Вопрос 9. Древнеиндийская философия
Практическая работа №11
Древнеиндийская философия выделяет три основных этапа: | |
XV — VI вв. до н. э. | ведический период |
VI — И вв. до н. э | эпический период |
II в. до н. э. — VIIв. н. э. | эпоха сутр |
Веды(дословно — "знания") — религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.
Веды, включали в себя: | |||
"священное писание", религиозные гимны ("самхиты"); | описание ритуалов ("брахманы"), сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при отправлении религиозных культов; | книги лесных отшельников ("араньяки"); | философские комментарии к Ведам ("упанишады"). До наших дней дошло всего четыре Веды: •Ригведа; • Самаведа; • Яджурведа; • Атхарваведа. |
Второй (эпический) этапа (VI — IIвв. до н. э.) являются две поэмы — эпосы "Махабхарата" и "Рамаяна", в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи.
В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам: | ||
Буддизм | Джайнизм | чарвана-лакаята |
Одновременно возникает ряд философских школ ("даршан"), которые развивают ведическое учение:
йога; веданта; вайшешина; ньяя; миманса; санкхья.
Завершает период древнеиндийской философии эра сутр(IIв. до н. э. — VII в. н. э.) — кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, "нама-сутра" и др.).
В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды — буддизм.
Онтология индийской философии(учение о бытии и небытии) опирается на закон Риты- космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности.
Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). В свою очередь, Космос-Брахма (Бог-творец) живет 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических (8640000000 земных) лет — до нового рождения Брахмы.
Вся бесконечная история — это чередование жизни Космоса (Маха Манвантара) и Абсолютного Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме.
Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития — достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.
Главной особенностью древнеиндийской гносеологии(учения о познании) является не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений.
В этой связи индийская философия выделяет /при вида сознания. | |
"пракрити" | материальное сознание |
"пуруша" | чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди) |
"майя" | сознание сновидения, мираж |
Каждое из данных видов сознания согласно индийской философии реально и заслуживает изучения — в отличие от европейской философии, которая признает только материальное сознание и длительное время (до И. Канта) не рассматривала вопросы подлинного и неподлинного бытия, сущности и иллюзорности.
Самостоятельная работа№11
1.Используя справочную литературу «Индийская Мифология», дайте определение следующих понятий и укажите в каких именно мифах они участвуют.
Душа виндийской философии состоит из двух начал:
Атман | Манас |
Сансара–
Карма—
Мокша—
Ахимса–