История и методология юрид науки сеитнары
Раздел (Модуль) 1. Юридические типы научного познания
1.Понятие юридической науки и проблемы её периодизация.
2.Объект, предмет и субъект познания. Понятие и основные характеристики научного познания. Типы познания государства и права. Теологический тип (Иудейская, христианская и исламская доктрины права и государства). Материалистическое познание государства и права.
3.Правовые исследования: понятие, структура, стадии и виды.
Литература:
1.Азаркин Н.М. Всеобщая история юриспруденции: Курс лекций. – М., 2003.
2.Иванников И.А. История и методология юридической науки. –М. 2015.
3. Лапин Н.И. Фундаментальные ценности цивилизационного выбора в XXI столетии.//. Вопросы философии. 2015. №№ 5,6.
4.Пржиленский В.И. Юридическое познание и правоприменительные практики в контексте неклассической эпистемогогии.//. Вопросы философии. 2015. № 8.
5. Сырых В.М. История и методология юридической науки. –М. 2013.
Тема 2. История зарубежной юридической науки периода древности и средневековья
1.Этапы развития научного знания. Этапы развития юридического знания.
2. Юридические знания на Востоке.
3.История европейской юридической науки. Становление идей о происхождении государства и права (Платон, Аристотель).
4. Роль римских юристов в развитии юриспруденции.
5.Теологический тип познания права и государства. Иудейская, христианская и исламская доктрины права и государства.
Литература:
1.Азаркин Н.М. Всеобщая история юриспруденции : Курс лекций. – М., 2003.
2. История политических и правовых учений. Под общей ред. О.В. Мартышина. – М. 2002.
3. Нерсесянц В.С. Юриспруденция. – М. 1998.
4. Сырых В.М. История и методология юридической науки. –М. 2013.
Тема 3. История европейской юридической науки нового времени
1. Значение учения Н. Макиавелли в развитии юриспруденции.
2. Юриспруденция в эпоху становления капитализма. Естественноправовой тип познания права. Учение Г. Гроция о роли международного права. Теория естественного права.
3.Вклад И. Канта и Г. Гегеля в развитие юриспруденции.
4.Историческая школа права. Сущность позитивизма и его роль в развитии науки.
Литература:
1.Баскин И.Я. Густав Гуго - современник и оппонент Канта.// Кантовский сборник. Выпуск 20. - Калининград. 1997. С. 65-74.
2.Гегель Г. Философия права. М. 1990.
3. История политических и правовых учений. Под общей ред. О.В. Мартышина. – М. 2002.
4. Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. – М.: Мысль, 1996.
5. Кузнецов В.Н. Философия права Иммануила Канта.// Вестник Московского университета. серия 7. Философия. 1999. № 3. С. 14-30.
6..Столович Л.Н. Кант и крушение тоталитарного мышления.// Кантовский сборник. Выпуск 20. - Калининград. 1997. С. 24-43.
7.. Соловьев Э.В. Взаимодополнительность морали и права. –М. 1993.
Тема 4.Юридическая наука в США
1. Становление и развитие юридического образования и науки в США
2. Становление и развитие конституционного права
3. Становление и развитие гражданского права
4. Становление и развитие уголовного права
Литература
1.Адыгезалова Г. Э. Социологическая юриспруденция в США ХХ веке. – 2012
2.Азаркин Н.М. Всеобщая история юриспруденции : Курс лекций. – М., 2003.
3.Козочкин И.Д. Общая характеристика и некоторые основные тенденции развития американского уголовного права в области учения о наказании.// Государство и право. 2015. № 9.
4. США; Конституция и права человека. -М. 1987.с. 7-30.
5.Фокина С.П. Становление и развитие высшего юридического образования США. – Владимир. 2010
Тема 5. Юридическая наука в Российской Федерации.
1.Состояние юридической науки в период с 1991 по 1996 гг.
2. Юридическая наука 1997-2013 годов. Либертарно-юридический тип познания права и государства.
3.Современный этап развития юридического образования и науки в Российской Федерации. Перспективы развития юридической науки на Юге России.
Литература:
1. Иванников И.А. История и методология юридической науки.-М. 2015.
2.Нерсесянц В.С. Юриспруденция. – М. 1998.
3. Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. Отв. ред . Г.В. Мальцев и Д.Ю. Шапсугов. - Ростов-на-Дону: СКАГС. 1999.
4.Политико-правовые ценности: история и современность.-М.2000.
5. Российское образование и наука: новое законодательство - новые проблемы и задачи. Под общей ред. О.Н. Смолина.-М. 2014.
6.Сатолина М.Н. Современные тенденции развития теории права.// Государство и право. 2014. № 6. с.90
7.Сырых В.М. История и методология юридической науки. М. 2013. Гл.9. С. 167-204.
8. Шумилов А.Ю. О возможностях новой юридической наукометрии в учете цитирования трудов докторов юридических наук и повышения качества их научного труда.// Государство и право. 2015. № 11. С. 70-84.
I. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочей программе дисциплины и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе.
1.Основная литература.
1. Вебер М. Наука как призвание и профессия// Вебер М. Избранные произведения.-М. 1990.
2. Иванников И.А. Истина и справедливость//Вопросы философии.2017. № 3.
3. История политических и правовых учений. Учебник для вузов / Под редакцией профессора О. Э. Лейста. М.: Издательство «Зерцало», 2006. – 568 с.
4. Лунеев В.В. Соотношение криминальных реалий и теорий права в России. (Доклад на конференции «Актуальные аспекты анализа и обобщения современного правоведения»).// Государство и право. 2015. № 4.
5. Нерсесянц В.С. Философия права. – М. 1997.
6. Толстой Л.Н.Письмо студенту о праве.// Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. Т. 38. – М. 1936. С. 45-65.
2. Дополнительная литература.
1. Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб., 2016.
2. Алексеев С.С. Право: Опыт комплексного исследования. М., 2016.
3. Азаркин Н.М. Всеобщая история юриспруденции : Курс лекций. – М., 2003.
4. Азаркин Н.М. История юридической мысли России : Курс лекций. – М., 1999.
5. Аннерс Э. История европейского права (пер. со швед.). – М., 1994.
6. Атарщикова Е.Н. Герменевтика в праве: история и современность. СПб., 1998.
7. Бикс Б. О философии в американском праве: аналитическая философия права.//Вестник Томского университета. Философия. Социология политология. 2013. № 2.
8. Гегель Г. Философия права. – М. 1990.
9. Гурвич Г.Д. Философия и социология права. – М.2004.
10. Еллинек,Г. Общее учение о государстве.— Спб.,2004.
11. Иванников И.А. История политических и правовых учений. М.: «Юрлитинформ».2014.
12. Иванников И.А. Леон Петражицкий о роли психики в становлении права.//Журнал Российского права. 2011. №8.
13. Иванников И.А. История философии права в России: периодизация, основные направления, идеалы и особенности.- Ростов-на-Дону: ЮФУ. – 2014.-208 с.
14. Иванников И.А. История и методология юридической науки. М.: «Юрлитинформ». 2015.
15. Иванников И.А. Право как форма выражения силы Гуманитарий Юга России. – 2016. № 1. С. 68-76.
16. Иванников И.А. Теория государства и права. Ростов-на-Дону. 2016.. М.
17. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. акад. РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2014.
18. Кравцов Н.А. Лекции по истории политических и правовых учений. Том 1. - Ростов-на-Дону, ЮФУ – 2011
19. Ллойд Д. Идея права. М.2002.
20. Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений. М.: «Высшее образование». 2005.
21. Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. М., 1999.
22. Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2003.
23. Методология юридической науки: состояние, проблемы, перспективы. Выпуск 2. Сборник статей под ред. М.Н. Марченко. – М. 2008.
24. Максимов С.И. Правовая реальность: опыт философского осмысления. Харьков, 2002.
25. Михайловский И.В. Очерки философии права. Часть I. Томск. 1914
26. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. М., 2005.
27. Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997.
28. Нерсесянц В.С. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства. – М. 1998.
29. Новгородцев П. И. Кризис современного правосознания. Введение в философию права. М., 1996.
30. Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. Отв. ред . Г.В. Мальцев и Д.Ю. Шапсугов. - Ростов-на-Дону: СКАГС. 1999.
31. Огурцов А.П. Философия науки: двадцатый век. В трех частях. – С-Петербург. 2011;
32. Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности.. Основы эмоциональной психологии. Издание третье. – С. – Петербург. 1908.
33. Политико-правовые ценности: история и современность.-М.2000.
34. Серегин А.В. История политических и правовых учений. М.: «Юрлитинформ».2014.
35. Сырых В.М. История и методология юридической науки. М. 2013.
46. Ролз Дж. Теория справедливости. –Новосибирск. 1995.
47. Честнов И.Л. Право как диалог: к формированию новой онтологии правовой реальности. СПб., 2000.
48. Честнов И.Л. Правопонимание в эпоху постмодерна. СПб., 2002.
49. Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Вып. 1-2. М., 1987. Современные методы исследования в правоведении. Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – Саратов. 2007
50. Шадрин В.М. Становление и развитие теоретической юриспруденции в России: Учебное пособие. – Челябинск. 2006.
36. Шмит К. Номос земли. – М. 2008.
37. . Харт, Г. Л. А. Позитивизм и разграничение права и морали /Г. Л.А. Харт ; Пер с англ. В. В. Архипова ; Под ред. И. В.Мироновой, Н. С. Лосева.//Правоведение. -2005. № 5. С. 104 - 136.
38. Шумилов А.Ю. Введение в юридическую наукометрию.-М. 2012.
7.2.1. Перечень статей для реферирования:
1. Фролова Е.А. Теория естественного права (Предметный аспект). // Государство и право. 2015. № 4.
2. Ударцев С.Ф., Темирбеков Ж. Р. Концепции “Rule of Law” (“верховенство права”) и “Rechtsstaat” (“правовое государство”): сравнительный анализ // Государство и право. 2015. № 5.
3. Добрынин М.Н. К вопросу о политико-правовой модернизации в государстве: правовая онтология и размышления автора по прочтении монографии проф. В.Д. Зорькина «Цивилизация права и развитие России».// Государство и право. 2015. № 8.
4. Жданова Г.В. Феноменология права Н.Н. Алексеева.// Вопросы философии. 2016. № 2. С. 45-55.
5. Эбзеев Б.С. Народ, народный суверенитет и представительство: доктринальные основы и конституционная практика. //Государство и право. 2016. № 4. С.32-44.
6. Сатолина М.Н. Современные тенденции развития теории права.// Государство и право. 2014. № 6. с.90-97.
7. Перспективы российской науки как социального и культурного института. // Вопросы философии. 2014. № 8. С. 3-43.
8. Реферирование гл. X. «Понятие, структура и виды правовых исследований» в учебнике: Сырых В.М. История и методология юридической науки. – М.: «Норма». 2013. – с. 218 – 240.
9. Реферирование гл. XI. «Стадии правовых исследований» в учебнике: Сырых В.М. История и методология юридической науки. – М.: «Норма». 2013. – с. 218 – 240.
10. Реферирование гл. XII. «Понятие и виды новизны юридических исследований» в учебнике: Сырых В.М. История и методология юридической науки. – М.: «Норма». 2013. – с. 240 – 274.
11. Реферирование гл. XIII. «Основные процедуры правовых исследований» в учебнике: Сырых В.М. История и методология юридической науки. – М.: «Норма». 2013. – с. 240 – 274.
12. Герменевтический метод в правовых исследованиях. Сырых В.М. История и методология юридической науки. – М.: «Норма». 2013.
13. Феноменологический метод в правовых исследованиях. Сырых В.М. История и методология юридической науки. – М.: «Норма». 2013.
14. Синергетический метод в правовых исследованиях. Сырых В.М. История и методология юридической науки. – М.: «Норма». 2013.
15. Диалектический метод в правовых исследованиях. Сырых В.М. История и методология юридической науки. – М.: «Норма». 2013.
16. Лапин Н.И. Фундаментальные ценности цивилизационного выбора в XXI столетии.//. Вопросы философии. 2015. №№ 5,6.
17. Чиркин В.Е. Формационно-цивилизационный подход в сравнительном правоведении.// Государство и право. 2015. № 4.
18. Синицын С.А. Цивилистическая школа права.//Журнал Российского права. 2015. № 9.
19. Лунеев В.В. Соотношение криминальных реалий и теорий права в России. (Доклад на конференции «Актуальные аспекты анализа и обобщения современного правоведения»).// Государство и право. 2015. № 4.
20. Толстой Л.Н. Письмо студенту о праве.// Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. Т. 38. – М. 1936. С. 45-65.
21. Вебер М. Наука как призвание и профессия// Вебер М. Избранные произведения.-М. 1990.
22. Иванников И.А. Ликвидация советского государственного и общественного строя Перестройка в СССР в 1985-1991 гг). - Ростов-на-Дону: ЮФУ. 2016.
23. Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия. Защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. – М.2005. - Глава 5.1. С. 163-170
24. Тихомиров Ю.А. Право в современном мире: векторы развития. // Государство и право. 2015. № 5. С. 5-10.
25. Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия. Защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. – М.2005. - Глава 1. С. 16-30
7.3. Список авторских методических разработок. (Если имеются, то указываются учебники, учебные пособия, авторские лекции, методические рекомендации, программы и др.)
1.Иванников И.А. Философия права. Учебно-методическое пособие.-Ростов-на-Дону:ЮФУ. 2014.
7.4. Периодические издания (при необходимости)
Журналы «Государство и право», «Правоведенне», «Российский юридический журнал».
7.5. Перечень ресурсов сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины
1) электронные каталоги Зональной научной библиотеки ЮФУ (http://www.library.sfedu.ru/): основной фонд, публикации учёных ЮФУ, авторефераты диссертаций, диссертации, журнальные статьи, иностранная литература, редкие книжные издания, библиотека МИОН;
2) полнотекстовые подписные электронные ресурсы ЮФУ: JSTOR, SpringerLink, Elibrary, Аcademic Search Premier,Библиотека Оксфордского Российского фонда и др;
3) учебно-методические ресурсы (учебно-методический комплекс дисциплины, учебно-методические пособия), размещенные в информационном интегрирующем комплексе (http://dbs.sfedu.ru/) и цифровом кампусе (http://incampus.ru/) ЮФУ.
I. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
8.1. Учебно-лабораторное оборудование (приводятся сведения о специализированных аудиториях, оснащенных оборудованием (стендами, моделями, макетами, информационно-измерительными системами, образцами и т.п.) и предназначенных для проведения лабораторного практикума).
8.2. Программные средства (дается их краткая характеристика в части назначения, установки и эксплуатации).
8.3. Технические и электронные средства (указываются технические и электронные средства обучения и контроля знаний студентов (презентации, фрагменты фильмов, комплекты плакатов, наглядных пособий, контролирующих программ и демонстрационных установок), использование которых предусмотрено методической концепцией преподавания).
II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
III. УЧЕБНАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
Форма учебной карты дисциплины может быть произвольной и должна отражать число модулей в семестре, виды мероприятий текущего, рубежного контроля, промежуточной аттестации с установленным количеством баллов за каждое мероприятие
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (ФОРМЫ, МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, КРИТЕРИИ ОЦЕНОК, РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА)
Предусмотрен текущий и итоговый контроль качества изучения дисциплины «Философия права» и приобретения профессионально значимых знаний, умений и навыков (компетенций).
Формы текущего контроля:
- задания (проблемные вопросы) к семинарским занятиям;
- письменные работы; выполняются в результате индивидуальной аудиторной или внеаудиторной самостоятельной работы; выполняются в форме научной статьи (эссе) или реферата; уровень выполнения оценивается баллами рейтинговой системы;
- доклады; выполняются в результате индивидуальной или групповой внеаудиторной самостоятельной работы; выполняются в форме устного сообщения по определенной теме; тема выбирается обучающимся или определяется обучающемуся (группе обучающихся) преподавателем; уровень выполнения оценивается баллами рейтинговой системы.
Форма итогового контроля:
- экзамен; проводится в устной форме по вопросам, охватывающим материал всего курса; экзаменующийся должен продемонстрировать достаточные знания, умения и навыки, предусмотренные программой дисциплины.
Итоговая оценка по курсу складывается из оценки, полученной на экзамене, и рейтинговой оценки.
Методы контроля:
- устный опрос;
- учебная дискуссия; осуществляется в рамках семинарских занятий при обсуждении выполненных докладов;
- письменная проверка: используется во всех видах и формах контроля и осуществляется как в аудиторной, так и во внеаудиторной работе (выполнение домашних заданий). По содержанию и форме представляет: подготовка рефератов, научных статей;
- самоконтроль;
- рейтинговая система.