Джеймс Милль и Джон Стюарт Милль

Джеймс Милль (1773-1836), отец Джона Стюарта Милля, был пи­сателем и журналистом, впоследствии служащим Ост-Индской ком­пании. Его главные сочинения посвящены юриспруденции и поли­тической философии; придерживался радикальных политических взглядов. Руководил образованием своего сына, который пишет в «Автобиографии», что начал учиться, в том числе изучать гречес­кий язык, в трехлетнем возрасте.

Джон Стюарт Милль (1806-1873) жил на жалованье чиновника департамента по делам Индии. Его наиболее известные философские работы — «Утилитаризм», «Система логики», «Подчинение жен­щин» и очерк «О свободе».

Философ и государственный служащий, Милль был активным по­литическим реформатором. В 1824 г. его арестовали за распространение среди бедных литературы о контроле над рождаемостью. Был сторон­ником всеобщего образования и расширения избирательного права (в том числе предоставления права голоса женщинам). Участвовал в осно­вании Ныохэм-Колледжа в Кембридже, одного из первых женских колледжей в Англии. В 1805 г. избран в парламент от избирательного округа Вестминстера как кандидат рабочих. В парламенте главньм об­разом боролся за предоставление права голоса женщинам и, поскольку такого рода деятельность не пользовалась популярностью среди изби­рателей, на следующих выборах проиграл.

Маркс (1818-1883)

Карл Маркс родился в семье адвоката. Основатель современного международного коммунизма. Учился в Бонне и Берлине. Заинте-

ресовавшись философией Гегеля, понял, что гегельянство может быть применено к экономической истории и в целях радикальной политики.

Став политическим беженцем, Маркс перебрался в Лондон, где его и всю его семью материально поддерживал богатый фабрикант Фридрих Энгельс.

философия Маркса — своего рода гегельянство, поставленное с ног на голову. Так, Гегель говорит, что государство есть шествие Бога по земле, Маркс же видит в государствах и правителях лишь инструменты подавления. Гегель говорит, что диалектические силы истории — столкновение идей, Маркс же заявляет, что эти диалек­тические силы материальны.

Марксова философия значима не как таковая, но скорее из-за ее огромного влияния на политическую историюXX в. Маркс был бы удовлетворен таким положением дел, поскольку писал: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».

Джеймс (1842-1910)

Уильям Джеймс, американский психолог и философ, брат писателя Генри Джеймса, учился сначала в Нью-Йорке, а потом в Гарварде, где изучал медицину.

В психологии Джеймс был бихевиористом; утверждал, что эмо­ции суть восприятия физиологических изменений. В философии был прагматистом; по его мнению, истинно то, что обеспечивает практический успех действия.

Ницше (1844-1900)

Фридрих Ницше родился в семье лютеранского пастора, учился в Бонне и Лейпциге. Его способности считали столь блестящими, что еще до окончания учебы ему предложили кафедру классической филологии в Базеле, и он принял предложение. Ему было тогда 24 года. В молодости чрезвычайно восхищался Шопенгауэром (с кото­рым не был знаком) и Рихардом Вагнером (с которым дружил), но в конечном счете разочаровался в обоих.

Ницше оставил академическую работу во время франко-прус­ской войны и отправился служить санитаром в госпиталь. Но очень скоро оставил и эту службу и повел жизнь, полную скитаний; она стала возможна благодаря пенсии по болезни, которую выплачивал университет. Говорят, что, находясь в прусской армии, он заразил-

ся сифилисом. Последние двенадцать лет жизни страдал психичес­ким расстройством.

Ницше стремится опровергнуть традиционные моральные цен­ности и заменить их своего рода аристократическим эгоизмом (см. гл. 7 и 8). Но его проект еще более широк — подорвать не только нравственность, но и метафизику, логику и, видимо, даже рацио­нальность. Он часто пишет в том духе, что религия, философия, наука, да фактически и все системы мысли, суть не что иное, как мошеннические попытки профессионалов захватить власть.

Теории Ницше были с энтузиазмом восприняты нацистами, по­ощряемыми сестрой Ницше Элизабет, которая дружила с Гитлером.

Фреге (1848-1925)

Готлоб Фреге — немецкий математик и логик, преподавал в Йене. Некоторые ученые считают его самым крупным логиком после Аристотеля. В 1879 г. изложил полную систему символической ло­гики; однако она содержала противоречие (парадокс классов), за­меченное Расселом, который попытался его разрешить.

Фреге проводит различение между смыслом и предметным зна­чением (референцией), — различение, которое сыграло важную роль в современной философии. Его лучше всего разъяснить на ^примерах. Например, два выражения — «утренняя звезда» и «ве­черняя звезда» — имеют одно и то же предметное значение (по­скольку указывают на одну и ту же планету — Венеру), но разные смыслы.

Приложение II

ФИЛОСОФИЯ В XX СТОЛЕТИИ

Гуссерль (1859-1938)

Эдмунд Гуссерль стал профессором Фрайбургского университета в 1916 г.Он заложил основы феноменологии — теории или школы мысли, получившей сегодня признание во многих университетах континентальной Европы, Индии и Японии. Гуссерль вновь ввел в философию термин ЕРОСНЕ, обозначив им процесс, составляю­щий важную часть феноменологического метода. Термин ЕРОСНЕ, заимствованный из философии древнегреческих стоиков, означает воздержание от суждения. Первый принцип феноменологии сум­мирован в тезисе: открытие истины о некоторых вещах предполага­ет воздержание от суждения о других вещах.

Дьюи (1859-1952)

Джон Дьюи стал профессором Колумбийского университета (Нью-Йорк) в 1904 г. Оказал значительное влияние на идеологию образо­вания в Соединенных Штатах; по его мнению, главной целью обра­зования должно быть социальное и психологическое развитие, при­способление ребенка к условиям жизни в сообществе.

Создал также десятичную систему, используемую для классифи­кации библиотечных книг.

Рассел (1872-1970)

Бертран Рассел оспаривает у Фреге титул крупнейшего логика после Аристотеля. Изучал математику и философию в Кембридже, экономику — в Берлине, переписывался с Фреге. В 1910 г. опубли­ковал (в соавторстве с А.Н. Уайтхедом) большую книгу Principia

Mathematica, которая считается краеугольным камнем математичес­кой логики. Так же расценивается и его теория дескрипций.

Во второй половине жизни Рассел написал множество популяр­ных книг и очерков, в том числе «Завоевание счастья», «Брак и мо­раль», «Почему я не христианин» и «Об образовании».

Рассел был широко известен как политический полемист. В 1907 г. он безуспешно баллотировался в парламент, выступая за предоставление женщинам права голоса. Во время Первой мировой войны стоял на позициях пацифизма и был заключен в тюрьму за распространение памфлетов против призыва на военную службу. После Второй мировой войны написал ряд писем мировым лидерам, предупреждая их об опасностях ядерной войны. Уже в старости снова оказался в тюрьме — за блокировку автомагистрали перед министерством обороны в Лондоне.

Витгенштейн (1889-1951)

Людвиг Витгенштейн родился в Вене, учился инженерному делу в Берлине и Манчестере, потом заинтересовался математической ло­гикой. Он нанес визит Фреге, который рекомендовал ему обратить­ся к Расселу. В 1912 г. Витгенштейн прибыл в Кембридж и стал учеником Рассела. Молодой Витгенштейн произвел сильное впечат­ление на Рассела, который во многом способствовал установлению его философской репутации.

Во время Первой мировой войны Витгенштейн служил офице­ром в австрийской артиллерии. Попал в плен к итальянцам, где на­писал свою первую книгу, «Логико-философский трактат» (опубли­кована в 1921 г.), в которой излагалась теория, названная Расселом «логическим атомизмом».

В 30-е годы идеи Витгенштейна коренным образом изменились. Он пришел к убеждению, что философские вопросы и проблемы воз­никают в результате неверного понимания языка или порождаются языком. Однако, как он отмечает в предисловии [к «Философским исследованиям»], он оказался не способен написать книгу, в которой были бы последовательно изложены его новые взгляды. После смер­ти Витгенштейна его рукописи были отредактированы и переведены Дж.Э.М. Энскомб, Г.Х. фон Вригтом и Рашем Рисом. Среди них — «Голубая и коричневая книги», «Философские исследования», «За­мечания по основаниям математики» и «О достоверности».

Наши рекомендации