Жизненно-повседневное и теоретическое миропонимание 11

Истоки философии 13

Миф 13

Любовь к мудрости 15

Раздумья философов 16

Философское мировоззрение 18

Мир и человек 18

Основной вопрос философии 19

Философское познание 21

Познание и нравственность 22

Проблема научности философского мировоззрения 23

Спор о познавательной ценности философии 23

Философия и наука: родство и различие познавательных функций 27

Предназначение философии 28

Общественно-исторический характер философской мысли 28

Философия в системе культуры 30

Функции философии 31

Природа философских проблем 34

Раздел I

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И ЕЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ 37

Часть I

ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ 40

Глава 1

ГЕНЕЗИС ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ 40

Глава 2

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ: КОСМОЦЕНТРИЗМ 42

Космологизм ранней греческой философии 43

Онтологизм античной классики 43

Проблема бесконечности и своеобразие античной диалектики. Апории Зенона 44

Атомистическая трактовка бытия: бытие как неделимое тело 45

Идеалистическая трактовка бытия: бытие как бестелесная идея 46

Критика учения об идеях. Бытие как реальный индивид 47

Понятие сущности (субстанции) у Аристотеля 47

Понятие материи. Учение о космосе 48

Софисты: человек - мера всех вещей 50

Сократ: индивидуальное и надындивидуальное в сознании 51

Этический рационализм Сократа: знание есть основа добродетели 51

Проблема души и тела у Платона 52

Платонова теория государства 53

Аристотель: человек есть общественное животное, наделенное разумом 54

Учение Аристотеля о душе. Пассивный и деятельный разум 55

Этика стоиков: позднеантичный идеал мудреца 55

Этика Эпикура: физический и социальный атомизм 56

Неоплатонизм: иерархия универсума 57

Глава 3

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ: ТЕОЦЕНТРИЗМ 58

Природа и человек как творение Бога 59

Средневековая философия как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии 60

Сущность и существование 60

Полемика реализма и номинализма 61

Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики 61

Номиналистическая критика томизма: приоритет воли над разумом 62

Специфика средневековой схоластики 64

Отношение к природе в средние века 64

Человек - образ и подобие Бога 65

Проблема души и тела 66

Проблема разума и воли. Свобода воли 67

Память и история. Сакральность исторического бытия 68

13. Философия в Византии (IV-XV века) 69

Глава 4

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ: АНТРОПОЦЕНТРИЗМ 71

Возрожденческий гуманизм и проблема уникальной индивидуальности 71

Человек как творец самого себя 72

Апофеоз искусства и культ художника-творца 73

Антропоцентризм и проблема личности 74

Пантеизм как специфическая черта натурфилософии Возрождения 74

Возрожденческая трактовка диалектики. Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей 75

Бесконечная Вселенная Н. Коперника и Дж. Бруно. Гелиоцентризм 77

Глава 5

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ: НАУКОЦЕНТРИЗМ 78

Научная революция и философия XVII века 78

Ф. Бэкон: номинализм и эмпиризм. Знание - сила 79

Разработка индуктивного метода 80

Субъективные особенности сознания как источник заблуждений 81

Р. Декарт: очевидность как критерий истины. "Мыслю, следовательно, существую" 82

Метафизика Р. Декарта: субстанции и их атрибуты. Учение о врожденных идеях 84

Номинализм Т. Гоббса 85

Б. Спиноза: учение о субстанции 86

Г. Лейбниц: учение о множественности субстанций 87

Учение о бессознательных представлениях 88

"Истины разума" и "истины факта". Связь гносеологии с онтологией в философии XVII века 89

Философия Просвещения 89

Социально-исторические предпосылки идеологии Просвещения. Борьба против метафизики 90

Общественно-правовой идеал Просвещения. Коллизия "частного интереса" и "общей справедливости" 90

Случайность и необходимость 91

Просветительская трактовка человека 92

И. Кант: от субстанции к субъекту, от бытия к деятельности 93

Обоснование И. Кантом всеобщности и необходимости научного знания 94

Пространство и время - априорные формы чувственности 95

Рассудок и проблема объективности познания 95

Рассудок и разум 96

Явление и "вещь в себе", природа и свобода 97

Послекантовский немецкий идеализм. Диалектика и принцип историзма. Антропологизм Л. Фейербаха 98

История как способ бытия субъекта 99

И. Г. Фихте: деятельность Я как начало всего сущего 100

Диалектика Фихте 101

Натурфилософия Ф. В. Й. Шеллинга 702

Наши рекомендации