Является ли философия наукой?

· С одной стороны, является, потому что:

Первое. Наука - систематическое, доказательное и проверяемое знание. Эти признаки были выработаны именно в философии. Философы стараются проверять свои выводы фактами.

Второе. Главная ценность науки - истина. Поскольку в философии ей уделяют первостепенное внимание, то философия - наука.

Третье. Любая наука имеет научный аппарат (методы, теорию и т.д.) Философия тоже имеет научный аппарат.

· С другой стороны, наука занята поиском истины, но, в отличие от философии, не озабочена судьбой человека. Поэтому многие отказываются признать философию наукой. Но в наше время все злободневнее становится вопрос об ответственности ученых за последствия своих изобретений. Вопрос о признании философии наукой пока не имеет окончательного ответа, он за будущим.

Философия и искусство. Искусство, в отличие от философии, занято поиском для человека не наиболее значимого, а художественно значимого. Философию и искусство объединяет обостренный интерес к бытию человека, но это не отменяет их своеобразия и са­мостоятельности.

Философия и религия. Основой религии является вера. Религии не нужны доказательства. Философия же, напротив, предполагает и нуждается в подтверждениях своей истинности.

Является ли философия наукой? - student2.ru Философия выходит за рамки природных явлений, как религия, но стремится достичь строгого знания, как наука, и вдобавок, как искусство, связывает это умение с талантом мыслителя - так что далеко не всегда ученикам удается повторить успех учителя!

Основной вопрос философии

У основного вопроса философии две стороны: вопрос о первичности и вопрос о познаваемости. Тот или иной ответ на этот вопрос определяет специфику различных философских направлений и школ. При решении первой стороны основного вопроса философы разделились на два больших противоположных во взглядах лагеря - идеалистов и материалистов.

Существует три варианта решения первой стороны основного вопроса философии:

· Бытие, внешний мир, вещи и т. д. - реальность, существующая вне и независимо от нашего сознания (и вообще от любого сознания, духа), первичное по отношению к нему. Это - материализм.

· Внешний мир, вещи и т.д. существуют благодаря сознанию человека, являются продуктом его деятельности. Этот взгляд подразумевает субъективный идеализм.

· Внешний мир, вещи и т. д., а также наше сознание существуют благодаря какому-то высшему, духовному началу (мировой разум, мировая Воля, Бог). Это - объективный идеализм.

И материализм, и идеализм - это монистические философские учения. Но кроме монистической философии существуют дуалистические концепции. Примером дуализма может служить учение Рене Декарта (1596-1650),который считал, что материя и сознание являются независимыми друг от друга равноправными и взаимосвязанными сторонами реальности.

В связи со второй стороной основного вопроса философии, вопроса о познаваемости мира, также существуют различные точки зрения. Большинство философов, да и обычных людей, отвечают на этот вопрос утвердительно.

Является ли философия наукой? - student2.ru Для позиции этого большинства исторически не сложился общеупотребительный термин, мы будем называть эту точку зрения гносеологическим оптимизмом. Но есть группа философов, которые оспаривают возможность достоверного познания мира. Это - агностицизм.

Функции философии

Специфику философии нельзя раскрыть достаточно полно, не затрагивая вопроса о ее функциях:

Ü мировоззренческая - рисует целостную и широкую картину мира;

Ü методологическая - вырабатывает принципы и способы освоения действительности;

Ü прогностическая - формулирует гипотезы о тенденциях развития человека и мира;

Ü аксиологическая - обосновывает значение духовных ценностей (добра, красоты и т.д.);

Ü социальная - охватывает различные стороны общественной жизни;

Ü общекультурная -является показателем уровня образованности и культуры;

Ü интегрирующая -систематизирует данные частных наук, является общей «наукой наук»;

Ü критическая -критикует устаревшие нормы ; формирует недогматическое мышление.

Все функции философии тесно связаны между собой и только через их целостное единство проявляется специфика и сущность философского знания.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ:

Философия - особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого существования, о наиболее общих характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее проявлениях.

Философия помогает ясно судить о том, что происходит вокруг в природе, в обществе и в сознании людей.Философия представляет собой высший уро­вень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, сис­темностью, логикой и теоретической оформленностью.

Философия состоит из разделов, основными из которых являются онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, аксиология, социальная философия и история философии. Философия как мировоззрение прошла три основных стадии своей эволюции:космоцентризм, теоцентризм и антропоцентризм. У основного вопроса философии две стороны: вопрос об отношении бытия и сознания и вопрос о познаваемости мира. Философия выполняет ряд важных функций, основными из которых являютсямировоззренческая, методологическая, прогностическая, аксиологическая, социальная, общекультурная, интегрирующая и критическая.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Нужна ли философия обществу? А лично Вам? Прокомментируйте свою точку зрения.

2. Чем различаются между собой религиозное и мифологическое мировоззрения?

3. Что такое философское мировоззрение? Чем отличается оно от других исторических форм мировоззрения?

4. Сводима ли философия к науке?

5. В чем состоит основной вопрос философии?

6. Перечислите основные функции философии. Какие еще функции можно добавить к этому списку? Обоснуйте свой ответ.

Тема 1.2 Древневосточная философия

Краткое содержание: Философия Древней Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные школы индийской философии. Буддизм. Философия Древнего Китая. Основные этапы развития китайской философии. Конфуцианство. Даосизм. Легизм.

Философия Древней Индии

В древнеиндийской цивилизации сформирова­лось несколько оригинальных и тщательно разработанных фи­лософских систем. Их фундаментом во многом являются «Ве­ды»(в переводе с санскрита - «знания») - сборники древних религиозных текстов, складывавшихся с начала III тысячеле­тия до н.э. Философская часть «Вед» называется «Упанишады» (санскр. - «сидеть у ног учителя»). Многие понятия, важные для понимания индийской философии, формировались под влиянием «Упанишад». Приведем некоторые из них:

· сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни; учение о реинкарнации, т.е. переселении души из тела в тело;

· карма- закон воздаяния;предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравст­венного развития - мокши. (Для этого душа может пройти много земных жизней.)

· ахимса- единство всех форм жизни на земле (человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда никому, отказ от убийства.

Общим для большинства древнеиндийских философских школ было также представление о том, что земная жизнь на­полнена страданием. Поскольку существует сансара, страда­ния будут продолжаться вечно, если не будет найден путь из­бавления от них. Соответственно поиск такого пути был ко­нечной целью каждой философской теории.

Древнеиндийские философские школы обычно подразде­ляют на две группы в зависимости от их отношения к «Ведам». Каждая школа предлагает свой путь избавления от страда­ний.

Древнеиндийские философские школы
Ортодоксальные (признающие авторитет «Вед») Неортодоксальные ( не признающие авторитет «Вед»)
веданта йога вайшешика ньяя миманса санкхья локаята (чарвака) джайнизм буддизм

Ортодоксальные школы опираются на традиции «Вед»:

· веданта(санскр.- «завершение «Вед»)предлагает тщательно изучать тексты «Вед», поскольку в них уже «даны ответы на все вопросы», а в случае непони­мания она советует обратиться к гуру (учителю), умеющему толковать непонятные места и выявлять скрытый в них смысл;

· йогадобавляет к этому систему физических и духовных упраж­нений, целью которых является освобождение от мира, полное отре­шение от боли и страданий;

· вайшешика (санскр. - «особенный») считает: для того чтобы избежать страданий, следу­ет принять действительность такой, какая она есть. Эта школа наиболее интеллектуальна - в ней разработаны общие катего­рии познания и бытия, правила логики, учение об атомах.

· ньяя (санскр. - «правило») близка вайшешике. Мир существует независимо от сознания, и без его правильного познания нельзя добиться освобождения человека от желаний и страстей Освобождение, мокша - это свобода от оков тела и чувств.

· миманса (санскр.- «размышление»), как и веданта, главное внимание уделяет защите и оправданию ведийских ритуалов, многие из которых становились с веками все непонятнее. Подлинным источником знания является слово, авторитет ведийского текста, не созданного человеком или божеством. Только соблюдение ведического ритуала вырабатывает энергию, которая так необходима для освобождения от страданий.

· санкхья(санскр. - «перечисление») стоит на позициях дуализма. Основной идеей этой школы является противопоставление двух вечных начал: пракрити (материи) как основы всего существующего и пуруши (духа), выводящего пракрити из первоначального бездеятельного равновесия и тем побуждающего ее к созданию всего психического и материального мира. Человек может избавиться от земных страданий, освободив пуруши от пракрити.

Неортодоксальные школы предлагают более нетрадицион­ные способы освобождения от тягот и лишений жизни и обязательно связанного с этим страдания:

§ локаятастоит на позициях материализма,отрицает законы кармы, сансары, жизнь после смерти. Со страданием может справиться лишь удовольствие. Смерть неизбежна, а жизнь коротка, и надо успеть ею насладиться. Чарвака - более поздняя разновидность этой школы.

§ джайнизм, напротив, говорит, что тело - темница бессмертной души. Если душа стремится к благу, то тело - к греху. Путь из­бавления от тирании тела - аскетизм и ахимса;

§ буддизм- наиболее развитое в философском отношении уче­ние Древней Индии - видит освобождение души от страданий в просветлении и достижении нирваны (нирвана (санскр. - «угасание») - блаженное небытие, идеальное состоя­ние, вечный покой; избавление от сансары и вечных страда­ний).

Буддизм основал Сиддхартха Гаутама (ок. 623-544 до н.э.), на­званный Буддой (т.е. достигшим просветления). Согласно легенде, он был сыном правителя небольшой области в северо-восточной Индии. Гаутама воспиты­вался в роскоши, ничего не зная о страданиях. Но однажды, выйдя за пре­делы дворца, он поочередно увидел старика, больного и похоронную про­цессию. Осознав всю глубину страданий человека, Гаутама решил посвя­тить жизнь поиску истины. Он покинул дворец и 6 лет жил отшельником, пока не достиг просветления (стал Буддой). Всю оставшуюся жизнь он провел, проповедуя свое учение, которое с каждым годом приобретало все большее число сторонников, становилось все более и более популярным.

Будда полагал, что к избавлению от страданий - нирване - ведет «восьмеричный путь». У этого пути есть несколько обязательных этапов:

· праведное знание есть знание «четырех истин»: 1) жизнь - это стра­дание; 2) причина страданий - наши желания; 3) прекращение страданий есть подавление желаний; 4) страдания уменьшают­ся, если во всем и всегда следовать «восьмеричному пути»;

· праведное отношение есть понимание того, что нужно отре­шиться от суеты окружающего мира и со всей строгостью следовать путем, предначертанным Буддой;

· праведная речь есть отрешение от ложных мнений и неточных слов;

· праведное поведение есть неуклонное и беспрекословное подчинение заповедям «не убивать», «не прелюбодействовать», «не лгать», «не употреблять алкого­ля и наркотиков»;

· праведное занятие - это образ жизни, связанный с ненасилием и честным трудом;

· праведное усилие есть упорная и постоянная борьба с соблазнами;

· праведное сознание есть осознание бренности окружающего мира и тщетности желаний;

· праведное сосредоточение есть духовное самопогружение.

Считалось, что человек, точно исполняющий все предписания, мог достичь вечного блаженства, вырвавшись из круга сансары, и больше не возрождаться для земной жизни и постоянно сопутствующих ей нескончаемых человеческих страданий.

Из знакомства с «восьмеричным путем», который пред­ставляет собой серию конкретных шагов к спасению, ясно, что буддизм есть прежде всего практическая философия, отда­ющая предпочтение поступкам и действиям, а не рассуждени­ям и теориям. Главное - указать путь для спасения человека и избавления его от страданий, а не размышлять о причинах и основаниях бытия.

Таким образом, в древнеиндийской философии пред­ставлено поразительное многообразие различных систем и оригинальных идей, обращение к которым привело к значи­тельному обогащению мировой философской мысли. Евро­пейская философия в последние столетия все чаще обращается к идеям вселенского страдания и ненасилия, духовного само­погружения и самосовершенствования, каждый раз раскрывая новые грани их рассмотрения.

Философия Древнего Китая

Основные этапы развития китайской философии

Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:

Этапы развития китайской философии Основное содержание этапа
VII в. до н. э. - III в. н. э. Зарождение и становление древнейших национальных философских школ
III - XIX вв. н. э Проникновение в Китай из Индии буд­дизма (IIIв. н. э.) и его влияние на национальные философ­ские школы
ХХ в. н. э. - современный этап Постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской фи­лософии достижениями европейской и мировой философии

Поворотной эпохой в развитии Древнего Китая стало первое тысячелетие до нашей эры. На фоне накопленно­го к этому времени обществом опыта мифология, ранее пре­тендовавшая на объяснение законов мироздания, обнаружила свою ограниченность. Выход из сложившегося тупика призва­на была найти формирующаяся философия. Наиболее влиятельными национальными философскими учениямив Китае являлись даосизм, конфуцианство и легизм.

Даосизм- древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окру­жающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос. Основателем даосизма считается Ли Эр (604 г. - VI вв. до н. э.), более известный под именем Лао Цзы («Старый Учитель»). Его cчитают автором книги «Даодэцзин» («Учение о Дао и Дэ», или «Книга о пути и силе»).

Основными понятиями даосизма являются Даои Дэ.

Дао имеет два значения:

· путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный закон существования мира;

· первоначало, от которого произошел весь мир, энергетически емкая пустота.

Является ли философия наукой? - student2.ru Дао - естественный ход вещей, судьба всего в мире. Однако эта судьба понимается специфически - не как жесткая предопре­деленность, а как вечное движение и изменение.

Дэ - энергия, исходящая свыше, благодаря ко­торой первоначало Дао преобразовалось в окружающий мир.

Является ли философия наукой? - student2.ru В китайской философии все сущее делится на два противоположных начала - мужское и женское. Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных), так и неживой природы (например, китайская философия относит к активному мужскому началу ян Солнце, небо, день, сухость, а к пассивному женскому началу инь - Луну, Землю, равнины, ночь, влагу).

Для даосизма судьба - переход всего в свою противополож­ность, чередование темных и светлых полос, инь и ян. Графи­ческий символ инь-ян - круг, разделенный на две равные час­ти, взаимопроникающие друг в друга. Взятые отдельно друг от друга эти начала ущербны и неполны, но, сливаясь вместе, они образуют гармоничное единство. Без тьмы нет света, без света нет тьмы; человеком называют и мужчину, и женщину. Взаимодейст­вие двух начал рождает движение, развитие.

Основные идеидаосизма:

· все в мире взаимосвязано и развивается согласно Дао - естественному пути всех вещей. Благодаря чередованию инь и ян все находится в посто­янном изменении;

· мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, поэтому вмешательство человека в естественный ход вещей обречено на неудачу. Нельзя пытаться управлять высшими законами при­роды (принцип у-вей);

· особа императора священна, только он имеет духов­ный контакт с богами и высшими силами;

· цель человека - гармоничное слияние с природой, согласие с ок­ружающим миром, приносящее удовлетворение и покой; путь к счастью, познанию истины - освобождение от жела­ний и страстей;

· развитие общества и цивилизации ведет человека к замене ес­тественного искусственным, к дисгармонии с миром. Следствие разрыва связей с природой - хаос, бунты и войны. Необ­ходимо вернуться к истокам, стать ближе к земле и природе.

Конфуцианство основал Кун Фу Цзы (551-479 до н.э.), считается одним из величайших мудрецов древности и, несомненно, самым известным и влиятельным китайским философом. В европейской тра­диции его имя звучит как Конфуций.Ученики Кун Фу Цзы, записав мысли, изречения и воспо­минания философа, составили книгу «Лунь-юй» («Беседы и су­ждения»). В этой работе изложены следующие основные идеи:

· человек не рождается злым, но в течение жизни он ожесточает­ся. Портит его дурное воспитание. Следовательно, для того чтобы зло не проникло в душу, необходимо правильное воспи­тание;

· древность - идеальная эпоха благородных людей. Поэто­му правильным будет воспитание в духе древних традиций;

· традиции воплощены в ритуалах, нормах вежливости. Если че­ловек будет строго соблюдать все правила этикета («ли»), то в его поведе­нии не окажется места для конфликтов и зла.

· Человек должен учиться на уроках прошлого и не забывать свои корни. Следо­вательно, благовоспитанность связана с почитанием предков; живым воплощением древних традиций являются родители и старшие люди.

· Представители конфуцианства выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управ­ления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия - отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным - как отца к сыновьям.

· согласно Кун Фу Цзы, важно «не делать другим, чего не жела­ешь себе». В поведении необходимы взаимность и любовь к другим - «жень»;

· исполнение всех требований, изложенных выше, ведет челове­ка по пути совершенствования. Цель этого пути - превраще­ние человека в средоточие всех добродетелей - благородного мужа.

Основные вопросы, решаемые конфуцианством:

Как вести себя в обществе? Учение Конфуциядает такие ответы: жить в обществе и для общества; уступать друг другу; слушаться старших по возрасту и по званию; подчиняться императору; сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;быть человечным.

Как управлять людьми? Большое внимание Конфуций уделяет вопросам, каким дол­жен быть начальник (руководитель) и подчиненный.

Руководитель долженобладать следующими качествами: подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам; управлять на основе добродетели («бадао»); обладать необходимыми знаниями; верно служить стране, быть патриотом; обладать большими амбициями, ставить высокие цели; быть благородным; делать только добро государству и окружающим; предпочитать убеждение и личный пример принуждению; заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом.

В свою очередь, подчиненный должен: быть лояльным по отношению к руководителю; проявлять старание в работе; постоянно учиться и самосовершенствоваться.

Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении ки­тайского общества. До середины ХХ века оно было официальной идеологией Китая.

Легизм (школа законников, или Фацзя) также являлся важным социальным учением Древнего Китая.Его основателя­ми были Шан Ян(390 - 338 гг. до н. э.) и Хань Фэй(288 - 233 гг. до н. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до н. э.) ле­гизм стал официальной идеологией.

Основной вопрос легизма (как и конфуцианства): как управ­лять обществом? Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы.Таким обра­зом, легизм - философия сильной государственной власти.

Основные принципы легизма:

· человек обладает изначально злой природой, а движущая сила его поступков - личные интересы;

· как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны; чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения;

· основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием; государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;

· основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы; законы должны быть одинаковы для всех, а наказание долж­но применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновни­кам (независимо от звания), если они нарушили законы;

· государственный аппарат должен формироваться из профес­сионалов (то есть чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и дело­выми качествами, а не передаваться по наследству);

· государство - главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.

Идеи человечности (конфуцианство) и естественности (дао­сизм), подробно разработанные в китайской философии, ста­ли весомым и важным вкладом в мировую философскую мысль. Например, конфуцианство востребовано в философии воспитания, а идеи даосизма популярны в экологической фи­лософии последних десятилетий. Идеи легизма также имеют много сторонников, в том числе и в современной России.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ:

Основой древнеиндийской философии являются древние священ­ные тексты - «Веды». В трактовке «Вед» жизнь есть череда реинкарнаций, наполненных страданием. Цель большинства философских школ - поиск пути избавления от страданий. Ведущей школой индийской философии является буддизм, предла­гающий практические предписания для достижения нирваны - бла­женного состояния отрешенности от жизненных страданий.

Китайская философия всецело подчи­нена духовно-нравственной проблематике, интересуясь в пер­вую очередь поведением человека и его внутренним миром. Цель даосизма - гармоничное слияние человека с природой,согласие с окружающим миром, приносящее удовлетворение и покой. Цель философии конфуцианства - формирование «благородного мужа» - образованного, воспитанного, заботящегося об окружающих, вежливого и знающего тради­ции. Цель легизма - создание сильного централизованного правового государства.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Перечислите основные философские школы Древней Индии. Дайте краткую характеристику каждой из этих школ.

2. Укажите основные положения философии буддизма.

3. Каковы основные положения даосизма? Согласны ли вы с ними? Обоснуйте ваше мнение.

4. Назовите основные идеи Кун Фу Цзы. Выделите наиболее важные.

5. Актуальны ли философские идеи легизма для современной России?

Тема 1.3. Философия Античности

Краткое содержание: От мифа к Логосу. Причины появления древнегреческой философии. Этапы и периоды развития античной философии. Период становления античной философии: милетская школа, Пифагор, Гераклит, элеаты, атомисты (Демокрит, Левкипп). Классический период развития античной философии: софисты, Сократ, Платон, Аристотель. Ранний эллинизм: киренаики, киники, скептики, философия Эпикура, стоики. Поздний эллинизм (Римский период). Судьба античной философии.

От мифа к Логосу. Причины появления древнегреческой философии

Античная философия - это философия древних греков и их продолжателей, древних римлян. Это особый исторический тип философствования, порожденный условиями рабовладельческого общества.Так же, как в Китае и Индии, греческая фило­софия рождается в глубинах мифологического мировоззрения. Древние понятия постепенно приобретают характер философ­ских категорий:

· Физис- природа, натура;

· Архе- первоначало, первопричина;

· Космос - Вселенная, порядок;

· Логос-слово, учение, закон, мировой Разум.

Основной вопрос для мифологии: «Кто сотворил мир?» Философия ищет ответ на иной вопрос: «Из чего произошел мир?» Отказываясь от легенд и фантастики, философы убежда­ются в способности человека самостоятельно понять причины и начала вещей - Архе. В греческой философии Космос - противоположность пер­вобытного беспорядка - Хаоса. Вся античная философия космоцентрична- она представляет мир упорядоченным и пото­му доступным для научного изучения. Случайности и произвол - иллюзия: во всем содержится своя логика, все подчинено Логосу - неизменным и всеобщим законам, познать которые призвана философия.

Появление философии в Греции вызвано также рядом внешних (социальных и культурных) причин, в числе которых: упадок мифологии, неспособной описать многообразие мира в свете нового опыта общества; расширение торговли и судоходства, благодаря чему греки по­знакомились с другими вариантами культуры, общественного устройства, достижениями восточной мысли; экономический рост, способствовавший появлению большого количества свободного времени, которое использовалось в том числе и для философских размышлений; демократичность социального устройства, способствовавшая сво­бодной дискуссии, развитию аргументации, доказательности.

Этапы и периоды развития античной философии

Античная философия прошлав своем развитии четыре основных этапа:

Этапы развития античной философии Исторический период Основной философский интерес
Эллинский период (VII -IVвв. до н.э.) Период становления (досократовский) VII- первая половина V вв. до н.э. Материальная субстанция (Фалес, Гераклит и др.) Атомы + пустота (Левкипп, Демокрит) Числа (Пифагор)
 
Классический   Вторая половина V -IV вв. до н. э. Идеи (Сократ, особенно Платон) Форма (Аристотель)
Эллинистическо- римский период ( III в. до н. э. - VI в. н.э.) Ранний эллинизм III- Iвв. до н.э. Самодостаточность человека (киники) Счастье как наслаждение (эпикурейцы) Человек и его судьба (стоики) Мудрое молчание (скептики)
Поздний эллинизм (Римский период) I - VI в.в. н.э Иерархия: Единое - Благо - Мировой Ум - Мировая Душа - Материя (неоплатоники)

Период становления античной философии

Первые, досократовские философские школы Древней Гре­циивозникли в VII - V вв. до н. э. в древнегреческих полисах (городах). Ответы искали путем объяснения природных явлений, поэтому такая философия позднее была названа натурфилософией (от лат. natura - «природа»).

К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся:

1. Милетская школа (школа «физиков) существовала в Древней Греции в VI в. до н. э. и получила свое наименование от названия крупного поли­са в Малой Азии, Милета.

Философы милетской школы:

§ занимались не только философией, но и другими науками; пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название - школа «физиков»);

§ выступали с материалистических позиций; искали первоначало окру­жающего мира.

Фалес (примерно 640 - 560 гг. до н. э.): первоначалом всего сущего считал воду.

Анаксимандр(610 - 540 гг. до н. э.), ученик Фалеса: первоначалом всего сущего считал «апейрон» - первовещество, из которого все воз­никло, все состоит и в которое все превратится.

Анаксимен(546 - 526 гг. до н. э.) - ученик Анаксимандра: первопричиной всего о считал воздух.

2. Пифагорейцы- сторонники и последователи ученика Анаксимандра Пифагора (ок.570 - ок.500 гг. до н. э.), древнегреческого филосо­фа и математика: первопричиной всего считали число (всю окружаю­щую действительность можно свести к числу и измерить с помощью числа).

3. Гераклит из Эфеса(544/540/535 - 483/480/475. гг. до н. э.):

· первоначалом всего существующего считал огонь;

· вывел закон единства и борьбы противоположностей (самое важное от­крытие Гераклита);

· считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»). Основатель европейской диалектики.

4. Элеаты- представители философской школы, существовавшей в VI -V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии.

Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский. Элеаты считали все существующее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

Парменид (ок. 540-470 до н.э.) - главный представитель элейской школы. Впервые выдвинул философскую категорию «бытие». В противовес Гераклиту, утверждал, что движения нет, это просто иллюзия, порожденная нашими органами чувств.

6. Атомисты(Демокрит, Левкипп) «строительным материа­лом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопиче­ские частицы - «атомы».

Демокрит из Абдеры (460 - около 370 до н.э.) признается основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита»). Он считал, что весь материальный мир состоит из атомов и пустоты между ними; атомы находятся в вечном движении.

Видным продолжателем атомизма был Эпикур (341 -270 гг. до н. э.).

Классический период развития античной философии

Софисты- философская школа в Древней Греции, сущест­вовавшая в V - первой половине IV вв. до н. э. Софисты были не столько теоретиками, сколько педагогами, учвшими философии, ораторскому искусству и дру­гим видам знаний (в переводе с греческого «софисты» - мудре­цы, учителя мудрости). Выдающийся софист Протагор(V в. до н. э.) утверждал: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют».

Свою правоту эти философы доказывали с помощью софизмов- логических приемов, уло­вок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозак­лючение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях. В основе философских взглядов этой школы лежали представления об отсутствии абсолютных истин и объективных ценностей. Отсюда вывод: благо - то, что доставляет человеку удовольствие, а зло - то, что причиняет страдания. При таком подходе на задний план отступали проблемы поиска первоосновы мира и основное внимание уделялось человеку, особенно его психологии. Труды софистов стали предпосылкой к развитию этики Сократа, где главный вопрос - вопрос о том, как человеку следует жить.

Сократ (469 - 399 гг. до н. э.) - выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог.Онсовершил в философии коренной переворот,утверждая, что философия человека должна стать ключом к философии природы, а не наоборот. Философ был сторонником этического реализма, согласно которому любое знание есть добро, а любое зло совершается от незнания.

Историческое значение деятельности Сократав том, что он:

• способствовал распространению знаний, просвещению граждан;

• открыл метод майевтики, широко применяемый в современ­ном образовании. Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины;

• воспитал много учеников, продолжателей своего дела (на­пример, Платона), стоял у истоков целого ряда так называе­мых «сократических школ». «Сократические школы» -философские учения, сложившие­ся под влиянием идей Сократа и развитые его учениками. К числу «сократических школ» относятся: Академия Платона; школа киников; киренская школа; мегарская школа; элидо-эретрийская школа.

Платон(427 - 347 гг. до н. э.) - крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной фи­лософской школы - Академии, основоположник идеалистиче­ского направления в философии.

1.Платон - основатель идеализма.Наш мир, согласно Платону, не является истинным - он только искаженная тень, отра­жение подлинного мира в подобии кривого зеркала. Истинный мир, который Платон называет миром идей, недоступен чув­ствам.

2. Концепция любви Платона. У каж­дого человека есть тело и душа. Душа - главная часть человека, благодаря ей он познает идеи, в этом состо­итдобродетель. Душа состоит из трех частей. Высшая часть - разумная, которая и содержит истинное знание. Две остальные части - страстная и вожделе­ющая - низшие. Душа реализует себя в добродетеляхуме­ренности, мужества и, наконец,мудрости. Проще всего быть умеренным, сложнее - мужественным, еще труднее стать мудрым. К благу ведет не только позна­ние, но и любовь.

Суть любви в движении к благу, прекрасному, сча­стью. В этом движении есть свои ступени: любовь к те­лу, любовь к душе, любовь к благу и прекрасному. Многие считают, что платоническая любовь - это любовь, лишенная чувственных влечений. В действительности же Платонвоспевал любовь как побудительную силу духовного совершенствования. Он выступал против сведения любви к сексуальной просто­те, но саму чувственную любовь не отрицал.

Часть души Расположение Способность Добродетель Сословие
Разумная Голова Мышление Мудрость Философы
Страстная Сердце Воля Мужество Воины
Вожделеющая Живот Чувственность Умеренност

Наши рекомендации