДЫ С ДУХАМИ САМОУБИЙЦ