Познание: сущность, уровни (ступени) и основные формы.
Практическая работа № 1
Тема: ««Научные революции как смена типов рациональности»
Ф.И.О. студента: Голубева Виктория Сергеевна
Направление подготовки: 15.03.01. «Машиностроение»
Шифр студента:160205
Дата выполнения работы: 08.07.17.
Санкт-Петербург
План.
1. Познание: сущность, уровни (ступени) и основные формы.
2. Научное познание и его критерии. Проблема истины в научном познании.
3. Методы и формы научного познания.
4. Наука в современном мире и ее функции.
Познание: сущность, уровни (ступени) и основные формы.
Гносеология - это раздел философии, в котором изучается природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. В её компетенции вторая сторона основного вопроса философии - познаваем ли мир, по поводу которой существуют две основные позиции: познавательно-реалистическая и агностическая.
Надо сразу отметить, что нередко агностицизм сводят к тезису: познание невозможно. Однако наличие агностицизма в философии свидетельствует о том, что познание есть сложный феномен. Кант, например, считал, что знание не происходит целиком из опыта. Познаваем лишь мир явлений, вещи в себе (сущности) познанием не достигаются.
Агностические концепции появляются и функционируют в сфере науки, философии не из-за нигилизма, а из столкновения с противоречивой природой материальных систем и сложным характером и процессом её отображения в сознании субъекта.
Современная философская теория познания расходится с агностицизмом в следующем: в признании принципиальной познаваемости мира, что основано на признании объективности материального мира и его отражении человеческим сознанием; в утверждении диалектического характера процесса познания, познаваемы не только явления, но и сущности вещей. Процесс познания идёт от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности более высокого порядка. В процессе познания важную роль играет как чувственное , так и рациональное познание, разрыв между двумя этими сторона познавательного процессе напрямую ведёт к агностицизму;
в признании решающей роли в познании практики, которая является целью, основой, движущей силой и критерием познания.
Основными ступенями познания являются эмпирическое и теоретическое познание, основанные на чувственном и рациональном восприятии мира. Формами чувственного познания являются: ощущения, восприятия, представления. Ощущением называется элементарный чувственный образ, например, звук, который мы слышим, цвет, который мы видим и т.д. Восприятием называется целостный чувственный образ, который мы получаем от того или иного объекта, когда одновременно работают несколько органов чувств. Представлением называется чувственный образ, который возникает в нашем сознании в отсутствии того или иного объекта, когда мы вспоминаем об этом предмете и как бы просматриваем в своей памяти, как выглядит этот объект.
Формами рационального познания выступают: понятия, суждения, умозаключения.
Основные отличия между рациональным и чувственным познанием заключаются в следующем:
-способность абстрактного мышления к отражению общего в предметах и явлениях, что недоступно чувственному познанию;
-способность абстрактного мышления к отражению существенного в вещах и предметах;
-способность абстрактного мышления к конструированию на основе познания существенных связей и отношений;
-рациональное познание действительности носит опосредованный характер.
Однако между чувственным и логическим познанием существует тесная взаимосвязь. Она выражается в том, что реализация чувственной способности человека совершается посредством механизма абстрактного мышления. Рациональное пронизывает содержание чувственного познания действительности. В то же время реализация абстрактно-мысленной способности человека совершается посредством обращения к результатам чувственного отражения предметов, используемых в качестве средства достижения и выражения результатов рационального познания.
Литература
1.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. - 608 с.
2. 1. Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. Часть 2. Москва, «Политиздат» 1989г.
3. Алексеев П.В. Философия /Алексеев П.В., Панин А.В. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. — 608 с.
Практическая работа № 1
Тема: ««Научные революции как смена типов рациональности»
Ф.И.О. студента: Голубева Виктория Сергеевна
Направление подготовки: 15.03.01. «Машиностроение»
Шифр студента:160205
Дата выполнения работы: 08.07.17.
Санкт-Петербург
План.
1. Познание: сущность, уровни (ступени) и основные формы.
2. Научное познание и его критерии. Проблема истины в научном познании.
3. Методы и формы научного познания.
4. Наука в современном мире и ее функции.
Познание: сущность, уровни (ступени) и основные формы.
Гносеология - это раздел философии, в котором изучается природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. В её компетенции вторая сторона основного вопроса философии - познаваем ли мир, по поводу которой существуют две основные позиции: познавательно-реалистическая и агностическая.
Надо сразу отметить, что нередко агностицизм сводят к тезису: познание невозможно. Однако наличие агностицизма в философии свидетельствует о том, что познание есть сложный феномен. Кант, например, считал, что знание не происходит целиком из опыта. Познаваем лишь мир явлений, вещи в себе (сущности) познанием не достигаются.
Агностические концепции появляются и функционируют в сфере науки, философии не из-за нигилизма, а из столкновения с противоречивой природой материальных систем и сложным характером и процессом её отображения в сознании субъекта.
Современная философская теория познания расходится с агностицизмом в следующем: в признании принципиальной познаваемости мира, что основано на признании объективности материального мира и его отражении человеческим сознанием; в утверждении диалектического характера процесса познания, познаваемы не только явления, но и сущности вещей. Процесс познания идёт от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности более высокого порядка. В процессе познания важную роль играет как чувственное , так и рациональное познание, разрыв между двумя этими сторона познавательного процессе напрямую ведёт к агностицизму;
в признании решающей роли в познании практики, которая является целью, основой, движущей силой и критерием познания.
Основными ступенями познания являются эмпирическое и теоретическое познание, основанные на чувственном и рациональном восприятии мира. Формами чувственного познания являются: ощущения, восприятия, представления. Ощущением называется элементарный чувственный образ, например, звук, который мы слышим, цвет, который мы видим и т.д. Восприятием называется целостный чувственный образ, который мы получаем от того или иного объекта, когда одновременно работают несколько органов чувств. Представлением называется чувственный образ, который возникает в нашем сознании в отсутствии того или иного объекта, когда мы вспоминаем об этом предмете и как бы просматриваем в своей памяти, как выглядит этот объект.
Формами рационального познания выступают: понятия, суждения, умозаключения.
Основные отличия между рациональным и чувственным познанием заключаются в следующем:
-способность абстрактного мышления к отражению общего в предметах и явлениях, что недоступно чувственному познанию;
-способность абстрактного мышления к отражению существенного в вещах и предметах;
-способность абстрактного мышления к конструированию на основе познания существенных связей и отношений;
-рациональное познание действительности носит опосредованный характер.
Однако между чувственным и логическим познанием существует тесная взаимосвязь. Она выражается в том, что реализация чувственной способности человека совершается посредством механизма абстрактного мышления. Рациональное пронизывает содержание чувственного познания действительности. В то же время реализация абстрактно-мысленной способности человека совершается посредством обращения к результатам чувственного отражения предметов, используемых в качестве средства достижения и выражения результатов рационального познания.