Тема эссе должна содержать в себе вопрос, проблему и мотивировать на размышление.
Построение эссе - это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической системе доказательств.
Структура эссе: Введение, содержащее суть и обоснование выбора данной темы. На этом этапе очень важно правильносформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования.
Основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся источников, аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе диалектических категорий: причина – следствие; общее – особенное; форма – содержание; часть – целое; постоянство - изменчивость.
В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство. Необходимо в пределах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной мысли. Оправданным является использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения, их последовательность может свидетельствовать о наличии или отсутствии логичности в освещении темы.
В заключении содержатся аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения.
Реферат
В ходе изучения дисциплины студент (курсант) должен выполнить реферативную работу по заранее выбранной теме.
Требования, к выполнению реферативной работы
Тема реферата выбирается студентом самостоятельно, в соответствии с предлагаемым перечнем и закрепляется преподавателем в начале изучения курса.
Реферат по структуре включает: введение, основную часть, заключение, библиографический список использованной литературы.
Введение предполагает изложение содержания следующих пунктов: актуальность выбранной темы, степень изученности проблемы в науке, цель и задачи исследования, методология исследования.
В основной части раскрывается содержание темы в соответствии с поставленной целью или выдвинутой гипотезой. Основная часть разбивается на главы, не нарушающие логики изложения материала. Допускается разбивка на параграфы.
Заключение содержит выводы, к которым пришел автор в ходе изучения темы.
Реферат предполагает наличие библиографического списка, оформленного в соответствии с ГОСТ.
Оформление реферата должно соответствовать требованиям:
Лист А-4.
Стиль Time New Roman
Шрифт – кегль 14
Интервал 1,5.
Поля: верх, низ – 2 см.; справа – 1 см.; слева – 3 см.
Нумерация страниц сверху по центру.
В реферате сноски постраничные обязательны, нумерация сносок – постраничная.
Работа должна быть прошита и сдана преподавателю на проверку в установленные сроки. Реферат защищается.
Контрольная работа
Работа должна быть выполнена самостоятельно, на основе глубокого и всестороннего изучения рекомендованной литературы с обязательным использованием новых публикаций. Ключевые положения темы должны быть убедительно обоснованы, доказаны, подтвержденные конкретным материалом.
Излагать материалы необходимо логически стройно, последовательно. Избегайте повторов, неоправданных пропусков материала. В конце изложения каждого вопроса и работы в целом сделайте выводы и обобщения.
Умело пользуйтесь цитатами. Цитаты необходимо брать в кавычки и делать ссылки на источники, в которых надо указать фамилию автора, название произведения, его выходные данные: место и год издания, страну, если необходимо, номер тома. В завершение контрольной работы необходимо привести список использованной литературы, поставить дату выполнения и личную подпись.
Обратите внимание на оформление контрольной работы. Пишите четким, разборчивым почерком, соблюдая определенный интервал между строчками. Текст должен быть разбит на абзацы. Оставляйте поле для заметок преподавателя.
На обложке укажите номер контрольной работы, дисциплину, по которой она выполнена, свою фамилию инициалы, шифр зачетной книжки и домашний адрес. На первой странице текста - номер темы, ее название и план работы. В конце работы поставьте дату ее завершения и личную подпись.
Объем работы 20-24 страницы школьной тетради или листов формата А4.
Стиль Time New Roman
Шрифт - кегль 14
Интервал 1,5.
Поля: верх, низ – 2 см.; справа – 1 см.; слева – 3 см.
Нумерация страниц сверху по центру.
В контрольной работе сноски постраничные обязательны, нумерация сносок – постраничная.
Тщательная проверка подготовленной работы, устранение орфографических и пунктуационных ошибок являются обязательными.
Во время сдачи зачета или экзамена по философии студент должен быть готов к собеседованию по своим контрольным работам.
Для предварительного просмотра письменная работа должна быть сдана методисту не позднее, чем за месяц до сдачи экзамена. Студент, не выполнивший контрольной работы, к экзамену не допускается. Для оказания помощи и руководства самостоятельной работой студентов кафедра организует проведение консультаций в течение учебного года.
О ЛИТЕРАТУРЕ К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ
Для выполнения контрольных работ рекомендуется использовать следующую учебно-методическую литературу:
1. Основная литература и справочный материал представляют собой список основных современных учебных пособий для вузов и предназначена для работы по всем проблемам курса философии.
2. Дополнительная литература поможет Вам наиболее полно раскрыть содержание темы. Список дополнительной литературы приведен к каждой теме контрольных заданий.
3. Список использованной литературы оформляется в соответствии с Библиографическим ГОСТом.
Критерии оценивания контрольных работ.
Оценка | Критерии оценивания |
Отлично | Во введении четко сформулирован тезис, соответствующий теме, выполнена задача заинтересовать читателя; деление текста на введение, главную часть и заключение; в основной части логично, связно и полно доказывается выдвинутый тезис; заключение содержит выводы, логично вытекающие из содержания основной части; правильно (уместно и достаточно) используются разнообразные средства связи; демонстрирует полное понимание проблемы. Все требования, предъявленные к заданию, выполнены. |
Хорошо | Во введении четко сформулирован тезис, соответствующий теме, в известной мере выполнено задача заинтересовать читателя; в основной части логично, связно но недостаточно полно доказывается выдвинутый тезис; заключение содержит выводы, логично вытекающие из содержания основной части; уместно используются разнообразные средства связи; для выражения своих мыслей обучающийся не пользуется упрощенно - примитивным языком. |
Удовлетворительно | Во введении тезис сформирован нечетко или не вполне соответствует теме; в основной части выдвинутый тезис доказывается недостаточно логично (убедительно) и последовательно; заключение, выводы не полностью соответствуют содержанию основной части; язык работы в целом не соответствует уровню курса, на котором обучается обучающийся. |
Неудовлетворительно | Во введении тезис отсутствует или не соответствует теме; в основной части нет логичного последовательного раскрытия темы; выводы не вытекают из основной части; отсутствует деление текста на введение, основную часть и заключение; язык работы можно оценить как «примитивный». |
Темы контрольных работ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 1.
Темы:
1.Философия и философствование.
2.Философия – наука или мировоззрение?
3.Роль философии в кризисные периоды развития общества.
4.Влияние мировоззрения на исторические судьбы человека и общества.
5.Мифология: прошлое и настоящее.
6.Философия как самосознание эпохи.
7.Философские аспекты буддизма.
8.Социальный космос Древнего Китая.
9.Философские системы Кун Цзы и Лао Цзы: сравнительный анализ.
10.Даосизм и экологическое значение представлений о естественном законе, естественных циклах, равновесии, самодвижении.
11.Нравственность конфуцианства.
12.Йога: философия и практика.
13.Боги, цари, герои в эпосе Древней Индии.
14.Проблема человека в философии Древнего Востока и Древней Греции (сравнительная характеристика).
15.Натурфилософская мысль Древней Греции и Рима.
16.Сократ: начало логики и этики.
17.От Пифагора к Платону – становление образа единого Космоса.
18.Значение физики и метафизики Аристотеля для развития европейской философии.
19.Пифагор и учение о числах.
20.Этика Древней Греции: гедонизм, кинизм, стоицизм, эпикурейство.
21.Проблема человека в эпоху Возрождения.
22.Античная и средневековая философии: общее и особенное
23.Отличие философии от теологии в осмыслении сути мироздания.
24.Н. Кузанский и его вклад в формирование новой концепции бытия вэпоху Возрождения.
25.Проблемы человеческой индивидуальности (Эразм Роттердамский, Б.Телезио).
26.Состоялось ли возрождение античных идей в эпоху Возрождения?
27.Философские идеи Дж. Бруно.
28.Проявления секуляризации в философии Возрождения.
29.Причины ориентации на искусство в мировоззрении эпохи Возрождения.
30.Принцип согласия всех учений Пико делла Мирандолы.
31.Основные принципы учения о материи, движении и познании в философии Гоббса, Спинозы, Локка.
32.Причины ориентации на искусство в мировоззрении эпохи Возрождения.
33.Социально-философская мысль эпохи Нового времени.
34.Проблема человека в эпоху Нового времени.
35.Что значит «знать» (полемика эмпириков и рационалистов).
36.Паскаль: «Атеизм есть признак силы ума, но только до определенной степени».
37.Философское значение открытий И.Ньютона.
38.Философские идеалы эпохи Просвещения.
39.Проблема достоверности научного знания и его границы в философии И. Канта.
40.Различие между рассудком и разумом у Канта.
41.В чем Гегель видел «хитрости Мирового Разума»?
42.Проблема человека в философии И. Канта.
43.Шеллинг и русская философская мысль.
44.Гегелевская система и ее роль в философии.
45.Гегельянство и русская философская мысль.
46.Раскол школы Гегеля: старогегельянство, младогегельянство.
47.Философия Гегеля и марксизм: общее и особенное.
48.Фейербах и русская философская мысль.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 2
Темы:
1. Философская мысль в России на рубеже XIX – ХХ веков.
2. Религиозно-идеалистическая философия в России.
3. Русское зарубежье и его значение.
4. Философское наследие А.Ф. Лосева.
5. Развитие позитивизма в России.
6. Философская мысль в России XIX века.
7. Вольтерианство в России.
8. Масонство в России.
9. В.И. Вернадский и его вклад в развитие философии в России.
10. Развитие марксизма в России.
11. Современная философская мысль в России.
12. Место русской философии в мировой культуре.
13. Взаимосвязь язычества и христианства в мировоззрении Киевской Руси.
14. Проблема «Восток-Запад-Россия» в трудах русских философов.
15. П.Я.Чаадаев и его историософская концепция.
16. П.Я. Чаадаев и Д.И. Писарев: общее и особенное.
17.Георгий Сковорода и В.С. Соловьев: связь поколений.
18.Материя: единство и многообразие форм проявления.
19.Феномен самоорганизации в природе и обществе.
20.Значение теории относительности для развития философских представлений о единстве материи, пространства и времени.
21.Философское осмысление соотношения времени и вечности.
22.Природа мифов о сотворении мира.
23.Научная картина мира в представлениях Галилея, Ньютона и Канта.
24.Социальное пространство и социальное время.
25.Понятие «природы» и особенности его формирования и эволюции.
26.Диалектика единства мега- и микромира в контексте новых открытий современности.
27.Философия природы: коэволюционная стратегия.
28.Проблемы современной космологии.
29.Диалектика единичного, особенного и общего.
30.Категория «вероятность» и ее роль в науке.
31.Методологическая роль категорий диалектики в научном познании.
32.Перспективы развития материалистической диалектики.
33.Идеи развития в их истории философии.
34.Противоречия и гармония бытия.
35.Метафизика и диалектика.
36.Диалектика и ее альтернативы в истории философии.
37.Является ли регресс развитием вспять?
38.Диалектика Сократа как искусство творческого спора и диалога.
39.Диалектические законы Гегеля и современность.
40.Схоластика, софистика и формализм в споре диалектики и метафизики.
41.Детерминизм, фатализм и волюнтаризм при анализе общественного развития.
42.Природа идеального.
43.Информация и искусственный интеллект.
44.Сознание и мозг: современное исследование проблемы.
45.Самосознание: структура, формы и роль в формировании личности.
46.Философия «здравого смысла».
47.Общественное мнение.
48.Общественное сознание и его формы.
49.Интегративная функция практики по отношению ко всем видам человеческой деятельности.
50.Адаптивное поведение, репродуктивная и творческая деятельность.
51.Философия творчества.
52.Творчество, интуиция, познание.
53.Наука и нравственность.
54.Значение науки для экономического, экологического и исторического сознания в современном мире.
55.Свобода научного поиска и ответственность ученых.
56.Научные революции и смены типов рациональности.
57.Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.
58.Средства и методы научного познания
59.Наука, как специфическая система знания
60.Современные подходы в области методологии науки.
61.Влияние научных достижений на жизнь человека.
62.Наука и ее роль в обществе.
63.Человек перед лицом глобальных проблем.
64.Глобальные проблемы и социальный прогресс.
65.Современная экологическая ситуация и ее перспективы.
66.Научно-технический прогресс и его потенциал.
67.Освоение космоса: проблемы и перспективы.
68.Картина мира обозримого будущего в футурологических моделях.
69.Философия и ее миссия в спасении человечества.
Контрольные вопросы для оценки качества знаний
1. Мировоззрение, его общественно-исторический характер. Исторические типы мировоззрения. Философское мировоззрение.
2. Философия, ее предмет исследования, круг проблем. Специфика философского познания. Философия в системе культуры. Функции философии.
3. Философские системы в истории философской мысли. Исторические типы философии /общая характеристика/.
4. Возникновение философии в древних цивилизациях. Философия Древней Индии, ее особенности и основные школы.
5. Философия Древнего Китая, особенности и основные философские школы.
6. Основные черты и школы античной философии.
7. Философия средневековья: проблемы соотношения веры и разума, сущности и существования. Реалисты и номиналисты.
8. Философская мысль эпохи Возрождения.
9. Философия Нового времени в Европе. Проблема прав и свобод человека.
10. Картина мира и места в нем человека в философии эпохи Просвещения.
11. Проблема метода в философии Нового времени (эмпиризм и рационализм).
12. Французское просвещение (Вольтер, Монтескье, Руссо)
13. Философия французских материалистов (Гольбах, Ламетри, Гельвеций и др.).
14. Немецкая классическая философия. Влияние идей немецких мыслителей на русскую философскую мысль.
15. Гегелевская философская система: достоинства и недостатки.
16. Марксистская философия: генезис, особенности и противоречия.
17. Русская философия. Традиции, особенности и основные этапы русской философии.
18. Древнерусская философская мысль. Влияние античных, византийских традиций на формирование отечественной философии.
19. Философия западников и славянофилов. Евразийство.
20. Революционно-демократическая мысль в России.
21. Русская религиозная философия XIX – XX веков /В. Соловьев, П. Флоренский, С. Булгаков, С. Франк, Н. Бердяев/.
22. Философские проблемы в творчестве Ф. Достоевского и Л. Толстого.
23. Проблема добра и зла в философии В. Соловьева.
24. Философия русского космизма.
25. Проблемы человека в философии Н. Бердяева.
26. Характерные черты социально-экономической, политической и духовной ситуации в ХХ веке, их отражение в философской мысли.
27. Иррационализм А. Шопенгауэра и Ф. Ницше: общее и особенное.
28. Человек в мире и мир человека. Экзистенциальная философия и ее разновидности.
29. Современная философия: основные черты, направления, проблемы.
30. Позитивизм и его связь с наукой, разные формы позитивизма. Позитивизм в России.
31. Постпозитивизм, логический позитивизм и его основные представители.
32. Категория бытия, ее смысл и специфика. Основные формы бытия.
33. Формирование философского понятия материя. Уровни организации материи. Синергетический подход в науке.
34. Движение как способ существования материи. Формы движения. Движение и развитие. Движение и покой.
35. Пространство и время как всеобщие свойства материи. Атрибутивная и субстанциональная концепции пространства и времени. Современные научные подходы в познании свойств пространства и времени.
36. Диалектика, ее сущность и альтернативные концепции связей, изменений и развития. Исторические типы диалектики. Современное понимание диалектики.
37. Категории и законы диалектики.
38. Философия сознания: проблемы генезиса и сущности сознания.
39. Отражение как всеобщие свойство материи. Отражение в живой и неживой природе. Отражение и информация.
40. Сознание и высшие формы психической деятельности /мышление, память, воля эмоции/. Сознание и мозг.
41. Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь. Формы общественного сознания.
42. Познание мира как философская проблема. Структура познания. Виды познания. Возможности познания мира и агностицизм.
43. Диалектика чувственного и рационального познания.
44. Проблема истины в истории философии. Объективность истины, диалектика абсолютной и относительной истины. Практика как критерий истины.
45. Специфика познания социальных явлений.
46. Наука в системе культуры. Научное познание: структура и динамика. Методы научного познания.
47. Наука и творчество. Сущность творчества. Взаимоотношение интуитивного и дискурсивного в научном творчестве.
48. Философская концепция человека. Различные подходы к проблеме происхождения человека. Проблема антропосоциогенеза.
49. Проблема жизни человека, его смерти и бессмертия. Самоценность человеческой жизни.
50. Диалектика сознательного и бессознательного в человеке.
51. Общество как саморазвивающаяся, многофункциональная система. Общество и природа.
52. Понятие общественного производства. Структура общественного производства. Виды производства.
53. Общество как социальный способ бытия человека. Общественные связи и общественные отношения. Классы, страты, социальные группы Социальные институты. Роль национального в развитии общества.
54. Проблема управления социальными процессами: социальные институты, государство, партии, гражданское общество.
55. Личность и общество. Проблема личности как философская проблема. Исторические типы отношений личности и общества.
56. Свобода личности как критерий общественного прогресса. Ценностные ориентации личности. Исторические типы ценностных ориентаций общества и личности.
57. Смысл и направленность исторического процесса. Единство и многообразие мировой истории. Различные концепции периодизации мировой истории.
58. Сущность цивилизационного подхода в трактовке исторического процесса. Субъекты истории: великие личности, нации, массы.
59. Культура как предмет философского осмысления. Философское понятие культуры. Типология культур.
60. Ценности, их природы и принципы классификации. Ценность и целеполагание., Ценность и истина.
61. Культура и цивилизация. Цивилизация как социокультурное явление. Особенности современной цивилизации.
62. Научно-технический прогресс, его сущность, содержание, основные направления и влияние на развитие общества.
63. Духовная жизнь общества. Духовное производство, потребности, ценности. Духовная культура личности.
64. Культура как способ самоопределения и развития личности. Самосознание и самооценка личности.
65. Национальное и общечеловеческое в культуре: диалог культур /Запад- Восток/.
66. Глобальные проблемы современности и перспективы человечества. Иерархия глобальных проблем, их философское осмысление.
67. Социальное прогнозирование – необходимое условие развития современных многомерных, сложных социальных систем. Гуманизм социального прогнозирования.
Тесты для самостоятельного решения
Модуль № 1
1. Философия представляет собой:
а) сложившуюся картину мира, принятую специалистами
б) набор разнообразных знаний, обслуживающих повседневную жизнь людей
в) мировоззрение, основу которого составляют фантазии, легенды, вымыслы.
г) систему взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру
2. Разновидность идеализма, провозглашающая независимость идеального начала не только от материи, но и от сознания человека:
а) объективный в) субъективный
б) диалектический г) непоследовательный
3. Мир имеет или материальное или духовное первоначало утверждает:
А) дуализм в) монизм
Б) монотеизм д) деизм
4. Истинное познание условно и весьма сомнительно утверждает:
А) рационализм в) иррационализм
Б) скептицизм г) эмпиризм
5. Исследование познавательных, эстетических, религиозных, атеистических и других ценностей осуществляет ……………… функция философии:
а) мировоззренческая в) методологическая
б) аксиологическая г) критическая
6.В какой картине мира "естественное" и "сверхъестественное" не отличаются друг от друга?
А) в научной в) в мифологической
Б) в религиозной г) в философской
7. Разновидность идеализма, утверждающая зависимость внешнего мира от сознания человека:
А) объективный в) субъективный
Б) диалектический г) непоследовательный
8. Материальное и духовное первоначала мира равноправны утверждает:
а) агностицизм в) пантеизм
б) дуализм г) деизм
9. Раздел философии, разрабатывающий наиболее общие вопросы бытия, называют…..:
а) эстетикой в) логикой
б) гносеологией г) онтологией
10. Готовые, неподвластные времени, ответы на мировоззренческие вопросы специфичны для _______________ картины мира:
а) обыденной в) научной
б) религиозной г) философской
11. Философия возникла в период:
а) 9-8 вв. до н.э. в) 5-4 вв. до н.э.
б) 1-2 вв. н.э. г) 7-6 вв. до н.э.
12.То, что существует само по себе и не зависит ни от чего другого, философы называют:
а) атрибутом в) причиной
б) субстанцией г) субстратом
13.Функция философии, в которой философия выступает как общее учение о методе, называется:
А) критическая в) методологическая
Б) мировоззренческая г) аксиологическая
14. Укажите два ведущих метода философии:
А) метафизический в) диалектический
Б) эмпирический г) критический
15. Философская дисциплина, исследующая проблемы познания называется:
А) онтологией в) аксиологией
Б) гносеологией г) теологией
16. Какие функции присущи философии?
А) мировоззренческая и познавательная
Б) методологическая и прогностическая
В) аксиологическая и ориентационная
Г) все эти функции вместе взятые
Д) должно быть взаимное соответствие между вещами и идеями
17. Кто характеризовал философию как «эпоху, выраженную в мышлении»?
а) Г. Гегель в) И. Кант
б) К. Маркс г) Л. Фейербах
Модуль 2.
1. Кто является основателем буддизма?
А) - Сиддхартха Гаутама 3) Кришна
Б) Чандрагупта 4) Мо-цзы
2. Что означает понятие "карма" в древнеиндийской философии?
А) - божественная предопределенность
Б) обряд посвящения в высший жреческий сан
В) достижение высшего блаженства, возникающего после смерти
Г) поступки живого существа, определяющие его новое рождение
3. Закон, определяющий характер нового перевоплощения в индийской философии:
а) карма в) сансара
б) дхарма г) мокша
4. «Эпоха, воюющих царств» нашла свое наибольшее отражение в:
а) моизме в) легизме
б) даосизме г) джайнизме
5. «Канон четырех благородных истин» - воплощает в себе суть какого учения?
А) буддизм в) брахманизм
Б) конфуцианство г) даосизм
6.Материалистическое учение в Древней Индии называлось:
а) джайнизм б) чарвака
в) буддизм в) моизм
7. Легизм воплотил в себе:
а) консерватизм
Б) осуществление резких социальных реформ
В) возврат к «золотому веку» прошлого
Г) идеалистическую направленность
8. В философии Востока по сравнению с философией Запада больше внимания уделяется:
а) духовному миру человека в) научно-техническому прогрессу
б) модернизации общества г) познанию внешнего мира
9. Высшее состояние, цель человеческих стремлений в буддизме:
А) нирвана г) карма
Б) дхарма д) сансара
10. Укажите, что является недопустимым в конфуцианстве:
А) сохранение традиций
Б) государственный консерватизм
В) резкие социальные реформы
Г) смена мировоззренческих установок
11. Какое учение в Древней Индии принципиально отличается от всех остальных?
А) буддизм в) чарвака
Б) джайнизм г) брахманизм
12. Сущность конфуцианства заключается в :
А) преобразовании социальных реформ
Б) утверждении новой религии
В) познании окружающей действительности
Г) сохранении традиций
13. В каком понятии древнеиндийская философия выразила объективное начало?
А) Атман в) Брахман
Б) Дхарма г) карма
14. Кто был основателем древнегреческой философии?
а) Платон в) Фалес
б) Пифагор г) Эпикур
15.Какое философское направление развивалось во взглядах Демокрита?
а) идеализм в) атомизм
б) стоицизм г) скептицизм
16. Этическое учение Эпикура можно определить как этику:
а) свободы в) благородства
б) необходимости г) откровения
17. Познание вечных и абсолютных истин под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой, считал:
а) Платон г) Парменид
б) Аристотель д) Пифагор
18. Главная проблема элеатов:
а) проблема человека в) проблемы натурфилософии
в) проблема познания г) проблема бытия
19. Переориентация античной философии с темы природы на тему человека связана с именем:
а) Демокрита в) Эпикура
б) Сократа г) Парменида
20.Автором учения о единстве формы и материи является:
А) Платон в) Парменид
Б) Аристотель г) Протагор
21. Атомизм Демокрита в эллинский период продолжили и развили:
а) Марк Аврелий в) Тит Лукреций Кар
б) Эпикур г) Прокл
22. Философ – идеал стоиков:
А) Диоген Синопский в) Гераклит Эфесский
Б) Марк Аврелий г) Парменид Элейский
23. Основная задача средневековой философии состояла в..:
А) защите веры, ответе на вопрос о существовании Бога
Б) выработке методологической базы частных наук
В) построении учения о душе
Г) разработке морально-этического кодекса
Д) обосновании идеи прекрасного
24. Универсалии существуют независимо от сознания, утверждал в средневековой философии:
а) догматизм в) реализм
б) универсализм г) номинализм
25. Основная черта антропоцентризма:
а) романтизм в) космизм
в) материализм г) гуманизм
26. Эпоха, характеризующаяся пафосом гуманизма, автономией человека, вера в его безграничные возможности:
А) Возрождение г) Просвещение
Б) античность д) Новое время
В) Средневековье
27. Какие произведения относится к эпохе средних веков?
А) - "Богословско-философский трактат» Б.Спинозы
Б) - "Сумма теологии" Ф.Аквинского
В)- "Божественная комедия" Д. Алигьери
Г) "Сущность христианства" Л.Фейербаха
д) «Исповедь» Августина Блаженного
28. Какую науку привлек Н. Кузанский к системе доказательств существования Бога:
А) философию в) математику
Б) теологию г) механику
29. Крупный социальный философ эпохи Возрождения:
А) Н. Кузанский в) Н. Макиавелли
Б) Н. Коперник г) И. Ньютон.
30. Патристика – это:
А) учение о воспитании патриотических чувств к своей Родине
Б) учение «отцов церкви» о догматике христианства
В) учение о ценностях человеческой жизни
Г) антирелигиозные взгляды
31. Схоластика – это:
А) рациональное осмысление религии и библейских догматов
Б) антихристианское учение
В) учение о хаотичном движении атомов
32. Основной философский принцип Средневековья:
А) антропоцентризм в) телеологизм
В) космоцентризм г) теоцентризм
33.То, что существует само по себе и не зависит ни от чего другого, философы называют:
а) атрибутом в) причиной
б) субстанцией г) субстратом
34. Представление о Боге, как мировом разуме, сотворившим природу, но не вмешивающемся в ее бытие, характерно для:
А) дуализма в) пантеизма
Б) деизма г) панлогизма
35. Как называется учение, считающее источником и критерием знания разум?
А) рационализм в) эмпиризм
Б) сенсуализм г) критицизм
36. К какому направлению относится гносеология Ф. Бэкона?
А) рационализм в) сенсуализм
Б) эмпиризм г) идеализм
37. Что означает термин «дуализм»?
Философское учение, исходящие из признания двойственности истины.
Философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал – материи и духа.
философское учение, провозглашающее непостижимость абсолюта для человеческого духа.
38. Автор учения о «призраках» :
А) Ф. Бэкон б)) Р. Декарт
В) Т. Гоббс г) Д. Локк
39. Основатель рационализма:
А) Ф. Бэкон б)) Р. Декарт
В) Т. Гоббс г) Д. Локк
40. Какое философское направление развивалось во взглядах Декарта?
А) - конвенционализм в) эмпиризм
Б) - рационализм г) скептицизм
41. Под термином «призраки» понимались:
а) заблуждения, ошибки в) религиозные догмы
б) знания, понятия г) научные термины
42. Автор афоризма: «Я мыслю, следовательно, существую»:
А) Ф. Бекон Б) Д. Локк
В) Т. Гоббс г) Р. Декарт
43. Соотнесите философские учения с их авторами:
Объективный идеализм Маркс, Энгельс
Субъективный идеализм Фалес, Анаксимен, Гераклит
Стихийный материализм Платон, Гегель
Диалектический материализм Беркли, Юм
44. В основе субъективного идеализма лежат:
А) характерные признаки объекта
Б) чувства, ощущения субъекта
В) интеллектуальная деятельность субъекта
Г) эмпирический опыт субъекта
45. Антропоцентризм характерная черта философии:
А) средневековья в) Возрождения
Б) античности г) Нового времени
46. Основная проблема Нового времени – это проблема:
А) бытия в) метода в познании
Б) человека г) религии
47. Что просветители считали источником исторического прогресса?
А) наука в) образование
Б) воспитание г) все вместе взятое
48. Что является более характерным для рационализма?
А) – мудрость в) предсказуемость
б)- разумность г) чувственность
49. Что является более характерным для эмпиризма?
А) - опыт в) мудрость
Б) - интуиция г) вера
50. Дж. Беркли и Д. Юм – основатели:
А) субъективного идеализма
Б) объективного идеализма
В) материализма
Г) креационизма
51. Кто из представителей немецкой классической философии резко отличался системой своих взглядов от своих соотечественников:
А) Г. Гегель г) И. Фихте
Б) И. Кант д) Л. Фейербах
52. Категорический императив Канта базируется на принципе:
а) долженствования в) справедливости
б) равенства г) независимости
53. Основоположник антропологического материализма:
А) И. Кант В) Л. Фейербах
Б) В. Шеллинг г) Г. Гегель
54. Кому принадлежит высказывание: «Все действительное разумно, все разумное действительно»?
И. Кант
Л. Фейербах
Г.В.Ф. Гегель
В. Шеллинг
55. Представители немецкой классической философии:
а) Л. Фейербах в) Ф. Ницше
б) О. Шпенглер г) Г. Гегель
56. Философ, определивший метафизику как науку «о пределах человеческого разума»:
а) И. Кант в) Г. Гегель
б) И. Фихте г) Ф. Шеллинг
57. Какое понятие свойственно философии И.Канта:
а) «вещь до вещи» в) «вещь после вещи»
б) «вещь в вещах» г) «вещь в себе»
58. Цель «мирового духа», по Гегелю, раскрытая в изречении «всемирная история есть прогресс осознании:
а) свободы в) человека
б) равенства г) независимости
59. Соотнесите основные понятия немецкой классической философии с их авторами:
А) «Абсолютная идея» И. Кант
Б) «Вещь в себе» Л. Фейербах
В) Антропологический материализм И. Фихте
Г) Наукоучение Г. Гегель
ХХ ВЕК
60. Основные направления философии ХХ века:
А) софистика г) схоластика
Б) «философия жизни» д) прагматизм
В) позитивизм ж) герменевтика
61. Укажите характерные черты экзистенциализма
а) интерес к проблеме личности
б) отождествление свободы и необходимости
в)представление бытия как целостности субъекта и объекта
г) рационализм
д) прагматизм
ж) трагизм
з) дуализм
62. В глубинной психологии К.Г. Юнга коллективное бессознательное в психике отдельного человека включает:
а) Аниму/Анимуса;
б) архетипы;
в) маску;
г) тень.
63. «Бессознательное» в современной философии - это:
а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение;
б) рефлекторные процессы в организме человека;
в) все, что не осознается человеком;
г) нечто, присущее только отдельному человеку.
64. Экзистенциализм – это философия:
А) существования в) жизни
Б) сознания г) науки
65. Основоположники диалектического материализма:
А) Маркс, Энгельс в) Фрейд, Юнг
Б) Кант, Гегель г) Конт, Спенсер
66. Определяющие отношения между людьми в марксистской философии:
а) политические в) правовые
б) производственно-экономические г) идеологические
67. Направления, представляющие современную западную философию:
а) космоцентризм г) экзистенциализм
б) сциентизм д) антисциентизм
в) позитивизм ж) схоластика
68. Мыслитель, отрицавший существование в обществе объективных законов развития:<