Философия и общественная жизнь

Время от времени философам предлагают сотрудничество в органи­зациях, занимающихся выработкой моральных ориентиров, необхо­димых в деятельности законодателей. Нельзя сказать, что продук­ция философов неизменно безукоризненна, поскольку философы не всегда свободны от неясности и тумана, а иногда и от социальных предрассудков и психологических установок, в особенности скепти­ческих, которые чужды здравому смыслу. Мыслители XX столетия еще не избавились от влияния Юма, и некоторые современные фи­лософы сознательно или бессознательно проводят скептицизм Юма относительно причинности (см. гл. 17). Столкнувшись с социаль­ными проблемами, такие философы встают «с ног на голову», заяв­ляя, что никто не знает, приводит ли, скажем, расистская или сексистская пропаганда к дурным последствиям, поскольку (молчали­во предполагают они) никто на самом деле не знает, является ли что-либо действительной причиной чего-либо.

Что важнее, слишком часто перед органами, созданными госу­дарством для исследования моральных проблем, ставят невозмож­ные задачи и невозможные вопросы. Например, философов могут пригласить по существу для подсчета последствий, какие будет иметь переформулировка частей законодательства, воплощающих древние этические принципы. Или от них могут ждать разработки аргументов в защиту упразднения основополагающих табу. Филосо­фы не особо сильны по части оценки практических последствий (например, практических последствий снятия запрета на грубую по­рнографию), и отнюдь не факт, что они лучше других знают, каки­ми должны быть наши фундаментальные табу.

При всех оговорках философы могут сослужить полезную служ­бу обществу. Публичная прикладная философия сильнее всего там, где может отталкиваться от некоторого главного принципа, приня­того более или менее цивилизованным обществом, например от принципов Хартии ООН о правах человека. Исходя из такого рода основополагающего принципа, философски мыслящий орган может разъяснить, какие понятия значимы и важны с точки зрения обсуж­даемого вопроса, а возможно, и начать разработку практических способов воплощения решений в жизнь.

Хорошим примером является опубликованный в 1989 г. Проект документа о согласии на основе полной информации, который был подготовлен рабочей группой Новозеландского совета здравоохране­ния. Этот документ — реальный пример того, какое полезное приме­нение может найти философия в принятии общественных и государ­ственных решений, касающихся множества людей. Обратимся к нему.

В рабочую группу вошли врачи, медсестры, юристы, а также ряд непрофессионалов, в том числе пациенты, представители общи­ны маори и др. Одним из таких непрофессионалов оказался ушед­ший на пенсию профессиональный философ, не очень известный за пределами Новой Зеландии, но не страдающий отсутствием головы.

Проект документа построен на простых и естественных переходах от философского анализа и прояснения понятий к практическим ме­тодам и средствам и обратно. Он посвящен четырем главным темам.

1. Прежде всего в документе разъясняется важность темы: «Согла­сие на основе полной информации — основополагающая право­вая и этическая проблема. Оно предполагает автономию инди­вида, право индивида на принятие решений о касающихся его действиях, методы, согласующиеся с целями и ценностями ин­дивидов и их право на свободу и защиту от вмешательства извне.

Современный поворот к согласию на основе полной инфор­мации возник после Нюрнбергского кодекса 1947 г. (появивше­гося в результате судов над нацистами после Второй мировой войны) и Хельсинкского соглашения 1964 г. В данном проекте ясно сформулирована обязанность получить согласие личности на участие в терапевтическом и нетерапевтическом обследова­нии... Основополагающая принцип состоит в том, что телесная целостность личности должна быть защищена от несанкциони­рованного прикосновения и вторжения».

2. После установления фундаментальных принципов в документе приводится перечень и классификация разных оснований, по которым согласие на основе полной информации укрепляет контроль людей над собственной жизнью. Согласие на основе полной информации укрепляет доверие между медиками и па­циентами; способствует разумному принятию решений врачами и пациентами; защищает людей от ненужного лечения и не обя­зательных медицинских процедур; содействует успеху лечения, увеличивая вероятность того, что пациенты будут участвовать в лечении добровольно и активно; гарантирует, что пациентов не будут специально обрабатывать с целью принудить к участию в коммерчески выгодных экспериментальных проектах. Согласие на основе полной информации также гарантирует, что ценности профессиональных медицинских работников останутся общече­ловеческими и согласными с желаниями пациентов и ценностя­ми всего общества, включая ценности меньшинств; наконец, в случае необходимости оно обеспечивает защиту медиков.

3. Далее в проекте документа содержится анализ многочисленных вспомогательых понятий, имеющих отношение к делу. В этой части находит применение философия, способствующая лучше­му пониманию важных практических вопросов. Рассматривае­мые здесь идеи могут показаться банальными, но, до тех пор пока они не осознаны и не разъяснены, декларированные высо­кие принципы не обретут практического наполнения. Эти важ­ные и необходимые понятия таковы: эксплицитное согласие, предполагаемое согласие, общее согласие, особое согласие, письменное согласие, устное согласие; тяжелое состояние и не­тяжелое состояние; риск, большой риск, незначительный риск, побочные эффекты; правомочность (например, право решать), ответственность, информация; языковые различия, культурные различия.

4. Наконец, в документе рассматриваются методы и средства его практического осуществления. Здесь содержится ответ на во­просы о надежных гарантиях того, чтобы пациентов (которые различаются по языку, возрасту, умственным способностям и т.д.) на деле всегда должным образом информировали о лече­нии, включая его побочные эффекты и сопряженный с ним риск. Эта часть документа ясно свидетельствует о таких досто­инствах рабочей группы, как практицизм, отсутствие помпез­ности и философская проницательность.

Влияние философии

В начале этой главы был задан вопрос о том, имеет ли философия отношение к реальной жизни. Некоторые ответы уже были даны, сначала в общей форме, а затем в форме конкретных примеров при­менения философии к современным проблемам реальной жизни. Но влияние философии на жизнь — не что-то прежде неслыханное. Философские идеи часто оказывали глубокое и долговременное воз­действие на человеческие общества, даже если общества и не пони­мали этого. Иногда влияние философии благотворно, иногда дурно;

но это уже другой вопрос.

Современные общества находятся под большим влиянием фило­софских идей, исходящих из самых разных источников. Несколько исторических примеров сразу же расставят все по местам.

Примеры из древности: евреи и греки

Часто говорили — и в данном случае повторение оправданно, — что вся западная цивилизация зиждется на этике древних евреев и науке и метафизике древних греков.

Ни книжники и мудрецы Иерусалима, записавшие Десять запо­ведей .и создавшие литературу еврейского народа, ни Иисус из На­зарета не были просто философами. Эти великие учители учили не только философии. (Прежде всего, тогда никто не разграничивал теологию и философию или этику и метафизику. Однако это от­нюдь не главное.)

Нет никакого сомнения относительно широкого распространения фундаментальных моральных законов, сформулированных в Вет­хом Завете, и огромного влияния личности и учения Иисуса, который вновь истолковал и разъяснил, часто иносказательно, эти эти­ческие законы. Учения иудаизма и христианства, философские в широком смысле слова, составляют основание национальных и меж­дународных законов, вообще — морального мышления, западной цивилизации. Хотя народы и их правительства часто отклоняются от этих критериев, это не отменяет общего признания их теорети­ческой правильности.

Если говорить о греках, то общепризнанно, что греческая фило­софия и наука заложили основы интеллектуальной методологии не только философии и науки, но и многих других форм исследова­ния. Греки дали нам первые и в некоторых отношениях самые важ­ные представления о том, как следует философствовать, изучать природу и общество, строить науку — короче говоря, мыслить.

Здесь имеет смысл упомянуть Аристотеля, поскольку он, несо­мненно, является самым влиятельным учителем профессиональной философии в истории. Он также один из самых влиятельных мыс­лителей всех времен. Кратко изложить мысли Аристотеля невоз­можно ввиду широты и многообразия занимавших его предметов, и мы можем лишь дать некоторое представление об этой широте и многообразии. Аристотель не только (как мы видели) создал логи­ку, он также написал основополагающие труды по метафизике, этике и многим другим предметам, которые сегодня относятся к науке, включая механику, биологию и психологию. И он создал важные трактаты о политике, религии и литературе.

В XIII в. Фома Аквинский ставил целью согласовать ставшие тогда известными сочинения Аристотеля с христианской теологией. К радости церковных властей он выполнил свою цель, и аристоте-лизм стал официальной философией Церкви. Поэтому он продолжа­ет влиять на европейскую мысль и идеологию вплоть до наших дней.

Джон Стюарт Милль

Граждане англоговорящих стран, отстаивающие принципы свободы печати и свободы слова, рано или поздно обращаются к идеям Джона Стюарта Милля. Феминистки тоже обязаны некоторыми своими идеями Миллю и его жене Гарриет.

Логический позитивизм

В 20-х годах XIX в. логические позитивисты Венского кружка воз­вышали науку над всеми другими человеческими поисками. Ны­нешние правительства тоже признают чрезвычайно важную роль науки в современной жизни, не в последнюю очередь потому, что видят в ней источник богатства. Позитивизм предоставляет профес­сиональным и правительственным защитникам научного идеала своего рода теоретическое обоснование, поэтому искаженные или аутентичные версии позитивистских принципов иногда можно услы­шать на публичных дискуссиях о науке и ее финансировании.

Логика и компьютерная индустрия

Читатели, разбирающиеся в компьютерах, вероятно, посчитали гл. 22 этой книги удивительно знакомой. Это объясняется тем, что некоторые изобретатели компьютера были математиками и изучали современную формальную логику. Бинарная система, применяемая в компьютере, — это по сути та же бинарная система (истин­ный/ложный), на основе которой, как мы видели, построены таб­лицы истинности в пропозициональном исчислении. Гигантская компьютерная индустрия стала возможна благодаря идеям матема­тиков и инженеров — и философов.

Воздействует ли философия на реальную жизнь? Безусловно, воздействует. Это одна из причин, в силу которых она достойна изучения.

Приложение I

ВЕЛИКИЕ ФИЛОСОФЫ

Сократ и Платон

Сократ (469-399 гг. до н.э.) родился и был казнен в Афинах. Он не писал книг, и практически все, что известно о его жизни, учении и личности, мы знаем из сочинений его ученика Платона.

Платон (427-347 гг. до н.э.) написал около тридцати пяти фило­софских работ; все они имеют форму диалога. Главный герой боль­шинства диалогов — Сократ. Он предстает физически безобразным человеком, который тем не менее уважаем и любим за храбрость, скромность, мудрость, остроумие, оптимизм и интеллектуальную честность.

Принято считать, что ранние диалоги Платона по манере и со­держанию предельно близки к философствованию Сократа. Они посвящены главным образом природе и возможности знания, осо­бенно знания о добродетели, душе.

В позднейших диалогах Платона усматривают его собственную философию. В числе разбираемых в них тем — знание, восприятие, грамматика, парадоксы, бессмертие и учения других философов. Платон строит теорию форм, с помощью которой разъясняет мно­жество вещей, включая возможность знания, значение блага и раз­личие между конкретным и общим. Два наиболее пространных его диалога — «Государство» и «Законы» — посвящены политической философии и описывают идеальные государства. В первом из них Платон доказывает, что хорошее правление невозможно, пока пра­вители не станут философами или философы — правителями.

В возрасте семидесяти лет Сократ предстал перед афинским судом по обвинению в порче афинских юношей. Он был осужден и приговорен к смерти. Он отклонил помощь друзей, пытавшихся вы­зволить его из заключения. Во исполнение смертного приговора испил чашу с ядом. Платон, которому было тогда двадцать восемь

лет, видимо, не присутствовал при казни; но он оставил волнующее описание этого события. После смерти Сократа основал в Афинах школу, названную Академией, где одним из его учеников был Арис­тотель. Платон умер восьмидесяти лет от роду во время встречи с друзьями.

Зенон из Элеи

Жил в V в. до н.э. Сформулировал ряд парадоксов, которые до сих пор вспоминают при обучении математике. Наиболее известные па­радоксы Зенона — «Ахилл» и «Стрела».

Зенон Стоик

Этот позднейший Зенон (335-262 гг. до н.э.) учил: если предметы земных желаний и являются благом, то лишь относительным, и че­ловек должен, насколько это возможно, избавиться от своих жела­ний.Он совершил самоубийство в возрасте семидесяти двух лет.

Аристотель

Аристотель родился в 384 г. до н.э. в Стагире (Македония). Его отец состоял придворным врачом при правителе Македонии. Когда ему было семнадцать лет, Аристотель пришел в Афины, где оставался в течение двадцати лет как ученик и коллега Платона. После смерти .Платона в 347 г. до н.э. был одним из трех претендентов на пост главы Академии, однако не стал им: удача улыбнулась племяннику Платона Спевсиппу. Тогда Аристотель с несколькими своими ученика­ми оставил Афины; несколько лет он провел в Малой Азии и Македо­нии. Непродолжительное время состоял наставником при Александре Македонском, которому было тогда четырнадцать лет. В 335 г. до н.э. вернулся в Афины и основал здесь школу, названную Ликеем. В 323 г. в Афинах произошли антимакедонские бунты, Аристотель был обвинен. В отличие от Сократа, не стал дожидаться суда и бежал из Афин. Шестидесяти двух лет умер на острове Эвбея.

Аристотеля считают создателем логики, он читал лекции на темы, отнесенные впоследствии к метафизике, этике и психологии, а также исследовал вопросы, ставшие позднее предметом механики, биологии и политической науки.Он просил своих ликейских учени­ков собирать для него материалы, а потому может быть назван отцом идеи исследовательской программы.

Аристотелю посвящены сотни комментариев, включая обширные работы Аверроэса, Маймонида и Аквината (см. ниже). Через много столетий после его смерти христианская церковь положила его уче­ние в основание собственной философии. На некоторое время во­зобладала антиаристотелевская установка, но конец XX столетия стал свидетелем возобновления интереса к Аристотелю.

Евклид

Евклид (ок. 365 — 300 гг. до н.э.) — греческий математик, жив­ший в Александрии. Его геометрический метод оказал значительное влияние на философскую мысль.

Цицерон

Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) - римский государст­венный деятель и писатель. Автор нескольких философских тракта­тов, включая очерки о природе богов, о долге и дружбе.

Андроник

Андроник Родосский — греческий философ, жил в Риме ок. 60 г. до н.э. Систематизировал и издал сочинения Аристотеля.

Августин

Философ и теолог Августин родился на территории нынешнего Ал­жира в 354 г. и умер в Гиппоне (Северная Африка) в 430 г. Мать воспитала его в христианском духе.

В возрасте 17 лет св. Августин уехал из дома; жил сначала в Карфагене, потом в Риме и Милане, где изучал Библию и сочине­ния Платона. После нескольких лет жизни в Италии он вернулся в Африку и основал здесь монашескую общину; впоследствии стал , епископом Гиппона.

Августин жил во времена, когда Римская империя переживала набеги готов, гуннов и вандалов. Когда готы вторглись в Рим, он предсказал, что новая, христианская империя («Божий град») од­нажды придет на смену язычеству и ересям варваров-завоевателей. Своими сочинениями внес вклад в формирование идеологии хрис­тианской формы правления, которая в конце концов обрела реаль­ное существование.

В течение примерно 800 лет Августин оставался главным автори­тетом в вопросах христианского вероучения; в результате сочинения

Аристотеля, вновь открытые в XII столетии, были запрещены в Па­рижском университете. Однако Аквинату удалось создать своеоб­разный синтез философии Аристотеля и теологии Августина, и за­прет на распространение сочинений и идей Аристотеля ушел в про­шлое.

В 430 г. вандалы осадили Гиппон, и во время осады Августин умер.

Боэций (ок. 480-524)

В годы жизни римского философа Боэция Римской империей пра­вили готы. Он поссорился с королем-готом, который посадил его в тюрьму, а потом казнил. В заключении Боэций написал свой наибо­лее известный трактат «Утешение философией». Он знал греческий язык и перевел на латынь некоторые работы Аристотеля.

Ансельм (1033-1109)

Св. Ансельм родился в Пьемонте и стал архиепископом Кентербе-рийским во времена правления Вильгельма Рыжего и Генриха I. Среди историков известен своими спорами с этими королями, а среди философов — сформулированы ьм им онтологическим доказа­тельством существования Бога (см. гл. 2).

Абеляр (1079-1142)

Пьера Абеляра, родившегося в знатной бретонской семье, и по сей день вспоминают главным образом в связи с широко известной ис­торией его любви к Элоизе — любви, которая имела для него тяж­кие последствия.

Абеляр писал на теологические, логические, этические и метафи­зические темы. При жизни считался одним из величайших мыслите­лей своей эпохи. Однако его теологические взгляды были многократ­но осуждены, в том числе св. Бернаром Клервоским, основателем мо­настырей и сторонником крестоносцев. В 1142 г. Абеляр умер на пути в Рим, куда отправился, чтобы отразить обвинения в ереси.

Аверроэс (1126-1198)

Аверроэс родился в Кордове; сын кади (мусульманского судьи), сам был кади в Кордове, Севилье и Марокко.

Аверроэс создал комментарии к Аристотелю и изложил Коран в терминах аристотелевской философии; за это его прозвали Коммен-

татором. Его философия повлияла на развитие средневековой хрис­тианской теологии, а также стала основанием некоторых мусуль­манских ересей.

Маймонид (1135-1204)

Маймонид родился в Испании и умер в Египте. По словам его био­графа Гешеля (A.J. Heschel), «Маймонид был весьма влиятельным политиком [как глава иудейской общины]; его считали наиболее выдающимся врачом своего времени, самым великим знатоком Тал­муда нынешнего тысячелетия, философом эпохальной значимости, выдающимся математиком, ученым и юристом; он вызывал восхи­щение масс, его прославляла знать и превозносили ученые».

Маймонид написал комментарии к Аристотелю, которые, наряду с комментариями Аверроэса, в конечном счете определили характер синтеза аристотелизма с христианской философией и западной фи­лософией вообще. Его книгу «Путеводитель колеблющихся» читают и сегодня, 850 лет спустя.

Аквинат (1225-1274)

Св. Фома Аквинский родился в Италии в знатной семье. Его отец не разрешил ему вступить в доминиканский орден, но он нарушил волю отца, был схвачен своими братьями и на два года заточен в фамильном замке. В конце концов ему удалось бежать, и он отпра­вился во Францию, где стал преподавать философию. Среди его многочисленных сочинений — «Сумма теологии», задуманная как полный свод теологии. Римская католическая церковь по сей день считает ее основополагающим теологическим сочинением.

Дунс Скот (1265-1308)

Иоанн Дунс Скот, или Джон Дан из Шотландии, был монахом-францисканцем. Учился, а впоследствии преподавал философию в Оксфорде. Скот написал комментарии к Аристотелю и Библии, а также возражал Аквинату.

Оккам (ок. 1285-1349)

Уильям Оккам родился в Суррее. Вступил во францисканский орден, учился в Оксфорде и Париже. Поссорился с Папой, который призвал его в Авиньон, и бежал в Баварию, где был благосклонно принят королем. Он доказывал, что мирские правители имеют бо-

жественную власть независимо от власти, даруемой им Папой. Автор логических трактатов и комментариев к Аристотелю. Его зна­менитое изречение, названное бритвой Оккама, гласит: «Без необ­ходимости не следует постулировать многого».

Гроций (1583-1645)

Гуго Гроций — голландский юрист, теолог и автор важной книги о философии права De Jure Belli et Pacis («О праве войны и мира»). Слово право в ее названии указывает на естественный закон или моральный закон, а не на закон, созданный человеком. Гоббс и Локк испытали влияние Греция.

Гоббс (1588-1679)

Английский философ Томас Гоббс родился в год разгрома Испанской Армады, во время Гражданской войны жил в Англии, и этот опыт в значительной степени повлиял на его политическую философию.

Гоббсова теория правления включает тезис о том, что король (глава государства) должен обладать абсолютной властью, посколь­ку разделенная власть может привести к гражданской войне. Идеи Гоббса, естественно, противоречили взглядам людей, которые несут ответственность за казнь Карла I. В начале конфликта между коро­лем и парламентом (1640 г.) бежал в Париж. Пробыл во Франции 12 лет и имел возможность дискутировать и спорить с Декартом. Некоторое время был наставником юного Карла II, также в изгна­нии. После реставрации монархии получил пенсию от Карла II.

Наиболее влиятельная книга Гоббса — «Левиафан» — была опубликована в 1651 г.

Декарт (1596-1650)

Метод сомнения, или методологический скептицизм, Рене Декарта, описанный им в «Размышлениях о первой философии», оказал глу­бокое влияние на современную мысль. В той же книге он сформу­лировал несколько доказательств существования Бога, включая соб­ственную версию онтологического аргумента (см. гл. 2). Декарт яв­ляется также создателем аналитической геометрии.

Локк (1632-1704)

Английский философ Джон Локк значительную часть жизни про­вел в Оксфорде. Является основоположником британского эмпи-

ризма — философии, основывающей всякую теорию на опыте. Локк утверждает, что человеческий ум есть tabula rasa или чистый лист бумаги, которую опыт как бы заполняет информацией.

«Два трактата о правлении Локка оказали влияние на творцов американской конституции, однако ученые спорят, был ли сам Локк сторонником демократических идей. Его главная работа — Опыт о человеческом разумении».

Спиноза (1632-1677)

Барух Спиноза родился в Амстердаме в семье испанских евреев-эмигрантов. В возрасте двадцати четырех лет был исключен из иу­дейской общины, вероятно, из-за чрезмерного интереса к исследова­ниям, далеким от Талмуда, — астрономии и оптике.

Был человеком не от мира сего и зарабатывал на жизнь шлифов­кой линз.

«Этика Спинозы по форме повторяет «Начало» Евклида. Как и «Начало», она начинается с аксиом, на основании которых форму­лируются теоремы. Среди других его сочинений — комментарии к Декартовой геометрии и Трактат о Боге и человеке».

Лейбниц (1646-1716)

Готфрид Вильгельм Лейбниц, сын профессора философии Лейпциг-ского университета, был одним из великих эрудитов. Среди его за­мыслов — вычислительная машина, план французского вторжения в Египет (им 100 лет спустя интересовался Наполеон), план прими­рения католической и протестантской церквей. Автор многочислен­ных философских работ. Лейбниц был не только философом, но и математиком, считается, что он открыл дифференциальное исчисле­ние независимо от Ньютона. Его изречение об этом лучшем из воз­можных миров высмеял Вольтер в «Кандиде».

Беркли (1685-1753)

Джордж Беркли (епископ Беркли) родился в Килкени и был ир­ландским единомышленником британских эмпиристов; два других сторонника эмпиризма — Джон Локк (см. выше) и шотландец Дэвид Юм (см. ниже).

Беркли утверждает, что мир состоит из духов (людей и Бога) и идей. Человеческие идеи текучи и непостоянны, идеи Бога постоян­ны и упорядоченны. Беркли выражает свою доктрину в форме ло-

зунга «esse est percipi» («существовать — значит быть воспринима­емым»). Его важнейшие философские сочинения — Новая теория зрения», «Трактат о принципах человеческого знания», «Три разго­вора между Гиласом и Филонусом».

Юм (1711-1776)

Давид Юм опубликовал работы по британской истории, в которых выступил на стороне королей династии Стюартов. Однако известен прежде всего как философ.

В молодости Юм зарабатывал на жизнь сначала как дипломат на вторых ролях, потом — как наставник взбалмошного юного аристо­крата, а впоследствии — в качестве библиотекаря. Юм копил и вкладывал свои деньги, что позволило ему остаток жизни посвятить работе над сочинениями.

Скептическое разъяснение природы причинности (см. гл. 17) Юм развертывает в Трактате о человеческой природе и, далее, в первом из трех Исследований. В «Диалогах о естественной рели­гии» обсуждает и критикует известное доказательство существова­ния Бога от замысла (см. гл. 2). Его Опыты охватывают широкий круг тем (философских, исторических), представляющих интерес для широкой публики.

Кант (1724-1804)

Иммануил Кант родился в Кенигсберге (Германия). Говорят, что за всю свою жизнь он ни разу не отъезжал от родного города более чем на десять миль.

Кант говорил, что чтение Юма пробудило его от догматической дремоты, и с тех пор он пытался найти способ защитить представле­ния, которым, казалось, угрожал скептицизм Юма. Так, он стре­мится доказать, что причинная необходимость правит в эмпиричес­ком мире, а свобода и нравственность — в мире человеческой воли. Он рассматривает все традиционные доказательства существования Бога и приходит к выводу, что человеческий разум слаб и не может уразуметь идеи Бога, вечности и бесконечности. Его основные рабо­ты — «Критика чистого разума» (по метафизике) и «Критика практического разума» (по этике).

Уоллстоункрафт (1759-1797)

Мэри Уоллстоункрафт — политический философ и феминистка;

одна из современниц назвала ее «гиеной в юбке». Она вызывает

ярость и поныне, а историк Ричард Кобб даже придрался к ее свое­образной фамилии.

Уоллстоункрафт начала свою писательскую карьеру в 1790 г. публикацией «Защиты прав мужчины». В сущности, эта книга пред­ставляет собой радикальный ответ на далеко не радикальные «Раз­мышления о Французской революции» Эдмунда Бёрка. В 1792 г. она издает Защиту прав женщины — важнейшую работу, которая сни­скала ей и известность, и дурную славу. Она начинает ее с опровер­жения Руссо, чья система образования (описанная в «Эмиле» и «Эмиле и Софии») открыто нацелена на подчинение женщины муж­чине с самого раннего детства. Среди других сочинений Уоллстоун­крафт — «Взгляд на Французскую революцию» (рассказ очевиди­цы) и том коротких историй из жизни.

Умерла в родах.

Гегель (1770-1831)

Георг Вильгельм Фридрих Гегель, пожалуй, самый известный сис-темосозидатель в истории философии. По его мнению, все знание может быть систематизировано в три раздела — логика, философия природы и философия духа. Гегель предлагает также новое понима­ние диалектики. Он говорит, что история есть прогресс, движимый диалектическим столкновением тезиса и антитезиса, примиряемых затем в синтезе. Элементы этого прогресса — духовные или интел­лектуальные, а не материальные.

В молодости Гегель был сторонником Великой французской ре­волюции и Наполеона, но со временем в нем выработались нена­висть ко всем демократическим институтам и настоящее преклоне­ние перед авторитарным прусским государством. По Гегелю, госу­дарство есть шествие Бога по земле. Его главные работы — «Наука логики», «Энциклопедия философских наук» и «Основы филосо­фии права».

Рикардо (1772-1823)

Дэвид Рикардо — английский экономист. Сын лондонского бирже­вого маклера, к сорока двум годам своими силами приобрел боль­шое состояние. Пятью годами позже, в 1819 г., был избран в парла­мент от радикалов.

Его главная работа, принесшая ему славу и оказавшая значи­тельное влияние на Маркса, — «Принципы политической экономии и налогообложения». Содержит глубокий анализ таких экономичес­ких понятий, как стоимость, заработная плата и рента.

Шопенгауэр (1788-1860)

Артур Шопенгауэр считал Гегеля настоящим мошенником, а геге­льянство — глупейшим и бессмысленным обманом: он много рас­суждает об этом во 2-м томе книги «Мир как воля и представле­ние». В молодости читал лекции в те же часы, что и Гегель, но не преуспел в переманивании студентов этого философского диктато­ра. В 1821 г. Шопенгауэр оставил преподавание и посвятил остаток жизни сочинительству.

Шопенгауэр одним из первых в Европе начал изучать религии Индии, и его идеи обнаруживают их влияние. Для Шопенгауэра разум и воля реальны, в отличие от материальной вселенной, кото­рая является в некотором смысле фантасмагорией. Реальность дурна, поскольку желания и воля заставляют лишь страдать. Песси­мизм — единственно разумная философия жизни.

Наши рекомендации