Тема 13. социальная философия
Социальная философия - раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек. Социальная философия в этом понимании сближается с теоретической социологией.
ЗАДАНИЯ НА УСТАНОВЛЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ
Установите связи между понятиями:
1.
а) статика б) динамика в) социум
1) развитие 2) структура 3) общество
2.
а) народ б) личность в) класс
1) индивидуализм 2) коллективизм 3) элита
3.
а) формация б) цивилизация в) периодизация
1) индустрия 2) феодализм 3) древность
Образец таблицы для выполнения задания:
А | Б | В |
ЗАДАНИЯ НА ВОСПОЛНЕНИЕ ПРОПУЩЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
Вставьте пропущенное понятие:
1. необходимость = закономерность + …
2. факторы исторического процесса = объективный + …
3. общественное развитие = … + регрессивное
ЗАДАНИЯ НА ОСМЫСЛЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
1.Что может означать высказывание «общество и социум – не одно и то же»?
2.Что может означать высказывание «социальное время отличается от физического»?
3.Как понимать высказывание «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду»?
ТЕМА 14. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
Философия истории (историософия) - раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства. Философия истории исследует имманентную логику развития человеческого общества, единство и многомерность исторического процесса, проблемы социального детерминизма, устанавливает истинность или достоверность исторических фактов и событий. Также к философии истории относятся вопросы о возможности, сущности и границах исторического знания и исторической науки в частности.
ЗАДАНИЯ НА УСТАНОВЛЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ
Установите связи между понятиями:
1.
а) закономерность б) возможность в) свобода
1) необходимость 2) действительность 3) случайность
2.
а) история б) политология в) социология
1) динамика 2) статика 3) сфера
3.
а) прогресс б) спираль в) регресс
1) диалектика 2) развитие 3) эсхатология
Установите связи между фамилиями мыслителей и используемыми ими понятиями:
1.
а) Маркс б) Тойнби в) Спенсер
1) цивилизация 2) формация 3) организм
2.
а) Гегель б) Сартр в) Ницше
1) воля 2) разум 3) свобода
3.
а) космизм б) либерализм в) эволюционизм
1) Локк 2) Вернадский 3) Тейяр де Шарден
Образец таблицы для выполнения задания:
А | Б | В |
ЗАДАНИЯ НА ВОСПОЛНЕНИЕ ПРОПУЩЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
Вставьте пропущенное понятие:
1. история = коллективизм + …
2. прогресс = личность + …
3. факторы исторического развития = субъективный + …
ЗАДАНИЯ НА ОСМЫСЛЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
1. Что может означать высказывание «история – это вопрос, ещё не получивший решения»?
2. Что может означать высказывание о взаимности перспектив истории и личности?
3. Что может означать высказывание «философия истории изучает не только прошлое, но и будущее»?
4. Что может означать высказывание «исторический процесс – это смена коллективистических и индивидуалистических типов обществ»?
5. Что может означать высказывание «социальная философия изучает социальную статику, а философия истории – социальную динамику»?
ТЕМА 15. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Теория познания гносеология, эпистемология - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.
ЗАДАНИЯ НА ВОСПОЛНЕНИЕ ПРОПУЩЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
Вставьте пропущенное понятие:
1. логика = формальная + …
2. истина = абсолютная + …
3. отражение = физическое + нервное + …
ЗАДАНИЯ НА УСТАНОВЛЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ
Установите связи между понятиями:
1.
а) диалектика б) метафизика в) агностицизм
1) противоречие 2) непротиворечие 3) сомнение
2.
а) логика б) гносеология в) эпистемология
1) познание 2) мышление 3) наука
3.
а) субъект б) объект в) метод
1) общество 2) природа 3) умозрение
Образец таблицы для выполнения задания:
А | Б | В |
ЗАДАНИЯ НА ОСМЫСЛЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
1. Что может означать высказывание «техника должна быть абсолютно эффективной»?
2. Что может означать высказывание «одной из главных в гносеологии является проблема Я как объекта для самого себя»?
3. Что может означать высказывание «главная задача научной революции – смена господствующей парадигмы»?
4. Что может означать характеристика процесса познания как взаимодействия двух материальных систем?
5. Что означает выражение «познавательное уравновешивание»?
Список использованной литературы:
1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 256 с (с хрестоматией).
2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-
М, 2009. - 288 с. (Профессиональное образование).
3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2009. – 286 с.
4. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 337 с.
5. Балашов В.Е. Занимательная философия. – М.: Издательско-торговая
6. корпорация «Дашков и Кº». 2008. – 172 с.
7. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений. – Ростов н/Д.: Феникс. 2010. – 315 с.
8. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс. 2010. – 496 с.
9. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И.
10. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль. 1986. – 574 с.
11. Древнеиндийская философия /Сост. В.В. Бродов. – М.: Мысль. 1972. – 343 с.
12. Древнекитайская философия: В 2-х т. – М.: Мысль. 1972.
13. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Советский писатель. 1991. - 480 с.
14. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. – М.: Наука. 1977. – 383 с.
15. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика. 1992. – 430 с.
Интернет-ресурсы
www.alleg.ru/edu/philos1.htm
ru.wikipedia.org/wiki/Философия
www.diplom-inet.ru/resursfilos
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Философия выявляет и вырабатывает смыслы человеческих деяний, поступков, формирует стратегические цели. Именно в этой области реализуются практические потенциалы философии. Значимость практической философии вытекает из того фундаментального факта, что мысль может непосредственно влиять на действие: либо побуждать человека к действию, либо, напротив, тормозить, останавливать действие, отвращать от него.