Вопрос 9. Древнеиндийская философия

Практическая работа №11

Древнеиндийская философия выделяет три основных этапа:
XV — VI вв. до н. э. ведический период
VI — И вв. до н. э эпический период
II в. до н. э. — VIIв. н. э. эпоха сутр

Веды(дословно — "знания") — религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.

Веды, включали в себя:
"священное писание", религиозные гимны ("самхиты"); описание ритуалов ("брахманы"), сочиненное брахманами (жреца­ми) и используемое ими при отправлении религиозных культов; книги лесных отшельников ("араньяки"); философские комментарии к Ведам ("упанишады"). До наших дней дошло всего четыре Веды: •Ригведа; • Самаведа; • Яджурведа; • Атхарваведа.

Второй (эпический) этапа (VI — IIвв. до н. э.) являются две поэмы — эпосы "Махабхарата" и "Рамаяна", в которых затра­гиваются многие философские проблемы эпохи.

В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам:
Буддизм Джайнизм чарвана-лакаята

Одновременно возникает ряд философских школ ("даршан"), которые развивают ведическое учение:

йога; веданта; вайшешина; ньяя; миманса; санкхья.

Завершает период древнеиндийской философии эра сутр(IIв. до н. э. — VII в. н. э.) — кратких философских трактатов, рассмат­ривающих отдельные проблемы (например, "нама-сутра" и др.).

В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды — буддизм.

Онтология индийской философии(учение о бытии и небы­тии) опирается на закон Риты- космической эволюции, цик­личности, порядка и взаимосвязанности.

Бытие и небытие ассо­циируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). В свою очередь, Космос-Брахма (Бог-творец) живет 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космиче­ских (8640000000 земных) лет — до нового рождения Брахмы.

Вся бесконечная история — это чередование жизни Космоса (Маха Манвантара) и Абсолютного Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появля­ется жизнь, но в более совершенной форме.

Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, яв­ление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, раз­вития — достижение все более совершенного духа через посто­янную смену материальных форм.

Главной особенностью древнеиндийской гносеологии(учения о познании) является не изучение внешних (видимых) призна­ков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений.

В этой связи индийская философия выделяет /при вида сознания.
"пракрити" материальное сознание
"пуруша" чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди)
"майя" сознание сновидения, мираж

Каждое из данных видов сознания согласно индийской фи­лософии реально и заслуживает изучения — в отличие от европей­ской философии, которая признает только материальное сознание и длительное время (до И. Канта) не рассматривала вопросы подлинного и неподлинного бытия, сущности и иллюзорности.

Самостоятельная работа№11

1.Используя справочную литературу «Индийская Мифология», дайте определение следующих понятий и укажите в каких именно мифах они участвуют.

Душа виндийской философии состоит из двух начал:

       
  Вопрос 9. Древнеиндийская философия - student2.ru
    Вопрос 9. Древнеиндийская философия - student2.ru


Атман Манас
     

Сансара–

Карма—

Мокша—

Ахимса–

Наши рекомендации