Основные положения философии Гегеля

Георг Вильгельм Гегель (1770-1831)

Родился в Штутгарте. Отец - секретарь казначейства.Учился в гимназии, должен был стать пастором - традиционный путьпредставителей классической немецкой философии. Являлся кандидатом теологии и магистром. Работы, посвященные христианству "Жизнь Иисуса"...

В 1801 г. право преподования, лекции по истории философии, логике, эстетике.("Феномен духа", "Наука логика"). 1817 г. - "Энциклопедия философских наук."(+ "Философия искусства") Гегель - пример ярко выраженного объективного идеализма. Мир вне человека реально существует, но первоначальна духовная сущность,кот. определяет все развитие чел-ка. Эта абсолютная идея существует везде и во всем.

Логика: Это сфера духа, развития абсолютной идеи. Абсолютная идея отчуждает от себя природу

Философия природы: Природа - "сфера абсолютной идеи", это окаменевший дух. Абсолютная идея отходит от природы.Философия духа: принцип триады: попытка подвести все процессы в 3 этапа,а именно:

Логика | Тезис - положительное знание

Ф.Природы | Антитезис - отрицание

Ф.Духа | Синтез - возврат к тезису, но на более высоком уровне.

ЛОГИКА ГЕГЕЛЯ (сфера развития абсолютной идеи, чистой мысли)

Состоит из учения о бытии, учения о сущности, учения о понятии.

Бытие - чистое, не обладает никакими признаками, нельзя определить, это НИЧТО. Но время развития бытия, и ничто - процесс становления.

Абсолютная идея проходит несколько стадий: от абсолютной неконкретности к конкретной вещи. В процесс становления образуется НАЛИЧНОЕ, которое уже обладает определенными свойствами и признаками и характеризуется количественной и качественной мерами.

КАЧЕСТВО - сущность предмета, то, что делает дом домом. КОЛИЧЕСТВО - дом, боьшой или маленький, - это дом.

Теряя качество, предмет перестает быть самим собой, а изменяя количество, предмет остается собой. До определенного этапа количественные изменения происходят, не изменяя качества предмета - этот этап мера (количественно-качественная определенность).

Понятие ОТРИЦАНИЯ. (Т-АТ-С). Развитие происходит путем бесконечных отрицаний: АТ - отрицание, С - двойное отрицание. Отрицание - момент развития. Отрицание - (снятие - одновременное отрицание, но и сохранение наиболее прогрессивных моментов - того, что мы отрицаем.) Снятие. удержание сохранение положительного, прогрессивного. Г. разрабатывает диалектику (в учении о понятии), кот. характеризуется понятием триады и диалектического отрицания.

Учение о СУЩНОСТИ: Кажимость\ (кажется, что солнце движится вокруг Земли) препятствия, мешающие чел-ку постичь сущность вещей.

Видимость/ Взаимосвязь понятий СУЩНОСТЬ и ЯВЛЕНИЕ неотрывна друг от друга, т.к. сущность является, а явление существенно. Чтобы проникнуть в сущность вещей Г. рассматривает триаду:Тождество-Отличие-Противопол-сть.

Нет абсолютного тождества, чел-к не может быть тождественнен другому. Тождество обязательно выявляет в себе различия, а различие, развиваясь, доходит до противоположности. /Белый и серый цвета (между ними есть различие,затемняя серый можно вообще получить черный)/. Отношение противоположностей между собой образует противоречие, которое и есть источник развития. Для выяснения сущности предполагается рассмотреть категории (на первый взгляд противоположности, но...):

1. содержание - форма

2. возможность - действительность

3. необходимое - случайное

4. причина - следствие

Каждая вещь, предмет может быть охарактеризован с помощью содержания и формы. Не существует содержания без формы и наоборот./Можно поспорить/. Внешняя форма не учитывается: оформление, переплет книги. Одно и то же содержание может быть представленно в разной форме, например любовь может быть выражена в стихах, музыке, и др..., и чем совершеннее форма, тем глубже мы проникаем в содержание. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ все то, что уже существует, а ВОЗМОЖНОСТЬ - то, что только может существовать.

ФОРМАЛЬНАЯ Возможность: Это все, что чел-к может помыслить (солнце упадет).

РЕАЛЬНАЯ Возможность: Это то, что обладает такими признаками, которыми обладает реально существующее. При рассмотрении категорий НЕОБХОДИМОГО и СЛУЧАЙНОГО основное это выяснение их зависимости. То, что сейчас кажется случайным, может быть необходимо в другом состоянии, другом времени.

ПРИЧИНА - то, что порождает следствие, следствие может быть причиной других явлений.

Учение о ПОНЯТИИ: состоит из ПОНЯТИЯ, СУЖДЕНИЯ, УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ.

ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ МЕХАНИКА, ФИЗИКА , ОРГАНИКА.

Ф. ПРИРОДЫ - наименее разработанная часть его системы. Ф. природы характеризуется как много бытие идей, ПРИРОДА - окаменевший дух, она чуждая сфера самой абсолютной идее. К сфере природы понятие развитие не носит диалектического характера.ОКАМЕНЕВШИЙ ДУХ - сама суть ф.природы.

Здесь Гелель применяет триаду - три этапа развития абсолютной идеи, котор. на определенном этапе отчуждает от себя природу. ОТЧУЖДЕНИЕ бытие, но не истинное.

Эта сфера необходима, т.к. развитие природы дает возможность более глубокого понимания идеи самой себя. Сферы ф.п.: механика, физика и органика - имеют взаимосвязь, обусловленную тем, что эти 3 ступени-сферы развития абсолютной идеи.

МЕХАНИКА - 1ый этап развития природы, на кот. объекты природы существуют в отрыве друг от друга, но во времени и пространстве. Основные проблемы механики: проблемы пространства и времени. Природа у Г. не развивается, т.к. она задан абсолютной идеей и может лишь разнообразится в пространстве. На стадии механики предметы и объекты рассматриваются Г7 с точки зрения количественных изменений.

ФИЗИКА, проблемы: природа света, оптика, небесная механика, стихии - воздух, огонь, вода, земля. Предсказал периодическую систему элементов.

ОРГАНИКА - высшая сфера, там происходит зарождение жизни, зарождение всего живого. Жизнь - лишь производная абсолютной идеи, не имеющая естественного происхождения.

ФИЛОСОФИЯ ДУХА: СУБЪЕКТИВНЫЙ, ОБЪЕКТИВНЫЙ, АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ.

Высший этап философии Гегеля - философия духа. Первый этап развития идеи в виде духа распадается на антропологию, феноменологию и психологию. Уже в разделе АНТРОПОЛОГИЯ Г. пытается рассмотреть проблему индивидуального сознания, имеющего социальный характер. Человеку даны темперамент, особенности психики, но от природы он не является ни злым, ни добрым. Г. активно выступает против идеи расизма. Человек свободен и должен свою свободу совершенствовать. Большое внимание Г. уделял особенностям различных национальных характеров,осуществил анализ немецкого национального характера. Гегель анализирует понятия МЫШЛЕНИЕ, ДУХ, РАЗУМ.

Анализ сферы объективного духа: абстрактное право, мораль, нравственность. Исходный пункт право-свободная воля. Абсолютной свободы не существует, потому что свобода всегда определяется известными условиями. Быть СВОБОДНЫМ - сознавать границы и необходимость делаемого. Полной свободой может обладать лишь мыслящий интелект. Человек может и должен осознавать свою свободу. СВОБОДА - осознанная необходимость.

С точки зрения Г. самая главная заповедь права - будь юридическим лицом и уважай других в качестве такового. Большое внимание уделяет анализу уголовного права: "правонарушение не допустимо, воровство в случае крайней необходимости объяснимо и не наказуемо, т.к. наибольшая ценность - человеческая жизнь...Человек может и должен стремиться к счастью."

Гегель рассматривает понятие морали и нравственности в разделе "Гражданское общество". Наиболее важным он называет общество, кот. знаменует становление капиталистических общественных отношений. Говорил о решающей роли труда в человеческой жизни. ТРУД - социальное явление, зависящее от развития техники, производства.

Прогресс приводит к оскуднению человеческой личности. Он рассматривает ГОС-ВО - сферу развития человеческой свободы, т.к. свобода осознанная необходимость. Идеальный тип государства,по Г.,- это прусская монархия. Гегель рассматривал всемирную историю: прогресс истории на сможет развиваться всем человечеством, а лишь отдельным народом, дух которого наиболее подходит для дальнейшего развития, является носителем духа всего мира. Критерий общественного прогресса - сознание каким-либо народом своей свободы. Человечество, развиваясь, подходит к наиболее глубокому пониманию свободы. Только у греков появилось в античности ощущениесвободы, но только абстрактной. Только германские народы, по Г., благодаря христианству дошли до понимания свободы.

Абсолютный дух также включает в себя 3 раздела: искусство, религия, философия.

ИСКУССТВО - его центральная категория - понятие прекрасного, но он не принимал во внимание красоту пирроды. Сфера искусства - сфера человеческого духа. Степень совершенства - диалектическое соотношение содержания и формы. Три этапа развития искусства: ДРЕВНОСТЬ (символическое искусство), АНТИЧНОСТЬ (абсолютное совпадение формы и содержания - классика искусства), СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (романтическое). Гегель рассматривает отдельные жанры искусства и считает, что должно происходить полное совпедение формы и содержания. Философия и религия стоят на одной ступени. Г. считает философию воплощением абсолютного духа. Развитие религии - движение одной более совершенной религии. Высшая форма религии /опять же/ германский пртестантизм, основоположник - М.Лютер. Человек должен самостоятельно прийти к религии, поддерживая требования личной веры.( Вообще не рассматривал ислам)

ФИЛОСОФИЯ - высшая сфера существования абсолютного духа. Г. рассматривал Ф. как процесс совершенствования и развития, изучал историю философии и объяснил необходимость смены одних учений другими. СЧИТАЛ СВОЮ СИСТЕМУ НАИБОЛЕЕ СОВЕРШЕННОЙ.

Фейербах

Последним великим представ класс нем фил был Л.Феербах (1804 - 1872). Осуждая идеалист толкование мышления как внеприродной и сверхчел сущности, Ф приходит к выводу, что вопрос об отнош бытия к мышл есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь чел. Следов фил.,поскольку она реш вопрос об отнош мышл к бытию, должна быть антропологией, т.е. учением о чел, в существовании, в деят которого этот вопрос находит свое фактическое, реальное решение.

Чел неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение присущей ему биол, физиолог. деятельности. Ф. Антропология Ф указыв на его стремление разработать матер сист взглядов. Существенным содержанием и назнач. антрополог. принципа является по Ф. научное истолкование общественного сознания, в кот он видит отражение сущности чел. Эта сущность по Ф прежде всего чувственная жизнь ума и сердца, многообразие пережив индивида. Речь идет следов о том, чтобы рассматривать разл формы общ сознания (и религию) с точки зрения закл. в ней жизненного содержания.

Основой антропол Ф является мат учение о природе. Прир явления единственной реальностью, а чел ее высшим продуктом. В чел и благодаря ему прир ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе. Природа вечна. Возникновение и уничтожение относятся тоько к отдельным явлениям. Природа бесконечна в пространстве. Ф. отстаивает положение о неразрывной связи материи и движения. Однако не указывает на качественное многообразие форм движ. материи, на их взаимопереходу. Целесообразность в жив и раст мире представляет собой не р-т реализации внутренне присущей явл цели, а следствие единства мат мира. Т.о. он не отрицает объект целесообразности в жив природе, он прав указывает на ее относительность.

Т.о ф. учение о природе в целом не выходит за рамки метаф материализма. Ф признает важную познав функцию теорет мышления и его способности достичь более глубокого познания действительности. Задача мышления - собирать, сравнивать различать, классифицировать чувств данные, осознавать, понимать, обнаруживать их скрытое, непосредственно не являющееся содержание. Мышление носит опосредованный хар-тер, поэтому то, о чем мы мыслим, не всегда явл объектом непосредств восприятия.

61 Экзистенциализм - одна из самых модных на западе в середине ХХ века философских школ. Ее наиболее крупные представители - М.Хайдеггер, К.Ясперс, Г.Марсель, Ж.П.Сартр, А.Камю, Н.Аббаньяно, У.Баррет.Свой метод эта философия в значительной мере заимствовала в феноменологии немецкого философа Э.Гуссерля, исходные же идеи ее взяты из сочинений датского религиозного мыслителя С.Кьеркегора.

Согласно экзистенциализму, задача философии заниматься на проблемами науки, а вопросами сугубо человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу, и он живет в чуждом ему мире; его бытие со всех сторон окружено таинственными знаками, символами. Жизнь глубоко иррациональна, страдание в любой форме преобладает в ней. Страх - важнейшее понятие философии экзистенциализма. Мир тем более страшен, чем он бессмыслен и непостижим. Человека на каждом шагу подстерегают неприятности. Экзистенциализм исходит прежде всего из того, что человек живет эмоциями: на все окружающее он реагирует на только теоретически или интеллектуально, но прежде всего эмоционально.

Большое место в экзистенциализме занимает проблема свободы, определяемая как выбор человеком самого себя: человек таков, каким он себя свободно выбирает.Свобода не терпит ни причины, ни основания. В силу этого свобода предполагает независимость настоящего от прошлого, а будущего от настоящего. Она, таким образом, не связывает, а разрывает время человеческого бытия, образуя, повыражению Сартра, дыру в бытие.

Современный экзистенциализм как система мировоззрения вне зависимости от религиозной или от атеистичексой ориентации отдельных ее представителей немыслим без психологии катастрофы, ощущения кризиса. Неуверенность в будущем, страх перед завтрашним днем и т.п. - вот подлинные социальные и психологические корни той философии, которая делает страх онтологической характеристикой человека. Выход из кризиса экзистенциалисты ищут не в изменении общественных отношений, а в индивидуальной жизни, в ограничении общения узким кругом “духовной аристократии”.

Современный неотомизм

Неотомизм получил свое название от имени средневекового богослова Фомы Аквинского Ж Маритен, Э. Жильсон, Й. Бвхеньский, М. Грабман и др.) и широко распространенный в странах католического вероисповедания. Это объективно-идеалистическая философская доктрина, характеризующаяся стремлением синтезировать в цеюстную гармоническую систему прямо противоподожные принципы веру и разум,

религию и науку. В этом синтезе и заключается ее сокровенный смысд. Неотомизм претендует на <цельную и оптимистическую -концепцию мироздания,счи тая всю историю филоеофии, начинан с эпохи Возр. неоправданной цепью заблуждений. Для него мир-не абсурд, не арена < заброшенности > человека, как у зкзистенциалистов не игрушка произвольной человеческой активности, как у пргматистов матистов, не цепь логической данности, как у неопозитивистов а <<реальное творение благого бога>, заслуживающего полного <принятия> и почтения к его внутренним законам.

Мир подчинен сверхъестественным силам. Наука познает лишь естественный, а религия - высший, сверхъеств. мир. Сокровенная тайна мира находится в руках религии, наука же представляет собой низший вид знания. Истины науки, философии и религии повествуют об одном и том же, но на разных уровнях: разум науки довольствуется сферой лишь внешнего него опыта, а постижение абсолютной истины и сокровенного смысла смысла доступно лишь откровению. Мистика и рассудочность метафизическая спекуляция и ходы мысли, построенные по принципу точных наук, архаичность, консерватизм и подчеркнутая динамичность, современность - все это создает ту "томистскую эйфорию>, которая вызывает гипнотическую иллюзию целостного, законченного учения, будто бы призванного удовлетворить самые взаимоисключающие запросы, дать ответы на все вечные проблемы бытия и смысла человеческой жизни.

Русская философия

Русская философия, как одна из ветвей мировой философии формировалась под влиянием нескольких факторов:

1.влияние философских традиций лучших образцов зарубежной философии

2.социально-культурных процессов, происходящих на Руси

3.христианизации быстро распространявшейся на всей территории России

4.языческого мировоззрения и народного искусства

Все это предопределило формирование в русской философии как ортодоксальных, так и оппозиционных, свободолюбивых и вольнодумных ересей.

Т.о. русская философия вышла за рамки схоластических проблем и обратилась к философии истории, т.е. историографии.

Среди особенностей русской философии следует подчеркнуть, сто она имела практическую направленность и в связи с этим подкреплялась нравственными принципами, подчиненными не только религиозным заповедям, но и политическим принципам.

Центральной проблемой для любой философии, как и любого мировоззрения является проблема человека и соотношение души и тела в русле той или иной традиции. В России это рассматривалось через призму традиций православия. Первым философским трудом считается «слово о законе и благодати» Киевского митрополита Иллариона. В центре находится богословско-историческая концепция, обосновывающая включенность русской земли в общемировой процесс торжества божественного света. Дальнейшее развитие философской мысли шло в русле развития нравственно-практических наставлений и обоснования особого предназначения православия Руси для развития мировой цивилизации.

В 11 веке появилось «Поучение» Владимира Мономаха. Это был своеобразный этический кодекс поведения мирян, где обосновывалась мысль о том, что праведная жизнь любого человека достигается добрыми делами, покаянием, слезами и милостью. Страх божий по его мнению есть постоянное напоминание о следовании добру, и неприятия зла в любом обличии.

Позже Кирилл Туровский поддерживая идеи Иллариона об объединении земель создает притчи, где рисует образ человеческого бытия огражденной нравственными заповедями.

Творец является хозяином, который наказывает нарушающих закон во имя их блага. С одной из притч «Слово о премудрости» Кирилл Туровский дает описание монашеской одежды, вкладывая в нее мировоззренческий смысл (черная одежда - символ отлучения от мира; пояс - знак готовности к службе творцу и одновременно это знак борьбы с дьяволом и его слугами). Этические проблемы безусловно влияли на подъем самосознания россиян. Конец 14 и начало 15 века совпало с творчеством Епифания премудрого и Сергия Радонежского.

Характерными философскими мыслями этого периода были:

§ мир - творение бога

§ человеческая история - арена борьбы божественной благодати и дьявола. Человек есть двойственное существо с бренным телом и бессмертной душой.

§ религиозные заповеди носили нравственный характер и формировали ценности личности с установкой на любовь к творцу

§ все философские мысли имели нравственно-религиозную практическую ориентацию.

В конце 15 и начале 16 века философия России отмечена новгородско-московской ересью, среди всех ересей выделяются две: «Тайное тайных» и «Политическая философия». В них откровенно призывается служить богу и его наместнику на земле, кто возглавляет христианство на Руси.

В тоже время была распространена ересь Филофея, в которой он изложил теорию о Москве, как о третье Риме. Его вывод: два Рима пали, третий стоит, четвертому не бывать, послужил основой для целой историософской концепции. Россия - центр мессианской идеи.

Такой вывод не мог пройти незамеченным ни на Востоке, ни на Западе и развернулась дискуссия которая проходит до сих пор в церковно-религиозной литературе. 16 -18 век ознаменовался борьбой философии 2-х тенденций:

1.славянофилы - они утверждали самобытность и неповторимость русской духовной жизни (Хомяков, Киреевский, Аксаков). В основе славяно-философской идеи лежала концепция о мессианской роли русского народа, и во-вторых его религиозной, культурной самобытности, в третьих, о решабще6й роли православия для развития мировой цивилизации.

Раскол христианства на 3 крупные направления позволил славянофилам высказать мнение о православии в отличии от катализма (отсутствие церковной свободы и непогрешимость папы Римского), а также протестантизм, который абсолютизировал человеческую свободу и индивидуального начала личности, разрушающих церковность. Это в свою очередь позволило славянофилам гармонично сочетать свободу и необходимость, индивидуальную религиозность и церковность. Ключевым понятием славянофилов была категория соборность. В светском языке это принцип единства и мужественности, т.е. постоянное соединение людей на основе духовной общности. Соборность рассматривалась и как следствие взаимодействия свободного человеческого начала, т.е. свободы, воли человека и божественного начала, т.е. благодать.

Базовой основой соборности являются безусловные истины, или плоды духовных исканий людей. Соборность может быть осознана теми, кто живет в нравственной церковной ограде. Главный признак соборности - это участие человека в культовых обрядах, где и реализуется принцип: единства во множественности.

Славянофилы признавали важную роль рассудочного начала в жизни людей. Т.о. они ратовали за соединение соборных истин с просвещением. Отсюда основной субстанцией русского народа считали православие и общинность. Предназначение великих личностей - быть выразителями этого народного духа россиян. Таким путем славянофилы желали России войти в мировую цивилизацию и стать мировым лидером на православной, духовной основе. Зачатки реализации своих идей славянофилы видели в сельской общине, которую иначе называли «мир». Общинное устройство определяло особый путь России в истории человечества, ибо она сочетает себе 2 начала: хозяйственное и нравственное. Общинные принципы жизнедеятельности укрепляли дух соборности и т.о. приоритетом считалось самоотречение каждого в пользу всех. В итоге просветленное и просвещенное народное общинное начало станет началом общинным, церковным.

2.стремление вписать Россию в процесс развития европейской культуры. Россия должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь. Идеологию западников поддерживали: Белинский, Чернышевский, Герцен. Т.к. опора была на Запад, то каждый из них активно пропагандировал того или иного западного ученого. Белинский основывался на трудах Гегеля. Чернышевский - на Фейербахе, Герцен - французских материалистов.

Философия этого направления получила название революционный демократизм или разночинство.

Луначарский назвал этих трех философов организаторами народных сил.

Разночинцы через художественные образы и науно-публицистические статьи призывали интеллигенцию раскрыть народу глаза на его настоящее положение и поднять его на святое дело революции. Т.о. они призывали: качественно преобразовать идейно-теоретическую платформу освободительного движения России; перейти от дворянской тактики военных переворотов к разночинно-народнической тактике крестьянских восстаний.

Самой благородной фигурой этого направления был Герцен.Он создал теорию русского социализма, в которой провозгласил право каждого на землю, общинное владение ею и мирское самоуправление. К этому он мечтал прийти с помощью реформ, мирных преобразований, либо с помощью еще какой-то альтернативы, какая не связана с революцией.

Прогрессивным в философии Герцена было то, что он допускал перенесение опыта Запада на российскую почву, но не в форме прямолинейного прогресса, т.к. история как и природа развивается в разные стороны, выявляя свои противоположности и тенденции. Замена старого порядка и старых социальных отношений возможна с помощью многообразных форм социального обновления.

Историю он рассматривал в качестве арены деятельности людей.

Разум - это непрерывность бытия и неразрывность его с мышлением. Он утверждал, без разума нет и не может быть целостной и единой природы, в нем физический мир проясняется нравственно, обретает свой критерий и смысл. Единство целостности природы и мышления послужило для Герцена основой принципа объективности разума, признавая его универсальным, логическим постулатом философии.

Сущность вещей он призывал познать путем соединения разума и опыта плюс эмпирия, как сфера естествоведения. Т.о. истину сущего Герцен определяет как единый всеохватывающий разум, но это не идеализм, т.к. в основе его частные науки естествознания. Если быть объективно точным, то Герцен дистанцировался в философии как от материалистов так и от идеалистов. От материалистов его отличало то, что он отрицал объективность разума, свел его к механике мышления одного человека.

От Гегеля и идеалистов он отличался тем, что свел природу и историю к прикладной логике, сделав ее разумностью природного и исторического.

Герцен был рационалистическим реалистом. Он признавал объективацию разума и делал это в интересах антропологизации и гуманизации природы. Фактически Герцен был предтечей русского космизма. Эта идея по мнению Льва Толстого принадлежала одной трети всей русской литературы.

На смену революционным демократам в российской философии пришли революционные народники. Они верили сближение интеллигенции с народом и превращения его в базис революционного движения. Представителями революционного народничества были: Лавров, Писарев, Ткачев. Характерные черты философии этого периода наиболее ярко выразил Лавров.

* перестройка российского общества должна осуществляться не только для народа, но и по средством народа

* в связи с тем, что они ставку делали на насилие одиночек, на террор, то для них был характерен философский негелизм

* деятельность одиночек предполагала напряженный индивидуализм и субъективизм критически мыслящих личностей

* общественная деятельность соединенная с нравственностью предполагала органическое соединение субъективного понимания в справедливость и объективного (истины)

Придерживаясь этих принципов революционные народники должны были к концу 19 века или в начале 20 века построить справедливое общество в России, однако конец 19 столетия в России ознаменовался расколом интеллигенции на две расы (Бердяев) - на бога искателей и большевиков.

Бога искатели представляли собой культурную элиту русского общества, которая жаждала мистических тайн и религиозных представлений (Мендельштамп).

Большевики или сила революции вдохновленные идеями русского радикализма и марксизма стремились с помощью жестокой критики существующего строя поднять народ на революционную борьбу. Ярким выразителем настроения богоискательства или нового религиозного сознания был Иванов, позже Соловьев. Соловьев большую часть своих работ посвятил новому религиозному сознанию, В нем он попытался синтезировать самые разнородные тенденции мировой философии Августина Блаженного, Ницше и других. Он выступал за универсальный синтез науки, философии и религии. За создание свободной теософии или цельного знания, которое должно возвести философию в новое высшее состояние. Сегодня этим занимается акмиология. Предметом цельного знания по Соловьеву считается истина сущего, абсолют - бог.

Бог - это результат истинно сущего, учение о богочеловечестве. Историософия Соловьева явилась завершением и оформлением идей Чаадаева. Методология всеединства - основа историософии Соловьева.

По мнению Соловьева Россия не должна примыкать ни к Востоку, ни к Западу, на ней лежит посредническая примирительная роль - быть третейским судьей. Это возможно при условии если Россия откажется от национального эгоизма и будет действовать по христианским принципам и в соответствии с духом справедливости и любви.

В основу целостной мировоззренческой системы Соловьев положил органически связанные запросы религиозной и социальной жизни. В связи с этим он ратовал за объединение православия, католицизма и протистанства. В своей работе «Философские начала цельного знания» Соловьев призывал к метконфессиальности, к включению в христианское мировоззрение новейших достижений естествознания, истории и философии, пытаясь таким способом создать синтез религии и науки.

Центральная идея - это идея всеединства. В основе ее заложена славянофильская идея соборности. Но он ей придал всеохватывающий космический характер.

Антологической основой всеединства выступает божественная троица - в ее связи со всеми божественными творениями и человеком.

Основной принцип всеединства - все едино в боге, т.е. единство творца и творения. Бог - космический разум. Он абсолют, но внутренне он противоречив. Эманации божества (атом живые элементарные существа) или идеи, деятельные существа лежат в основании каждого предмета или явления. Одновременно Соловьев диалектически подходит к действительности, он рассматривает ее не в застывших формах.

Общий признак всего сущего - последовательность изменений субъектом, которым является Мировая дума. Ее энергия одухотворяет все существующее, она действует в соответствии с божественным импульсом. Бог дает мировой думе идею всеединства, как определяющую форму всей его деятельности. София - мудрость. Отсюда учение Соловьева называется софиологией. Бог инороден миру, София - душа мира. Связующим звеном между ними которое придает общность богу, миру и человечеству является София. Механизм их сближения и раскрывает концепцию идеи богочеловека. Реальным и совершенным воплощением богочеловека является Иисус Христос. Он полный бог и полный человек. Это и есть высшая цель всего исторического процесса.

С одной стороны это одухотворение человечества, с другой - соединение человека с богом, в третьих воплощение богочеловечества. Бог переместившись из центра вечности в центр исторического процесса становится воплощением бога в человеке (в онтологии).

В гносеологии: принцип всеединства предстает через цельность знания, неразрывность взаимосвязи 3-х разновидностей познания: эмпирического (научного), рационального (философского), мистического (созерцательно-религиозного).

Предпосылка цельного знания - вера в существование абсолютного начала бога. Истина постигается через интуицию.

Соловьев в концепции цельного знания совмещает принцип автономии разума, основанного на рационализме с принципом богооткровенности христианского вероучения, являющегося основой богословия.

Идеи доступны интеллектуальному созерцанию или интеллектуальной интуиции. Для проникновения в бытие необходим прорыв в сферу потустороннего, запредельного, трансцендентального. Это состояние одержимости, экстаза, вдохновения.

Идея единства эмпирического, рационального, мистического - это единство науки, философии, религии. Это единство Соловьев называет свободной теософией, позволяющей рассматривать мир как завершенную систему всеединством или богом. Соловьев лучше чувства выразил понятием «Святая Русь»: это национальный идеал святости, которая имеет практический и исторический смысл, а именно: соединение церквей; духовное примирение Востока и Запада в богочеловеческом единстве христианства. Это святое дело которое Россия должна сказать и обеспечить миру.

Булгаков- это философ богослов. Особое место в его философии занимает историософия - это учение о Софии и богочеловечестве, христианском понимании мира и его истории как воссоединении с богом.

Булгаков движущим мотивом познания считает оправдание мира, утверждение ценностей и осмысленности его бытия. Мир он представляет во всей его материально-телесной полноте. Он признает материю, но в соответствии с христианским учением пытается:

§ раскрыть связь мира и бога

§ развить собственное учение о мире, дать трактовку материи и телесности.

Однако мысль его развивалась от экономических проблем к философскому учению о хозяйстве. В его труде «Философия хозяйства» сформулировано общее учение о материи и о мире, дана богословская система, укореняющая мир в боге, которая соответствует христианскому откровению и догматизму.

Учение о мире начинается с творения из ничего, чистого небытия и не существования.

Чистое ничто - всецелая противоположность бытию, передается она понятием «УКОНА» - это радикальное отрицание бытия.

Творное бытие - это особый род ничто (чреваты бытием, превращением в нечто).

Философская концепция материи как бытие - это погружение в водоворот возникновения, переходов и превращений. Творное бытие - множественно и многолико.

антагонистическом существе творное бытие есть «МЕОН» - бытие не бытие.

Рождающая материя выступает как великая матерь земля. Земля и мать ключевые определения материи, выражающие ее зачинающую и родящую плотскую силу.

Бытие мира - это процесс прямо продолжающий источный творческий акт бога, т.е. непрестанно длящееся творение. Связь мира и бога, Софии и софистности представлена в богословской системе, в которую включены экономическая и научно-техническая деятельность человека.

Школа Соловьева была продолжена Бердяевым, в его работах «Философия неравенства», «Философия свободы», «Мировоззрение Достоевского, «Смысл творчества - опыт оправдания человека». Бердяев развивал теорию персонализма, приближенную к экзенстенциализму. Он возглавил в русском богоискательстве персонализм.

По мнению Зеньковского - это самая крупная фигура русского реннесанства после Соловьева.

Бердяев никогда не был фанатом какой-либо идеи и не поклонялся какому-либо одному культу. Это был человек, который стремился познать как можно больше. Именно свободу знаний и творчества он искал в религии. В центр своей философии Бердяев ставит человека. Но он рассматривает личность ни как естественную категорию, а как спиритуалистическую, она ни часть какого-либо целого, напротив, целое - часть личности. Т.о. он выходил на проблему, что космос - часть человеческой личности. Выход на такие категории был обусловлен тем, что свобода человеческого творчества была частью творчества религиозной эпохи. Творчество как религия у Бердяева - цель, искание смысла за пределами мировой данности. Поэтому и личность не субстанция, а творческий акт, который не изменен в процессе изменения. Бессознательное, что есть в личности представляет собой космическое явление. Творчество создает особый мир, оно продолжает дело творение уподобляя человека богу-творцу. В связи с этим задача философии состоит в том, чтобы осознать первичность духа , как творческой реальности. Человек - это дитя бога и дитя меона (несотворенная свобода). Человек по мнению Бердяева должен обладать абсолютной свободой, поэтому он отделил свободу от бога и человека. И таким путем антологизировал зло.

В истории Бердяев выделил конечную цель - эсхатологию. Это позволило ему провозгласить примат свободы над бытием, примат личности над историческим временем. Бердяев в своем философском осмыслении идеи нации пришел к выводу, что идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что бог думает о ней в вечности.

В основе историософии России по мнению Бердяева лежит не достоверный факт, а интуитивный тезис о саморазорванности (противоречивости) русской души. В таком случае русский народ, утверждает Бердяев, совмещение противоположностей, которые имеют двойственную основу. Часть из них заимствована и перенесена, другая - порождена национальной жизнью, как например, изначально язычество, православие, аскетическая монархия, церковь, своеобразно понимание в связи с этим и свободы.

Бердяев выделил три свободы:

* первичную - не согласуется с богом и не создается им. Это безосновная основа бытия.

* иррациональную (произвольную). Суть ее заключается в подчинении моральному закону и ведет

Наши рекомендации