Поль Торранс, Сесил Рейнолдс

Теодор Ригель, Орлоу Болл.

Кафедра психологии обучения.

Университет Джоржии

Инструкция:Объективно существуют разные стили обу­чения и мышления. В каждом вопросе описаны три разных стиля обучения и мышления. Обведите один, который лучше всего описывает Ваши сильные стороны и предпочтения.

                                                                                                            а) не очень хорошо запоминаю лица; б) не очень хорошо запоминаю имена; в) одинаково хорошо запоминаю имена и лица;   а) лучше всего усваиваю устные объяснения; б) лучше всего усваиваю объяснения в примерах; в) одинаково хорошо усваиваю устные объяснения и объяснения в примерах; а) способен легко выражать чувства и эмоции; б) умеренно сдержан в выражении чувств и эмоций; в) скован в выражении чувств и эмоций; а) весело и свободно экспериментирую в спорте, в искусстве, вне работы; б) систематичен и сдержан в экспериментаторстве; в) одинаково склонен как к веселому и свободному, так и сдержанному и систематическому экспериментированию; а) предпочитаю занятия, на которых дается один вид задания, после него другой и т.д.; б) предпочитаю занятия, на которых я работаю над несколькими заданиями одновременно; в) одинаково предпочитаю и первый и второй вид занятий; а) предпочитаю тесты, где нужно выбирать один правиль­ный ответ из серии ответов; б) предпочитаю тесты-эссе; в) одинаково предпочитаю и те, и другие; а) хорошо интерпретирую язык телодвижений и интонационные аспекты устной речи; б) плохо интерпретирую язык телодвижений, завишу от того, что говорят люди; в) одинаково хорошо интерпретирую язык телодвижений и речевое выражение; а) легко придумываю смешные фразы и поступки; б) с трудом придумываю смешные фразы и поступки; в) относительно легко придумываю смешные фразы и поступки; а) предпочитаю занятия, на которых я двигаюсь и что-нибудь делаю; б) предпочитаю занятия, на которых я слушаю других; в) одинаково предпочитаю и те, и другие занятия;   а) использую фактическую, объективную информацию в суждениях; б) использую личный опыт и чувства в суждениях; в) использую в равной мере и то, и другое;   а) легко, весело подхожу к решению проблемы; у б) серьезно, по деловому подхожу к решению проблемы; в) совмещаю веселый и серьезный подход; а) умственно воспринимаю и реагирую на звуки и образы больше, чем на людей; б) существенно самопроизволен и творчески настроен в группе людей; в) одинаково восприимчив и самопроизволен в умственном смысле, независимо от окружения; а) почти всегда свободно использую любой доступный материал для работы; б) временами использую любой доступный материал для работы; в) предпочитаю работать с соответствующим, положенным материалом, используя его по назначению; а) люблю, когда мои занятия или работа запланирована, и я знаю, что конкретно я должен делать; б) люблю, когда мои занятия или работа не чужды гибкости и возможным переменам по мере продвижения; в) одинаково предпочитаю как запланированные, так и открытые для перемен занятия и работу; а) весьма изобретателен; б) временами изобретателен; в) никогда не изобретателен; а) лучше всего думаю, лежа на спине; б) лучше всего думаю, сидя прямо; в) лучше всего думаю в движении или при ходьбе; а) люблю занятия, на которых задания имеют четкую и непосредственную практическую применимость; б) люблю занятия, на которых задания не имеют четкой практической применимости; в) одинаково предпочитаю оба вида деятельности; а) люблю догадываться и предсказывать многие ситуации, когда не уверен в каких-то вещах; б) скорее не стану догадываться, если не уверен; в) догадываюсь в некоторых видах ситуаций;   а) люблю выражать чувства и идеи простым языком; б) люблю выражать чувства и идеи стихами, песнями, танцами и т.д.; в) одинаково предпочитаю оба вида самовыражения;   а) обычно получаю много новых идей из поэзии, симво­лов и т.д.; б) временами получаю новые идеи из поэзии, символов и т.д.'; в) редко получаю новые идеи из поэзии, символов и т.д.; а)предпочитаю простые задачи; б)предпочитаю сложные задачи; в) одинаково предпочитаю и простые, и сложные задачи; а) реагирую на отзыв и эмоции; б) реагирую на призыв к логике; в) одинаково реагирую и на то, и на другое; a) предпочитаю работать над проблемами (задачами) последовательно, одна за другой; б)предпочитаю работать одновременно над несколькими проблемами (задачами) одновременно; в)одинаково предпочитаю последовательную работу и одновременную работу над несколькими проблемами (за­дачами); а)предпочитаю изучать традиционные области предмета; б)предпочитаю иметь дело с теорией и гипотезами нового предмета; в) в равной степени предпочитаю и то, и другое; а) предпочитаю аналитическое чтение, критику; б)предпочитаю творческое, синтезирующее чтение, по­зволяющее применять и использовать информацию для решения задач; в) одинаково предпочитаю и то, и другое; а) предпочитаю интуитивный подход к решению задач; б) предпочитаю логический подход к решению задач; в)предпочитаю в равной степени и логический, и интуи­тивный подход;   а) предпочитаю зрительно представлять задачу при реше­нии; б)предпочитаю проанализировать задачу вслух, чтобы ре­шить ее; в)не предпочитаю ни то, ни другое; а) предпочитаю логически решать задачи; б)предпочитаю решать задачи, исходя из опыта, практики; в)предпочитаю в равной степени и то, и другое; а) умею хорошо объяснять устно; б)умею хорошо объяснять в движении и действии; в) умею одинаково хорошо объяснять как устно, так и наглядным способом;   а) учусь быстрее, когда преподаватель использует устные объяснения; б)учусь быстрее, когда преподаватель использует пись­менные объяснения; в)одинаково предпочитаю и тот, и другой тип объясне­ний; а) преимущественно полагаюсь на язык при запоминании и мышлении; б) преимущественно полагаюсь на образы при запоми­нании; в) одинаково полагаюсь на образы и язык; а) предпочитаю анализировать уже завершенный материал; б)предпочитаю организовывать и доводить до конца не­ законченный материал; в)не предпочитаю того или иного вида деятельности; а) люблю разговаривать и писать; б)люблю рисовать и манипулировать; в)люблю и то, и другое; а) легко могу потеряться даже в знакомой обстановке; б)легко ориентируюсь даже в незнакомой обстановке; в)относительно хорошо ориетируюсь; а) более творческая натура, чем интеллектуальная; б)более интеллектуальная, чем творческая натура; в)интеллектуальная и творческая натура; а) люблю находиться в шумной людной обстановке, где что-нибудь все время происходит; б) люблю находиться в обстановке, где я могу сконцен­трироваться на чем-то одном; в) иногда люблю и то, и другое; а) преимущественно интересуюсь эстетическими проблемами: искусством, музыкой, танцами; б)преимущественно интересуюсь практическими, при­кладными вещами: работой, походами, коллективны­ми видами спорта; в)одинаково участвую и в том, и в другом виде деятель­ности; а) профессиональное призвание преимущественно к биз­несу, экономике; б) профессиональное призвание преимущественно к гу­манитарным наукам; в) в данный момент не имею четкого предпочтения;   а) предпочитаю изучать детали и специфические факты; б) предпочитаю общий обзор предмета, взгляд на карти­ну в целом; в)предпочитаю, когда общий обзор перемежается дета­лями; а) умственно восприимчив и реагирую на то, что слышу и читаю; б) в состоянии умственного поиска, самопознания в процессе учебы; в) и то, и другое. Подсчет: Правополушарный (П) ________ Левополушарный (Л) ________ Равнополушарный (Р)________    

КЛЮЧ





А) Б) В) А) Б) В)
л п р л п р
л п р п л р
п л р л п р
п л р л п р
л п р л п р
п л р п л р
п л р п л р
п л р л п р
п л р л п р
л п р л п р
п л р л п р
п л р л п р
п р л л п р
л п р л п р
п р л п л р
п л р/п п л р
п л р п л р
п л р л п р
л п р л п р
п р л л п р

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Амбидекстрия— одинаковое развитие функций обеих рук (обое-рукость).

Аудиальный — относящийся к органам слуха.

Вербальный— (словесный) обозначение форм знакового мате­риала, процессы оперирования с этим материалом.

Визуальный— относящийся к органам зрения.

Декстрастресс— стресс, который испытывает леворукий чело­век в «праворуком» мире.

Дисграфия — наличие специфических ошибок в письме.

Дислексия— частичное расстройство процесса овладения чте­нием, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера и обусловленное несформиро-ванностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.

Доминантное полушарие— полушарие, преобладающее в актив­ности.

Зеркальное отражение— нарушение зрительно-пространствен­ного восприятия, право-левой ориентировки, зрительно-мо­торной координации и бинокулярного зрения.

Интроверсия— характеристика индивидуально-психологического склада человека, ориентированного на свой внутренний субъективный мир. Характеризуется необщительностью, зам­кнутостью, склонностью к самоанализу, затруднениями в социальной адаптации.

Кинезиологические упражнения— комплекс движений, позво­ляющий активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизацию работы полушарий.

Кинестетический— ощущения тела, тактильные ощущения, внутренние чувства, такие как вспоминаемые впечатления и эмоции; чувство равновесия.

Минимальная мозговая дисфункция— небольшая врожденная не­равномерность развития отдельных мозговых функций, не за­трагивающая интеллекта и умственных способностей.

Межполушарная асимметрия мозга— неравноценность, каче­ственное различие того «вклада», который делает правое и левое полушария мозга в каждую психическую функцию.

Межполушарное взаимодействие— особый механизм объедине­ния левого и правого полушарий мозга в единую интегратив-но целостную систему, формирующийся в онтогенезе.

Модальность— ведущий канал восприятия (аудиальный, визу­альный, кинестетический).

Мозолистое тело(комиссуры, межполушарные связи) — тол­стый пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивает целостность работы головного мозга.

Моторика— развитие мелких мышц пальцев, способность вы­полнять ими тонкие координированные манипуляции.

Невроз— выраженное нарушение функционального состояния нервно-психической сферы.

Невротизация— состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низкой самооценкой.

Нейропедагогика— наука о дифференцированном подходе к обучению с учетом психофизиологических особенностей уче­ника и учителя.

Паттерн— структура, форма, пространственное или временное распределение стимулов, процессов.

Персеверация— навязчивое повторение одних и тех же движе­ний.

Писчий спазм— невроз, проявляющийся в нарушении почерка. Обычно складывается из сочетания дрожания и судорог.

Пренатальный— период развития человека до рождения.

Сензитивный период— период онтогенетического развития, в который организм бывает особо чувствительным к формиро­ванию определенных умений, навыков и способностей.

Синкинезии— дополнительные движения, которые в непроиз­вольной форме привязаны к самим движениям, которые ис­полняются либо преднамеренно, либо автоматически (напри­мер, движения рук при ходьбе).

Сенсорная система— нервный аппарат восприятия, анализа и синтеза действующих раздражителей. Выделяют зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, кинестетическую и дру­гие сенсорные системы.

Стресс— психофизиологическая реакция организма на воздей­ствие внешней среды.

Сукцессивные функции— последовательные функции.

Функциональная асимметрия полушарий— распределение пси­хических функций между правым и левым полушарием.

Энурез— ночное недержание мочи ребенком после трех лет.

Экстраверсия— характеристика индивидуально-психологиче­ского склада человека, ориентированного на внешний мир, коллектив.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аршавский В. В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности. Владивосток, 1988.

2. Афонькин С.Ю., Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. СПб., 1997.

3. Безруких М.В. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург, 1998.

4. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. М., 1999.

5. Бетти Лу Ливер. Обучение всего класса. М., 1995.

6. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л., 1971.

7. Бирюков А.А. Самомассаж для всех и каждого. М., 1987.

8. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. М., 1981.

!/9. Галкина В.Б., Хомутова Н.Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушений речи у учащихся начальных классов // Дефектология. 1999. № 3.

10. Гарбузов В.И. Нервные дети. Л., 1990.

11. Гилевич И.М., Забара Е.А., Ипполитова М.В. и др. Дети с отклонениями в развитии. М., 1997.

12. Горбунов Г.Д., Горшкова А. Т. Взаимосвязь развития двигательных качеств и психических процессов у старших школьников. СПб., 1996.

13. Голубева Э.А. Дифференциальный подход к склонностям и способностям. Способности и склонности: комплексные исследования. М., 1989.

14. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993.

15. Дети с отклонениями в развитии / Сост. Н.Д. Шматко. М., 1997.

16. Дудьев В.IT. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи // Дефектология. 1999. № 4.

17. Еремеева В.Д. Типы латеральности у детей и нейрофизиологические основы индивидуальной обучаемости // Вопросы психологии. 1989. №6.

18. Ермаков П.И. Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга. Ростов н/Д., 1988.

19. Захаров А.И. Детские неврозы. СПб., 1995.

Иванова Н.Н. Коррекция зрительно-двигательной и моторной координации у старших дошкольников с нарушением зрения // Дефектология. 1998. № 4.

21. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973.

22. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., 1979.

23. Коноваленко СВ. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. М., 1998.

24. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб., 1997.

25. ЛурияА.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

26. Манелис Н.Г., Касаткин В.Н., Горина КС, Виноградова КМ., Чиркова О.Ю. Нейропсихологическая модель мозговой органи­
зации высших психических функций у детей, страдающих бронхиальной астмой // Вопросы психологии. 2000. № 1.

27. Мосидзе В.М., Акбардия К.К. Функциональная симметрия и асимметрия мозга. Тбилиси, 1973.

28. Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга / Под ред. Е.Д. Хомской. М., 1986.

29. Озерецкий Н.И. Метрическая шкала для исследования моторной одаренности детей. Орехово-Зуево, 1923.

30. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Хрящевой. СПб., 2000.

31. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. М., 1996.

32. Ротенберг В. С, Бондаренко СМ. Мозг, обучение, здоровье. М., 1989.

33. Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг. СПб., 1998.

34. Савина Л.И. Пальчиковая гимнастика. М., 1999.

35. Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий // Нейропсихологические исследования. М., 1978. Вып. 10.

36. Спрингер С, Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М., 1983.

37. Стоукс Г., Уайтсайд Д. Коррекция дислексических нарушений способности к обучению и интеграции головного мозга. М., 1994.

. v 38. Стамбулова Н.Б. Опыт использования специальных физи­ческих упражнений для развития некоторых психологических процессов у младших школьников. М., 1977.

39. Столярен ко Л. Г. Основы психологии. Ростов н/Д., 1996. \/40. Фроленкова Т.В. Валеологическая организация учебной деятельности на уроке // Начальная школа: плюс-минус. 2000. №7.

41. Хомская Е.Д. Нейропсихология. М., 1987.

42. Хризман Т.К., Еремеева В.К. Мальчики и девочки — дваразных мира. М.,1998.

43. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1996.

44. Шанина Т.Е. Упражнения специального кинезиологиче-ского комплекса для восстановления межполушарного взаимо­действия у детей и подростков: Учебное пособие. М., 1999.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие............................................................................. 3

Наши рекомендации