Вопрос 4. Основной вопрос и основные направления философии
Практическая работа№6
Основнымв философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию).
Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия.
В связи с этим существуют две стороны основного вопроса философии
онтологическая | Гносеологическая |
Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание? | Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания? |
В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления — соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.
При рассмотрении онтологической (бытийной) или гносеологической (познавательной) сторон основного вопроса философии можно выделить такие направления, как: | |
объективный идеализм; субъективный идеализм; материализм; вульгарный материализм; дуализм; деизм; | гностицизм; агностицизм; эмпиризм (сенсуализм); рационализм. |
Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:
Материализм | идеализм | Дуализм |
Самостоятельная работа №6
Используя справочную литературу, заполните таблицу.
Определение | Суть понятия | Предстовители |
Материализм | ||
Идеализм | ||
Дуализм | ||
Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена:
эмпиризмом (сенсуализмом) | Рационализмом |
Используя раздаточный материал заполните таблицу.
Опраделение | Суть понятия | Предстовители |
эмпиризмом (сенсуализмом) | ||
Рационализмом | ||
Напишите вывод по основным вопросам философии, относительно онтологической и гносеологической сторон, используя справочный материал.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопрос 5. Общее понятие и характерные черты китайской философии
Практическая работа№7
Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа: | |
VIIв. до н. э. - IIIв. н. э. | зарождение и становление древнейших национальных философских школ |
III— XIX вв. н. э. | проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы |
ХХ в. н. э. | современный этап — постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии |
Древнейшими национальными философскими учениямив Китае являлись:
даосизм; конфуцианство; легизм.
Меньшее распространение получили:
моизм;натурфилософия; номинализм.
После проникновения в Китай буддизма (III в. н. э.) и до конца XIX в. (второй этап) основу китайской философии составляли: | ||
чань-буддизм (национальный китайский буддизм, возникший в результате влияния китайской культуры на индийский буддизм, заимствованный Китаем; | неодаосизм; | неоконфуцианство. |
В ХХ в. национальная китайская философия обогатилась достижениями мировой философской мысли, в частности идеями:
христианская религия; ведущие европейские философы;
американская философия прагматизма. марксизм;
Для китайского видения мира и окружающей действительности (что нашло отражение в китайской философии) характерно:
1.восприятие своей страны — Китая — как центра существующего мира;
2.понимание отдельных событий, истории в целом как циклического процесса;
3.осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов;
4.восприятие человека, природы и космоса как единого целого;
5.консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен;
6.невыделение отдельной человеческой личности из коллектива;
7.осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии (разливов рек, ураганов и др.); приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской стены, строительство плотин, рытье каналов, борьба с наводнениями, ирригационное земледелие и др.); отсюда — уважение и трепет перед организующей силой — государством;
8.восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого; распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства (императора) высшей объединяющей силой государства, а государства — объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти;
9.конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию;
10.понимание жизни прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правильного образа жизни иправильного отношения к окружающей -действительности);
11.восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших;
12.уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов("шэнов").
Самостоятельная работа№7
Используя справочную литературу, подберите 2-3 мифа из «Китайской мифологии» в которых объясняется
происхождения жизни на земле, живой и неживой природы и опишите их с примерами:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________