Жизненно-повседневное и теоретическое миропонимание 11
Истоки философии 13
Миф 13
Любовь к мудрости 15
Раздумья философов 16
Философское мировоззрение 18
Мир и человек 18
Основной вопрос философии 19
Философское познание 21
Познание и нравственность 22
Проблема научности философского мировоззрения 23
Спор о познавательной ценности философии 23
Философия и наука: родство и различие познавательных функций 27
Предназначение философии 28
Общественно-исторический характер философской мысли 28
Философия в системе культуры 30
Функции философии 31
Природа философских проблем 34
Раздел I
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И ЕЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ 37
Часть I
ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ 40
Глава 1
ГЕНЕЗИС ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ 40
Глава 2
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ: КОСМОЦЕНТРИЗМ 42
Космологизм ранней греческой философии 43
Онтологизм античной классики 43
Проблема бесконечности и своеобразие античной диалектики. Апории Зенона 44
Атомистическая трактовка бытия: бытие как неделимое тело 45
Идеалистическая трактовка бытия: бытие как бестелесная идея 46
Критика учения об идеях. Бытие как реальный индивид 47
Понятие сущности (субстанции) у Аристотеля 47
Понятие материи. Учение о космосе 48
Софисты: человек - мера всех вещей 50
Сократ: индивидуальное и надындивидуальное в сознании 51
Этический рационализм Сократа: знание есть основа добродетели 51
Проблема души и тела у Платона 52
Платонова теория государства 53
Аристотель: человек есть общественное животное, наделенное разумом 54
Учение Аристотеля о душе. Пассивный и деятельный разум 55
Этика стоиков: позднеантичный идеал мудреца 55
Этика Эпикура: физический и социальный атомизм 56
Неоплатонизм: иерархия универсума 57
Глава 3
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ: ТЕОЦЕНТРИЗМ 58
Природа и человек как творение Бога 59
Средневековая философия как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии 60
Сущность и существование 60
Полемика реализма и номинализма 61
Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики 61
Номиналистическая критика томизма: приоритет воли над разумом 62
Специфика средневековой схоластики 64
Отношение к природе в средние века 64
Человек - образ и подобие Бога 65
Проблема души и тела 66
Проблема разума и воли. Свобода воли 67
Память и история. Сакральность исторического бытия 68
13. Философия в Византии (IV-XV века) 69
Глава 4
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ: АНТРОПОЦЕНТРИЗМ 71
Возрожденческий гуманизм и проблема уникальной индивидуальности 71
Человек как творец самого себя 72
Апофеоз искусства и культ художника-творца 73
Антропоцентризм и проблема личности 74
Пантеизм как специфическая черта натурфилософии Возрождения 74
Возрожденческая трактовка диалектики. Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей 75
Бесконечная Вселенная Н. Коперника и Дж. Бруно. Гелиоцентризм 77
Глава 5
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ: НАУКОЦЕНТРИЗМ 78
Научная революция и философия XVII века 78
Ф. Бэкон: номинализм и эмпиризм. Знание - сила 79
Разработка индуктивного метода 80
Субъективные особенности сознания как источник заблуждений 81
Р. Декарт: очевидность как критерий истины. "Мыслю, следовательно, существую" 82
Метафизика Р. Декарта: субстанции и их атрибуты. Учение о врожденных идеях 84
Номинализм Т. Гоббса 85
Б. Спиноза: учение о субстанции 86
Г. Лейбниц: учение о множественности субстанций 87
Учение о бессознательных представлениях 88
"Истины разума" и "истины факта". Связь гносеологии с онтологией в философии XVII века 89
Философия Просвещения 89
Социально-исторические предпосылки идеологии Просвещения. Борьба против метафизики 90
Общественно-правовой идеал Просвещения. Коллизия "частного интереса" и "общей справедливости" 90
Случайность и необходимость 91
Просветительская трактовка человека 92
И. Кант: от субстанции к субъекту, от бытия к деятельности 93
Обоснование И. Кантом всеобщности и необходимости научного знания 94
Пространство и время - априорные формы чувственности 95
Рассудок и проблема объективности познания 95
Рассудок и разум 96
Явление и "вещь в себе", природа и свобода 97
Послекантовский немецкий идеализм. Диалектика и принцип историзма. Антропологизм Л. Фейербаха 98
История как способ бытия субъекта 99
И. Г. Фихте: деятельность Я как начало всего сущего 100
Диалектика Фихте 101
Натурфилософия Ф. В. Й. Шеллинга 702