Тема 8. Онтология – учение о бытии.

Задания 17-20 из «Сборника текстов для семинарских занятий по философии – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004».

Тема 9. Гносеология – учение о познании.

Задания 21, 22 из «Сборника текстов для семинарских занятий по философии – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004».

Тема 10. Социальная философия.

План:

1. Общество как саморазвивающаяся система.

2. Гражданское общество и государство.

3. Социум и индивид.

4. Движущие силы истории.

5. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

6. Человек, общество, культура.

Тема 11. Философское учение о человеке.

Задания 23-26 из «Сборника текстов для семинарских занятий по философии – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004».

Тема 12. Глобальные проблемы современности.

План:

1. Понятие глобальной проблемы. Классификация глобальных проблем.

2. Интерсоциальные проблемы.

3. Глобальные проблемы в системе «общество-природа».

4. Глобальные проблемы в системе «индивид-общество». «Антропологическая катастрофа».

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Контрольные вопросы к экзамену.

1. Мировоззрение и философия.

2. Предмет философии. Основной вопрос философии.

3. Место и роль философии в культуре. Функции философии.

4. Предпосылки греческой философии, понятие и цель.

5. Фундаментальные проблемы античной философии.

6. Досократики: милетская школа, Гераклит, элеаты, древнегреческая атомистика, учение Пифагора.

7. Софисты и Сократ.

8. Философские взгляды Платона.

9. Философия Аристотеля.

10. Эпикурейство, стоицизм, скептицизм.

11. Общая характеристика средневековой философии.

12. Патристика. Философия А.Августина.

13. Схоластика. Философия Ф.Аквинского.

14. Гуманизм и натурализм Возрождения.

15. Общая характеристика философии эпохи Возрождения.

16. Общая характеристика философии Нового времени.

17. Эмпиризм и рационализм. Философия Р.Декарта.

18. Эмпирики и рационалисты. Философия Ф.Бэкона.

19. Французское Просвещение и французский материализм 18 в. Рационализм как миропонимание.

20. Общая характеристика немецкой классической философии

21. Критическая философия И.Канта.

22. Объективный идеализм Г.В.Ф.Гегеля.

23. Общая характеристика русской философии.

24. Философия всеединства В.С. Соловьева.

25. Философская антропология Н.А. Бердяева.

26. Современная западная философия: предпосылки и условия формирования.

27. Современная западная философия: общая характеристика.

28. Философия жизни.

29. Психоаналитическая философия.

30. Экзистенциализм.

31. Понятие бытия и материи.

32. Пространство и время.

33. Движение и покой.

34. Понятие и принципы диалектики.

35. Законы диалектики.

36. Категории диалектики

37. Сознание и самосознание.

38. Мышление и язык.

39. Феномен познания.

40. Практика и творчество как специфические способы познания и преобразования действительности.

41. Роль формальной логики в познании.

42. Понятие рационального и иррационального.

43. Проблема истины.

44. Особенности социально-гуманитарного познания. Понимание как одна из особенностей.

45. Общество как саморазвивающаяся система.

46. Гражданское общество и государство.

47. Социум и индивид.

48. Движущие силы истории.

49. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

50. Человек, общество, культура.

51. Что такое человек.

52. Характеристики человека.

53. Свобода личности и ответственность.

54. Проблема смысла жизни.

55. Этика и ее проблемы.

56. Ценности человека.

57. Глобальные проблемы современности.

58. Пути выхода из кризиса и будущее человечества.

ТЕМЫ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

Работа № 1.

В главе 20 Второй книги Моисеевой (Библия. Исход.) прозвучали 10 заповедей, которым должен следовать каждый человек. Прочтите их. Проанализируйте, почему Вы выполняете эти заповеди? Нарушаете ли Вы их? Объясните почему.

Работа № 2.

Опишите, что такое философское отношение к жизни.

Работа № 3.

Ф.Бэкон.

«Есть четыре вида идолов, которые осаждают умы людей. Для того чтобы изучать их, дадим им имена. Назовем первый вид идолами рода, второй — идолами пещеры, третий — идолами площади и четвертый — идолами театра. <...>

Идолы рода находят основание в самой природе человека... Ибо ложно утверждать, что чувства человека есть мера вещей. Наоборот, все восприятия, как чувства, так и ума покоятся на аналогии человека, а не на аналогии мира. Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивает к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде.

Идолы пещеры суть заблуждения отдельного человека. Ведь у каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы. Происходит это или от особых прирожденных свойств каждого, или от воспитания и бесед с другими, или от чтения книг и от авторитетов, перед какими кто преклоняется, или вследствие разницы во впечатлениях, зависящей от того, получают ли их души предвзятые и предрасположенные или же души хладнокровные и спокойные, или по другим причинам... Вот почему Гераклит правильно сказал, что люди ищут знаний в малых мирах, а не в большом, или общем, мире.

Существуют еще идолы, которые происходят как бы в силу взаимной связанности и сообщества людей, этих идолов мы называем, имея в виду порождающее их общение и сотоварищество людей, идолами площади. Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум. Определения и разъяснения, которыми привыкли вооружаться и охранять себя ученые люди, никоим образом не помогают делу. Слова прямо насилуют разум, смешивают все и ведут людей к пустым и бесчисленным спорам и толкованиям.

Существуют, наконец, идолы, которые вселились в души людей из разных догматов философии, а также из превратных законов доказательств. Их мы называем идолами театра, ибо мы считаем, что, сколько есть принятых или изобретенных философских систем, столько поставлено и сыграно комедий, представляющих вымышленные и искусственные миры... При этом мы разумеем здесь не только общие философские учения, но и многочисленные начала и аксиомы наук, которые получили силу вследствие предания, веры и беззаботности. <...>

Человеческий разум не сухой свет, его окропляют воля и страсти, а это порождает в науке желательное каждому. Человек скорее верит в истинность того, что предпочитает... Бесконечным числом способов, иногда незаметных, страсти пятнают и портят разум.

Но в наибольшей степени запутанность и заблуждения человеческого ума происходят от косности, несоответствия и обмана чувств, ибо то, что возбуждает чувства, предпочитается тому, что сразу чувств не возбуждает, хотя бы это последнее и было лучше.

Человеческий ум по природе своей устремлен на абстрактное, и текучее мыслит как постоянное. Но лучше рассекать природу на части, чем абстрагироваться. Это и делала школа Демокрита, которая глубже, чем другие, проникла в природу. Следует больше изучать материю, ее внутреннее состояние и изменение состояния, чистое действие и закон действия или движения, ибо формы суть выдумки человеческой души, если только не называть формами эти законы действия».

//Хрестоматия по философии. Ред. И сост. А.А.Радугин. – Москва: Центр, 1998. – 432с. С.119-122.

Вспомните, к какому направлению философии Нового времени принадлежит философия Ф.Бэкона. Какие главные задачи ставит Бэкон перед своей философией? Какое отражение они нашли в данном тексте? Что такое идолы, какие идолы выделяет Бэкон? Приведите примеры подобных идолов из Вашей жизни? Каким образом воля и страсти влияют на разум? Что следует делать, по мнению Бэкона, чтобы лучше познать природу? Какие знания о природе человека Вы можете почерпнуть из приведенных рассуждений?

Работа № 4.

Наши рекомендации