Тема 11.Познание (гносеология)

Познание отличается многообразием форм духовно-практического освоения мира: мифологическое, религиозное, народное, философское, техническое, научное, парапсихологическое, эзо- и экзотерическое, художественное и др. Познание является важным предметом философского анализа. Проследите развитие проблемы познания в истории философской мысли. На основе изученного материала определите: существует ли связь между сознанием и познанием. Свой ответ обоснуйте, используя источники (Лекторский В.А. «Субъект, объект, познание». М., 1980; Иванов И.В. «Сознание и мышление». М., 1994; Швырев В.С. «Научное познание как деятельность». М., 1984) . Агностицизм. Знание и вера. Вера и мнение, вера и предрассудок.

Субъектом познания является, прежде всего, индивид, наделенный ощущениями, восприятием, эмоциями, способностью оперировать образами, действующий как реальная материальная сила, изменяющая материальные системы. В качестве субъекта могут выступать: социальные группы, коллектив, класс, общество в целом. Субъект включает в себя и технические установки, компьютеры, но они являются всего лишь элементами познающей системы. Объектом познания могут выступать не только материальные, но и духовные явления. Объект – это, что противостоит субъекту, на что направлена предметно-практическая, оценочная, познавательная деятельность субъекта. Объясните различие в выводе : «Без субъекта нет объекта», формулы введенной Авенариусом, субъективным идеалистом, и современным видением проблемы. Свой ответ обоснуйте.

Познавательные способности человека. Чувственное познание – результат эволюции органического мира и социального развития – включает в себя три формы: ощущения, восприятие, представление. Раскройте на основе источников содержание перечисленных форм, выявите специфику преставления. Объясните предлагаемое определение представления – это чувственно – наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств. Обратите внимание на работу Дж. Локка - «Опыт о человеческом разуме», - в которой определена концепция «первичных» и «вторичных» качеств предмета, дополните информацию идеями Беркли и Юм. Рациональный этап познания связан с деятельностью абстрактно-логического мышления и его форм: понятия, суждения и умозаключения. Определите классы понятий по отношению к действительности, виды умозаключений.

Особую роль в познании играет язык как система знаков, имеющих значение, так как язык является не объектом познания, хотя и может быть таковым (логический позитивизм, герменевтика, символизм и др.), а средством познания. (См. об этом: Лурий А.Р. «Язык и сознание». М., 1979; Белый А. «Символизм как миропонимание». М., 1994)

Найдите в источниках информацию о разновидностях современных эмпиризма, рационализма, априоризма и интуитивизма.

Обратите внимание на проблему истины в философии и науке, исторические разновидности ее понимания. Найдите и выучите определения абсолютная, относительная, субъективная истина. Раскройте соотношение - истина и заблуждение. Определите критерии истины: рациональная интуиция, соответствие чувствам или логическим законам, “экономия мышления”, практика, верификация, когеренция, корреспонденция, фальсификация и др.

Обратитесь к учебнику и рассмотрите следующие вопросы: логика как наука о принципах правильного мышления, этапы ее развития и современное состояние. Особое внимание обратите на формы логического мышления, найдите и выпишите определения: понятие, суждение, умозаключение. Изучите законы формальной логики.

Определите различия вненаучных форм познания: обыденного, мифологического, религиозного, паранаучного, художественного, покажите их роль в познании мира человеком. Для ответов на вопросы необходимо:

1. Изучить учебники:

Алексеев, П.В. История философии. [Электронный ресурс] : Учебники — Электрон. дан. — М. : Проспект, 2014. — 240 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/54773 — Загл. с экрана.

Губин В. Д. Философия. Учебник.- М.: Изд-во «Проспект», 2016 г. - 332 с.

История философии. [Электронный ресурс] : Учебные пособия — Электрон. дан. — Минск : "Вышэйшая школа", 2012. — 998 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/65689 — Загл. с экрана.

Канке, В. А. Современная философия: учебник для вузов / В.А. Канке – 5-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2014. – 329 с.

Лавриненко В.Н. Философия. Учебник для бакалавров / В.Н. Лавриненко. – М.: Юрайт, 2014. – 275 с.

Липский Б.И. Философия: учеб. для бакалавров / Б.И. Липский, Б.В. Марков. – 2-е изд. – М. : Юрайт, 2013. -508с.

Философия : Учебник для вузов / Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Момджян К. Х., Миронов В. В. . – М. : Норма, Инфа-М, 2015. – 519с

2. Ознакомиться с источниками

Бахтин, М.М. Понимание и текст / М.М. Бахтин // Хрестоматия по философии /сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. М. : Гардарика, 1997. – С. 336 – 353.

Бэкон, Ф. Новый Органон / Ф. Бэкон // Хрестоматия по философии /сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. М. : Гардарика, 1997. – С. 224 – 227.

Гегель, Г.В.Ф. Наука логика / Г.В.Ф. Гегель // Хрестоматия по философии /сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. М. : Гардарика, 1997. – С. 247 – 256.

Гадамер, Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики / Х.Г. Гадамер // Хрестоматия по философии /сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. М. : Гардарика, 1997. – С. 353 – 357.

Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант // Хрестоматия по философии /сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. М. : Гардарика, 1997. – С. 235 – 247.

Локк, Дж. Опыт о человеческом разуме / Дж. Локк // Хрестоматия по философии /сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. М. : Гардарика, 1997. – С. 227 – 234.

Хайдеггер, М. О сущность истины / М. Хайдеггер // Хрестоматия по философии /сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. М. : Гардарика, 1997. – С. 311 - 319.

3. Дополнительная литература

Герасимова, И.А. Аргументация как методология убеждения / И.А. Герасимова, М.М. Новоселов // Вопр.филос. – 2003. - № 10.

Захаров В.Д. Размышления о природе веры, Дихотомия Бога / В.Д. Захаров // Вопросы философии. – М, 2010. - № 5. – С. 91-104.

Иошкин В.К. Вера как гносеологический феномен / В.К. Иошкин // Философия и общество. – М, 2009. - № 1.

Касавин И.Т. Дэвид Юм. Парадоксы познания / И.Т. Касавин // Вопросы философии. – М, 2011. - № 3. – С. 157-171.

Карпенко, А.С. Современные исследования в философской логике / А.С. Карпенко // Вопр.филос. – 2003. - № 9.

Коваленко, В.А. Организация творческого мышления / В.А. Коваленко // Вопр.филос. – 2002. - № 8.

Лекторский В.А. Теория познания (гносеология, эпистемология) // Вопросы философии – 1999 - №8

Мадхусудана Сарасвати Многообразие путей познания (Прастхана-бхеда). Перевод с санскрита и комментарий В.К. Шохина / Сарасвати Мадхусудана // Вопросы философии. – М, 2010. - № 5. – С. 143-154.

Порус В.Н. Эпистемология: некоторые тенденции // Вопр.филос. – 1997- №2.

Рузавин, Г.И. Теория рационального выбора и границы ее применения в социально-гуманитарном познании / Г.И. Рузавин // Вопр.филос. – 2003. - № 5.

Столович, Л.Н. Мудрость и знания / Л.Н. Столович // Вопр.филос. – 2003. - № 11.

Хвостова К.В. История: проблемы познания // Вопросы философии – 1997 - № 4.

Темы докладов и рефератов

Интегративная функция практики по отношению ко всем видам человеческой деятельности.

Адаптивное поведение, репродуктивная и творческая деятельность.

Философия творчества.

Значение науки для экономического, экологического и исторического сознания в современном мире.

Свобода научного поиска и ответственность ученых.

Наука и ее роль в обществе.

В курсе планируется письменная работа с использованием источников:

1. Прочитайте работу Аристотеля «О памяти и припоминании», проанализируйте подходы к проблеме познания и знанию Сократа, Платона, Аристотеля. Составьте таблицу. (См.: Аристотель, О памяти и припоминании (перевод и прим. С. Месяц) / Аристотель // Вопр.филос. – 2004. - № 7.)

2. Подберите работы Гегеля, Маркса, Ленина, раскрывающие проблемы познания. Определите, используя данные работы Г.В.Ф. Гегеля, К. Маркса, В.И. Ленина, роль практики в познании. Составьте конспект.

3. Вопрос об источниках знания, способах и границах познания человеком мира имеет длительную историю. Рассмотрите концепции:

- сенсуализм и эмпиризм: «Нет ничего а разуме, чего первоначально не было бы в чувствах»;

- рационализм: «Ощущения не источник знания, а источник заблуждений. Только разум способен дать истинную картину мира»;

- иррациональная концепция: «Для познания недостаточно ни опыта, ни разума. Для этого необходима особая форма познания»;

- диалектическая: «Противостояние разума и чувств, как и их игнорирование, неправомерно! Источник знания – в единстве чувственного и рационального».

Определите авторов данных высказываний, сформулируйте аргументы представителей данных концепций. Выскажите свою точку зрения. Ответ обоснуйте.

4. Укажите основные источники агностицизма и причины возникновения. Определите разновидности агностицизма и их основных представителей. Что такое гносеологический догматизм и абсолютный релятивизм?

В курсе для закрепления знаний по теме предусмотрено семинарское занятие по проблемам познания в философии (см. методические рекомендации по семинарским занятиям).

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое познание?

2. Как называется философская дисциплина, изучающая проблемы познания?

3. Что такое агностицизм?

4. Представьте суть гносеологического релятивизма.

5. Что такое софизм, скептицизм?

6. Назовите формы чувственного познания

7. Назовите формы рационального отражения действительности.

8. Определите суть практики и ее роль.

9. Дайте определение «субъект познания», «объект познания».

10. Расскажите о диалектике чувственного и рационального в познании.

11. Расскажите о творчестве.

12. Что такое интуиция и какова ее роль в познании.

Тема 12.Научное познание

Наука – сложное многоаспектное явление, основным назначением которой является получение объективных знаний о мире. Первый аспект: наука как социальный институт – совокупность устойчивых взаимосвязей, организованно оформленных, опирающихся на определенную вещественную базу. Второй аспект: наука – определенная социальная общность, мир статусов и престижей. Третий аспект: наука – социально-культурный феномен, порождение определенного типа общества, продукт человеческой деятельности. Обратите внимание на когнитивную составляющую науки, модель рациональности, сформированную в ходе исторического развития человечества. Выделите идеалы, нормы и критерии научного познания в истории человеческой культуры. Обратите внимание на важнейшие качества: доказательность и системность, отличающие науку от обыденного познания. Системность как фундаментальный принцип научного познания. «Структура научных революций» Томаса Куна раскрывает эталон научного исследования – парадигму. Философ воспринимает науку как процесс смены парадигм. Исследовательская программа И. Лакатоса отходит от концепции Куна. Он разрабатывает методологию научно-исследовательских программ, где наука это не смена парадигм, а серия сменяющихся теорий, связанных между собой едиными основополагающими принципами. Лакатос представляет структуру программы научного поиска, что позволяет выработать новые теории с учетом эмпирического и формально-логического. Ученый свободен в своем выборе и опирается в научном поиске на доводы разума, методологическую и логическую упорядоченность, на систему ценностей, идеалы, нормы и стандарты, заложенные в дисциплине.

Этапы и уровни научного познания определите посредством учебника. Прочитав учебник, узнаете приемы и методы научного познания. Методы – это сложные познавательные процедуры, система принципов, приемов, правил, требований, которыми исследователь руководствуется в процессе познания. Представьте классификацию методов научного познания (универсальные, общенаучные, специальные).

Покажите роль эвристических методов исследования. Формы научного познания. Приемы научного познания: эмпирические и теоретические. Раскройте содержание понятий: научный факт, проблема, гипотеза, теория, научное предвидение. Выпишите методы эмпирического и теоретического познания, составьте таблицу. Обратите внимание на то, что группа эмпирических методов направлена на непосредственное изучение явления при активном вмешательстве субъекта познания в объект, когда связи и лишь высвечиваются, но не изучаются. Знания, приобретаемые эмпирическим путем, носят вероятностный характер. В то время как теоретические методы направлены на изучение абстракций, на изучение связей и отношений, знания на теоретическом уровне носят достоверный характер.

Специфика социального познания. Модели исторического объяснения (К.Гемпель, Г.Нагель, У.Дрейк). Обратите внимание на специфику социального прогнозирования; выделите его типы (поисковый, нормативный, аналитический, предостерегающий) и методы (экстраполяция, историческая аналогия, компьютерное моделирование, сценарии будущего, экспертные оценки), роль в познании социальных явлений.

Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого. Для ответа на вопросы необходимо:

1. Изучить учебники

Алексеев, П.В. История философии. [Электронный ресурс] : Учебники — Электрон. дан. — М. : Проспект, 2014. — 240 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/54773 — Загл. с экрана.

Батурин, В.К. Философия науки : учебное пособие / В.К. Батурин. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 304 с. - ISBN 978-5-238-02215-4 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117897 (17.10.2016).

Бучило, Н.Ф. История и философия науки. [Электронный ресурс] : Учебные пособия / Н.Ф. Бучило, И.А. Исаев. — Электрон. дан. — М. : Проспект, 2014. — 432 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/54756 — Загл. с экрана.

Губин В. Д. Философия. Учебник.- М.: Изд-во «Проспект», 2016 г. - 332 с.

История философии. [Электронный ресурс] : Учебные пособия — Электрон. дан. — Минск : "Вышэйшая школа", 2012. — 998 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/65689 — Загл. с экрана.

Канке, В. А. Современная философия: учебник для вузов / В.А. Канке – 5-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2014. – 329 с.

Лавриненко В.Н. Философия. Учебник для бакалавров / В.Н. Лавриненко. – М.: Юрайт, 2014. – 275 с.

Липский Б.И. Философия: учеб. для бакалавров / Б.И. Липский, Б.В. Марков. – 2-е изд. – М. : Юрайт, 2013. -508с.

Рузавин, Г.И. Философия науки : учебное пособие / Г.И. Рузавин. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 182 с. - (Экзамен). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-01458-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114561 (17.10.2016).

Философия : Учебник для вузов / Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Момджян К. Х., Миронов В. В. . – М. : Норма, Инфа-М, 2015. – 519с

2. Ознакомиться с источниками

Поппер, К. Философия оракулов и восстание против разума / К. Поппер // Хрестоматия по философии / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Гардарика, 1997. – С.357 – 362.

Полани, М. Личностное знание / М. Полани // Хрестоматия по философии / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Гардарика, 1997. – С.319– 325.

Поварнин, С.И. Спор. О теории и практике спора / С.И. Поварнин // Хрестоматия по философии / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Гардарика, 1997. – С.377 – 391.

Селье, Г. Типы личности ученого / Г. Селье // Хрестоматия по философии /сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Гардарика, 1997. – С. 366 – 377.

3. Дополнительная литература

Аверьянов, А.Н. Системное познание мира / А.Н. Аверьянов. – М., 1985.

Бетяев, С.К. Прогностика: первые шаги науки / С.К. Бетяев // Вопр.филос. – 2003. - № 4.

Динглер, Г. Эксперимент. Его сущность и история / Г. Динглер // Вопр. филос. – 1997. - №12.

Ильин, В.В. Теория познания. Введение: Общие проблемы / В.В. Ильин. – М.: изд-во МГУ, 1994.

Карпов, А.О. Научное познание и системогенез современной школы / А.О. Карпов // Вопр.филос. – 2003. - № 6.

Лазарев, С.С. Онтология точности и прогностичности / С.С. Лазарев // Вопр.филос. – 2004. - № 1.

Лебедев, С.А. Уровни научного знания / С.А. Лебедев // Вопр.филос. – 2010. - № 1.

Липкин, А.И. Две методологические революции в физике - ключ к пониманию оснований квантовой механики / А.И. Липкин // Вопр.филос. – 2010. - № 4.

Норман, Г.Э. К.Поппер о ключевых проблемах науки ХХ века / Г.Э.Норман // Вопр.филос. – 2003. - № 5.

Нугаев, Р.М. Смена развитых научных теорий: ценностные измерения / В.В. Нугаев // Вопр.филос. – 2002. - № 11.

Розов М.А. Знание как объект исследования. // Вопросы философии – 1998 - № 1.

Рузавин, Г.И. Теория рационального выбора и границы ее применения в социально-гуманитарном познании / Г.И. Рузавин // Вопр.филос. – 2003. - № 5.

В курсе для закрепления знаний по теме предусмотрено семинарское занятие по проблемам научного познания в философии (см. методические рекомендации по семинарским занятиям).

Выбрать из текста учебника, выписать и выучить понятия, методы, подходы научного познания: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, идеализация, формализация, моделирование, индукция, дедукция, гипотетико-дедуктивный метод, эксперимент, наблюдение, знание, истина, абсолютная истина, относительная истина, субъективная истина, объективная истина, практика, прогнозирование, наука, гносеология, логика, эпистемология, аксиология, гносеологический релятивизм, софизм, эклектизм, скептицизм, цинизм и другие.

Тест для закрепления знаний

1. Познание в современной философии преимуществен­но рассматривается как:

а) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;

б) значимая информация в аспекте деятельности;

в) объективная реальность, данная в сознании действую­щего человека;

г) обусловленный практикой процесс приобретения и раз­вития знаний;

2. В философии «агностицизм» понимается как :

а) рассмотрение процесса познания;

б) рассмотрение объектов познания;

в) полное или частичное отрицание принципиальной воз­можности познания;

г) сомнение в возможности познания.

3. В современной гносеологии объект познания:

а) существует «сам по себе»;

б) противостоит субъекту познания;

в) в своем определении зависит от концептуальной систе­мы познающего;

г) является частью самопознающего субъекта.

4. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект — это:

а) чувственное отражение;

б) познавательный контакт с объектом познания;

в) представление;

г) объяснение.

5. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельно­сти субъекта, но не обладающий доказательной стой, назы­вается:

а) абстрактным;

б) теоретическим;

в) обыденным;

г) научным.

6.Поскольку истина не зависит от познающего субъ­екта, она:

а) абстрактна;

б) объективна;

в) субъективна;

г) абсолютна.

7. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:

а) ложь;

б) заблуждение;

в) суждение;

г) предрассудок.

8. Среди современных концепций истины отсутствует:

а) когерентная;

б) соответствия;

в) системная;

г) прагматическая.

9. Предвосхищение деятельности и ее результата с точки зрения выработки идеалов, решений, программ, норм и плана предстоящей деятельности:

а) прогнозирование;

б) предусмотрение;

в) целеполагание;

г) опережение.

10. Любое изменение, преобразование, процесс — это:

а) эволюция;

б) развитие;

в) инволюция;

г) движение.

11. Субъект познания в современной гносеологии— это:

а) абстрактный индивид;

б) реальный ученый или философ;

в) технические средства (компьютер, научное оборудова­ние и т.д.);

г) мыслительный коллектив.

12.Современные гносеологические исследования пред­полагают:

а) эмпиризм;

б) рационализм;

в) интуитивизм;

г) теоретико-методологический плюрализм.

13. Формой практики не является:

а) преобразование природы с помощью орудий труда;

б) преобразование общественного бытия через изменение существующих социальных отношений;

в) воздействие предметов и явлений мира на органы чувств человека;

г) научный эксперимент.

14. Практика по своим функциям в процессе познания не является:

а) основой познания и его движущей силой;

б) целью познания;

в) критерием истины;

г) успешной заменой теоретических исследований и науч­ного творчества.

15. К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения) не относится:

а) представление;

б) восприятие;

в) идея;

г) ощущение.

16. Абсолютизация роли и значения чувственных дан­ных в философии связана с направлением:

а) рационализма;

б) реализма;

в) скептицизма;

г) сенсуализма.

17. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляе­мые в определениях (словах):

а) понятие;

б) категория;

в) дефиниция;

г) термин.

18. Предложение «Волга впадает в Каспийское море» < философии может быть рассмотрено как форма мышления, а именно, как:

а) понятие;

б) категория;

в) суждение;

г) умозаключение.

19. Из суждения-посылки «Все люди мыслят» и суждения, обосновывающего знание, «Я — человек», сделайте умозаключение:

а) я отношусь ко всем людям;

б) все люди похожи на меня;

в) я мыслю;

г) животные тоже мыслят.

20. Согласно Г. Гадамеру, предметом понимания является:

а) смысл;

б) текст;

в) «суть дела»;

г) контекст.

21.Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху:

а) античности;

б) средних веков;

в) Возрождения;

г) Нового времени.

22.В западноевропейской философии рационализм npеимущественно развивался на основе метода:

а) аналогии;

б) индукции;

в) дедукции;

г) анализа.

Наши рекомендации