Специальности: Лечебное дело, Педиатрия, Фармация, ВСО

Министерства здравоохранения Российской Федерации»

(ГБОУ ВПО ТюмГМУ Минздрава России)

Кафедра философии и истории

ФИЛОСОФИЯ

Методические указания по самостоятельной работе студентов

Специальности: Лечебное дело, Педиатрия, Фармация, ВСО

ТЮМЕНЬ – 2016

Рекомендации утверждены кафедрой

Философии и истории

Одобрены центральным координационным

Методическим советом

Авторы: профессор Н.И.Губанов, доцент

Л.Г.Черемных,

Старший преподаватель Е.С.Шорикова

Рецензент: доцент кафедры иностранных

Языков ТюмГМУ В.В.Мжачих

«Философия поможет вам ясно мыслить, хорошо
говорить и правильно поступать»

Демокрит

«Медицина столь же мало может обходиться без общих
истин философии, сколь последняя – без доставляемых
ей медициной фактов»

Гиппократ

«Врач-философ подобен Богу»

Гиппократ

«Самый лучший врач в то же время – философ»

Гален

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания составлены на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, а также в соответствии с «Положением о модульно - рейтинговой системе организации учебного процесса», утвержденным Ученым Советом академии 16 февраля 2012 года (протокол № 6) и «Методическими рекомендациями по внедрению Модульно – Рейтинговой Системы организации учебного процесса на кафедрах», утвержденными ЦКМС академии 29 марта 2012 года.

В методических указаниях отражён процесс возникновения, эволюции и современного состояния философии. Особое внимание уделяется основным философским учениям, творчеству великих мыслителей, идеи которых сыграли выдающуюся роль в истории культуры и цивилизации. Важное место отводится изучению социальных и антропологических проблем философии, демонстрируются причины их возникновения, попытки решения в истории философии в различных культурах и исторических эпохах.

Цель преподавания дисциплины:

Содействовать формированию и развитию мировоззрения студента; раскрыть многообразие философских проблем, направлений, течений; составить первоначальное представление об её проблематике и языке, средствах и методах, понятиях и категориях, чтобы в дальнейшем студент мог самостоятельно ориентироваться в этом многообразии.

Задачи изучения дисциплины:

а) сформировать у студентов культуру рационального мышления: умение свободно оперировать понятиями, обосновывать или подвергать критике те или иные суждения, отделять существенное от второстепенного, раскрывать взаимосвязи, выявлять и анализировать противоречия;

б) привить любовь к философским размышлениям, помочь человеку в его жизненном самоопределении, в придании своему бытию подлинного смысла;
в) воспитание у студентов гражданской ответственности, стремления к постоянному профессиональному росту, к высокой нравственной, эстетической и политической культуре.

По окончании курса студент должен знать:

а) основные этапы развития мировой философской мысли;
б) главные философские направления в онтологии, гносеологии, диалектике, антропологии, социальной философии;
в) идеи наиболее крупных мыслителей-философов.

Студент должен уметь:

а) анализировать философско-социальные проблемы и формировать свою точку зрения по ним;

б) ориентироваться в главных философских направлениях и приводить аргументы в их пользу в условиях плюрализма философских мнений;

в) использовать положения диалектики для методологического обоснования научного поиска в медицине;

г) использовать положения прогрессивной философской мысли для формирования программы совершенствования человека и установления гармоничных социальных отношений.

РЕКОМЕНДАЦИИ О ПОРЯДКЕ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Подготовка к занятию должна включать в себя 5 основных этапов. Вначале необходимо изучить свой конспект лекций по теме занятия, который позволяет быстро составить общее представление об изучаемой теме. Затем следует внимательно прочитать соответствующие параграфы учебника, указанного в списке обязательной литературы. Это позволит углубить и расширить знания. Надо помнить, что лекция и учебник дополняют друг друга: при подготовке как к семинару, так и к экзамену, нельзя исключить ни то, ни другое. После этого следует прочитать указанные в данной методичке термины (основные понятия) по теме и дать устно, а ещё лучше письменно, определения этих понятий. Мы рекомендуем студенту вести свой индивидуальный словарь философских терминов и пополнять его к каждому занятию. Знать определения основных понятий – значит уже в главном знать содержание данной дисциплины. В случае затруднений с определениями надо снова читать конспект лекций и учебник, можно также пользоваться «Философским энциклопедическим словарём» и «Кратким словарём по философии», которые имеются в читальном зале кафедры. На следующем этапе работы студент должен читать приведённые в методичке вопросы для самоконтроля и отвечать самому себе на них, то же самое делать и с приведёнными упражнениями. На этом этапе необходимо использовать приведённую дополнительную литературу, а в случае необходимости и основную. Всё это позволит прочно закрепить в памяти изученный материал. На последнем этапе самоподготовки студент должен выполнить тестовые задания. Здесь он может опять же использовать конспект, учебник и дополнительную литературу. Вопросы, которые при изучении темы остались неясными и собственные ответы на них вызвали сомнение, следует записать и в начале семинарского занятия или на консультации задать преподавателю, который даст на них краткие ответы. А детальное рассмотрение всех вопросов будет осуществлено уже в процессе самого семинарского занятия.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1

1.Мировоззрение и его состав.

2.Мифологический тип мировоззрения (тотемизм, анимизм, фетишизм, магия).

3.Философия как любовь к мудрости.

4. Философия как общая теоретическая основа

мировоззрения. Круг её проблем.

Занятие 2

1.Мировоззренческие функции философии.

2. Методологические и иные функции философии.

3.Практическая значимость философии.

4.Главные философские направления (материализм, идеализм, монизм, дуализм,

познавательный реализм, агностицизм, скептицизм, диалектика, метафизика)

Термины для индивидуального словаря (основные понятия)

1.Мировоззрение. 2.Философия. 3.Мифология. 4.Анимизм. 5.Материализм. 6.Идеализм. 7.Монизм. 8.Дуализм. 9.Плюрализм. 10.Познавательный реализм. 11.Агностицизм. 12.Скептицизм. 13.Диалектика. 14.Метафизика

Вопросы для самоконтроля.Упражнения

1.В чём положительная роль тотемизма?

2.Что послужило эмпирической основой анимизма?

3.Чем были порождены захоронения умерших, жертвоприношения, каннибализм?

4.Чем магия принципиально отличалась от производственной деятельности?

5.Чем философский тип самоопределения в жизни принципиально отличался от мифологического?

6.Дайте своё истолкование выражения Гераклита: «Многознание мудрости не прибавляет»?

7.В чём отличия философии от мифологии, религии, искусства, науки?

8.Дайте своё истолкование выражения Маркса: «Философия-духовная квинтэссенция своего времени»?

9.Почему позитивисты не признавали ценности философии?

10.Как бы вы прокомментировали выражение Гиппократа: «Врач-философ подобен богу»?

11.Совместима ли медицина и агностицизм?

12.В чём рациональный момент скептицизма?

13.Можно ли считать скептиком человека, исповедующего принцип: «Подвергай всё сомнению»?

14.Что понимал под философией герой Л. Толстого, говоря: «Граф-человек хороший, но, правда, любит пофилософствовать»?

Тесты

1.Как именуется система наиболее общих взглядов на мир в целом, природу, общество, человека и его многообразные отношения к миру? А)наука Б)искусство В)философия Г)идеология

2.В признании чего состоит сущность материализма?

А)сложности материи Б)определяющей роли материального фактора в мире В)существования материи Г)существовании материальных потребностей

3.Как именуется вера в существование общего предка-прародителя данной социальной группы

А)Анимизм Б)Агностицизм В)Апатия Г)Тотемизм

4.Как именуется учение о том, что сущность вещей непознаваема?

А)теория отражения Б)Скептицизм В)агностицизм Г)анимизм

5.Согласно какому учению в мире происходит развитие, а вещи и явления связаны друг с другом?

А)Идеализму Б)Материализму В)Метафизике Г)Диалектике

Занятие 3

1.Философская мысль Древней Индии : а)веданта, б)буддизм

2.Философия Древнего Китая: а)даосизм, б)конфуцианство

Термины для словаря (основные понятия)

1.Сансара 2.Карма 3.Нирвана 4.Дао 5.Жэнь 6.Ли 7.Сяо 8.Ян и Инь

Вопросы для самоконтроля. Упражнения

1.В чём нравственное значение представлений о законе кармы?

2.На каком основании веданта отрицала существование смерти?

3.Почему мы относим буддизм к субъективному идеализму?

4.Покажите положительное значение буддизма для медицины?

5.Можно ли отказ буддистов от основных потребностей в состоянии нирваны считать подлинной свободой?

6.Как в даосизме был сформулирован принцип единства мира?

7.Какова в конфуцианстве формулировка принципа жэнь (человечности, гуманности)?

8.Охарактеризуйте сильные и слабые стороны конфуцианства?

Тесты

1.Как в веданте называется переселение души из одного тела в другое?

А)Карма Б)Сансара В)Дхарма Г)Воскрешение

2.Что понимается под кармой в веданте и индуизме?

А)Переселение душ Б)Закон воздаяния В)Высшее состояние Г)Достижение счастья

3.Как именуется принцип: не делай другим того, чего не желаешь себе?
А)Сяо Б)Ли В)Дао Г)Жэнь

4.Высшее состояние человека в буддизме

А)Нирвана Б)Карма В)Атараксия Г)Апатия

Занятие 4

1.Космологизм раннегреческой философии: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит.

2.Онтологизм античной философии: Парменид, Зенон, Ксенофан, Демокрит.

3.Антропологизм греческой философии: софисты, Сократ.

Занятие 5

1.Философия Платона а) учение об идеях и вещах, мировой душе и демиурге,

б) учение о душах и о познании,

в) учение об идеальном государстве

2.Философия Аристотеля а) учение о 4-х причинах вещей и явлений,

б) взгляды Аристотеля на Космос,

в) учение о душе и познании,

г) учение о человеке и государстве

3.Позднеантичный идеал мудреца: а) эпикуреизм, б) стоицизм

Термины для словаря (основные понятия)

1.Субстанция 2.Логос 3.Релятивизм 4.Пантеизм 5.Атом 6.Антропоморфизм 7.Телеология 8.Теология

Вопросы для самоконтроля

1.Чем отличалась постановка вопроса о первоначале мира в мифологии и философии?

2.В чем значение идеи Гераклита о Логосе для развитии науки?

3.Как, по мнению Гераклита, устанавливается гармония мира?

4.Чем взгляды Кратила отличались от взглядов Гераклита?

5.Каким образом Зенон обосновывал отсутствие движения?

6.В чём положительное значение учение элеатов для развития философии?

7.В чём заключались правильные моменты взглядов Демокрита на устройство Космоса?

8.Почему Демокрит отрицал существование случайности?

9.На каком основании Демокрит отрицал существование загробного мира?

10.В чём состояли социальные предпосылки деятельности софистов?

11.Правы ли софисты в том, что у каждого человека своя истина, а объективной истины нет?

12.В чём заключался этический рационализм Сократа?

13.Чем понимание идей у Платона отличалась от понимания атомов у Демокрита?

14.Чем платоновское понимание сотворения мира отличалось от христианского?

15.Что, по мнению Платона, влияет на направление переселения душ?

16.Каковы функции Бога в мире по представлениям Аристотеля?

17.Какое сословие и почему, по Платону, должно управлять обществом?

18.Чем взгляды Аристотеля на Космос уступают взглядам Демокрита?

19.Чем взгляды Аристотеля на соотношение интересов человека и общества отличаются от взглядов Платона?

20.Каковы социальные предпосылки эпикуреизма и стоицизма?

21.Можно ли мужество стоиков считать настоящим мужеством?

Тесты

1.Для какого учения характерно положение: «Разумный идёт сам, неразумного судьба тащит?»
А)Стоицизма Б)Платонизма В)Эпикуреизма Г)Аристотелезма

2.Какая проблема в философии Сократа была основной?

А)Космоса Б)Бытия В)Научного метода Г)Человека

3.Что такое бытие по Демокриту?
А)Совокупность атомов Б)Единое образование В)Небесные тела Г)Боги

4.Как называется рассуждение с нарушением закона логики, но прикрытое внешней правильностью?

А)Индукция Б)Дедукция В)Софизм Г)Аналогия

5.К какому направлению относится философия Платона?
А)Субъективному идеализму Б)Объективному идеализму В)К диалектическому материализму Г)К метафизическому материализму

6.Кому принадлежит выражение: «Платон мне друг, но истина дороже»?
А)Аристотелю Б)Сократу В)Демокриту Г)Эпикуру

Занятие 6.

1.Патристика и схоластика. Идеи откровения и творения.

2.Идея истории (учение Августина Блаженного).

3.Учение о грехопадении и спасении человека.

4.Проблема теодицеи.

5.Фома Аквинский - систематизатор католической философии.

Термины для словаря (основные понятия)

1.Теоцентризм 2.Мистицизм 3.Креационизм 4.Провиденциализм 5.Теодицея.

Вопросы для самоконтроля

1.Какие три способа познания Бога человеком признаёт христианство?

2.Чем функции Бога в христианстве отличаются от его функции в греческой философии?

3.Что Августин считал основным показателем прогресса?

4.В чём смысл жизни христианина?

5.Каково средство спасения человека в христианстве?

6.Как вы понимаете выражение Ивана Карамазова: «Я принимаю Бога, но не принимаю созданного им мира»?

7.Каким образом Фома Аквинский оградил религию от научной критики?

8.Какие вы знаете доказательства бытия Бога?

Тесты

1.Какова основная черта философии средневековья?

А)Атеизм Б)Теоцентризм В)Антропоцетризм Г)Космологизм

2.Как Ф.Аквинский называл те истины религии, которые не согласуются с научными данными?
А)Сверхразумными Б)Непостижимыми В)Абсолютными Г)Относительными

3.Как именуется идея творения мира Богом из ничего?
А)Провиденциализм Б)Секуляризация В)Деизм Г)Креационизм

4.В рамках какой проблемы специально обсуждается причина зла в мире?
А)Теизма Б)Деизма В)Теодицеи Г)Телеологии

Занятие 7

1.Антропоцентризм и гуманизм.

2.Натурфилософия и пантеизм.

3.Эмпиризм Ф. Бэкона.

4.Рационализм Р. Декарта

Термины для словаря (основные понятия)

1.Гуманизм 2.Антропоцентризм 3.Пантеизм 4.Эмпиризм 5.Рационализм 6.Секуляризация

Вопросы для самоконтроля

1.В чём заключался процесс секуляризации в 14-16 веках?

2.С какой сферой культуры была наиболее тесно связанной философия эпохи Возрождения?

3.В чём заключалась прогрессивность учения Данте о двойной сущности человека?

4.Чем понимание свободы человека в эпоху Возрождения отличалось от средневекового понимания?

5.Какой вид деятельности наиболее высоко ценится в эпоху Возрождения?

6.Чем пантеизм отличался от официального понимания Бога?

7.Чем понимание главной цели познания в Новое время отличалось от античного и средневекового?

8.Почему в Новое время гносеология стала главным разделом философии?

9.Что Бэкон считал основой познания и критерием истины?

10.Почему Декарт для доказательства существования внешнего мира вначале обосновывает положение о существовании Бога?

11.Чем учение о врождённых идеях Декарта отличалось от учения Платона о познании как воспоминании души мира идей?

12.Как вы понимаете выражение Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую»?

Тесты

1.В каком учении признаётся, что природа – это Бог в вещах?

А)Теизме Б)Пантеизме В)Деизме Г)Атеизме

2.Главная черта философии эпохи Возрождения?

А)Атеизм Б)Анимизм В)Атараксия Г)Антропологизм

3.В каком учении признаётся, что основа мира представлена двумя субстанциями – духовной и телесной?

А)Монизме Б)Дуализме В)Плюрализме Г)Реализме

4.Слабое место в учении Бэкона о познании?

А)Недооценил роль разума в познании Б)Переоценил роль разума В)Не учёл роль опыта В)полагал мир непознаваемым

5.Кто автор выражения: «Cogito ergo sum»?

А)Бэкон Б)Бруно В)Декарт Г)Данте

Занятие 8

1.Рационализм как умонастроение эпохи Просвещения

2.Французский материализм 18 века:

а)учение о движущейся материи как основе мира

б)учение о познании

в)учение об обществе и человеке

Термины для словаря (основные понятия)

1.Рационализм (в узком смысле) 2.Рационализм (в широком смысле)

3.Иррационализм 4.Атеизм

Вопросы для самоконтроля. Упражнения

1.Что такое рационализм в узком и широком смысле слова?

2.Почему для философии 18 века в целом было характерно рационалистическое

умонастроение?

3.Какие два главных лозунга были характерны для просветителей?

4.Почему большинство философов 18 века мы называем просветителями?

5.В чём заключалась сильная и слабая стороны учения Дидро, Гольбаха,

Ламетри о мире в целом?

6.Как вы оцениваете идею французских материалистов о возможности существования высоконравственного общества, состоящего из атеистов?

7.Кто, по вашему мнению, прав в споре о становлении человеческого

интеллекта – Гельвеций («воспитание значит всё») или Дидро

(«воспитание значит много»)?

Тесты

1.Как называется учение о безграничных возможностях человеческого разума познавать и преобразовывать мир?

А)Реализм Б)Релятивизм В)Рационализм Г)Редукционизм

2.Особенности материализма 18 века?

А)Метафизичность Б)Диалектичность В)Эклектичность Г)Агностицизм

3.В духе какого учения звучат слова Роберта Рождественского: «Призрачно всё в этом мире бушующем…»?

А)Идеализма Б)Рационализма В)Материализма Г)Иррационализма

Занятие 9

1.Философское учение И. Канта: а) учение о Солнечной системе,

б) учение о познании,

в) учение о практическом разуме и

Боге

2.Философское учение Гегеля: а) учение о развитии абсолютной идеи

б)основные законы диалектики

Занятие 10

1.Антропологический материализм Л. Фейербаха:

а)учение о религии и философии,

б) учение о природе и человеке.

2.Диалектический и исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса:

а)учение о формах движения материи,

б)материалистическое понимание истории.

в)учение об общественно-экономических

формациях

Термины для словаря (основные понятия)

Занятие 11

1.Проблема нерационального в философии Х1Х – ХХ веков:

а)философия А.Шопенгауэра

б)философия Ф.Ницше

2.Проблема бессознательного и психоанализ

Термины для словаря (основные понятия)

1.Оптимизм 2.Пессимизм 3.Волюнтаризм 4.Сублимация 5. «Я», «ОНО», «Сверх Я»

6. Сверхчеловек (по Ницше)

Вопросы для самоконтроля. Упражнения

1.Почему в середине 19 века в Европе возникают иррационалистические учения?

2.Как Шопенгауэр относился к проблемам счастья и смысла жизни?

3.Что, по Ницше, служит критерием добра и счастья?

4.Почему Ницше отрицательно относился к христианству и социализму?

5.В чём положительные моменты учения Ницше?

6.Какие основные части входят в состав психики, по Фрейду?

7.В чём заключаются содержание и цель психоанализа?

8.В чём заключаются слабые стороны учения Фрейда?

Тесты

1.Кому принадлежит выражение: «Наш мир наихудший из всех возможных миров»?

А)Шопенгауэру Б)Ницше В)Юнгу Г)Лейбницу

2.Что Ницше понимал под истиной?

А)Соответствие знания объекту Б)Общезначимость В)Полезное заблуждение Г)Мнение авторитета

3.Каковы главные компоненты бессознательного, по Фрейду?

А)Суждения и умозаключения Б)Ощущения и восприятия В)Самосознание и воля Г)Эрос и Танатос

4.Кто автор выражения: «Наш мир наилучший из всех возможных миров»?

А)Платон Б)Лейбниц В)Шопенгауэр Г)Фрейд

Занятие 12.

1.Материалистические и диалектические тенденции в русской философии (Белинский, Герцен, Чернышевский, Ленин)

2.Русская религиозная философия: а)учение славянофилов

б)философия всеединства Соловьёва

Термины для словаря (основные понятия)

1.Народничество 2.Соборность 3.София – Мировая душа 4.Теософия

Вопросы для самоконтроля

1.Как Белинский понимал разум?

2.Какой аргумент для критики агностицизма использовал Белинский?

3.Почему Герцен называл своё учение реализмом?

4.В чём, по Чернышевскому, заключается функция практики в

отношении познания?

5.Какова была природа социально-политического строя в СССР?

6.В чём славянофилы видели преимущество православия перед католицизмом?

7.В чём, по славянофилам, заключалась роль крестьянской общины в развитии

общества?

8.Какая страна в будущем, по мысли славянофилов, приобретёт мировое первенство?

9.В чём заключалась концепция цельного знания Соловьёва?

10.Какой принцип, по Соловьёву, должен лежать в основе взаимоотношений между людьми?

11.В чём главная причина социальных бед, по Соловьёву?

Тесты

1.Как Герцен называл своё философское учение?

А)Реализмом Б)Агностицизмом В)Релятивизмом Г)Рационализмом

2.Кому принадлежит выражение: «Философия без естествознания так же невозможна, как естествознание без философии»?

А)Белинскому Б)Чернышевскому В)Герцену Г)Ленину

3.После революции 1917 г. в России возник

А)Социализм Б)Государственный капитализм В)Коммунизм Г)Демократический социализм

4.Каким понятием характеризуется религиозный коллективизм, единство во множественности верующих?

А)Патриотизм Б)Демократия В)Соборность Г)Общинность

Занятие 13

1.Проблема бытия как начало философии

2.Основные формы бытия: материальное и духовное, актуальное и виртуальное, феноменальное и ноуменальное, субстанциальное и пропритативное, подлинное и кажущееся, предметное и информационное.

Занятие 14

1.Представления о материи в истории философии.

2. Виды материи

3.Структурные уровни организации материи

Занятие 15

1.Понятие движения, его соотношение с понятиями развития,

прогресса и регресса

2.Формы движения материи. Редукционизм и антиредукционизм.

Значение биофизики и биохимии для медицины

3.Пространство и время, их свойства

4.Субстанциальная и реляционная концепции пространства и

времени

5.Субъективное (психическое) пространство и время

Занятие 17

Занятие 18

1.Основные аспекты проблемы сознания

2.Сознание и мозг. Расшифровка мозгового кода сознания.

Гипотезы о существовании души вне тела.

3.Проблема моделирования психики

Занятие 19

4.Возникновение сознания. Отражение как общее свойство материи. Эволюция форм отражения

5.Роль труда, языка, общения в возникновении сознания из психики животных

6.Активность сознания

7. Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания

Структура общественного сознания: уровни, формы

8.Политическое и правовое сознание.

Занятие 20

1.Мораль, её общечеловеческий, групповой и исторический характер

2.Эстетическое сознание. Художественный вкус. Виды и функции

искусства. Перспективы развития искусства

4.Религия: сущность, происхождение, функции

Термины для словаря (основные понятия)

13.Сознание 14.Вульгарный материализм 15.Гилозоизм 16.Биопсихизм 17.Отражение 18.Раздражимость 19.Мораль 20.Искусство 21.Религия 22.Наука

Вопросы для самоконтроля. Упражнения

13.Как вы понимаете идеальность сознания?

14.Верно ли, на ваш взгляд, положение И.Дицгена: «Дух (сознание) не больше отличается от стола, света, звука, чем эти вещи отличаются друг от друга»?

15.В чём принципиальное отличие между материализмом и идеализмом в

понимании сознания?

16.Возможно ли с помощью регистрации физиологических процессов мозга судить о содержании психических (душевных) переживаний?

17.Сущестуют ли, на ваш взгляд, бесспорные аргументы в пользу

положения о существовании души вне тела?

18.Как вы относитесь к мнению Н.Амосова о том, что в будущем человек

откажется от своего тела, и его разум перейдёт в более совершеннную

материальную форму?

19.Чем допсихическое отражение отличается от психического?

20.Чем диалектико-материалистическое понимание активности сознания

отличается от идеалистического?

21.Какое значение, на ваш взгляд, имеет для медицины изучение

психосоматических влияний?

22.Почему общественность западных стран одобрила агрессию НАТО против Югославии в 1999 г., хотя объективно это было грубейшим нарушением норм и принципов гуманизма?

23.Какие показатели политической культуры вы знаете?

24.Что, по вашему мнению, означает высокая правовая культура?

25.Чем нравственная регуляция поведения людей отличается от правовой?

26.Чем искусство отличается от науки?

27.В 60-е годы шёл спор между «физиками», считавших главной сферой культуры науку, и «лириками», считавших такой сферой искусство. Прав ли кто-либо из них?

28.Чем обусловлено психотерапевтическое действие искусства?

29.В чём специфика эмпирического и теоретического уровней научного знания?

30.Какие национальные и мировые религии вам известны?

Тесты

1.Какое понятие имеет наименьший объём?

А)Ощущение Б)Сознание В)Психика Г)Бытие

2.Что, согласно материализму, происходит с душой человека после смерти?

А)Переселяется в другие тела Б)Соединяется с Богом В)Вначале существует без тела, а затем соединяется со своим телом (воскресает) Г)Перестаёт существовать, исчезает

3.Чем вульгарный материализм отличается от диалектического?

А)Признанием идеальности сознания Б)Отрицанием идеальности сознания В)Признанием сознания функцией всей материи Г)Признанием сознания функцией мозга

4.Какой фактор сыграл решающую роль в переходе от психики животных к сознанию человека?

А)Речь Б)Разум В)Воля Г)Труд

5.Проявлением чего служат психосоматические влияния?

А)Идеальности сознания Б)Активности сознания В)Объективности сознания Г)Материальности сознания
6.Какие элементы психики отсутствуют у животных, но есть у человека?

А)Ощущения и восприятия Б)Понятия и суждения В)Представления Г)Потребности (желания) и эмоции

7.Как именуется процесс воспроизведения свойств одного объекта в другом при их взаимодействии?

А)Отрицание Б)Развитие В)Отражение Г)Ощущение

8.Чем диалектический материализм отличается от объективного идеализма?

А)Отрицанием идеальности сознания Б)Признанием идеальности сознания В)Отрицанием самостоятельности существования сознания Г)Признанием самостоятельности существования сознания

Занятие 21.

1.Всеобщая связь и развитие

2.Закон диалектической противоречивости

3.Действие закона диалектической противоречивости в разных сферах бытия

4.Закон перехода количества в качество и обратно

Занятие 22

1.Диалектическое отрицание и его роль в процессе развития

2.Закон отрицания отрицания (диалектического синтеза)

3.Принципы конструктивной критики

4.Единичное и общее. Номинализм и реализм

5.Сущность и явление. Болезнь как единство сущности и явления (этиологии, патогенеза и симптоматики)

Занятие 23

1.Необходимость и случайность

2.Возможность и действительность. Виды возможностей. Многовариантный характер развития

3.Содержание и форма.

4.Соотношение структуры и функции в биологических объектах

Термины для словаря (основные понятия)

1.Закон 2.Диалектическое противоречие 3.Качество 4.Количество 5.Мера 6.Норма 7.Диалектическое отрицание 8.Единичное 9.Общее 10.Сущность 11.Явление 12.Кажимость 13.Необходимость 14.Случайность 15.Возможность 16.Действительность 17.Невозможность 18.Детерминизм 19.Монокаузализм 20.Кондиционализм 21.Содержание 22.Форма 23.Структура 24.Функция

Вопросы для самоконтроля. Упражнения

1.Чем категории и законы диалектики отличаются от частнонаучных?

2.Какие противоречия обусловливают развитие: живых организмов, общества, науки, медицины?

3.Какое противоречие составляет сущность болезни?

4.Как влияет новое качество на количественные изменения при прогрессивном развитии?

5.Почему закон перехода количества в качество называется ещё законом меры?

6.В чём заключается отрицательная методологическая роль положения некоторых

авторов о том, что здоровье и болезнь не имеют качественных отличий?

7.Почему развитие осуществляется не по прямой линии и не по кругу, а по спирали?

8.Почему закон отрицания отрицания не именуется просто законом отрицания?

9.Чем конструктивная критика отличается от деструктивной и апологетической?

10.Какое методологическое значение для медицины имеет принцип единства общего и особенного?

11.Существуют ли принципиально недиагностируемые болезни?

12.Могут ли две разные болезни иметь полностью одинаковую симптоматику?

13.Возможно ли, что все студенты 2-го курса сдадут летнюю сессию на отлично?

14.Для чего люди познают причины явлений?

15.Чем причина отличается от условий?

16.Если в мире царит вероятностная причинность и нельзя быть абсолютно уверенным в наступлении никакого события, то каким должен быть характер нашей деятельности, чтобы обеспечить её успех?

17.Лингвист К.Щерба придумал фразу, которая, как он утверждал, представляет собой чистую форму и не имеет содержания: «Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка». Так ли это?

18.Существуют ли чисто функциональные заболевания без всякого изменения структур (органики)?

Тесты

1.Как формулируется главный закон диалектики?

А)Количественные изменения, достигнув границы меры, вызывают качественные изменения Б)Старое повторяется на более высоком уровне развития В)Взаимодействие диалектических противоположностей является причиной развития Г)В ходе развития эволюция сменяется революцией

2.Каковы принципы правильной критики?

А)Объективности и конструктивизма Б)Познаваемости мира и развития В)Гуманности и справедливости Г)Всеобщей связи и развития

3.Как называется то, что не противоречит законам и имеет условия для наступления?

А)Формальная возможность Б)Реальная возможность В)Актуальное бытие Г)Действительность

4.почему закон перехода количества к качество именуют ещё законом меры?

А)Все качества можно измерить Б)Мера – главная философская категория В)Всё должно быть в меру Г)количественные изменения, выходя за границу меры, вызывают смену качества

5.Что такое интервал количественных изменений, в котором сохраняется данное качество?

А)Мера Б)Норма В)Число Г)Свойство

6.В чём суть закона отрицания отрицания?

А)В смене старого новым Б)В повторяемости существенных моментов старого на новом уровне В)В отрицании старого новым Г)В цикличности развития

7.Какой принцип выражен в известном кредо Мефистофеля: «Я отрицаю всё, и в этом суть моя»?

А)Прогресса Б)Диалектического отрицания В)Конструктивного отрицания Г)Метафизического отрицания (нигилизма).

Занятие 24

1.Субъект и объект. Сущность и возможности познания

2.Чувственое, рациональное и интуитивное познание

3.Роль приборов в познании

Занятие 25

1.Мышление и речь.

2.Истина, заблуждение, ложь, дезинформация

3.Проблема критерия истины

Занятие 26

1.Познание и практика

2.Критерии научности знания

3.Закономерности развития науки

4.Функции науки

5.Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

Занятие 27

1.Сциентизм и антисциентизм.

3.Научные факты. Наука и лженаука

4.Методы научного познания (наблюдение, эксперимент, измерение,

описание, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование)

Термины для словаря (основные понятия)

1.Субъект 2.Объект 3.Ощущение 4.Восприятие 5.Представление 6.Понятие. 7.Суждение 8.Умозаключение 9.Сенсуализм 10.Рационализм 11.Интуиция 12.Речь 13.Истина 14.Догматизм 15.Релятивизм 16.Заблуждение 17.Дезинформация 18.Ложь 19.Прагматизм 20.Конвенционализм 21.Вера 22.Факт 23.Лженаука 24.Наблюдение 25.Эксперимент 26.Анализ 27.Синтез 28.Индукция 29.Дедукция 30.Аналогия

Вопросы для самоконтроля. Упражнения

1.Чем представлено субъективное и объективное в знании?

2.О.Конт говорил, что из-за чудовищной температуры Солнца ни человек, ни приборы не могут высадиться на него, и мы никогда не узнаем его химический состав. Так ли это?

3.Какие типы приборов применяются в медицине?

4.Почему возникают иллюзии и галлюцинации?

5.Корректен ли вопрос о том, какое познание важнее - чувственное или

рациональное? Есть ли более корректная формулировка?

6.Возможна ли интуиция без предварительного изучения объекта?

7.Как бы вы прокомментировали выражение Ф.Тютчева: «Мысль

изречённая есть ложь»?

8.Соответствуют ли принципу конкретности истины выражения: «Вода кипит при 100 градусах Цельсия», «Кушать фрукты полезно»?

9.Чем заблуждение отличается от лжи?

10.Всякая ли дезинформация является ложью?

11.Что служит решающим фактором превращения научной гипотезы в теорию?

12.Если свобода есть возможность каждому иметь своё мнение, а мнений много, то означает ли это, что и много истин по одной проблеме?

13.Перед лицом истины все равны. Означает ли это, что истины у всех поровну?

14.В чём специфика разумной и слепой, истинной и ложной веры?

15.Можно ли астрологию и парапсихологию считать науками?

16.Почему для научного познания недостаточно наблюдений,

а требуются ещё и эксперименты?

17.Какие эксперименты допустимы на людях, а какие нет?

18.Придумайте примеры индуктивных и дедуктивных умозаключений.

19.В каких случаях целесообразно изучение объекта на его внешнем

заместителе - модели?

Тесты

1.Согласно какому учению ощущения играют главную роль в познании?

А)Сенсуализму Б)Солипсизму В)Скептицизму Г)Рационализму

2.Как называется знание, характеризующееся определённой неполнотой и неточностью?

А)Абсолютной истиной Б)Относительной истиной В)Заблуждением Г)Дезинформацией

3.Какой критерий истины предложен рационалистом Декартом?

А)Практика Б)Мнение большинства В)Польза Г)Ясность и отчётливость мысли

4.Как называется метод изучения объекта на его временном заместителе?

А)Анализ Б)Синтез В)Моделирование Г)Аналогия

5.Как называется мысль, в ходе которой из нескольких имеющихся суждений выводится новое суждение?

А)Понятие Б)Предста<

Наши рекомендации