Тема 1. Сущность и специфика философского знания. Основные философские направления.
Таблица 1
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОМЕРА ВАРИАНТА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Последняя цифра шифра | |||||||||||
Пред- пос- лед- няя циф- ра шиф- ра | |||||||||||
Таблица 2
СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВАРИАНТАМ
Вопрос 1 | Вопрос 2 | Вопрос 3 | Вопрос 4 | Вопрос 5 | |
Вариант 1 | 1.1 | 3.9 | 8.1 | 11.3 | 13.5 |
Вариант 2 | 1.2 | 4.1 | 8.2 | 11.4 | 13.6 |
Вариант 3 | 1.3 | 4.2 | 8.3 | 11.5 | 13.7 |
Вариант 4 | 1.4 | 4.3 | 8.4 | 11.6 | 13.8 |
Вариант 5 | 1.5 | 4.4 | 8.5 | 11.7 | 13.9 |
Вариант 6 | 1.6 | 4.5 | 8.6 | 11.8 | 13.10 |
Вариант 7 | 1.7 | 4.6 | 8.7 | 11.9 | 13.11 |
Вариант 8 | 1.8 | 4.7 | 8.8 | 11.10 | 13.12 |
Вариант 9 | 1.9 | 4.8 | 8.9 | 11.11 | 13.13 |
Вариант 10 | 1.10 | 4.9 | 9.1 | 12.1 | 13.14 |
Вариант 11 | 1.11 | 4.10 | 9.2 | 12.2 | 13.15 |
Вариант 12 | 2.1 | 5.1 | 9.3 | 12.3 | 13.16 |
Вариант 13 | 2.2 | 5.2 | 9.4 | 12.4 | 13.17 |
Вариант 14 | 2.3 | 5.3 | 9.5 | 12.5 | 14.1 |
Вариант 15 | 2.4 | 5.4 | 9.6 | 12.6 | 14.2 |
Вариант 16 | 2.5 | 5.5 | 9.7 | 12.7 | 14.3 |
Вариант 17 | 2.6 | 5.6 | 9.8 | 12.8 | 14.4 |
Вариант 18 | 2.7 | 6.1 | 9.9 | 12.9 | 14.5 |
Вариант 19 | 2.8 | 6.2 | 10.1 | 12.10 | 14.6 |
Вариант 20 | 2.9 | 6.3 | 10.2 | 12.11 | 14.7 |
Вариант 21 | 2.10 | 6.4 | 10.3 | 12.12 | 14.8 |
Вариант 22 | 2.11 | 6.5 | 10.4 | 12.13 | 14.9 |
Вариант 23 | 3.1 | 6.6 | 10.5 | 12.14 | 14.10 |
Вариант 24 | 3.2 | 7.1 | 10.6 | 12.15 | 14.11 |
Вариант 25 | 3.3 | 7.2 | 10.7 | 12.16 | 14.12 |
Вариант 26 | 3.4 | 7.3 | 10.8 | 12.17 | 14.13 |
Вариант 27 | 3.5 | 7.4 | 10.9 | 13.1 | 14.14 |
Вариант 28 | 3.6 | 7.5 | 10.10 | 13.2 | 14.15 |
Вариант 29 | 3.7 | 7.6 | 11.1 | 13.3 | 14.16 |
Вариант 30 | 3.8. | 7.7 | 11.2 | 13.4 | 14.17 |
ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМАМ
Тема 1. Сущность и специфика философского знания. Основные философские направления.
1. Что такое мировоззрение? Назовите основные формы мировоззрения и дайте их краткую характеристику.
2. В работе «Упадок и возрождение культуры» А. Швейцер утверждал: «Великая задача духа – создание мировоззрения. <…> Конечно, в настоящее время многие обычно не поднимаются в своих взглядах на жизнь до осознанного мировоззрения. В массе своей они также не осознают необходимости и не испытывают потребности выводить свои идеи и убеждения из такого мировоззрения и обычно в большей или меньшей степени ориентируются на тон, задаваемый их временем, прислушиваются к ведущим голосам своей эпохи». Раскройте смысл данного утверждения и дайте свой комментарий.
3. Философию часто определяют, как область познания, в которой исследуются всеобщие и наиболее глубокие принципы понимания действительности. Раскройте смысл данного определения. Что такое всеобщность и глубина (фундаментальность) философских принципов и категорий? Приведите примеры (2 – 3) философских принципов.
4. Рассмотрите вопрос о становлении философии в истории человечества. Где, когда и в силу каких факторов зарождается философия? Почему философия зарождается весьма поздно и не у всех народов древности?
5. Сопоставьте философию и науку. Является ли философия наукой? Дайте аргументированный ответ.
6. Назовите структуру философии и круг её основных проблем. Раскройте содержание этих проблем.
7. Что является основным вопросом философии, по Ф. Энгельсу? Рассмотрите главные позиции по этому вопросу: материализм и идеализм. Приведите несколько доводов каждой из сторон. Рассмотрите основные формы материализма идеализма.
8. Дайте характеристику таким философским методам познания, как диалектика и метафизика (антидиалектика). Приведите примеры нескольких философских вопросов, где проявляется противоречие между двумя этими методами.
9. Раскройте, в чём состоит мировоззренческая функция философии. Приведите примеры (2 – 3) осуществления философией своей мировоззренческой функции.
10. Раскройте, в чём состоит методологическая функция философии. Приведите примеры (2 – 3) осуществления философией своей методологической функции. Приведите доводы в пользу того, что философия имеет значение для практической деятельности человека.
Тема 2. Античная философия
1. Раскройте смысл изречений Гераклита: «Всё течёт» и «В одну реку мы вступаем и не вступаем, ведь на входящих в ту же самую реку набегают всё новые воды». Согласны ли Вы с позицией Гераклита? Аргументируйте свой ответ.
2. Раскройте смысл изречений Гераклита: «Многознание уму не научает» и «Мудрость в том, чтобы всё знать как одно». Покажите взаимосвязь этих изречений.
3. Каковы свойства бытия, согласно Пармениду? Рассмотрите, соответствуют ли эти свойства чувственно наблюдаемой картине реальности.
4. Сравните философские учения Демокрита и Анаксагора.
5. Раскройте смысл изречения Сократа: «Познай самого себя». Согласны ли Вы с позицией Сократа? Дайте аргументированный ответ.
6. Рассмотрите, что такое мир идей и мир вещей, согласно Платону. Всякая ли мысль является идеей?
7. Опираясь на основные положения философии Платона, раскройте смысл его изречения: «Тело – темница души». Согласны ли Вы с позицией Платона?
8. Аристотель выделял ряд ступеней познания мира: чувственное восприятие, опыт, искусство, наука, «первая философия». Опишите эти ступени. Почему, согласно Аристотелю, философия является высшей ступенью познания?
9. Сравните теории государства Платона и Аристотеля.
10. Назовите доводы, с помощью которых античные скептики доказывали невозможность истинного знания о мире.
11. Сопоставьте этические идеи стоиков и Эпикура.
Тема 6. Русская философия
1.Какие аксиологические концепции в русской философии вам известны? Охарактеризуйте их.
2.Раскройте основные идеи антропологии Ф.М. Достоевского. Диалектика любви и свободы.
3.Раскройте основные идеи философии В.С. Соловьёва.
4.Назовите основные черты русской философии на рубеже двух столетий (Н. Бердяев, В. Соловьев, П. Флоренский).
5.В чем заключается философия свободы Н. Бердяева. Раскройте смысл понятия свободы у Н. Бердяева.
6.Идеи В.И. Вернадского о ноосфере. Что такое ноосфера, ее черты по В.И. Вернадскому? Как человечество может прийти к ноосфере??
Тема 10. Теория познания
1. Рассмотрите основные трактовки сущности познания в философии. Сравните их между собой.
2. Раскройте проблему соотношения объективного и субъективного в познании. Рассмотрите основные походы к её решению. Верно ли, что всякое представление человека о мире является субъективным? Как в таком случае возможно истинное знание?
3. Рассмотрите чувственный и логический (рациональный) уровни познания. Объясните, в чём состоит значение логического мышления для познания мира?
4. Раскройте суть дискуссии между эмпиризмом и рационализмом в философии Нового времени. Приведите основные доводы обеих сторон дискуссии.
5. Какую роль в познании играет язык? Согласны ли Вы с точкой зрения, что язык определяет взгляды человека на мир? Дайте аргументированный ответ.
6. Рассмотрите дискуссию между рационализмом и иррационализмом о роли разума в познании истины. В чём проявляются иррационалистические тенденции в современную эпоху?
7. Рассмотрите основные трактовки истины в философии (теория соответствия, теория когеренции, прагматическая теория, конвенциализм). Выделите их достоинства и недостатки.
8. Опишите наиболее часто выделяемые в философии критерии истины. Покажите достоинства и недостатки этих критериев.
9. Раскройте роль практики в познании. Согласны ли Вы с тезисом К. Маркса и его последователей: «Практика – критерий истины»?
10. Рассмотрите философскую дискуссию о том, достижима ли истина, познаваем ли мир. Назовите несколько аргументов сторонников агностицизма – философского течения, согласно которому мир непознаваем. Прокомментируйте эти аргументы.
Таблица 1
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОМЕРА ВАРИАНТА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Последняя цифра шифра | |||||||||||
Пред- пос- лед- няя циф- ра шиф- ра | |||||||||||
Таблица 2
СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВАРИАНТАМ
Вопрос 1 | Вопрос 2 | Вопрос 3 | Вопрос 4 | Вопрос 5 | |
Вариант 1 | 1.1 | 3.9 | 8.1 | 11.3 | 13.5 |
Вариант 2 | 1.2 | 4.1 | 8.2 | 11.4 | 13.6 |
Вариант 3 | 1.3 | 4.2 | 8.3 | 11.5 | 13.7 |
Вариант 4 | 1.4 | 4.3 | 8.4 | 11.6 | 13.8 |
Вариант 5 | 1.5 | 4.4 | 8.5 | 11.7 | 13.9 |
Вариант 6 | 1.6 | 4.5 | 8.6 | 11.8 | 13.10 |
Вариант 7 | 1.7 | 4.6 | 8.7 | 11.9 | 13.11 |
Вариант 8 | 1.8 | 4.7 | 8.8 | 11.10 | 13.12 |
Вариант 9 | 1.9 | 4.8 | 8.9 | 11.11 | 13.13 |
Вариант 10 | 1.10 | 4.9 | 9.1 | 12.1 | 13.14 |
Вариант 11 | 1.11 | 4.10 | 9.2 | 12.2 | 13.15 |
Вариант 12 | 2.1 | 5.1 | 9.3 | 12.3 | 13.16 |
Вариант 13 | 2.2 | 5.2 | 9.4 | 12.4 | 13.17 |
Вариант 14 | 2.3 | 5.3 | 9.5 | 12.5 | 14.1 |
Вариант 15 | 2.4 | 5.4 | 9.6 | 12.6 | 14.2 |
Вариант 16 | 2.5 | 5.5 | 9.7 | 12.7 | 14.3 |
Вариант 17 | 2.6 | 5.6 | 9.8 | 12.8 | 14.4 |
Вариант 18 | 2.7 | 6.1 | 9.9 | 12.9 | 14.5 |
Вариант 19 | 2.8 | 6.2 | 10.1 | 12.10 | 14.6 |
Вариант 20 | 2.9 | 6.3 | 10.2 | 12.11 | 14.7 |
Вариант 21 | 2.10 | 6.4 | 10.3 | 12.12 | 14.8 |
Вариант 22 | 2.11 | 6.5 | 10.4 | 12.13 | 14.9 |
Вариант 23 | 3.1 | 6.6 | 10.5 | 12.14 | 14.10 |
Вариант 24 | 3.2 | 7.1 | 10.6 | 12.15 | 14.11 |
Вариант 25 | 3.3 | 7.2 | 10.7 | 12.16 | 14.12 |
Вариант 26 | 3.4 | 7.3 | 10.8 | 12.17 | 14.13 |
Вариант 27 | 3.5 | 7.4 | 10.9 | 13.1 | 14.14 |
Вариант 28 | 3.6 | 7.5 | 10.10 | 13.2 | 14.15 |
Вариант 29 | 3.7 | 7.6 | 11.1 | 13.3 | 14.16 |
Вариант 30 | 3.8. | 7.7 | 11.2 | 13.4 | 14.17 |
ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМАМ
Тема 1. Сущность и специфика философского знания. Основные философские направления.
1. Что такое мировоззрение? Назовите основные формы мировоззрения и дайте их краткую характеристику.
2. В работе «Упадок и возрождение культуры» А. Швейцер утверждал: «Великая задача духа – создание мировоззрения. <…> Конечно, в настоящее время многие обычно не поднимаются в своих взглядах на жизнь до осознанного мировоззрения. В массе своей они также не осознают необходимости и не испытывают потребности выводить свои идеи и убеждения из такого мировоззрения и обычно в большей или меньшей степени ориентируются на тон, задаваемый их временем, прислушиваются к ведущим голосам своей эпохи». Раскройте смысл данного утверждения и дайте свой комментарий.
3. Философию часто определяют, как область познания, в которой исследуются всеобщие и наиболее глубокие принципы понимания действительности. Раскройте смысл данного определения. Что такое всеобщность и глубина (фундаментальность) философских принципов и категорий? Приведите примеры (2 – 3) философских принципов.
4. Рассмотрите вопрос о становлении философии в истории человечества. Где, когда и в силу каких факторов зарождается философия? Почему философия зарождается весьма поздно и не у всех народов древности?
5. Сопоставьте философию и науку. Является ли философия наукой? Дайте аргументированный ответ.
6. Назовите структуру философии и круг её основных проблем. Раскройте содержание этих проблем.
7. Что является основным вопросом философии, по Ф. Энгельсу? Рассмотрите главные позиции по этому вопросу: материализм и идеализм. Приведите несколько доводов каждой из сторон. Рассмотрите основные формы материализма идеализма.
8. Дайте характеристику таким философским методам познания, как диалектика и метафизика (антидиалектика). Приведите примеры нескольких философских вопросов, где проявляется противоречие между двумя этими методами.
9. Раскройте, в чём состоит мировоззренческая функция философии. Приведите примеры (2 – 3) осуществления философией своей мировоззренческой функции.
10. Раскройте, в чём состоит методологическая функция философии. Приведите примеры (2 – 3) осуществления философией своей методологической функции. Приведите доводы в пользу того, что философия имеет значение для практической деятельности человека.
Тема 2. Античная философия
1. Раскройте смысл изречений Гераклита: «Всё течёт» и «В одну реку мы вступаем и не вступаем, ведь на входящих в ту же самую реку набегают всё новые воды». Согласны ли Вы с позицией Гераклита? Аргументируйте свой ответ.
2. Раскройте смысл изречений Гераклита: «Многознание уму не научает» и «Мудрость в том, чтобы всё знать как одно». Покажите взаимосвязь этих изречений.
3. Каковы свойства бытия, согласно Пармениду? Рассмотрите, соответствуют ли эти свойства чувственно наблюдаемой картине реальности.
4. Сравните философские учения Демокрита и Анаксагора.
5. Раскройте смысл изречения Сократа: «Познай самого себя». Согласны ли Вы с позицией Сократа? Дайте аргументированный ответ.
6. Рассмотрите, что такое мир идей и мир вещей, согласно Платону. Всякая ли мысль является идеей?
7. Опираясь на основные положения философии Платона, раскройте смысл его изречения: «Тело – темница души». Согласны ли Вы с позицией Платона?
8. Аристотель выделял ряд ступеней познания мира: чувственное восприятие, опыт, искусство, наука, «первая философия». Опишите эти ступени. Почему, согласно Аристотелю, философия является высшей ступенью познания?
9. Сравните теории государства Платона и Аристотеля.
10. Назовите доводы, с помощью которых античные скептики доказывали невозможность истинного знания о мире.
11. Сопоставьте этические идеи стоиков и Эпикура.