Кинезиология как метод развития межполушарного взаимодействия

Кинезиология как метод развития межполушарного взаимодействия

Кинезиология — современное направление телесно-ориентированной психотерапии, использующее различные двигательные, дыхательные и энергетические упражнения для коррекции проблем в обучении и психоэмоциональном развитии детей и подростков.\

Кинезиологические упражнения— комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Всех людей по соотношению активности полушарий можно условно разделить на три типа: право-, лево- и равнополушарные. Более активное полушарие определяет уровень развития мышления, эмоционального реагирования, восприятия, памяти, интеллектуальной активности и т. д. Считается, что правое полушарие (гуманитарное, образное, творческое) отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие (математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое) — за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ поведения.

Между полушариями находится мозолистое тело (интенсивно развивающееся до 7–8 лет) — толстый пучок нервных волокон, через который происходит взаимодействие между двумя полушариями. Благодаря этому процессу осуществляется передача информации из одного полушария в другое, обеспечивается целостность и координация работы мозга. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.

Неспособность правого и левого полушарий к интеграции, полноценному взаимодействию — одна из причин нарушения функции обучения и управления своими эмоциями.

Использование кинезиологических упражнений позволит активизировать и синхронизировать работу полушарий: при регулярном выполнении специальных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, т. е. развивается мозолистое тело. В мозге происходят положительные структурные изменения. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Кроме того, применение кинезиологических упражнений способствует улучшению памяти и внимания, облегчает процесс чтения и письма. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка.

Кинезиологические упражнения необходимо включать в профилактические и развивающие программы, направленные на подготовку к школе.

Исходя из вышесказанного нами была разработана программа «Путешествие в страну знаний» для детей 6–7 лет, основанная на использовании комплекса кинезиологических упражнений.

Содержание программы «Путешествие в страну знаний»

Кинезиология как метод развития межполушарного взаимодействия - student2.ru

Содержание комплекса кинезиологических упражнений

Комплекс кинезиологических упражнений, используемых в программе, включает:

· дыхательные упражнения — они улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением;

· упражнения на развитие внимания, общей и мелкой моторики, на координацию и ориентацию в пространстве, на развитие вестибулярного аппарата;

· самомассаж — профилактическая, коррекционно-развивающая работа с детьми должна включать разные виды массажа. Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают 148 точек, расположенных на ушной раковине, которые соответствуют различным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, на мочке — голове. Прикосновение к ребенку сразу же после рождения стимулирует рост чувствительных нервных окончаний на теле, они включаются в движение, пространственную ориентацию и визуальное восприятие. Если нервные окончания не активизируются, то это ведет к задержке развития мышц, к снижению уровня восприятия информации, нарушениям в развитии эмоциональной сферы и трудностям в обучении.

При проведении упражнений необходимо соблюдать следующие требования:

· указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими;

· все упражнения выполняются вместе с детьми, с постепенным увеличением времени и сложности;

· обучение проводится в игровой форме, при необходимости — индивидуально;

· объем заданий постепенно увеличивается, темп наращивается, комплекс усложняется по мере овладения упражнениями.

Кроме того, важным условием является освоение родителями данного комплекса.

Комплекс кинезиологических упражнений 1. Дыхательные упражнения и самомассаж «Ветер». На медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, клич индейца, свист птицы. Дышать медленно, глубоко, сначала только через правую, затем только через левую ноздрю (повторить 8 раз). «Ушки». Уши растираются ладонями по всем направлениям, как будто они замерзли. 2. Упражнения, направленные на развитие внимания, общей и мелкой моторики «Полет-1». Исходное положение — стоя. Сделать несколько сильных взмахов руками, развести их в стороны. Закрыть глаза, представить, что летишь, размахивая крыльями. Повторить 8 раз. «Полет-2». Бегая по комнате, размахивать руками и громко кричать. По команде «стоп» остановиться и расслабиться. «Теплые ручки». Растирание и разминка пальцев рук и всей кисти от кончиков пальцев и обратно. Особое внимание следует уделить большим пальцам. Имитация «силового» мытья рук, растирания и пожатия рук. «Огонь и лед». Исходное положение — стоя в кругу. По команде «огонь» дети начинают интенсивные движения всем телом. По команде «лед» — застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. «Четыре стихии». Исходное положение — сидя в кругу. По команде «земля» — руки опустить вниз, «вода» — вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки вверх, «огонь» — повернуться вокруг себя. 3. Упражнение на развитие координации и ориентации в пространстве «Найди клад». В комнате прячется игрушка или конфета. Задача — найти ее, ориентируясь на команды педагога-психолога, например: «Сделай два шага вперед, один направо и т. д. «. 4. Упражнение для развития вестибулярного аппарата и релаксации «Поза покоя». Исходное положение — лежа на полу или сидя на краешке стула, оперевшись на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Педагог-психолог медленно тихим голосом произносит формулу общего покоя: Все умеют танцевать, Прыгать, бегать, рисовать, Но пока не все умеют Расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая — Очень легкая, простая, Замедляется движенье, Исчезает напряженье, И становится понятно — Расслабление приятно!

Приложение

Ход встречи

Ритуал входа

Слово педагога-психолога: Здравствуйте, ребята! Меня зовут… Я педагог-психолог. Я буду с вами заниматься и играть, рассказывать сказки. В этом году вы пойдете в школу. А что нужно знать и уметь, чтобы успешно учиться в школе?.. Всё вы сказали верно. А хотите узнать, как готовятся к поступлению в волшебной стране знаний?.. Предлагаю вам перенестись в эту страну с помощью волшебных слов.

Инструкция. Дети вместе с педагогом-психологом стоят в кругу и повторяют слова с движениями: «Вокруг себя я покружусь, в стране знаний окажусь» (хлопнуть в ладоши).

Игра «Разведчики»

Слово педагога-психолога: Пока мы произносили волшебные слова, в нашей комнате появился сказочный гость. Найдите его! (Дети должны как можно быстрее отыскать игрушку — куклу, после чего садятся в круг.) Эту веселую девочку зовут Физкультминутка. Она живет в сказочной стране знаний, в королевстве Кинезиология и обладает волшебными силами, движениями и играми, которые помогают детям расти здоровыми, умными, веселыми и сильными. В волшебной стране она рассказывает сказки про школу, играет в игры с детьми, которые собираются идти в первый класс. Сегодня она пришла к вам. На каждом занятии Физкультминутка будет знакомить вас с волшебными упражнениями и играми, а также приносить с собой интересные сказки про школу.

Ну что? Начнем путешествие по стране знаний?.. Но сначала познакомимся друг с другом.

3. Упражнение «Здравствуй! Как тебя зовут?»

Инструкция. Педагог-психолог ловит взгляд одного из детей и передает ему Физкультминутку со словами: «Здравствуй! Как тебя зовут?» Далее он дает ребенку следующие указания: «Выбери участника, который тебе интересен. Поймай его взгляд, передай ему игрушку, поздоровайся и спроси, как его зовут».

Примечание. В случае необходимости детям следует подсказывать: «Старайтесь передавать игрушку тому, кто еще не ловил взгляд».

Рефлексия

Инструкция. Участникам предлагается продолжить предложения: «Сегодня на занятии понравилось…», «Сегодня на занятии не понравилось…», «Я сегодня горжусь собой, потому что…».

Ритуал прощания

Инструкция. Дети вместе с педагогом-психологом стоят в кругу и повторяют слова с движениями: «Вокруг себя я покружусь, снова в группе окажусь (хлопнуть в ладоши, после чего дети ставят свои кулачки друг на друга, образуя пирамиду, и произносят последние слова…). Всем-всем до свидания!»

Кинезиология как метод развития межполушарного взаимодействия

Кинезиология — современное направление телесно-ориентированной психотерапии, использующее различные двигательные, дыхательные и энергетические упражнения для коррекции проблем в обучении и психоэмоциональном развитии детей и подростков.\

Кинезиологические упражнения— комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Всех людей по соотношению активности полушарий можно условно разделить на три типа: право-, лево- и равнополушарные. Более активное полушарие определяет уровень развития мышления, эмоционального реагирования, восприятия, памяти, интеллектуальной активности и т. д. Считается, что правое полушарие (гуманитарное, образное, творческое) отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие (математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое) — за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ поведения.

Между полушариями находится мозолистое тело (интенсивно развивающееся до 7–8 лет) — толстый пучок нервных волокон, через который происходит взаимодействие между двумя полушариями. Благодаря этому процессу осуществляется передача информации из одного полушария в другое, обеспечивается целостность и координация работы мозга. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.

Неспособность правого и левого полушарий к интеграции, полноценному взаимодействию — одна из причин нарушения функции обучения и управления своими эмоциями.

Использование кинезиологических упражнений позволит активизировать и синхронизировать работу полушарий: при регулярном выполнении специальных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, т. е. развивается мозолистое тело. В мозге происходят положительные структурные изменения. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Кроме того, применение кинезиологических упражнений способствует улучшению памяти и внимания, облегчает процесс чтения и письма. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка.

Кинезиологические упражнения необходимо включать в профилактические и развивающие программы, направленные на подготовку к школе.

Исходя из вышесказанного нами была разработана программа «Путешествие в страну знаний» для детей 6–7 лет, основанная на использовании комплекса кинезиологических упражнений.

Содержание программы «Путешествие в страну знаний»

Кинезиология как метод развития межполушарного взаимодействия - student2.ru

Наши рекомендации