Вопрос 6. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии
Практическая работа№8
Несмотря на то что человек в Китае отождествляется с природой и космосом и не выделяется из общества, он занимает центральное место в китайской философии.
Согласно китайской философской традиции человек является сгустком трех видов космической энергии: | |
Определение | Суть понятия |
Цзин | |
энергия зарождения всего сущего, "корень", "семя" живого организма | Выделяются два вида данной психофизической энергии: • "семя Прежнего Неба" — то, что дано человеку от рождения, генетическая программа, физические данные; • "семя Последующего Неба" — то, что человек накапливает в течение жизни. Нередко цзин отождествляется с сексуальной энергией. |
Ци | |
материально-духовная энергия, которая служит "строительным материалом" всего сущего (в отличие от цзин — энергии зарождения). | Энергия ци подразделяется на: • вещественную ци, благодаря которой вещи и живые организмы приобретают материальную форму; • духовную ци - душу человека и других живых существ. Духовная ци - основа жизни человека. Удачливый, физически и морально здоровый человек обладает "светлой", "чистой" ци. Больной, слабый, неудачливый — "тяжелой", "загрязненной", "темной" ци. Путь к успеху, физическому и духовному здоровью, счастью — освобождение ци от всего лишнего, очищение души. |
Шэнь | |
неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая составляет "стержень" человеческой личности и не исчезает после смерти человека (в отличие от ци). | Помимо трех видов космической энергии (энергии зарождения — цзин; энергии материального и духовного существования — ци; постоянной духовной энергии, остающейся после смерти, — шэнь) китайская философия выделяет два вица сексуальной энергии: •ян — мужская сексуальная энергия; • инь — женская сексуальная энергия. Отсюда все сущее делится на два противоположных начала -мужское и женское.Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных), так и неживой природы (например, китайская философия относит к активному мужскому началу ян Солнце, небо, день, сухость, легкость, а к пассивному женскому началу инь — Луну, Землю, равнины, ночь, влагу). В основе существования живой и неживой природы, всей окружающей действительности лежит "Тай-цзи"- единство, борьба, взаимопроникновение и взаимодополнение ян и инь. |
Самостоятельная работа№8
Используя справочную литературу, ответьте на ряд вопросов:
1.Восприятие китайской философией человекаимеет ряд особенностей (перечислите их):
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Главными условиями долголетия в Китае считаются (перечислите их):
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопрос 7. Даосизм – древнейшее философское учение Китая
Практическая работа№9
Даосизм— древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос.
Основателем даосизма считается Лао Цзы(Старый Учитель), живший в конце VI — начале V вв. до н. э.
Главные источники — философские трактаты "Даоцзин" и "Дэцзин", совместно именуемые "Даодэцзин".
Основными понятиями даосизма являются "Дао" и "Дэ". "Дао"имеет два значения: | |
путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира; | субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту. "Дэ" — благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало "Дао" преобразовалось в окружающий мир. |
Самостоятельная работа №9
Используя справочную литературу, напишите основные идеи философии даосизма:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопрос 8. Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм
Практическая работа №10
Конфуцианство— древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни.
Основоположником конфуцианства является Конфуций(Кун-Фу-Цзы), живший в 551 — 479 гг. до н. э., главным источником учения - произведение Лунь Юй("Беседы и суждения").
Основные вопросы, решаемые конфуцианством:
1.Как необходимо управлять людьми?
2.Как вести себя в обществе?
Конфуцианское золотое правилоповедения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.
Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:
жить в обществе и для общества; уступать друг другу;
слушаться старших по
возрасту и по званию; подчиняться императору;
сдерживать себя, соблюдать меру
во всем, избегать крайностей; быть человечным.
Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким должен быть начальник(руководитель).
Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества. Оно остается актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и деятельности автора.
Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фацзя).
Его основателями были Шан Ян(390 - 338 гг. до н. э.) и Хань Фэй(288 - 233 гг. до н. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до н. э.) легизм стал официальной идеологией.
Основной вопрос легизма.(как и конфуцианства): как управлять обществом?
Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы.Таким образом, легизм — философия сильной государственной власти.
Самостоятельная работа№10
Используя справочную литературу ответьте на ряд вопросов:
1.Прочитайте Учение Конфуция о том, каким должен быть начальник и напишите эти качества, следуя данному учению:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Используя справочную литературу, напишите основные постулаты легизма.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________