Модуль 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
ФИЛОСОФИЯ
Методические указания к самостоятельной работе студентов
Мурманск
УДК 1 (075)
ББК 87 я 73
Ф - 56
Ольга Дмитриевна Мачкарина,, доктор философских наук, профессор кафедры философии и права
Методические указания рассмотрены и одобрены кафедрой философии и права
« » _______ 2016 г. Протокол № ___.
Рецензенты:
Кравцов Владимир Анатольевич, доктор филос. наук, профессор РГГУ
Лутонина Светлана Геннадьевна, канд.филос.наук, доцент,
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………..4
Тематическое планирование курса…………………………………………...6
Модуль 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества……...7
Тема 1-2. Философские вопросы в жизни современного человека…………7
Модуль 2. Философские традиции и современные дискуссии……………14
Тема 3.Философия Древнего мира…………………………………………..14
Тема 4.Философия эпохи средневековья и Возрождения………………….23
Тема 5. Философия Нового времени (XVII-XIX вв.)……………………….33
Тема 6.Современная западная философия…………………………………..44
Тема 7.Русская философия…………………………………………………...54
Модуль 3. Философская онтология………………………………………….58
Тема 8. Учение о бытии ………………………………………………………58
Тема 9.Учение о развитии в философии……………………………………..64
Тема 10. Проблема сознания в философии………………………………….70
Модуль 4. Теория познания………………………………………………….77
Тема 11.Познание (гносеология)…………………………………………….77
Тема 12.Научное познание……………………………………………………80
Тема 13.Философские проблемы науки и техники…………………………86
Модуль 5. Человек и общество………………………………………………88
Тема 14. Природа человека и смысл его существования……………………88
Тема 15.Учение об обществе………………………………………………….95
Модуль 6 Философские проблемы в области профессиональной деятельности…………………………………………………………………..103
Тема 16. Будущее человечества (философский аспект)……………………103
Творческие задания: эссе, реферат. ………………………………………….107
Контрольные вопросы для оценки качества знаний………………………...110
Тесты для самостоятельного решения…………………………………….....113
Пояснительная записка
В условиях актуализации проблем современности, реформирования российского общества возрастает значение философского знания. Реальная диалектика перемен требует соответствующего опережающего совершенствования и оптимизации философской подготовки, мировоззренческой ориентации специалистов. Эти задачи реализованы в программе курса «Философия» составленной на основании требований, предусмотренных в Федеральном государственном образовательном стандарте Российской Федерации высшего образования (ФГОС) третьего (+) поколения, обязательных для реализации образовательных программ, предусмотренных в Мурманском государственном техническом университете.
Методические указания подготовлены для студентов очной формы обучения, необходимость которых объясняется увеличением в учебных планах образовательных программ объемов часов на самостоятельную подготовку обучающихся. При составлении данных указаний учитывались рекомендации УМО по философии и наработанный опыт коллектива кафедры философии МГТУ.
Курс «Философии» состоит из двух частей: исторической и теоретической. В ходе освоения историко-философского раздела студенты знакомятся с процессом смены типов познания в истории человечества, обусловленных спецификой цивилизации и культуры отдельных регионов, стран и исторических эпох, его закономерностями и перспективами. Теоретический раздел курса включает в себя основные проблемы бытия и познания, рассматриваемые как в рефлексивном, так и в ценностном планах. Кроме того, особое внимание уделяется реализации принципов конкурентности и взаимодополняемости различных концепций по отдельным философским проблемам.
Основная цель курса: формирование представления о специфике философии. как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами.
Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие основных общекультурных компетенций, предусмотренных ФГОС ВО третьего (+) поколения, образовательных программ соответствующего направления подготовки: способности использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных наук; способности выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования; способности следовать этическим и правовым нормам; толерантность; способности к социальной адаптации; способности критически переосмысливать свой социальный опыт и т.д.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- своеобразие философии, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека;
- многообразие форм человеческого знания, соотношение истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности,
- особенности функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значение в творчестве и повседневной жизни;
- условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры;
- роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственные обязанности человека по отношению к другим и самому себе;
Уметь:
- применять методы философского познания;
- ориентироваться в круге основных философских проблем;
- использовать принципы, законы и методы гуманитарных и социальных наук для решения социальных и профессиональных задач;
- грамотно применять основные философские категории и понятия
Владеть:
- навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики,
- навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.
- способностью к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов,
- способность к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций
- навыками самостоятельной научно-исследовательской и аналитической деятельности
Самостоятельная работа студента направлена на:
1) выработку навыков восприятия и анализа оригинальных философских текстов (классических и современных);
2) формирование навыков критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации, развитие способности схватывания и понимания философских аспектов различных социально и личностно значимых проблем;
3) развитие и совершенствование способностей к диалогу, к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по тому или иному вопросу;
4) развитие и совершенствование творческих способностей при самостоятельном изучении философских проблем.
Данные методические материалы включают в себя: тематическое планирование и программу курса, краткое содержание каждой темы с указанием необходимых для усвоения источников и списка дополнительной литературы, перечень вопросов для самопроверки, тем реферативных работ, проверочные тесты.
Тематическое планирование курса
№ | Наименование тем, их содержание | Самостоятельная работа | ||
Кол-во часов | зет | Форма контроля | ||
Модуль 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества | 0,25 | Контр.раб./Тест | ||
Философские вопросы в жизни современного человека. Предмет философии. | ||||
2. | Философия как форма духовной культуры. Основные характеристики философского знания. | |||
Модуль 2. Философские традиции и современные дискуссии | 1/0,5 | Контрольная работа/тест | ||
Философия Древнего мира | Контр.раб./тест | |||
Средневековая философия | Контр.раб./тест | |||
Философия XVII-XIX веков | Контр.раб./тест | |||
Современная западная философия | Контр.раб./тест | |||
Русская философия | Контр.раб./тест | |||
Итоговая работа | 0,25 | Контрольная работа | ||
Модуль 3. Философская онтология | 0,5/0.25 | Контрольная работа/тест | ||
Философская онтология | Тест/эссе | |||
Идея развития в философии | Тест | |||
Бытие и сознание. Проблема сознания в философии | Контр.раб/тест | |||
Модуль 4. Теория познания | 0,25 | |||
Познание как предмет философского анализа. | Контр.раб./тест | |||
Философия и методология науки | Контр.раб./тест | |||
Философские проблемы науки и техники. | Доклад/ эссе | |||
Модуль 5. Человек и общество | /9 | 1/0,25 | ||
Философская антропология | Контр.раб/тест | |||
Социальная философия и философия истории | Контр.раб/тест | |||
Модуль 6 Философские проблемы в области профессиональной деятельности | 0,25 | Реферат/ тест | ||
Содержание раздела определяется направления ООП | Тест | |||
Будущее человечества (философский аспект) | Доклады/тест | |||
0,25 | Тест/реферат | |||
экзамен | ||||
Итого | 4/3 |
Вопросы для проверки знаний в форме контрольной работы
1. Прочтите изречение и дайте ответ на вопрос. «Дао рождает (вещи), дэ вскармливает их. Телесность придает вещам форму, благодаря силам (инь и ян) вещи достигают завершенности». Объясните взаимосвязь категорий ДАО, ДЭ. К какому из них относится признак телесности и почему?
2. Прочитайте отрывок и дайте ответ на вопрос. «Ибо никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она. Вот извечная дхамма». Откуда, на ваш взгляд, данный отрывок? К какому философскому направлению относится это учение? Представьте его суть.
3. Что означает принцип «всеобщей любви и взаимной выгоды»? В чем его социально-философский смысл?
4. «Превращение в противоположное – это движение ДАО». Что такое дао? Как называется приведенная закономерность? Кто из мыслителей Древнего Востока утверждал данное?
5. Прочтите высказывание и дайте ответ на вопрос. «Если умело держать вожжи, лошади побегут сами». Как вы думаете, кому принадлежат эти слова? О каких принципах идет речь? Объясните суть изречения.
6. В чем суть учения Йоги? Определите общие черты буддизма и учения йоги.
Тест для самопроверки знаний:
1. Кто является основателем буддизма?
А) - Сиддхартха Гаутама 3) Кришна
Б) Чандрагупта 4) Мо-цзы
2. Что означает понятие "карма" в древнеиндийской философии?
А) божественная предопределенность
Б) обряд посвящения в высший жреческий сан
В) достижение высшего блаженства, возникающего после смерти
Г) поступки живого существа, определяющие его новое рождение
3. Закон, определяющий характер нового перевоплощения в индийской философии:
а) карма в) сансара
б) дхарма г) мокша
4. «Эпоха, воюющих царств» нашла свое наибольшее отражение в:
а) моизме в) легизме
б) даосизме г) джайнизме
5. «Канон четырех благородных истин» - воплощает в себе суть какого учения?
А) буддизм в) брахманизм
Б) конфуцианство г) даосизм
6.Материалистическое учение в Древней Индии называлось:
а) джайнизм б) чарвака
в) буддизм в) моизм
7. Легизм воплотил в себе:
а) консерватизм
Б) осуществление резких социальных реформ
В) возврат к «золотому веку» прошлого
Г) идеалистическую направленность
8. В философии Востока по сравнению с философией Запада больше внимания уделяется:
а) духовному миру человека в) научно-техническому прогрессу
б) модернизации общества г) познанию внешнего мира
9. Высшее состояние, цель человеческих стремлений в буддизме:
А) нирвана г) карма
Б) дхарма д) сансара
10. Укажите, что является недопустимым в конфуцианстве:
А) сохранение традиций
Б) государственный консерватизм
В) резкие социальные реформы
Г) смена мировоззренческих установок
11. В каком понятии древнеиндийская философия выразила объективное начало?
А) Атман в) Брахман
Б) Дхарма г) карма
12.Основным философским принципом античной философии является:
антропоцентризм
космоцентризм
теоцентризм
софизм
13. Понятие диалектики как «искусство спора» ввел в философию
Пифагор
Сократ
Зенон
Цицерон
14. Главной проблемой, изучаемой элейской школой, была:
изучение космоса и природы,
изучение социальных проблем,
изучение проблемы истины.
15. Основоположником античной диалектики был:
Гераклит
Зенон
Аристотель
Платон
16. Понятие «материя» в философию ввел:
Платон
Гераклит
Протагор
Аристотель
17. Платон и Аристотель вели спор по вопросу:
первичности материи или идеи
природе истинного знания
единства формы и содержания.
18. Кто из античных философов сказал: «нельзя войти в одну и туже реку дважды»?
Зенон
Гераклит
Фалес
Анаксимандр.
19. Кто ввел в философию понятие «бытие»?
Протагор
Парменид
Ксенофан
Аристотель
20. Что такое гилозоизм?
учение о всеобщей одушевленной материи
учение о природе
учение о движении и его всеобщем характере
учение о государстве
21. Основоположником индуктивного метода познания является
Платон
Зенон
Аристотель
Сократ
22. Создателем первой версии теории вероятности (пробабилизм) был:
Эпикур
Карнеад
Пифагор
Пиррон
23. Основоположником атомистического учения является:
Демокрит
Левкипп
Анаксимандр
Ксенофан
24. Основы эволюционной теории заложил:
Фалес
Анаксимандр
Анаксимен
Демокрит
25. Кем из мыслителей было впервые употреблено понятие «долг» в рассуждении о человеке?
Зенон
Протагор
Ксенофан
Сократ
26. Кому из мыслителей принадлежат слова: «Человек есть мера всех вещей…»?
Протагору
Аристотелю
Пиррону
Сенеке
27. Кто из античных мыслителей связывал в один процесс знание и добродетель?
Платон
Аристотель
Сократ
Плотин
28. Кому принадлежат слова «Я знаю, что ничего не знаю»?
Зенон
Пиррон
Сократ
Платон
Тест для проверки знаний
1. Томизм – это учение
А) Фомы Аквинского в) Тертулиана
В) Николая Кузанского г) Августина Блаженного
2. Согласно какому учению «универсалии» обладают реальным бытием:
номинализм
реализм
концептуализм
3. Патристика – это
«учение «отцов церкви»
патриотические настроения
антирелигиозное учение.
4. В чем заключается сущность спора между номиналистами и реалистами?
спор о существовании Бога
спор о происхождении материи
спор о природе универсалий.
5.Что является источником всего сущего в средневековой философии?
космос
Бог
Бытие
6.Что составляет основу учения о познании в средневековой философии?
идея творения
идея откровения
абсолютная идея
7. Основная задача средневековой философии состояла в..:
А) защите веры, ответе на вопрос о существовании Бога
Б) выработке методологической базы частных наук
В) построении учения о душе
Г) разработке морально-этического кодекса
Д) обосновании идеи прекрасного
8. Ярким мыслителем эпохи средних веков был автор знаменитой «Исповеди»:
а) Фома Аквинский в) Аврелий Августин
б) Ансельм Кентерберийский г) Пьер Абеляр
9. Какие произведения относится к эпохе средних веков?
А) - "Богословско-философский трактат» Б.Спинозы
Б) - "Сумма теологии" Ф.Аквинского
В)- "Божественная комедия" Д. Алигьери
Г) "Сущность христианства" Л.Фейербаха
д) «Исповедь» Августина Блаженного
10.Термин «возрождение» означает восстановление интереса к…
религии;
античной культуре;
античной философии;
искусству
11.Термин «гуманизм» означает:
божественный;
человеческий;
природный;
животный.
12. Первым итальянским гуманистом в Италии традиционно считается:
Данте Алигери;
Марсилий из Падуи;
Джованни Бокаччо;
Франческо Петрарка.
13. Пико делла Мирандола в своей речи «О достоинстве человека» высказал мысль о человеке, как о:
представителе элементарного мира;
представителе небесного мира;
представителе ангельского мира;
особом микрокосмосе.
14. Мирандола писал:
человек рожден для счастья;
человек – сам творец своего счастья;
бог дарит человеку его счастье;
счастье – дым, и человек к нему стремится напрасно.
15.Термин «реформация» имеет отношение к критике:
католической церкви;
английской буржуазии;
французских рантье;
немецкого бюргерства.
16.Наиболее выдающиеся представители немецкого реформаторского движения:
Виклиф;
Ян Гус;
Жан Кальвин;
Мартин Лютер.
17. Лютер выступал против идеи о том, что
человек может напрямую обращаться к богу;
церковь – единственный посредник между богом и человеком;
священники не могут отпускать мирянам грехи;
человек полон чувства вины и греха.
18.В учении Кальвина, как и Лютера, значительное место занимает учение о
личной свободе и творческой активности человека;
предопределении как вечном спасении только по воле бога;
независимости человека от социального окружения и государства;
ведущей роли католической церкви в деле спасения человеческой души.
19. Мишель Монтень в античной философии более всего ценил:
Свободомыслие и скептицизм;
Эпикурейство и гедонизм;
Платонизм и аристотелизм;
Стоицизм и аскетизм.
20. Согласно символике Николая Кузанского, мир представляет собой:
изолированный шар в лоне абсолюта;
бесконечно расширяющийся шар, цент которого – Земля;
бесконечный шар с центром везде и нигде;
бесконечный шар без центра.
21.В своей философии Н. Макиавелли:
признавал существование и влияние фортуны, но настаивал на активной жизненной позиции человека;
признавал существование фортуны и развивал теорию предопределения;
отрицал существование фортуны и развивал фаталистическое учение;
отрицал и существование фортуны и концепцию предопределения.
22. На основании концепции о физическом единства вселенной Дж. Бруно высказывал мысль:
космос – одновременно пустая и наполненная бесконечность, как вечное несотворенное бытие;
бесконечность космоса – божественный атрибут, поскольку мир создан бесконечным богом;
космос бесконечен, но окружен пустым пространством;
космос сотворен богом и конечен, сам бог бесконечен и постоянно творит новые миры.
23.Термин «утопия» означает буквально:
удаленный остров;
идеальное государство;
несуществующее место;
великая мечта.
24. Какую науку привлек Н. Кузанский к системе доказательств существования Бога:
А) философию в) математику
Б) теологию г) механику
25. Крупный социальный философ эпохи Возрождения:
А) Н. Кузанский в) Н. Макиавелли
Б) Н. Коперник г) И. Ньютон.
Вопросы для проверки знаний в виде контрольной работы.
1. Определите, кому могут принадлежать данные слова: «Свободный человек безнравствен, потому что во всем он хочет зависеть от себя, а не от традиций». Объясните, как вы понимаете смысл сказанного. Что по поводу данного вы думаете?
2. «Жизнь нашего тела – это лишь хронически задерживаемое умирание». Определите автора, которому могут принадлежать эти слова. Представьте философское направление.
3. О ком, как вы думаете, Л. Шестов писал: «Свою философию он назвал экзистенциальной – это значит: он мыслил, чтобы жить, а не жил, чтобы мыслить»? Представьте его философские взгляды.
4. В чем вы видите сущность философии экзистенциализма? Представьте основные направления экзистенциальной философии.
5. Представьте проблему взаимосвязи сознательного и бессознательного в деятельности с позиции психоанализа ХХ века.
6. Объясните фразу, высказанную Э. Фроммом : «Алчность и мир исключают друг друга». Что вы по этому поводу думаете?
7. В чем вы видите различие между позитивизмом, постпозитивизмом и неопозитивизмом? Объясните различия.
Тест для закрепления знаний
1.Укажите наиболее характерные черты неопозитивизма
эмпиризм
рационализм
интерес к анализу обыденного языка,
интерес к проблемам языка науки,
мировоззренческий нигилизм
интерес к проблемам логики
антропоцентризм
внимание к проблемам истины в познании
2. Укажите характерные черты экзистенциализма
интерес к проблеме личности
отождествление свободы и необходимости
представление бытия как целостности субъекта и объекта
рационализм
прагматизм
трагизм
дуализм
скептицизм
3. Определите сферу интересов феноменологии
очистить сознание от эмпирического содержания
преодолеть натурализм и историзм
преобразовать философию в строгую науку логики
найти строгое доказательство истины
обосновать необходимость эмпирических методов
4. Кому могут принадлежать данные слова: «Мир – это воплощенная воля»
И. Кант
А. Шопенгауэр
С. Кьеркегор
Ф. Ницше
5. Кто из мыслителей экзистенциалистов ввел в философии понятие «заброшенный-в-мир»?
К. Ясперс.
С. Кьеркегор
Ф. Ницше
М. Хайдеггер
6. Что подразумевается под архетипом?
первобытный образ
коллективное бессознательное
психический мир
бессознательный дух
7. Назовите проблемы, рассматриваемые аналитической философией ХХ века:
понимание предмета и сущности философии
стремление превратить философию в науку логики
проблемы онтологии
антропология
модель научной деятельности научного сообщества
проблема доказательства
8. Шопенгауэр считал, что жизнь людей, в принципе – это
удел радости и прогресса
цепь тревоги, разочарований и мучений,
подобно маятнику – от безмятежного счастья к горечи и страданию и наоборот
серая и безликая «жизнь насекомых»
9.Центральная идея философии С. Кьеркегора:
- Человек – это уникальная индивидуальность. И чем более он совершенствуется, тем больше приносит пользы обществу.
- Основная антропологическая единица – народ. Он проявляет свои возможности, таланты и деятельные способности в отдельных индивидах.
- Духовный индивид, единичный человек противостоит социальной среде и совершенствуется вопреки ей и ее законам.
- Реально существуют только универсальные явления – род, класс, государство, общество. Отдельные индивиды безлики, анонимны и неистинны.
10. Известна формулировка О.Конта: «Знать, чтобы предвидеть, и предвидеть, чтобы…»
умозаключать;
распознавать;
не ошибаться;
быть способным делать.
11. По Г. Спенсеру, во Вселенной проявляется изначальная, всеобъемлющая и непостижимая:
Воля;
Материя;
Сила;
Душа.
12. «Философия жизни» - это философское направление, которое сосредоточено на:
создании научных теорий и систем;
формулировании основных нравственных законов;
полноте переживаний в духовной внутренней жизни человека;
созерцании бесконечных изменений в природе и обществе.
13. В области этики Ницше выдвинул основной тезис провозглашенный им «переоценки ценностей»:
«Человек – это звучит гордо!»
«Горе слабому!»
«Человек человеку – бог».
«Будьте кротки как голуби и мудры как змеи».
14.В феноменологии явление и сущность составлены таким образом:
явление обнаруживает сущность, будучи тождественным ей
явление никоим образом не обнаруживает сущность, оно трансцендентно ей
явление приоткрывает одну из сторон, черт, свойств и т.д. сущности
явление есть символическое отражение сущности.
15. Согласно М. Хайдеггеру и Ж.П. Сартру, бытие, направленной к ничто и сознающее свою конечность – это
мышление
переживание
экзистенция
научный факт.
16.Согласно экзистенциализму, сущность человека определяется:
совокупностью производственных отношений
божественным предопределением
собственным выбором человека своей цели
непостижимой судьбой.
17.В герменевтике, основная задача философии, по Г. Гадамеру, - это
исследование философских письменных памятников
современная интерпретация древних идей
толкование и осмысления текста
сближение философского размышления с литературно-художественным творчеством.
18.Укажите наиболее характерные черты неопозитивизма
А) эмпиризм г) интерес к проблемам языка науки
Б) рационализм д) мировоззренческий нигилизм
В) интерес к анализу обыденного языка е) интерес к проблемам логики
19. Соотнесите философские учения с их основателями:
А) экзистенциализм Конт, Спенсер
Б) позитивизм Сартр, Камю
В) неопозитивизм Пирс, Джемс
Г) прагматизм Шлейермахер, Гадамер
Д) герменевтика Витгенштейн, Карнап
20. Мыслитель, отрицавший существование в обществе объективных законов развития:
а) К. Поппер в) К. Маркс
б) К. Ясперс г) А. Тойнби
21. Критический рационализм как направление оформилось в:
а) структурализме в) постпозитивизме
б) прагматизме г) герменевтике
Тема 7.Русская философия
Необходимость осмысления важнейших исторических событий вызвала у русской общественной мысли глубокий интерес к наследию духовной мысли России, к корням философского знания, что позволило бы определению влияний и взаимовлияний философских течений. Одним из первых философов средневековья стал митрополит Илларион, стремивший обосновать государственную самостоятельность и международное значение Руси.
Изучая русское философское наследие, вы сможете выявить: влияние языческих, античных, византийских традиций и русского менталитета на становление отечественной культуры философствования, определить практически-нравственную и художественно-образную ориентацию русской философии.
Данный раздел предполагает, что в ходе изучения предлагаемых ниже источников студент сможет представить: формирование и основные периоды развития русской философской мысли, религиозные и светские традиции в отечественной философии, формирование самобытной русской философской проблематики /IХ – ХIII в.в./ (Иларион, Кирилл Туровский, Владимир Мономах), становление национального самосознания и русского типа мудрствования /ХIV – ХVII в.в./ (Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Юрий Крижанич, А.Курбский). Возникновение русской философии (ХVIII – первая половина ХIХ в.) - М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев.
В теме предполагается изложение следующих вопросов: просветительская мысль в России и попытки философского осознания ее пути (русская идея, западники и славянофилы, почвенники, евразийцы); русская религиозная философия и ее основные направления (К.Н. Леонтьев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков); “философия естествознания” в России и ее основные проявления: Ф. Циолковский - основоположник ракетостроения и идеи «нравственности неба и земли»; Н. Федоров - «Философия общего дела» - «жить нужно не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех»; В.И. Вернадский - «Научная мысль как планетарное явление» - определить место человека «не только на нашей планете, но и в космосе»; А.Л. Чижевский - основатель космобиологии.
Особый интерес вызывает русская философия после 1917 года: официальная философия, творчество советских философов, философия русского зарубежья.
Изучив предложенные источники, вы сможете проследить влияние русской философии на социально-политическую жизнь России, на состояние российского общества. Обратите внимание на сформировавшиеся философские традиции в русской литературе, искусстве и публицистике, которые оказывают влияние на всю философскую мысль России в целом и на каждого человека в частности, что подтверждали в своих произведениях И. Кант, Ф. Ницше, С.Л. Франк, Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский и многие другие, подчеркивая место русской философской школы в мировой философской мысли. Для освоения необходимо:
1. Изучить учебники
1. Алексеев, П.В. История философии. [Электронный ресурс] : Учебники — Электрон. дан. — М. : Проспект, 2014. — 240 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/54773 — Загл. с экрана.
2. Вознесенская, А.И. Русская философия XIX-XX веков. [Электронный ресурс] : Учебные пособия — Электрон. дан. — Кемерово : КузГТУ имени Т.Ф. Горбачева, 2013. — 57 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/69407 — Загл. с экрана.
3. Губин В. Д. Философия. Учебник. М.: Изд-во «Проспект», 2016 г. - 332 с
4. История философии. [Электронный ресурс] : Учебные пособия — Электрон. дан. — Минск : "Вышэйшая школа", 2012. — 998 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/65689 — Загл. с экрана.
5. Мачкарина О.Д. История русской философии. Конспект лекций : учеб.пособие. – Мурманск : МГТУ, 2015. – 248с.
2. Ознакомиться с источниками
Бердяев, Н.А. Судьба России / Н.А. Бердяев. – М.: Наука, 1990.
Бердяев, Н.А. О назначении человека / Н.А. Бердяев. - М.: Правда, 1993
Бердяев, Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / Н.А. Бердяев. - М.: Правда, 1991.
Соловьев, В.С. Сочинение в 2-х томах / В.С. Соловьев. - М.: Наука, 1989.
Флоренский, П.А. Столп и утверждение истины / П.А. Флоренский. - М., Правда, 1990.
Федоров, Н.Ф. Космос нуждается в разуме / Н.Ф. Федоров // Хрестоматия по философии / сост. П.В. Алексееев, А.В. Панин. – М. : Гардарика, 1997. – с.413 – 415.
Флоренский, П.А. Общечеловеческие корни идеализма / П.А. Флоренский // Философские науки. – 1990. - № 12.
Франк, С.Л. Русское мировоззрение / С.Л. Франк // Общественные науки –1990. - №6.
Франк, С.Л. Смысл жизни / С.Л. Франк // Вопр филос. – 1990. -№ 6.
Хомяков, А.С. О старом и новом : Ст. и очерки / А.С. Хомяков. – М. : Прогресс, 1988. – 504 с.
3. Дополнительная литература
Артемьева, Г.В. Европейская идентичность и российская ментальность / Г.В. Артемьева, М.И. Микешин // Вопр.филос. – 2002. – № 10.
Богданов, А.В. Западничество в России: история и современность / А.В. Богданов // Философия и общество. – М, 2008. - № 3.
Богданов, А.В. Проблемы теории познания в философии П. Я. Чаадаева / А.В. Богданов // Философия и общество. – М, 2009. - № 1.
Брюшинкин, В.Н. Феноменология русской души / В.Н. Брюшинкин // Вопр.филос. – 2005. - № 1. –С. 29 – 35.
Варавва, В.В. Единство и многообразие русской философии / В.В. Варава // Вопросы философии. – 2009. - № 2. – С. 167-171.
Гулыга, А.В. Русская идея и ее творцы / А.В. Гулыга. - М.: Наука,1995.
Гиренок, Ф.И. Русские космисты / Ф.И. Гиренок. – М.: Знание, 1990.
Григорьева, Т.П. Путь России / Т.П. Григорьева // Вопросы философии. – 2009. - № 2. – С. 39-49.
Звеерде, Э. Конец русской философии как русской? / Э. Звеерде // Вопр. филос. – 1998. - № 2.
Источникова А. В.Сравнительный анализ герменевтики М. М. Бахтина и М. Хайдеггера : учеб. пособие / Федер. агентство по рыболовству, ФГОУ ВПО "Мурман. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Изд-во МГТУ, 2009. - 110 с.
Карлов, Н.В. Честь имени, или О русском национальном самосознании / Н.В. Карлов // Вопр. филос. – 1997. - №4.
Кузнецов, П.В. Метафизический нарцисс: П.Я. Чаадаев и судьба философии в России / П.В. Кузнецов // Вопр. филос. – 1997. - № 8.
Личность в хронотопе : кол.монография / В.С. Гнатюк и др., отв.ред. О.Д. Мачкарина. – Мурманск : изд-во МГТУ, 2015. – 278с
Мартынов, А. О судьбах русской философской культуры / А. Мартынов // Вопр.филос. – 2002. - № 10.
Никольский, С.А. Смыслы и ценности русского мировоззрения в творчестве Л.Н. Толстого / С.А. Никольский // Вопросы философии. – М, 2010. - № 9. – С. 117-134.
Порус, В.Н. Владимир Соловьева и Лев Шестов: единство в трагедии / В.Н. Порус // Вопр.филос. – 2004. - № 11.
Русский космизм: Антология философской мысли / сост. С.Г. Семенова. – М. : Педагогика. Пресс, 1993. – 367 с.
Сендеров В.А. «Проект Россия» против русского европеизма / В.А. Сендеров // Вопросы философии. – 2009. - № 2. – С. 20-29.
Степун, Ф.А. Ленин / Ф.А. Степун // Вопр. филос. – 2002 - № 8 – С.93 –97.
Смирнова, З.Н. Проблема разума в философской концепции Чаадаева // Вопросы философии – 1998 - № 11.
Флоренский сегодня: три точки зрения // Вопросы философии – 1997 - №5.
В курсе для закрепления знаний по теме предусмотрено семинарское занятие по проблемам русской философии (см. методические рекомендации по семинарским занятиям).
Темы докладов и рефератов
Философская мысль в России на рубеже XIX – ХХ веков.
Философия западников и славянофилов: общее и особенное.
Религиозно-идеалистическая философия в России.
Немецкая классическая философия и русская мысль.
Интуитивизм Н.О. Лосского.
Русская философия: основные этапы, проблемы и отличительные особенности.
Марксизм в России.
Современная философская мысль в России: основные школы, проблематика.
Место русской философии в мировой культуре.
В курсе изучения темы запланирована письменная работа с источниками:
Используя источники, указанные выше, выявить особенности русской философии. Для систематизации материала воспользуйтесь работой: Сагатовский, В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь / В.Н. Сагатовский // Хрестоматия по философии / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М. : Гардарика, 1997. – С.540 – 571.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите особенности русской философии.
2. Расскажите об этапах становления философской мысли в России.
3. Определите основные проблемы обсуждаемые русскими мыслителями на протяжении веков.
4. Расскажите о философской мысли эпохи Просвещения.
5. Представьте философские взгляды А.П. Радищева.
6. Расскажите о естественнонаучном материализме М.В. Ломоносова. Объясните сущность деизма в философии Ломоносова.
7. Определите вклад славянофилов и западников в решение проблемы человека в России.
8. Расскажите об истоках философии славянофильства и западничества