Философское понимание мира: бытие, материя, пространство и время
|
ряду многообразных философских категорий - бытие занимает центральное место. Она есть по истине исходная и наиболее важнаяпоскольку выражает сущность каждого
предмета, а именно: способность предметов и вещей быть, проявляться, взаимодействовать. Это всеобщее свойство любого объекта, любой части объективного мира. Именно с этим свойством впервые сталкивается человек на стадии формирования как разумного существа: - Кто Я? Что есть окружающий меня мир?
Прежде чем ответить на эти вопросы, человек фиксирует как факт то, что его окружает. Человек начинает понимать то, что его окружает, и он сам существует как некая реальность, как данность. Все, с чем сталкивается человек, все, с чем ему приходится сталкиваться, воздействует на человека, на его органы чувств, воспринимается им в настоящий момент как некая данность, как некое "нечто". А другого "нечто" уже нет, оно было раньше как вещь или предмет, но оно разрушилось, сгорело или было и прошло как событие, явление, его уже нет - исчезло, перестало существовать и только память может сохранить о нем какую-то информацию. В то же время еще "чего-то" нет, но оно должно появиться, стать реальностью, обрести свое существование. Например, созреет урожай, появятся яблоки на цветущей яблоне, родится человек и т.д. Об этом нам говорит наш собственный опыт и опыт наших предков, который многие века закреплялся в сознании людей и передавался из поколения в поколение в начале в виде мифов, затем по мере развития сознания в форме религиозного мировосприятия, научного и, наконец, философского.
Таким образом, мы имеем дело с отправной, исходной точкой, коренной основой всех вопросов, с которыми человек сталкивался с первых попыток рационально осмыслить мир. Как только человек стал философствовать, он задается вопросом - "Кто породил все сущее?"
Философия ставит вопрос - как рационально объяснить - "что есть все сущее, откуда оно произошло и куда уходит?" В попытках дать такое объяснение философы сталкиваются с необходимостью объяснить что такое "бытие" как философскую категорию.
Наиболее ранние попытки философски осмыслить проблему бытия обнаруживаются уже в древнеиндийских и древнекитайских философиях, истоки которых уходят к началу первого тысячелетия до нашей эры. Так в Ведах и Упанишадах содержится идея о целостной духовной субстанции, о бессмертной душе, а также материалистические и атеистические представления о мире, в соответствии с которыми основу мира составляют естественные начала - огонь, дух, свет, пространство и время. Пытаясь постичь тайну бытия, мыслители Древней Индии задумывались над тем, куда уходит солнце ночью и где обитают звезды днем? Эти представления о мире были отражены в Ригведах.
Философия Древнего Китая была больше ориентирована на социальные проблемы, поэтому большая часть исследований посвящалась вопросам бытия человека, а также общественному бытию. Интерес к явлениям природы проявлялся в значительно меньшей степени. В "Книге перемен" в древнем Китае называется уже восемь основ, образующих все многообразие действительности.
Не менее, чем восточные мудрецы, озабочены истоками сущего и античные мыслители. С момента зарождения древнегреческой философии они искали первопричину всего сущего в самой реальной действительности, определяя ее как воду (Фалес) или воздух (Анаксимен), то как некое беспредельное начало - апейрон (Анаксимандр).
Отвечая на главный вопрос того времени - "Что есть все?", Пифагор сделал вывод, что "все есть число". Он впервые выдвинул идею о шарообразности земли, которую затем поддержал и письменно сформулировал Парменид. Именно он первый из философов выделил бытие как категорию и сделал ее предметом философского анализа. Его онтология строится на том, что бытие, сущее определяется как нечто реальное, о котором он говорит, что оно "есть" и противопоставляет ему небытие, не сущее, давая ему название "не есть". Мыслить можно только бытие, то, что есть, то, что существует. Вместе с тем никоим образом нельзя помыслить то, чего нет, что не существует. По мнению Парменида отличительные признаки бытия сводятся к следующему:
1. Бытие не возникло и оно не подвержено гибели, так как помимо него ничего не может быть, и ничего нет.
2. Бытие едино (непрерывно), неподвижно и совершенно.
3. Имея свои пределы, оно похоже на глыбу "совершенно круглого шара".
Соглашаясь с Парменидом Мелис с острова Самос (представитель школы Элеатов), в труде "О природе или о Сущем" отмечал, что бытие не имеет границ. Если бытие ограничено, то оно граничит с небытием, а так как небытия нет, то и бытие не может быть ограниченным. Итак, еще в досократовский период древнегреческой философии широкое развитие получает онтология.
Почти все философы того времени прямо или косвенно рассматривая проблему бытия, как правило, связывают его с вечным и совершенным космосом, единой природой, иными словами они отождествляли бытие с предметно-чувственным миром. Например, Эмпедокл хотя и не употреблял термин "бытие", но, рассуждая о четырех корнях всех вещей (огонь, вода, воздух и земля), придавал миру (космосу) яйцевидную форму и считал, что жизнь происходит из теплого и влажного ила. Демокрит и Левкип, говоря об атомах как о некоем веществе, отождествляли их с твердым или полным бытием в противовес пустоте - небытию, которое тоже считали существующим. В тоже время появляется диалектический подход к бытию, наиболее ярко выраженный у Гераклита, который рассматривал весь мир в постоянном развитии и изменении. Одна и та же вещь, по мнению Гераклита, существует и не существует. Основу мироздания, считал он, составляет космос, который один и тот же для всех, его не создал никто из богов, он всегда был, есть и будет, вечный огонь живой, вечно возгорающийся и вечно угасающий.
Значительно расширил понимание бытия Платон. Он впервые в истории философии указал на то, что бытием обладает не только материальное, но и идеальное. Платон выделил «истинное бытие» - мир объективно существующих идей, противопоставляя его «чувственному бытию». Таким образом, он впервые включил в понятие бытие все сущее.
В дальнейшем философы по-разному подходят к понятию "бытие", но все они выстраиваются вокруг чувственных и рациональных представлений о бытии. В средневековой христианской философии выделяется "истинное бытие" - бытие Бога, и "неистинное" - то есть сотворенное Богом. Философы-материалисты XVII-XVIII нередко связывали понимание бытия с физической реальностью. Натуралистические взгляды этих философов объясняются развитием механики и естествознания. Природу они представляли как некую заведенную машину, а человека как одного из винтиков. Отсюда происходила и натурализация бытия, особенно ярко проявившаяся во взглядах французских материалистов (Гольбах, Гельвеций, Ламетри).
Новое время, а затем немецкая классическая философия привнесла более глубокое понимание бытия, выделив такие философские категории как субстанция - некая сущность, лежащая в основе миропознания, относительно устойчивая и самостоятельно существующая, свободная, чистая деятельность абсолютного "Я" - (Фихте), объективно развивающаяся идея (Гегель). XX век значительно расширил трактовку бытия, связал его понимание с историзмом, человеческим существованием, ценностями и языком. В то же время неопозитивизм истолковывал проблему бытия в качестве псевдопроблемы, полагая, что онтология есть предмет частных наук, но не философии. Однако, наука сама по себе не дает интегративного понятия бытия, это возможно только на философском уровне. Очень хорошо о роли философии сказал великий русский ученый Вернадский: "Я смотрю на значение философии в развитии знания иначе, чем большинство натуралистов, и придаю ей огромное плодотворное значение. Мне кажется, что философия и наука это две стороны одного и того же процесса - стороны, совершенно неизбежные и необходимые. Если бы одна из них заглохла, прекратился бы рост другой. Философия всегда заключает зародыши, иногда даже предвосхищает целые области развития науки".
Категория «бытие» является не только наиболее важной, но и наиболее часто употребляемой. Ведь этимологически категория «бытие» связана с глаголом "быть". В то же время «бытие» не должно и не может отождествляется с теми объектами, которые обозначаются существительными, местоимениями или их признаками, то есть с тем, что в сознании может выступать объектом или субъектом познания. В то же время ни один из этих объектов не может быть помыслен без того, чтобы не зафиксировать его наличие или отсутствие. К бытию неприменимы прилагательные - хорошее, плохое, правильное, неправильное, веселое, белое, черное, большое, маленькое и т.п. Его нельзя поместить в какую бы то ни было систему координат. Его можно поместить только во времени. Итак, что же есть бытие? Его можно определить как всеобщую, универсальную и единственную в своем роде способность существовать, которой обладает любая реальность.
Бытие можно также определить как всеобщую философскую категорию для обозначения всего объективно существующего мира вокруг нас. Впервые понятие бытия обозначил и интерпретировал Парменид (VIв. до н.э.) "Есть бытие, а небытия вовсе нет - здесь достоверности путь, и к истине он приближает". Парменид прав, ибо, уходя в прошлое, ни один из фрагментов настоящего бытия не перестает бытийствовать, а лишь переходит из одной сферы в другую - из сферы природного, объективного, в сферу бытия духовного, объективированного или субъективного, с уровня актуального (в смысле бытия настоящего времени) на уровень прошедшего бытия, которое никак нельзя отождествлять с небытием. Об этом очень образно сказал Н.Бердяев - "Философия истории должна признать прочность исторического, признать, что историческая действительность подлинная и пребывающая, не умершая, а вошедшая в какую-то вечную действительность, она является внутренним моментом этой вечной действительности." (Н. Бердяев "На переломе")
Небытие и бытие в философском смысле находятся в диалектической взаимосвязи. Философская категория бытия позволяет самим фактом своего существования выразить весь мир как единое целое. Этим задается как бы исходная система координат рассуждений о природе и сущности мироздания. Для этого вводятся такие философские категории как сущность, явление, субстанция, материя, сознание, пространство, время, закон и др.
Один из важных принципов бытия - разделение на живое и неживое. В мире живого особое место занимает человек, который отличается от всех живых существ - разумом, умением мыслить абстрактно и осознавать себя мыслящим существом. Бытие вещей и процессов неживой природы - это весь естественный и искусственный мир, а также все состояние и явления природы (звезды, земли, вода, воздух, здания, машины, эхо, радуга и т.п.).Вся эта первая (естественная) и вторая (созданная или преобразованная человеком) – природа, лишенная жизни.
Бытие живой природы включает в себя два уровня. Первый уровень - живые не одухотворенные тела - это все, что имеет способность к размножению, осуществляет обмен веществ и энергии с окружающим миром, но не обладает сознанием (вся биосфера, представленная флорой и фауной планеты). Второй уровень - бытие человека, его сознания. Здесь, в свою очередь следует выделить: а) бытие конкретных людей; б) бытие общественное, социальное; в) бытие идеального (духовного).
Неживая природа - основа и первоначало живой, и социальной природы. Она бесконечна в своих проявлениях и чрезвычайно многообразна (тела, газы, поля, частицы и т.д.) Мир являет собой постоянный процесс.
Земля возникла 4,7-5 млрд. лет назад, еще через 1 млрд. лет началась геологическая история Земли. Неживая природа Земли имеет свое бытие, зависящее от эволюционных процессов планеты. Человекоподобные живые существа появились 2-4 млн. лет назад.
Постепенное преобразование природы - создание новых конструкций, никогда не существовавших в природе, вторая - неживая природа. Вторая природа соотносится, в значительной мере, с бытием человека. Вторая природа создана человеком для удовлетворения его же потребностей. Поэтому она так же недолговечна, как и сам человек, как его бытие. Вторая природа подвержена тем же процессам разрушения, что и первая природа -эрозия, окисление и т.д. Тем не менее, процесс создания новых вещей опережает процесс их исчезновения. Отжившие свой век вещи становятся хламом, мусором, чуждым естественной природе. Искусственная среда разрастается соответственно росту численности населения. Население уже превышает шесть миллиардов человек. Эта диспропорция еще больше усугубляет несоответствие между первой и второй природой. Естественный мир неограничен, необозрим и бесконечен в пространстве. Мир вещей, созданный человеком в пространстве, количественно ограничен, в принципе уничтожим.
Бытие живой природы следует рассматривать во взаимодействии с таким явлением как жизнь. Жить - значит быть, а не быть - умереть. Имеются самые различные теории происхождения жизни - анимизм (от anima - душа, дух). Лейбниц внёс термин «энтилехия», обозначающий наличие цели в самом себе, являющийся началом движущей силы. Это положено в основу витализма (vitas - живой). Существуют так же божественная теория, занесение спор из космоса, пришельцы с других планет и т.п.
Материалистическая диалектика утверждает, что жизнь есть способ существования белковых тел (Энгельс). Особенности живого - обмен веществ, энергией и информацией, способность к размножению. Действительно, условия для живого существуют в биосфере земли. Она ограничена в пространстве и имеет начало во времени (2-3 млрд. лет). Всё что говорится о бытии живого мира, относится и к человеку.
Для глубокого понимания сущности бытия необходимо выяснить содержание центрального, фундаментального понятия философии - категории материи. Это важно, прежде всего, потому, что бытие мира в целом - это прежде всего материя, взятая в ее динамике, развитии.
Рассматривая вопрос о материи необходимо уяснить, что вопрос о её сущности является камнем преткновения на протяжении всей истории философии. Субъективный идеализм в его классической форме отрицал материю вообще, поскольку она выдумана материалистами для обоснования своих выводов. Такого мнения, как известно, придерживался Д. Беркли и его последователи.
Объективный идеализм представляет материю как продукт сверхприродного сознания. Так, например, мир идей у Платона, мировой дух у Гегеля. Материя, если исходить из принципов объективного идеализма, существует, но является производной от сознания и зависит от него.
Материализм считает материю объективной реальностью, не зависящей от нашего сознания и воли.
Прежде, чем дать более глубокую характеристику материи, следует определить, что такое субстанция. Ни одно философское учение не обходит вниманием вопрос о субстанции. Поскольку любой вопрос сводится к попытке выявить сущность предельного основания того объекта (факта, события, явления), о котором идёт речь. История философии свидетельствует о том, что всё многообразие объективного мира сводится, в конечном счёте, к конечному предельному основанию.
Таким предельным основанием всего сущего философы называют субстанцией. К субстанции следует отнести и материю, поскольку она есть основа мироздания.
Впервые понятие близкое к материи встречается ещё у Платона. Он обозначил лишённый качественных характеристик материал, из которого возникают тела различной формы и величины термином "hyle" - основной субстракт. Материя, по мнению Платона, бесформенна, неопределенна и тождественна пространству, из которого образуются различные фигуры. В философии Нового Времени материя связывается с такими понятиями, как: масса, энергия, пространство. В этот период материя отождествляется с её конкретными видами - атомом, веществом, корпускулами и т.д.
Современные взгляды на материю, на соотношение её с духом несколько видоизменились. Следует отметить, что понятие материи не даётся человеку "apriori". Отнюдь не с этого понятия начинается формирование мировоззрения. Более того, далеко не в каждом индивидуальном мировоззрении оно имеется. Материя как понятие представляет собой результат осмысления мира и его личностных оценок. Сегодня можно признать, что множественность индивидуальных воззрений на мир порождает и множество трактовок понятия материи. Это, вполне закономерно, приводит к своеобразию, полярности, а порой альтернативности суждений о материи. Вместе с тем плюрализм мнений отнюдь не исключает возможности формирования единого взгляда по каким-либо важнейшим вопросам.
Материя и материализм очень часто воспринимаются в искажённом виде. Для многих материя предстаёт как некое косное, бездуховное образование. Материалисты выглядят как люди, третирующие дух и духовность, либо вообще, лишённые духовности. Следует отметить, что в определённый период в нашей отечественной философии господствовало искажённое представление о материализме. Причём виной тому были сами представители философской школы, которые отделяют материю от духа. Сегодня многие формы материализма определяют материю не как косную и бездуховную субстанцию, а как активное самодеятельное начало, способное к развитию, самоорганизации, порождению духа и сознания. Сегодняшний материализм вовсе не принижает значения духа. Его вторичность не означает второстепенности.
Авторы учебника «Философия» П.В.Панин и А.В.Алексеев, справедливо полагают, что будущее за теми формами материализма, которые способны познать величие духа и его возрастающее влияние на эволюцию человечества и на все мировоззрения. Материя как философская категория охватывает всё многообразие видов материи. Современный взгляд на соотношение материи и духа позволяет сделать вывод, что дух и материя противопоставляются лишь в рамках основного вопроса философии.
Если сегодня составить перечень определений, то может возникнуть список, содержащий более двухсот таких определений. В отечественной философской литературе наиболее объективным называется определение, данное В.И.Лениным в своей работе «Материализм и Эмпириокритицизм» - «Материя - философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существующая независимо от них».
Многие современные философы и в настоящее время определяют материю, как объективную реальность, существующую независимо от человеческого сознания и отображаемую им. Такое определение материинесомненно несет определённую познавательную эффективность. Вместе с тем, современная наука вводит такое понятие как одухотворённая материя. Так по мнению В.Н.Лавриненко человек есть одухотворенная материя.
Схема 7. Материя
Как же связан дух с материей в онтологическом смысле? Здесь можно выделить три момента: актуальный, потенциальный и диспозиционный. Вполне логичными представляются доводы, приводимые биофизиком А.П.Дубровым и психологом В.Н.Пушкиным в этой связи. Так актуальная связь духа и материи предопределена субстратной, вещественной и квантово-полевой основой сознания индивида. Естествознание и наука, а на этой основе и философия, подошли к такому периоду, когда психические явления связываются не только с условными и безусловными рефлексами, биохимическими и биофизическими процессами, но и квантово-полевыми структурами головного мозга. Мозг, в свою очередь, взаимосвязан с теми процессами, которые происходят во вселенной. Мозг принимает энергию и информацию из космоса, причём кожа служит приёмником и преобразователем принимаемой информации. Складывается своеобразная экосоциальная система, имеющая, безусловно, материальный характер. Мыслящий дух имеет материальный субстрат, который выступает в данном случае как результат развития природы и антропосоциогенеза. Таким образом, он (мыслящий дух) может быть представлен одним из свойств материи. Наукой выявлена определённая реальность, обладающая одновременно свойствами материального и психического характера. Известны такие формы материи, которые зависят от сознания. В связи с этим можно говорить не об абсолютной, а лишь об относительной противоположности духа и материи. Актуальная связь духа и материи просматривается в гипотезах, предполагающих возможность существования духа и сознания в космосе, в звёздных системах, галактиках. Поскольку сознание возникло (или создано) в нашей солнечной системе, где гарантия того, что в других звёздных системах оно не существует?
Потенциальная связь материи и духа заключается в следующем: Неорганическая и органическая материя содержит в себе, потенциальную возможность возникновения сознания. На низших уровнях неорганической материи существуют контактная и дистантная форма отражения, на их основе формируются более сложные формы отражения - раздражимость, а далее психика, наблюдаемая уже у некоторых высших животных. Все эти виды отражения являются потенциальной формой сознания.
Диспозитивная связь материи и духа прослеживается в том, что окружающая нас объективная реальность, помимо предметных вещей, содержит такое понятие как ценности. В буквальном толковании этого положения кроется мысль того, что природа лишена ценностей. Поскольку ценности не существуют сами по себе в объективном мире, они проявляют свою сущность лишь в их отношении к человеку. Природные и социальные ценности проявляют себя лишь во взаимодействии с человеком. В зависимости от его интересов и потребностей, а также целей, то или иное признаётся ценным или наоборот. Таким образом, аксиологическая сторона природы (материи) заключена в ней диспозиционно и может быть раскрыта лишь при взаимодействии с мыслью человека, его идеями.
Причём данное положение нисколько не противоречит материалистическому пониманию мира. Если признать, что кроме материи ничего нет, следовательно, материя включает в себя (актуально и потенциально) сознание, дух как свой продукт. Иными словами, в субстанциональном аспекте материя органически связана с духовным.
Субстанциональное определение материи имеет две стороны (формы) естественно-природную и социально-практическую. Если первая включает в себя объективно-техническую реальность, то вторая - все результаты практики предшествующих поколений, так и практику, развивающуюся сегодня.
Философское понимание материи современными авторами сводится к следующему: материальное не может непосредственно порождать идеальное. Ведь в самом материальном имеется лишь потенциальная возможность. При её отражении в сознании в виде гомоморфных или изоморфных образов имеется только чистая копия того, что уже имеется в отражаемом объекте. А это порождается сознанием посредством творческой деятельности. Здесь идеальное выступает как проект будущего материального объекта. Идеальное является (в этом случае) первичным по отношению к материальному, а точнее к материализованному продукту практической деятельности. П.В.Алексеевым и А.В.Паниным предложена интересная интерпретация этого вопроса. Если исходный материальный объект обозначить Ml, образ материального объекта - ОМ1, творчество в процессе которого конструируется образ - ОМ2, получим следующее отношение: ОМ1-М1-ОМ2-МО2. Таким образом, материальное предстаёт как опредмеченное идеальное. Иными словами гносеологически абсолютная противоположность духа и материи снимается, онтологической и предметно практической относительностью этих понятий. Следовательно, можно вести речь о пределе противоположности духа и материи.
Следует по-новому осмысливать проблему противоположности материи и духа. Эта задача стоит перед сторонниками гуманистического материализма. Подобный подход не отменяет противоположность идеализма и материализма, но позволяет вести полемику между ними в иной плоскости. Материя в современном понимании включает в себя человека во всём его многообразии, в том числе и духовном, и как социума.
В диалектико-материалистической философии сформирован вывод, что для материи характерны - субстанциональность, неисчерпаемость, неуничтожимость, бесконечность. Формами его существования являются движение, пространство и время. Неисчерпаемость материи находит своё подтверждение в современном естествознании, которое выделяет различные уровни организации материи, которые совпадают с формами бытия - уровень неживой материи, живой и социальной. Все уровни теснейшим образом взаимосвязаны. Развитие происходит от менее сложных форм к более сложным формам. Высшей формой материи сегодня (по отношению к нашей планете) считается социальная форма. Структура неживой природы также чрезвычайно разнообразна: микро, макро и мегамир.
На наш взгляд, наиболее оптимальным можно считать (с небольшой натяжкой) определение материи, данное американским химиком Поллингом: «… Всякая масса энергии, движущаяся со скоростью менее световой есть материя, а всякая масса энергии, двигающаяся со световой скоростью есть излучение».
Наука всё глубже проникает в тайны мироздания. Если в начале XX века вещество рассматривалось как нечто непрерывное, состоящее из дискретных частиц, а поле как непрерывная материальная среда, то с развитием естественнонаучных идей, квантовой физики, теории относительности различие между веществом и полем становится весьма относительным. Сегодня внимание учёных приковывает плазма и процессы в ней происходящие, вакуум как особая форма материи куда погружены все частицы, тела - все то что подтверждает неисчерпаемость материи. Практически микро-, макро- и мегамир не имеют границ.
За всю историю философского осмысления мира понятие материи прошло несколько эволюционных этапов.