Принципы и законы диалектики
Принципом называют основополагающее первоначало, положение, исходный пункт, предпосылку какой-либо теории, концепции. Диалектика в качестве таких первоначал основывается на следующих главных принципах:
1) принцип материального единства мира,
2) принцип всеобщей связи и взаимной обусловленности явлений,
3) принцип развития.
Принцип материального единства мира означает, что бытие в целом, весь реальный мир (природа, общество, мышление и познание) представляют собой не аморфное, хаотическое образование, а единую целостную систему. Наука и человеческая практика доказывают, что данное единство, целостность мира состоит в его материальности, подтверждаемой, в частности, фактом происхождения всех существующих объектов из элементарных объектов более глубинных уровней структуры материи, так что все существующее в конечном счете представляет собой различные уровни сложности единой материи. Принцип материального единства мира конкретное свое выражение находит и в реальном существовании различных форм движения материи, среди которых, в качестве наиболее развитой формы, выступает социальная форма движения материи — человек и общество.
Второй основополагающий принцип диалектики есть принцип всеобщей связи и взаимной обусловленности явлений. Сама же связь выступает отношением, в котором те или иные изменения одного явления (объекта) необходимо сопровождаются теми или иными изменениями другого явления (объекта). В соответствии с разными формами движения существуют и различные формы связей: механические, физические, химические, биологические, социальные, изучаемые соответствующими науками.
Внутри вышеназванных систем связей можно выделить следующие виды (подсистемы) связей: внутренние и внешние, существенные и не существенные, генетические и функциональные, кратковременные и долговременные, непосредственные и опосредствованные, прямые и обратные, положительные и отрицательные, статистические и динамические и т. д. Диалектика изучает универсальные, всеобщие связи, т. е. связи, объединяющие в одно целое и пронизывающие «снизу вверх», «вдоль и поперек» весь реальный мир и всеобъемлющие познание и понимание, осуществляемое посредством законов и категорий. Данные законы и категории конкретизируют упомянутые выше универсальные связи и отношения.
Итак, диалектика опирается на идею всеобщей связи, которая неизбежно влечет за собой признание взаимной обусловленности явлений, ибо связь есть отношение, а основой всякого отношения выступает взаимодействие. Отсюда и проистекает идея взаимообусловленности как необходимое дополнение к идее всеобщей связи, которые своим единством и выражают тот факт, что в мире, в реальном бытии, нет ни одного явления, которое так или иначе не было бы связано с другим явлением. Последнее означает, что существование одного явления обязательно обусловлено существованием другого явления и эта взаимная обусловленность явлений, как и взаимосвязь, имеет также всеобщий характер.
Наряду со всеобщностью, взаимная обусловленность имеет относительный, конкретный характер, ибо взаимообусловленность в природе имеет один вид, в обществе — другой, в познании — третий и т. д.
И, наконец, третий из основных принципов диалектики, принцип развития означает, что в реальном мире, бытии все не только движется, изменяется, но и переходит от одного качественного состояния к другому, т. е. развивается. Можно сказать, что любое развитие включает в себя движение в полном объеме, но не любое движение суть развитие. Развитие — высший тип движения, характеризующийся единством и «борьбой» противоположных сил и тенденций, необратимостью, направленностью, суть которых фокусируется в законах диалектики. Таким образом, согласно диалектике, переход от одного состояния объекта к другому не есть бесконечное повторение пройденного, не есть движение по кругу, не есть простое прибавление или вычитание (как это декларируют противники диалектики — метафизики), а суть поступательное движение к более развитому и совершенному, от старого к новому. В таком случае говорят о прогрессивном развитии. Если же развитие идет вспять, т. е. если происходят радикальные, необратимые изменения при переходе от более совершенного к менее совершенному, от нового к старому, то тогда говорят о регрессивном развитии.
Диалектический принцип развития находит свое мировоззренческое и методологическое выражение в принципе историзма и является одним из самых ведущих во всей истории философии, естествознания и обществоведения. Другими словами говоря, принцип развития имеет всеобщий, универсальный характер, ибо развитие имеет место и в природе, и в обществе, и в мышлении, и в познании, т. е. во всех областях бытия, реального мира. Вместе с тем диалектический принцип развития имеет относительный, конкретный характер, поскольку само развитие приобретает особенный, специфический характер сообразно тому, где оно осуществляется. Принцип развития также указывает на сложный противоречивый характер процесса развития, как единство прогрессивных (прогресс) и регрессивных (регресс) изменений.
Кроме обозначенных основных принципов, диалектика как наука сформулировала свои собственные законы, которые являются наиболее общими из всех известных нам законов. Законы диалектики отражают всеобщие, универсальные, существенные, повторяющиеся связи, и, следовательно, ее законы имеют столь же всеобщий характер, проявляющийся в том, что они одновременно действуют и в природе, и в обществе, и в познании, и в мышлении.
Главными (основными) законами диалектики являются:
1) закон единства и «борьбы» противоположностей;
2) закон взаимного перехода количественных и качественных изменений;
3) закон отрицания отрицания. Эти законы являются главными, так как они выражают глубокие и существенные стороны процесса движения и развития любых явлений, любых событий, где бы они ни происходили. При этом закон единства и борьбы противоположностей является основным законом диалектики, потому что он выражает источник, импульс самодвижения и саморазвития всего существующего. Другими словами говоря, диалектика на вопрос о том, почему, в силу каких причин происходит самодвижение и развитие во всех областях реального мира, отвечает: источником развития является противоречие, свойственное любому объекту, любому явлению, любому процессу, или, как настойчиво подчеркивал Гегель, «противоречие есть корень всякого движения и жизненности», есть принцип всякого самодвижения.
Но есть, как известно, противоречия формально-логические, и есть, следовательно, противоречия «жизненные», диалектические. Первые имеют место тогда, когда об одном и том же предмете, в одно и то же время, в одном и том же смысле высказываются противоположные мысли. Например, если одновременно утверждается, что: «В России в 1997 г. полностью сложились рыночные отношения», и тут же высказывается мысль, что: «В России в 1997 г. рыночные отношения сложились не полностью», то формальная логика указывает на то, что истинной в данном случае является лишь одна из этих мыслей, другая будет обязательно ложной, ибо вместе быть истинными они никак не могут, т. к. абсурдно мыслить одновременно о наличии события и его отсутствии. Отсюда следует «запрещение» такого рода формально-логических противоречий.
Диалектическое противоречие иного рода, а именно, оно указывает на одновременное сосуществование противоположных сил и тенденций, которые в одно и то же время находятся в единстве и «борьбе». Например, всякий здравомыслящий человек сам про себя знает, что в нем как бы одновременно «живут», сосуществуют два субъекта: один — общественный, который представляет общественные интересы, другой есть воплощение личных интересов, и эти различные интересы постоянно сталкиваются между собой, находясь, стало быть, в единстве и борьбе. Задача всякого воспитания и обучения (особенно обучения в вузах МВД), кстати, и заключается в том, чтобы общественные интересы, социальные нормы и ценности имели бы первенствующее значение, ибо человек есть, прежде всего, существо социальное, а значит — общественное.
Видно, что диалектические противоречия объективны по своему содержанию, их невозможно «устранить» мыслительным путем наподобие формально-логических противоречий. Потому подлинно диалектические противоречия носят внутренний, неотъемлемый характер и именно внутренние противоречия (в отличие, например, от внешних — «организм — окружающая среда») являются импульсом, источником самодвижения и развития. Дело заключается лишь в том, что диалектическое противоречие можно выявить, познать, предвидеть, и не доводя дело до конфликта противоположностей, когда происходит насильственное уничтожение одной из противоположностей, разрешить противоречие мирным, сознательным путем.
Из сказанного выше следует, во-первых, что существует бесчисленное множество всякого рода диалектических противоречий: противоречия внутренние и внешние, основные и неосновные, антагонистические и неантагонистические и т. д. Во-вторых, любое противоречие требует своего разрешения, и, в-третьих, в обществе противоречия могут разрешаться сознательно, в природе — всегда стихийно.
Итак, диалектическое противоречие, как единство и «борьба» противоположностей, имеет, во-первых, объективно-всеобщий характер. Вместе с тем, оно, во-вторых, всегда имеет относительно-конкретную форму своего проявления, смотря по тому, в какой области действительного, реального бытия оно имеет место.
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает «механизм» самодвижения и развития, т. е. отвечает на вопрос, — как, каким образом, происходит развитие, и формулирует данный ответ так: количественные изменения того или иного объекта, явления, постепенно накапливаясь, на определенном этапе приводят к изменению качества этого объекта, этого явления, и переход от одного качества к другому всегда совершается в форме скачка. Выразителем имеющего место единства количества и качества является понятие меры. Следовательно, центральными понятиями, раскрывающими смысл рассматриваемого закона, являются понятия количества, качества, скачка, меры.
Количество — определенность предметов со стороны их пространственных размеров, темпа изменения, степени развития и вообще всех числовых характеристик.
Качество — это внутренняя, существенная определенность предметов, представляющая собой единство его важнейших (существенных) свойств и выражающая его основные отличия от всех других предметов и явлений. В качестве, таким образом, воплощена неразрывная связь всех основных свойств, предмета. Некоторые явления реального мира могут быть настолько сложными и многосторонними по своей сущности, что обладают не одним, а несколькими качествами. К числу таких явлений относится, прежде всего, человеческое общество, включающее в себя материальную, политическую и духовную деятельность
людей, которые качественно отличаются друг от друга и изучаются различными общественными науками.
Между количеством и качеством существует неразрывная связь, которая находит выражение в понятии меры, обозначающей тот факт, что любое качество может сопрягаться не со всякими количественными характеристиками, а лишь с такими, которые лежат в определенных пределах, специфичных для данного предмета или явления. Меру можно определить как определенный количественный интервал значений свойств, в рамках которого может существовать данное качество. Те переломные пункты, начиная с которых дальнейшие количественные изменения приводят к коренным, качественным изменениям, называются границами меры. Так, границами меры, при которых вода сохраняет свое качество, будет t от 0 до 100. Видно, что иногда, в относительно простых явлениях неорганической природы, меру можно точно определить. Что же касается сложных социальных явлений, то границу меры трудно точно обозначить, как, например, невозможно календарно точно указать, когда человек переходит от младенческого состояния к детскому, от него к юношескому, от последнего к взрослому. Тем не менее, мера объективно имеет место и здесь, она является важным свойством всех предметов и явлений, а для человека приобретение чувства и сознания меры обязательно.
Переход от старого качества к новому всегда связан со скачком. Скачок есть перерыв постепенности развития, представляющий собой переход или фазу коренного изменения качественного состояния, когда новые условия и внутренние связи в системе становятся несовместимыми со старой формой их организации и последняя подвергается ломке. Скачки происходят в области границы меры, и если они происходят постепенно, то мы имеем дело с эволюцией (см. теорию Дарвина), если же резко, со взрывом, то это ведет к революции. Причем понятие революции вполне распространило (с известной коррекцией) и на область естествознания, когда говорят, например, о научно-технической революции.
Диалектическая теория развития, кроме названных законов, необходимо выработала и третий из основных законов диалектики, а именно закон отрицания отрицания, ибо при анализе процессов развития неизбежно встают вопросы:
а) куда направлено развитие?
б) каким образом связаны между собой различные этапы развития?
На эти взаимосвязанные по своей сути вопросы и отвечает закон отрицания отрицания, который рассматривает развитие в форме сменяющих друг друга ступеней (качеств), связанных между собой таким образом, что каждая последующая ступень (новое качество) является отрицанием предыдущей. Так, в общественном развитии каждая последующая соцаально-экономическая формация является отрицанием предшествующей. Следовательно, в основе закона отрицания отрицания лежит категория диалектического отрицания, которая отличается от формально-логического тем, что последнее есть операция с мыслями (понятиями, суждениями), в результате чего утвердительная мысль превращается в отрицательную и наоборот. Диалектическое отрицание объективно по содержанию, потому как оно есть отражение тех процессов вытеснения старого новым, которые происходят в самой действительности, и в таком качестве оно есть непременная стадия развития любого предмета, любого явления. Речь идет, таким образом, о всеобщности отрицания, которое имеет место и в природных, и в социальных, и в мыслительных процессах. Последнее означает вместе с тем конкретность, относительность отрицания, ибо в каждой из областей реального мира оно приобретает свою специфику. В обществе, среди людей, отрицание может иметь вид критики, спора, дискуссии.
Следующей особенностью диалектического отрицания является то, что оно есть самоотрицание. Если мы говорим, что каждое явление, согласно закону единства и борьбы противоположностей, содержит свою собственную противоположность, то именно оно и приводит любое явление к самоотрицанию, обеспечивая тем самым самодвижение того или иного конкретного явления.
Отмеченные особенности диалектического отрицания получили концентрированное выражение в выдвинутой еще Гегелем категории снятия, в которой объединены разрушение изжившей себя формы, сохранение всего жизнеспособного в содержании предшествующего развития и возникновение высшей фазы.
Но одним актом отрицания процесс развития явления не ограничивается в силу его противоречивости, самоотрицания, который и приводит к отрицанию отрицания. Так детство «отрицается» юностью, последняя — зрелостью, но старческий возраст, когда человек немощен и нуждается в постоянной помощи, есть как бы «возвращение» в детство, младенчество, но это именно «как бы».
Отрицание отрицания обозначает определенную направленность поступательного движения, тенденцию воспроизведения старого на более высокой ступени таким образом, что между исходной и завершающей фазой развития того или иного явления есть коренное, качественное различие, что и воспроизводит в целом диалектическую, спиралеобразную форму развития.
Спиралевидность передает кроме:
1) момента направленности (о котором уже было упомянуто);
2) момент преемственности (непрерывности) всех ступеней развития явления;
3) момент цикличности, относительной завершенности этапов развития явления, процесса, а также;
4) момент неодолимости нового (т. е. неизбежности его наступления) в процессе развития.
На основании сказанного можно дать следующую общую формулировку закона отрицания отрицания: отрицание отрицания есть закон спиралевидной формы поступательного движения, периодического как бы повторения пройденных ступеней на новой основе и в высшей форме, закон преемственности развития, отражающий противоречивую природу поступательного движения вообще, социального прогресса в особенности.
Итак, рассмотренные выше три основных закона диалектики образуют своим единством теоретический фундамент диалектической теории развития, которая дает ключ к объяснению коренных, существенных изменений вещей, явлений, процессов, возникновения нового и исчезновения старого, превращения явлений в свою противоположность. Сердцевиной (ядром) диалектики является закон единства и борьбы противоположностей, ибо оба других основных закона действуют на его основе, выявляя существенные черты развивающихся предметов, явлений, процессов.