Философия Просвещения в Германии

Наряду с чертами, характерными для Просвещения в целом, а именно: антирелигиозной направленностью, историческим оптимизмом и активным просвещением народа, немецкое Просвещение отличалось тем, что оно было проникнуто борьбой за объединение Германии. Воплощению в жизнь идеалов просветительского разума мешала раздробленность германских земель, отсутствие единого правового порядка. Помимо уже рассматриваемого нами выше Г. Лейбница, большой вклад в становление и распространение просветительской идеологии внесли представители литературы. Принято говорить о литературном крыле в немецком Просвещении, которое представлено Лессингом, Гердером, Шиллером.

Заслуга этих мыслителей в том, что они, в рамках литературного дискурса, ставили и решали философские проблемы, которые явились трамплином для немецкой философской классики 17-18 вв. Они много сделали для критики и преодоления лейбницево-вольфовой философии, которая препятствовала распространению просветительских идей. Ими были созданы принципы нового эстетического подхода к действительности. В романтизме получила развитие концепция человека, характерная для эпохи Возрождения и всего Нового времени. Акцент был сделан на свободе человека, духовной составляющей его сущности.

Лессинг (1729 — 1781) пытался показать границы, существующие между философией и литературой. Первая, по его мнению, использует точные понятия и методы, а литература играет словами, иногда говоря лишнее, а иногда — недоговаривая. Но предмет у них один и тот же. Главные работы Лессинга: «Лаокон», «Воспитание человеческого рода»,«Натан Мудрый». В «Лаоконе» он обосновывает различие между пластическими искусствами и поэзией, утверждается, что поэзия обладает большими выразительными возможностями. «Воспитание человеческого рода» содержит 100 тезисов о нравственном прогрессе человечества. В них выделены три возраста человечества: Детство (Ветхий Завет); Юность (Новый Завет); Зрелость (Эпоха нового Евангелия). Последняя ступень является, по утверждению Лессинга, самой совершенной в нравственном отношении.

Гердер(1744-1803) занимался проблемами эстетики, философии языка, философии истории. Основные его работы: «Исследования о происхождении языка», «Идеи к философии истории человечества». Возникновение языка он связывал с культурным развитием и действием естественных законов. Природное несовершенство человека выступает стимулом его развития, приводит к созданию «полезных вещей», в число которых входит и язык. Идея развития была применена Гердером и к рассмотрению природы, объяснению происхождения сознания. Наиболее ценной из творческого наследия Гердера считается его философско-историческая концепция. В ней представлена история развития Земли как единого непрерывного процесса восхождения от низших форм к высшим под воздействием естественных законов. Низшая ступень — организация материи (теплота, огонь, свет, воздух, вода, земля, электричество и магнитные силы). Высшая ступень — мировая душа, объемлющая все. Историю Гердер понимал не как простое развитие, а как прогресс. В человеческом обществе, в качестве движущих сил, выступают интересы и потребности. Частично он признавал и влияние «внешних» факторов, особенно географических. Средством «очеловечивания» человека и сплочения общества выступает культура.

Фридрих Шиллер(1759-1805)находился под влиянием английской моральной философии, прежде всего идей Шефтсбери. Он является одним из классиков литературного романтизма. Характерные для философии противоречия между душой и телом, материей и сознанием Шиллер рассматривал как свидетельство раскола в бытии, симптом его трагичности. Основные проблемы творчества Шиллера: человек и его судьба; общество; история. Шиллер избегал крайностей, пытался создать среднюю линию между материализмом и идеализмом, моралью и склонностями человека. В основной своей работе по философии «Письма об эстетическом воспитании» он утверждает, что художественная деятельность является единственным способом обретения свободы. Истинным выражением природы человека является красота. Она выступает посредником между телесной и духовной сущностью человека. Целью эстетического воспитания Шиллер считал формирование гармонично развитой личности, целостного человека, способного к творчеству. В развитии человека и человеческого рода он выделял три ступени: физическое состояние, где человек подчиняется своей материальной природе; эстетическое состояние, где он освобождается от этой природной силы; нравственное состояние, где он овладевает материальной природой. Шиллер является одним из первых теоретиков игры и высоко оценивал ее роль в развитии творческих качеств человека.

Предпринятый выше обзор основных направлений, школ и персоналий философии Нового времени дает основание утверждать, что центральным объектом философских размышлений была проблема тождества мышления и бытия. Она решалась в перспективе основополагающей мировоззренческой идеи Нового времени — идеи рациональности, согласно которой мир, в принципе, соразмерен человеческому разуму. Философы Нового времени были заняты тем, что пытались выразить эту соразмерность в своих построениях. Противоречия в решении этой проблемы проявились в полемике между эмпиризмом и рационализмом. Суть этих противоречий особенно четко и категорично показал английский философ Д. Юм. Его скептическая позиция послужила отправным пунктом для философии И. Канта — первого представителя немецкой классической философии.

Литература:

1. Антология мировой философии. Т.2. М., 1970.

2. Бэкон Ф. Соч.: В 2-х т. М., 1977.

3. Беркли Дж. Сочинения. М., 1979.

4. Гоббс Т. Избр. произведения: В 2-х т. М., 1964.

5. Декарт Р. Избр. произв. М., 1950.

6. История философии в кратком изложении. М., 1991.

7. Кузнецов В. Н. и др. Западноевропейская философия ХVIII в. М., 1986

8. Лейбниц Г. Соч.: В 4-х т. М., 1982.

9. Локк Дж. Соч.: В 3-х т. М., 1985.

10. Нарский И. С. Западноевропейская философия XVII века. М., 1974.

11. Соколов В. В. Европейская философия XV-XVII веков. М., 1984.

12. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983

13. Юм Д. Сочинения: В 2-х т. М., 1965.



Кочин А.А. - генерал-майор милиции, заместитель начальника университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор;

Федоров В.П. - заслуженный работник высшей школы РФ, доктор юридических наук, кандидат философских наук, профессор

ГЛАВА VI

Наши рекомендации