Указатель имен (главные места выделены курсивом)
Абеляр 135
Августин 128,136,241,294
Альберт Великий 135
Альтузий 164
Ампер 52
Анаксагор #5,111,121
Анаксимандр 81
Анаксимен 81
Ансельм Кентерберийский 132,735,242
Арий 176
Аристотель 17,24,25,30,40,45,96,114,120,124,131,133,134,135,136, 140,153,155,219,239,278,292,372,32$, 334,
Афанасий 128
Бейль 167,210,262
Беме 145
Бенеке 18
Бентам 52,344
Беркли 188,193,197,224,232,299,307,305
Бойль 280
Бруно 145,146,149,169,185,296
Бэкон Роджер 144
Бэкон Фрэнсис 48,753,162
Бюхнер 201,282
Вильгельм из Шампо 135
Вольтер 191
Вольф 794,251,304,317
Галилей 142,151,152,162,221,230,234,277
Галль 283
Гаманн 195,262
Гарве 195
Гарвей 183,280
Гартман 209
Гассенди 162,765,277
Гегель i7,27,35,54,201,202,211,255,308,322,345
Гейлинкс 166
Гельвеции /97,282,343
Гераклит 83,III,114,121,218,256,274
Гербарт 17,204,258,318,319
Гердер 195
Гоббс 153,162,277,278,279,301,332,342
Гольбах 191,282
Горгий237,261
д'Аламбер 57,192,230
Дарвин 208
Декандоль 52 J
Декарт 131,153,756,162,165,169,170,181,182,183,194,2^,256,263,278, 297, 314
Демокрит 85,219,274
Дидро 797,282
Дуне Скот 137
Жюссье 52
Зенон 84,261
Зенон (стоик) 106,109
Ириней 127
Кант 19,33,35,60,168,795,230,252,264,304,31», 321,331,335,557
Кедворт 167
Кеплер 142,151,152
Клеанф 109
Климент Александрийский 127
Коллинз 188
Кондильяк 191,226
Конт 17,54,206
Коперник 142,145,149,152
КратилМ,261
Лагранж 192
Ламетри 191,282
Ланге 27
Лаплас 192 Левенгук 182
Лессинг 195
Линней 52 187 188 190, 194 230'
Лотце 19,20*,ЗЮ Мальбранш 166 Марк Аврелий 109 Маркс 207, 282 МейстерЭкхарт 145
Мендельсон 195
Милль5Я,207
Молешотт207,2А2
Мопертюи 282
Мор 167
Мюллер 231
Николаи 195
Николай Кузанский 144,746,169
Ницше 19,209,332
НЬКУГОН 182, 190,222,230,280
Оккам 138
Ориген 127,277
Парацельс145,146,1^,185,296
Парменид * J, 237 Паскаль 167,210,262 Пелагий 129
Пиррон 118,262
ИГ1!," ,«,S6,M, .11. П4, ,20, ,24. ,27,130, ,3,, ,33, ,35, ,40,2,9, 237,241,288,296,328,335
Плотин 120 Протагорв7,237,261
Реймар 195
Росцеллин 135
Руссо 797
Секст Эмпирик 77*, 262
Сенека 109
Смит 795,344
Сократ 19, *7,106,527,331
Спенсер 56,208,345
Спиноза 144,168,769,181,184,186,247,256,280,574,320,557
Тергуллиан 726,132,277
Тиндаль 188
Толанд 188,2*7,284
Тюрго 192
Фалес 81
Фейербах 207,282
Фехнер 209
Филон 720
Фихте 17,19,200,255, 50*, 322
Фома Аквинский 25,755,139,295
Шеллинг 144,201,202,255,308
Шефтсбери 344
Шлейермахер 34
Шопенгауэр 19,205,259,318,319,520
Штирнер 332
Эмпедокл £5,219
Энгельс 207,2*2
Эпиктет 109
Эпикур 106,775,276
Юм 18,792,22*, 232,265,304,344
Якоби 195
Послесловие
В настоящее время имеется настоятельная потребность в книгах, могущих служить пособиями для студентов, аспирантов и всех тех, кто хотел бы ознакомиться с основами этой отвлеченной и достаточно широкой сферы знания — философией. В силу известных обстоятельств многие учебники по философии, изданные в нашей стране за последние десятилетия, уже не пользуются спросом, а среди переведенной современной иностранной литературы достойного «Введения в философию», к сожалению, нет. Между тем студенты и все интересовавшиеся философией в России в начале нашего столетия имели в этом отношении достаточно богатый выбор. Тогда был издан целый ряд «Введений в философию» как иностранных, так и отечественных авторов: Паульсена, Вундта, Кюльпе, Ерузалема, Корнелиуса, Струве, Челпанова, Лосского. И у нас возникло желание просмотреть эти «Введения» на предмет определения их пригодности для нашего времени. Задача, как вы понимаете, не простая. Однако выбор оказался не очень трудным. Без особых колебаний мы остановились на книге Вундта.
Вильгельм Вундт (1832—1920) был одним из самых видных немецких ученых второй половины XIX — начала XX века. Известный физиолог, основатель экспериментальной психологии и пионер исследований в области психологии народов, он был и автором оригинальной философской системы. Философия Вундта сложилась на базе критической философии и позитивистских воззрений — двух главных веяний в европейской интеллектуальной атмосфере второй половины XIX века. Отказываясь от абстрактной диалектики понятий и твердо находясь на позициях опытной науки, Вундт в отличие от позитивистов и в философии видел самостоятельное и значимое знание. Знание, которое не является основанием отдельных наук, но имеет их своим основанием. Знание, которое усматривает свою цель в объединении результатов отдельных наук в свободную от противоречий систему и выступает по отношению к ним в качестве регулирующего и направляющего метода.
«Введение в философию» вышло в 1901 г., когда Вундту было шестьдесят девять лет и уже были опубликованы его фундаментальные рабо-
ты: «Лекции о душе человека и животных», «Основания филологической психологии», «Логика», «Этика», «Очерки психологии». За двенадцать лет до этого, в 1889 г. Вундт издал свое главное философское произведение «Систему философии», где изложил свое понимание философии и ее проблем. «Введение в философию» явилось итогом многс летнего интеллектуального опыта человека, искушенного как в естественнонаучны^ исследованиях, так и в философских умозрениях, выработавшего свое целостное понимание философии, хода ее исторического развития и ее места в системе знания и культуры. Поэтому книгу Вундта отличает такая методологическая продуманность, систематичность и органичность в подаче материала.
Вообще говоря, можно по-разному составлять «Введение в философию». Можно введение в философию связывать с изложением главным образом какой-либо одной филоссфской системы и на ее примере показывать типичные компоненты философского знания и таким образом давать представление о специфике философии. Однако такой способ не гарантирует от упрека в тенденциозности, ибо он вводит в некоторую определенную систему философии и фактически не столько знакомит читателя с философией в ее существе, значении и истории, сколько приобщает к одному из философских мировоззрений.
Иным образом строит свое «Введение в философию» Вундт. Его метод, как он и сам об этом говорит, — исторический. Именно исторически подходит Вундт к рассмотрению как определений и задач философии, так и отношений философии к конкретному научному знанию и религии. Исторический подход, предваряемый сжатым, концептуальным очерком развития европейской философии от древних греков до нового времени, принят им и при систематическом рассмотрении главных философских направлений, где излагаются основные типы решений философских вопросов в трех областях философского знания: теории познания, метафизике и этике. В этой классификации типов решений философских проблем проявилось и умение Вундта объединить общими точками зрения видимое многообразие философских представлений и таким образом прояснить структуру всего историко-философского процесса в целом.
Конечно, в книге Вундта нет подробного анализа упоминаемых им философских систем, однако в ней содержатся их главные, существен-
ные характеристики и, что очень важно, характеристики их взаимоотношений в ходе эволюции философской мысли. Образно говоря, книга Вундта если и не детальная, то, несомненно, концептуально рельефная карта исторического континента европейской философии. Для современного читателя, пожалуй, самый большой ее недостаток, в котором, разумеется, не может быть повинен автор, — отсутствие сведений о философии нашего XX столетия. «Введение» заканчивается изложением философии XIX века. И хотя XX век порой вульгаризировал и искажал идеи предшествующей философии, он, несомненно, имеет свое философское лицо. Он дал и крупных мыслителей, и новые философские школы и направления. Сведения о философии нашего столетия читатель может почерпнуть, например, из книги А. Хюбшера «Мыслители нашего времени» или из какой-либо ей подобной.
Для настоящего издания старый перевод «Введения в философию», сделанный с немецкого под редакцией Э. Л. Радлова и опубликованный в «Библиотеке самообразования» Брокгауза-Ефрона в 1903 г., подвергся дополнительному редактированию: весь текст приведен в соответствие с современной орфографией; исправлены некоторые даты и написания имен; устранены отдельные неточности и слишком уж архаичные обороты; добавлен ряд сносок, в основном касающихся перевода встречающихся в тексте латинских выражений; в разделах «Литература» приведены русские названия переведенных к настоящему времени, указанных Вундтом, произведений.
Москва, 1997 г.
А. Л. Субботин
Вильгельм Вундт
Введение в философию
под ред. А.Л. Субботина
Обложка Ю. Винецкого
ИД № 01165 от 13 марта 2000 г.
Подписано в печать 15.01.2001.
Формат 60x90/16. Печать офсетная.
Объем 22,5 п. л. Тираж 3000 экз.
Заказ № 395. Цена договорная.
ООО «ЧеРо»
Редакционно-издательский отдел:
117296, Москва, Ломоносовский пр., 18,
тел./факс: 930-43-59
Отдел реализации:
118899, Москва, ул. Академика Хохлова, д. 11
тел./факс (095) 939-34-93, тел.: (095) 939-41-70, 939-41-90
ООО «Добросвет»
121002, Москва, Б. Власьевский пер., д.1 1, тел: 241-72-85