Содержимое мира: не-существующий король Франции
Здравый смысл говорит нам, что единороги, эльфы, дед Мороз и нынешний король Франции не существуют. Мы знаем, что Франция сейчас республика и потому король Франции не существует по определению. Что касается единорогов и эльфов, то, несмотря на все старания, мы не можем их найти; не можем найти даже костей единорога или окаменелостей эльфа.
Однако издавна некоторые философы полагали, что если мы можем мыслить о какой-то вещи, то эта вещь должна в некотором смысле существовать. Они доказывали, что если бы вещь вовсе не существовала, то мы не могли бы о ней думать. Невозможно думать о ничто, можно думать лишь о нечто; если же вещь есть нечто, то она должна каким-то образом существовать. Таким образом, нынешний король Франции, эльфы и единороги должны в некотором смысле существовать, иначе невозможно было бы их помыслить.
Но, конечно, мысль о существовании не-существующих вещей крайне парадоксальна.
Пытаясь избежать парадокса, обычно говорят, что не-существующие вещи существуют только в уме. Это предполагаемое решение в такой форме несколько неясно. Какого рода существование есть существование в уме?
Бертран Рассел, обсуждая вопрос о не-существующих сущностях, советует своим читателям не забывать о здравом чувстве реальности.
Современный подход к этой проблеме, представленный в работе самого Рассела, предполагает, что она может быть решена посредством правильного понимания логики и языка.
Начнем с не-существующего нынешнего короля Франции.
Рассел считал, что всякое осмысленное высказывание должно быть либо истинным, либо ложным. Осмысленное и ясное высказывание не может быть и истинным, и ложным, как не может быть ни истинным, ни ложным.
Рассел рассматривал возможное высказывание «Нынешний король Франции (есть) лысый» и спрашивал: является оно истинным или ложным? Если оно истинно, то этот король и впрямь лыс и не имеет волос. Если же оно ложно, то этот король имеет волосы, т.е. не лыс. Но как определить это? Ведь невозможно обследовать череп нынешнего короля Франции.
Расселовское решение идет в русле его теории дескрипций. Она предполагает аналитическое разбиение высказываний, выявление того, что он считает их скрытыми составляющими.
Согласно Расселу, высказывание «Нынешний король Франции (есть) лысый» хотя и выглядит вполне простым, на самом деле сложно. Оно содержит не одно «есть», а четыре, и, что важнее всего, три из них – «есть» существования.
«Нынешний король Франции (есть) лысый» содержит три высказывания в одном.
1. ЕСТЬ по крайней мере один король Франции.
2. ЕСТЬ максимум один король Франции.
3. НЕ ЕСТЬ ничего, что ЕСТЬ одновременно король Франции и не лысый.
Такого рода анализ первоначального высказывания обнаруживает, что оно ложно, поскольку ложно его первое составляющее (1).
Составляющее (1) является ложным, поскольку нынешний король Франции не существует. Высказывание в целом ложно не потому, что король Франции не лысый, а потому, что он вовсе не существует.
А что сказать о высказывании «Нынешний король Франции не (есть) лысый»? Истинно ли оно? Нет. Оно тоже ложно, поскольку его анализ выглядит следующим образом.
1. ЕСТЬ по крайней мере один король Франции.
2. ЕСТЬ максимум один король Франции.
3. НЕ ЕСТЬ ничего, что ЕСТЬ одновременно король Франции и лысый.
Опять-таки первое составляющее ложно, а потому ложно и все исходное высказывание.
В результате оказывается, что оба высказывания - «Нынешний король Франции (есть) лысый» и «Нынешний король Франции не (есть) лысый» – являются ложными.
Расселовское разъяснение о наилучшем способе понимания высказываний о вещах, которые не существуют, не стало обще признанным. Например, Питер Стросон доказывал, что высказывания о не-существующих вещах, таких как нынешний король Франции, не являются ложными: они не истинны и не ложны. Философы все еще придерживаются разных мнений о том, кто же предложил лучшее решение – Рассел или Стросон.
Здесь мы завершаем обсуждение проблемы существования. В следующей главе рассмотрим некоторые проблемы, связанные с традиционными доказательствами существования Бога.
Глава 2
СУЩЕСТВОВАНИЕ БОГА
Иудаизм и христианство представляют Бога как вечное, бесконечное, несотворенное Сущее, создавшее вселенную и все, что есть во вселенной. Это Сущее относится к человеческому роду не только как творец, но в каком-то смысле и как личность, как отец, который вознаграждает и наказывает своих детей или в нынешней жизни, или в загробном существовании, или же в обоих этих мирах. Третья главная монотеистическая религия – ислам – до некоторой степени разделяет это понимание Бога с более древними религиями, хотя (официально) рассматривает Бога не как Отца, но скорее как безличное Сущее. Невзирая на это, Бог ислама – Аллах – в Коране говорит о себе он и наказывает и вознаграждает точно так же, как Бог евреев и христиан.
Разумеется, представление о божествах древнее любой из этих религий. По-видимому, оно было существенно важным понятием буквально во всех известных нам человеческих обществах. Наше время с этой точки зрения является исключением.
Философы размышляли о Боге на протяжении столетий. Часто их интересовало главным образом доказательство. Можно ли доказать существование Бога? Или его можно принять только на веру?
Важнейшими доказательствами (или предполагаемыми доказательствами) существования Бога являются доказательства, основанные на откровении, доказательство, основанное на чудесах, аргументы от первой причины, онтологический аргумент, аргумент от замысла.